» Логистика: переучет резервов


Логистика: переучет резервов


21.03.2010

Перемены, происходящие в настоящее время в экономике, наложили свой отпечаток на внутренние бизнес-процессы компании. По мнению экспертов, преобразования в области логистики являются зеркальным отражением тех антикризисных решений, которые реализуются на предприятии. Оптимизация процессов и увеличение спроса на специалистов по логистике стали основными темами этого материала.

Старые задачи в новом свете

Не секрет, что время, предшествующее кризису, характеризовалось бурным ростом экономики. Александр Иващенко, директор по логистике компании «Пластик Репаблик», считает, что благоприятная почва для экстенсивного развития позволяла предприятиям расширять сферы своего влияния:
— Компания могла увеличивать свои годовые обороты в два-три раза, совершенствовать сервисную систему, запускать новые проекты, расширять и изменять ассортиментные линейки. Тогда роль логистики сводилась прежде всего к обеспечению этого роста. Соответственно, на издержки мало кто обращал внимание.
В настоящее время, по мнению Павла Лиходеева, руководителя Департамента логистики и закупок ООО «Грундфос Истра», задачи перед подразделением в целом остались те же: бесперебойное и своевременное обеспечение клиентов и заказчиков материальными ресурсами. Но в условиях изменившейся экономической ситуации на рынке происходит обострение конкурентных отношений, более жесткой становится борьба за «выживание». «Как следствие, возрастает значение задач по оптимизации издержек компаний. А поскольку это является ключевым условием для логистики, соответственно, и ее роль становится более значимой», — считает Сергей Куревин, директор Департамента логистики Группы компаний Проплекс. По мнению эксперта, речь идет о таких процессах, как снижение логистических затрат, поиск и внедрение решений, позволяющих реализовать новые конкурентные преимущества. А также более оперативная реакция на изменения окружающей среды, для чего необходимо построение цепочек обратной связи с рынком услуг, клиентами и поставщиками.

Оптимизация и еще раз оптимизация

Одна из основных задач логистики, по мнению Александра Иващенко, — оптимизация товарного запаса. Под этим подразумеваются сокращение остатков на складе, выведение из продажи неликвидных товаров, повышение оборачиваемости продукции, жесткое планирование поставок на основе статистики сбыта с учетом неравномерности спроса и сезонности, снижение норм страхового запаса. «Исходя из того, что каждый квадратный метр складской площади имеет определенную стоимость, данные меры приводят к значительному уменьшению издержек, — подчеркивает специалист. — В первую очередь это касается компаний, которые арендуют помещения». На предприятии Александра Иващенко была введена система адресного хранения, что сразу же повысило эффективность процесса сборки товара на 20%. Вторым этапом проекта бизнесмена по снижению затрат на логистику станет запуск нового склада непосредственно на производственной площадке.
Надо заметить, что неверная оценка потребностей в площадях, оснащении техникой, складским оборудованием вызывает дополнительные издержки. Как говорит Сергей Куревин, лишние траты вызывает как избыток по этим параметрам, так и их нехватка. «Чем более качественно продумана и отлажена система, тем меньше дополнительных затрат возникает при эксплуатации склада», — отмечает эксперт.
Еще один шаг на пути оптимизации товарного запаса — пересмотр подходов к закупкам. В частности, Павел Лиходеев отмечает, что речь идет о сокращении количества поставщиков — консолидации поставок. «Известно, что цены зависят от объемов закупок. Соответственно, при общем их сокращении порой выгоднее приобретать всё в одном месте, получая дополнительные скидки», — говорит эксперт.
Консолидировать, по мнению Павла Лиходеева, стоит не только закупки, но и транспортные потоки:
— Полупустые машины отправлять не эффективно, поэтому перед специалистами встает задача найти попутные грузы. Выгоднее всего это сделать собственными ресурсами, а не поручать транспортной компании.
В свою очередь Сергей Куревин добавляет, что при перемещении одного и того же продукта можно иметь совершенно разные транспортные затраты в пересчете на единицу продукции:
— В этой ситуации выигрывает тот производитель, у которого издержки меньше. При этом унификация вариантов доставки приводит к их увеличению. И, напротив, детализированный подход к подбору способов транспортировки, оптимального объема партии, а также поставщика услуг позволяет производить реальное снижение затрат.
По словам Михаила Селицкого, директора по логистике компании «Руукки Рус», для многих компаний большие резервы экономии дает оптимизация платежей аутсорсерам — транспортным перевозчикам, операторам, осуществляющим обработку железнодорожных вагонов, оказывающим складские услуги:
— В настоящее время моя компания совместно с провайдером по железнодорожным транспортировкам провела новый поиск железнодорожных станций и таможенных брокеров. Благодаря этому стоимость комплексных услуг уменьшилась на 40%. Также проведен тендер среди международных перевозчиков, что позволило снизить ставки на 20%.
По мнению эксперта компании «Грундфос Истра», можно выделить еще одно существенное направление для оптимизации:
— В период кризиса производство находится под большим давлением, чем непосредственно логистика. Сотрудничество этих двух подразделений может помочь оптимизировать загруженность мощностей предприятия, снизить негативный эффект от сезонности спроса в контексте текущей экономической ситуации.

Пересмотр технологической цепочки

Кризис, как считает Александр Иващенко, — самое подходящее время для того, чтобы переосмыслить внутренние логистические процессы. Для выполнения этой задачи эксперт предлагает следующий алгоритм:
— поэтапно и пофункционально описать основные и вспомогательные цепочки технологического процесса;
— каждый блок детально разобрать (кто отвечает за его выполнение, какие действия или информация предшествуют событию/операции и что является результатом);
— на основании анализа выявить звенья технологической цепочки, которые не работают либо работают со сбоем;
— принять решение по исправлению каждого блока и его стыковки в рамках общей цепочки;
— оценить работу персонала (может оказаться, что выполнение некоторых блоков дублировано различными функциональными единицами).
«В результате практического внедрения этой схемы многие процессы упрощаются и требуют меньших трудозатрат, выявляются и исключаются случаи смешения функционала, — считает Александр Иващенко. — Формируются система нормативов и четкий регламент выполнения всех работ в рамках технологического процесса. И, как следствие, повышается эффективность труда в целом».
Еще один результат анализа технологической цепочки, по мысли эксперта, — понимание того, что для нормального ее функционирования требуются квалифицированные кадры. Таким образом, пересмотр бизнес-процессов ведет к оптимизации штатной структуры отдела логистики. По словам Михаила Селицкого, в первую очередь сокращаются позиции неквалифицированных работников. То есть те, которые позволяют произвести уменьшение штата без потери качества работы. Всех ключевых сотрудников компании сохраняют. Среди них — руководители среднего и малого звена, квалифицированные рабочие. При этом, по словам Сергея Куревина, основополагающим ориентиром является динамика процессов производства и реализации конечного продукта.
Павел Лиходеев также считает, что сокращать нужно сотрудников низкоэффективных подразделений:
— Сейчас в отрасли увольняют либо сотрудников, которые попали под удар из-за снижения выпуска продукции, либо тех, кого набирали бездумно. Не секрет, что у некоторых компаний штат был раздут. При этом неправомерно говорить о том, что сокращения идут в каких-то определенных подразделениях. Проводится общий анализ бизнеса, и там, где эффективность низкая, начинается оптимизация.

В ожидании лета

По словам руководителя группы подбора персонала направления «Логистика. Таможня. ВЭД» кадрового центра «ЮНИТИ» Ольги Симоновой, преимуществом в настоящее время пользуются опытные профессионалы и специалисты-универсалы:
— Так, если раньше каждым направлением (автомобильные, железнодорожные, авиаперевозки) занимался один человек, то сегодня в целях оптимизации штатной структуры одному специалисту поручают работать над несколькими. Также руководство может возложить на него функционал по ведению каких-либо складских операций.
Под сокращение, соответственно, попадают узкопрофильные сотрудники, имеющие небольшой стаж работы. А также технический и вспомогательный персонал (ассистенты и помощники), который отвечал за контроль прохождения информации и за подготовку документов. Сейчас эти функции приходится выполнять непосредственно самим менеджерам по закупкам, таможенному оформлению и т.д.
Как и до кризиса, востребованными остаются директора по логистике и руководители отдела. Некоторые компании в сложившейся экономической ситуации стремятся заменить имеющийся управленческий состав. При этом подбирают более сильных специалистов, находящихся в поиске работы и потому согласных трудиться за меньшее вознаграждение, чем то, которое они имели на предыдущем месте.
При этом изменение бизнес-процессов влечет за собой соответствующие преобразования в штатном расписании. «В частности, одна из компаний из-за сокращения объемов производства вместо дорогостоящего директора по логистике решила нанять руководителя транспортного отдела», — рассказывает Ольга Симонова.
В целом доход для менеджеров, по данным рекрутеров, по сравнению с прошлым годом снизился на 15-20% за счет сокращения заработной платы, бонусов и составляющих соцпакета. Согласно данным майского исследования кадрового центра «ЮНИТИ», компании предлагают директору по логистике около 100 000 рублей, специалисту по таможенному оформлению — 26 000-40 000 рублей. Менеджер по ВЭД мог претендовать на 35 000- 47 000 рублей.
По словам Ольги Симоновой, востребованность кандидатов с октября 2008 года по март 2009-го сократилась в два-три раза. Тем не менее, с апреля 2009 года наблюдается увеличение спроса. «Лето — сезон логистики. Несмотря на прогнозы второй волны сокращений, мы ожидаем еще большего увеличения спроса на специалистов отрасли», — говорит эксперт кадрового центра «ЮНИТИ».

Е. Каверау,
ведущий специалист
кадрового центра «ЮНИТИ»

Три кита оптимизации

В ходе оптимизации главное — избежать следующих ошибок:
— Неправильная постановка задачи. Само описание бизнес-процессов вряд ли подскажет, что нужно улучшить (за исключением разве что очевидной путаницы или дублирования функций). Для ответа на вопрос «Что улучшить?» вам необходимо найти ответы на вопросы: «Куда я хочу идти?» и «Что я хочу сделать с организацией?»
— Несоразмерность задач и усилий. Некоторые начинают описывать процессы, стоящие вне главной цели компании (например, как начальник взаимодействует с секретаршей, пытаясь дозвониться до своего заместителя).
— Неправильный выбор средств описания. Описывать процессы можно при помощи программных средств. В зависимости от мощности они стоят от 100 долл. США до 100 тысяч. Маленькой компании покупать мощную программу нецелесообразно — это все равно, что экскаватором вскапывать дачный участок.

«Московский бухгалтер», N 12, июнь 2009 г.



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит