» Подготовка персонала как фактор повышения эффективности управления производством


Подготовка персонала как фактор повышения эффективности управления производством


21.03.2010

Основа экономической эффективности предприятий сегодня — разработка и внедрение современных технологий и оборудования, практика принятия грамотных управленческих решений. Но даже эти составляющие не могут в полной мере стать залогом успеха без качественного профессионального подхода к работе с персоналом.
Активная разработка и внедрение новых видов продукции и технологий опирается на проведение научных исследований. Причем, научная работа, ранее существовавшая как обособленный вид деятельности, все чаще объединяется с производственными процессами. А, значит, потребность обучения сотрудников наукоемких производств выходит на первый план работы с персоналом.
Основные проблемы, возникающие в сфере управления персоналом наукоемкого производства:
— смена роли работника в производственном процессе под влиянием нового технологического уклада. Использование наукоемких технологий способствует изменению содержания и функции труда, возникновению новых профессий и специализаций, что требует от работника большей умственной мобильности, умения решать производственные задачи в новых условиях.
— усложнение профессиональной деятельности. Наукоемкое производство неразрывно связано с исследовательской инновационной деятельностью — возникновение и развитие новых производств приводит к изменению содержания труда.
— старение кадров, опасность утраты преемственности рабочих поколений. Сложность подбора специалистов, связанная с процессами, происходящими на рынке труда, в части уменьшения количества высококвалифицированных кадров, обусловлено процессами их перехода в непрофильные производства и общего старения трудоспособного населения.
— задача четырехкратного повышения производительности труда на отечественных предприятиях к 2020 году*(1). Более полное применение накопленных знаний и опыта, личных возможностей и способностей работников — «один из резервов повышения эффективности производства, снижения трудоемкости продукции, а, следовательно, и роста производительности труда»*(2).
— постоянное изменение производственных связей и отношений*(3). Углубление единичного разделения труда, основанного на подетальной и пооперационной специализации в условиях использования высокотехнологичных машинных комплексов.
— несоответствие уровня подготовки выпускников профессиональных образовательных учреждений требованиям современного производства. Создаваемые рабочие места имеют ряд квалификационных характеристик и, зачастую, не соответствуют профилю профессиональной подготовки выпускников*(4). По данным опросов фонда «Общественное мнение» и «Левада-Центр» около 38% выпускников вузов нуждаются в переподготовке сразу после получения диплома, причем 8% опрошенных работодателей заявили, что предпочитают не принимать на работу новых сотрудников, а обучать уже имеющихся*(5). При этом большинство предприятий не располагает собственной базой подготовки рабочих кадров (64%) и специалистов среднего звена (80%)*(6).
— отсутствие внутрипроизводственного стратегического кадрового планирования. По данным социологических исследований 55% руководителей не могут составить прогноз потребности в кадрах на 3-5 лет вперед.
— отсутствие инструментов эффективного распределения сотрудников по творческим работам*(7). Наукоемкие производства располагают достаточно ограниченной информацией о том, на что в действительности способны их сотрудники. Распределение персонала по проектам осуществляется хаотично, интуитивно либо «как раньше», исходя из прошлого опыта. Также не учитывается психологическая совместимость работников, объединяемых в рабочие группы.
— отсутствие методик оценки экономической эффективности обучения персонала. Многие руководители не видят прямой зависимости между обучением и ростом эффективности предприятия — недостаточная разработанность методических вопросов и отсутствие утвержденной и апробированной нормативной базы расчетов экономической эффективности*(8).
— невозможность контроля невидимой умственной деятельности*(9). Поскольку интеллектуальная научно-исследовательская деятельность контролируется непосредственно работником, то в традиционном понимании контроль становится несостоятельным.
— недостаток информации об интеллектуальном потенциале работников*(10). Необходимость создания базы данных имеющегося интеллектуального потенциала и «портфеля компетенций» каждого работника. Объектом современной инновационной экономики становится человек, обладающий способностями, которые на рабочем месте он может превратить в возможности — набор компетенций, а затем и в финансовые результаты.
— подготовка персонала как одно из направлений повышения эффективности производства. Достижение паритета между уровнем подготовки и требованиями производственного (технологического) процесса требует принятия специальных мер с целью обеспечения опережающего обучения персонала всех уровней без нарушения технологий производства и отрыва от рабочего места. Данное направление повышения эффективности управления наукоемким производством, по нашему мнению, является актуальным по целому ряду причин:
— влияние научно-технического прогресса. Создание и внедрение в производственную и социальную сферу современных технологий требует от специалистов дополнительных знаний, умений и навыков. Возникновение новых смежных областей приводит к необходимости подготовки специалистов широкого профиля, способных решать сложные комплексные задачи.
— для промышленной сферы важной причиной повышения требований к качеству подготовки становится, как это ни парадоксально, старение оборудования. Производственная обстановка становится более сложной и неопределенной, требующей от специалистов нестандартных, не предусмотренных нормативами решений.
— профессионально подготовленный персонал способен обеспечить более высокие и качественные результаты.
— возможность решения проблемы непрерывного образования и изменений в социальных, экономических, производственных системах и процессах в условиях высокотехнологичного производства.
Результатом анализа существующих проблем управления персоналом авторами определены основные направления повышения эффективности управления производством, представленные на рис. 1.

—————————¬
¦ Направления повышения ¦
¦ эффективности управления ¦
¦ производством ¦
L————T—————
¦
Ў
——————+—————-¬
¦ Разработка и внедрение высоких ¦
¦ технологий в производственные ¦
¦процессы наукоемкого производства¦
L—————-T——————
¦
Ў
——————-+———————¬
¦ Разработка теоретико-методических ¦
¦основ управления подготовкой персонала ¦
L——————T———————
¦
Ў
——————-+———————¬
¦ Интегрирование процессов целевого ¦
¦ обучения и процесса профессиональной ¦
¦ деятельности в рамках системы ¦
L——————T———————
¦
Ў
——————-+———————¬
¦ Создание модели системы подготовки ¦
¦ персонала ¦
L——————T———————
¦
Ў
——————-+———————¬
¦Разработка и реализация системы подго-¦
¦товки персонала в рамках наукоемкого¦
¦предприятия ¦
L——————-T———————
¦
Ў
———————+——————-¬
¦ Совершенствование методического ¦
¦ обеспечения решений по отбору форм и ¦
¦ методов подготовки персонала ¦
L——————-T———————
¦
Ў
———————+———————¬
¦ Разработка методики оценки ¦
¦ экономической эффективности ¦
¦ функционирования системы подготовки ¦
¦ персонала ¦
L——————————————

Подготовка кадров, способных эффективно руководить инновационными процессами, разрабатывать и внедрять высокотехнологичные проекты, является приоритетным направлением, как отдельного предприятия, так и государства в целом.

В.А. Лаврентьев,
к. э. н.

А.В. Шарина,
аспирант ГОУ ВПО Волжский
государственный инженерно-педагогический университет

«Управление персоналом», N 11, июнь 2009 г.

————————————————————————————-
*(1) Жить по-человечески (Выступление Владимира Путина на расширенном заседании Госсовета)
*(2) Шлендер П.Э.
*(3) Фролов Г.Я. Пузыри рынка. Советская Россия, 22 января 1998 г.
*(4) Гриненко С.В. Формирование системы взаимодействия системы профессионального образования и бизнес-сообщества. // Материалы ВНПК «Планирование и обеспечение подготовки кадров для промышленно-экономического комплекса региона». СПб. С116.
*(5) Профессиональное образование. Столица. — 2006 — N 10 — С. 23.
*(6) Анисимов П.Ф. Среднее профессиональное образование и производство: стратегия взаимодействия.// СПО — 2001 — N 9.
*(7) Лукичева Л.И. Управление интеллектуальным капиталом. — М.: Омега-Л, 2008, С. 60.
*(8) Эффективность обучения персонала: прогноз и реальность.// Справочник кадровика — 2008 — N 2.
*(9) Лукичева Л.И. Управление интеллектуальным капиталом. — М.: Омега-Л, 2008, С. 69.
*(10) Лукичева Л.И. Управление интеллектуальным капиталом. — М.: Омега-Л, 2008, С. 70.



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит