» Как стать востребованным на рынке труда?


Как стать востребованным на рынке труда?


21.03.2010

Невостребованность молодых специалистов по профилю их профессиональной подготовки через некоторое время оборачивается потерей для государства бюджетных средств, а для общества-потерей специалистов-профессионалов, в чьи руки можно было бы доверить будущее страны. Все это дает основания полагать, что проблема занятости молодых специалистов в ближайшей перспективе будет оставаться актуальной в общегосударственном масштабе.

Проблемы создания единой системы практики и трудоустройства в вузе

Одной из важнейших проблем, от решения которых зависят перспективы социально-экономического развития страны, является формирование и использование трудового потенциала самой продуктивной части населения — молодых специалистов, выпускников высших учебных заведений. Решение этой проблемы предполагает достижение разумного баланса между экономической и социальной функциями высшего образования. И если раньше у нас наблюдалась одна крайность — полная и жесткая ориентация на потребность экономики и игнорирование личных потребностей, то теперь другая — оторванность от требований рынка труда и ориентация на социальный спрос на образование.
В результате общество тратит большие деньги на подготовку специалистов, которые оказываются невостребованными народным хозяйством. Поэтому трудоустройство становится одной из важнейших задач вуза.
В 2002 году Министерством образования и Министерством труда принята Межведомственная программа содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования, которая предусматривает ответственность высших учебных заведений за трудоустройство выпускников и создание специальных структур (центров, отделов, управлений) по трудоустройству.
Конкурентоспособность выпускников на рынке труда (а, следовательно, и конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг) зависит от качества его подготовки и, прежде всего, уровня профессиональных знаний и навыков. Основным инструментом влияния вуза на качество практической подготовки являются производственная и преддипломная практики.
Поэтому необходима выработка единой политики вуза в отношении трудоустройства и практики (как первой ступени трудоустройства), в соответствии с которой должна строится работа всех вузовских подразделений, имеющих непосредственное отношение к практике и трудоустройству, а также отделов, обеспечивающих их деятельность.

Возможности дополнительного профессионального образования в решении
задач трудоустройства молодых специалистов

В настоящее время молодежь составляет весомую часть трудоспособного населения. За этими людьми будущее, но последующее развитие их потенциала зависит во многом от стартовых условий. По прогнозным оценкам численность лиц в возрасте 16-29 лет будет увеличиваться в столичном мегаполисе до 2008 года, что обусловлено вступлением в эту возрастную группу родившихся в 80-е годы, когда был отмечен рост рождаемости.
Возрастной состав безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения, за последние два года существенно не изменился, доля молодежи среди зарегистрированных безработных составляет около 30%.
Сложности трудоустройства молодежи вызваны, с одной стороны, недостатком профессиональных знаний, отсутствием необходимой квалификации и трудовых навыков, с другой -нежеланием работодателей нести дополнительные расходы, связанные с профессиональным обучением молодых людей, не отвечающих в полной мере профессиональным требованиям вакантных рабочих мест.
К сожалению, изменения в экономике не всегда сопровождались соответствующими преобразованиями в системе высшего и среднего профессионального образования. В результате предложение молодых специалистов с высоким уровнем образования не соответствует спросу на рынке труда. Невостребованность молодых специалистов по профилю их профессиональной подготовки через некоторое время оборачивается потерей для государства бюджетных средств, а для общества — потерей специалистов-профессионалов, в чьи руки можно было бы доверить будущее страны. Все это дает основания полагать, что проблема занятости молодых специалистов в ближайшей перспективе будет оставаться актуальной в общегосударственном масштабе.
Становится понятна необходимость разработки новой идеологии кадровой работы организаций по направлению привлечения и использования молодых специалистов, которая, в свою очередь, на последующих этапах работы с молодежной безработицей может быть использована при разработке правовых гарантий трудоустройства молодых специалистов.
Среди большой части молодых специалистов, оканчивающих учебное заведение, наблюдается растерянность, погруженность в ситуацию «объективного бездействия», ожидание извне помощи или хотя бы необходимой информации, которая бы позволила действовать, в том числе, и в рамках своей профессии, обрести смелость войти в пространство «целевого поведения». Получение места работы сразу после окончания профессионального учебного заведения (как показывают предварительные исследования — нередко не по полученной в учебном заведении специальности) еще не снимает остроту проблемы трудоустройства молодого специалиста. Это связано с отсутствием навыков представления себя на рынке труда, с недостаточными знаниями в различных (а не только профессиональных) областях знаний, с которыми ему приходится сталкиваться при работе в коллективе и т.д. и т.п. В период адаптации молодого специалиста на реальном месте работы проблемы трудоустройства для него не снимаются. Они трансформируются в проблемы получения работы по полученной специальности, сохранения места работы, профессионального и служебного роста и являются для молодого специалиста значимыми. Поэтому необходимо продолжать заниматься проблемами его трудоустройства до тех пор, пока он не приобретет необходимые навыки на цивилизованном рынке труда.
Решение этой группы проблем возможно только через взаимодействие рынка труда с рынком образовательных услуг, а именно — сферой дополнительного профессионального образования (ДПО). Чтобы специалист мог не только трудоустроиться или удержаться на рабочем месте, а и непрерывно развиваться в соответствии с потребностями времени, специалисту необходим непрерывно-периодический контакт с системой ДПО, т.к. именно система ДПО призвана и умеет быстро реагировать на изменения требований рынка труда. При этом она решает задачи, связанные с исследованием и прогнозированием рынка труда как в количественном, так и в качественном отношении, т.е. выходит за рамки только чисто образовательной деятельности в обычном понимании смысла этого слова.
В трудоустройстве выпускников учреждений профессионального образования участвуют две стороны: работодатель и молодой специалист. Для их эффективного взаимодействия необходим взаимный интерес. Поэтому стратегически необходимо проводить работу с обеими сторонами процесса трудоустройства. Существующие предложения по проблемам трудоустройства во многом направлены на решение «традиционной» составляющей трудоустройства — подготовку специалиста в соответствии с требованиями работодателя. Не умаляя достоинств этого направления, следует подчеркнуть, что организация встречного потока интересов (от работодателя к выпускнику) является одной из важнейших задач программы трудоустройства молодых выпускников учебных заведений. Современный рынок труда имеет характерную особенность: в условиях, когда большинство организаций всех секторов рыночной экономики испытывают серьезные проблемы с обновлением кадров, менее половины выпускников образовательных учреждений реализуют свои профессиональные качества по выбранной специальности.
Проблема трудоустройства является общей для всей системы российского профессионального образования, и решение ее состоит в создании механизмов, обеспечивающих эффективную взаимосвязь между рынком труда и рынком образовательных услуг. Быстрое изменение реального сектора экономики предъявляет каждому человеку, который хочет найти место работы или продвинуться по служебной лестнице, требования постоянно совершенствоваться, в России, как и во всем мире, наибольший импульс развития получает система дополнительного образования. Не случайно, вместо тезиса «Образование не на всю жизнь» ООН выдвинула девиз «Образование через всю жизнь».
На территории Российской Федерации в системе дополнительного профессионального образования функционирует более 1500 образовательных учреждений и структурных подразделений, в которых ежегодно проходят обучение более 1,2 млн слушателей различных категорий. Заинтересованность широких слоев общества в эффективной системе ДПО предопределяет необходимость полноправного ее участия в государственной политике в области развития человеческих ресурсов с учетом реально складывающейся в Российской Федерации динамики в сфере занятости, перспективах развития экономики, рынка труда, образовательных услуг и тесно связанных с ними проблемами трудоустройства выпускников учебных заведений.
Основными целями системы ДПО в сфере содействия трудоустройству выпускников профессиональных учебных заведений являются:
изменение менталитета служб подготовки и развития персонала предприятий с целью обеспечения постоянного интереса кадровиков к профессионально подготовленным молодым выпускникам учебных заведений;
формирование новой роли кадровых служб, новых систем внутрифирменного обучения персонала на предприятиях, обеспечивающих служебный и профессиональный рост молодого специалиста;
формирование устойчивого взаимодействия системы дополнительного профессионального образования с молодыми специалистами — выпускниками образовательных учреждений с целью обеспечения их трудоустройства, перспективы развития и профессионального роста;
совершенствование методологии профессиональной и психологической подготовки выпускников учебных заведений к требованиям рынка труда.
Такие цели охватывают проблему трудоустройства значительно шире, чем организация специализированных служб при вузах или в регионах по выявлению вакантных мест, по закреплению части из них за выпускниками и т.д. и т.п.
Наряду с упомянутыми важны и «традиционные» направления — совершенствование подготовки молодых специалистов и ее соответствия современным требованиям рынка труда, причем на всех уровнях прямого и опосредованного обучения. К таким направлениям относятся:
Организация и проведение специального дополнительного обучения по актуальным направлениям, востребованным современным рынком труда, в форме параллельного обучения и профпереподготовки (например: современные компьютерные технологии, проблемы управления качеством, финансовые направления, маркетинговые, языковые и пр.).
Организация для молодых специалистов дополнительного обучения непосредственно на предприятии. Это позволяет им закрепиться на рабочих местах, получить шансы на продвижение по служебной лестнице.
Разработка активных методов обучения специалистов, основанных на инновационной методологии обучения взрослых. Эта технология позволяет самоопределиться по отношению к своей специальности, найти свое место в ней, осознать свои возможности.
Разработка активных методов для дистанционного обучения с использованием современных информационных технологий в интерактивном режиме.

М. Новикова,
специалистом отдела Информационно-аналитического центра
Департамента образования Москвы

«Кадровик. Трудовое право для кадровика», N 8, август 2007 г.



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит