» Работы (услуги) в контакте с иностранцем


Работы (услуги) в контакте с иностранцем


21.03.2010

Как показывает практика, в процессе осуществления хозяйственной деятельности многие промышленные предприятия контактируют с иностранными партнерами по поводу выполнения тех или иных работ либо оказания тех или иных услуг. Поскольку объект обложения НДС возникает при реализации работ (услуг) лишь на территории России (п. 1 ст. 146 НК РФ), бухгалтер вынужден обращаться к ст. 148 «Место реализации работ (услуг)» НК РФ.
В последнее время из-под пера чиновников вышло значительное количество полезных и не очень разъяснений по применению последней нормы. Некоторым из них и посвящена настоящая статья.

Проверка системы качества

Как пояснили финансисты в Письме от 05.08.2009 N 03-07-08/174, на основании норм ст. 148 НК РФ место реализации услуг по проведению проверок системы менеджмента качества определяется по месту осуществления деятельности организации, оказывающей такие услуги. При этом п. 2 ст. 148 НК РФ установлено, что местом осуществления деятельности организации признается территория РФ в случае присутствия этой организации на территории РФ на основе государственной регистрации.
Следовательно, местом реализации услуг, оказываемых иностранной организацией, не зарегистрированной на территории РФ, российской организации, по проведению проверок системы менеджмента качества наша территория не признается, и, соответственно, такие услуги объектом обложения НДС не являются.

Пусконаладочные работы

В Письме Минфина России от 10.08.2009 N 03-07-08/179 рассмотрена ситуация, когда российская организация заключает договор с российской фирмой на проведение пусконаладочных работ за пределами территории РФ. В связи с чем был задан вопрос: возникает ли в этом случае объект обложения НДС?
Специалисты финансового ведомства полагают, что в таких случаях нужно руководствоваться пп. 2 п. 1.1 ст. 148 НК РФ: местом реализации работ (услуг), непосредственно связанных с находящимся за пределами территории РФ движимым имуществом, территория РФ не признается. То есть такие работы объектом обложения НДС не являются.

Передача иностранцу права требования товара

В Письме Минфина России от 05.07.2009 N 03-07-08/123 речь идет о передаче российской организацией иностранному лицу права требования товара в счет перечисленной суммы авансовых платежей. Перед чиновниками встал вопрос: образует ли эта операция объект обложения НДС? Для ответа на него они решили обратиться к ст. 148 НК РФ (напомним, статья называется «Место реализации работ (услуг)»). В результате чего финансисты пришли к выводу, что услуги по передаче прав требования, вытекающих из договоров реализации, к работам и услугам, перечисленным в пп. 1-4 п. 1 данной статьи, не относятся и, следовательно, к таким услугам применяется положение пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ, согласно которому местом реализации услуг признается территория РФ только в том случае, если деятельность организации, оказывающей услуги, осуществляется на территории РФ. Последствия очевидны: поскольку то, что Минфин назвал услугами, реализуется российской организацией, возникает объект обложения НДС.
Затем чиновники делают неожиданную переквалификацию объекта сделки и ссылаются на п. 1 ст. 153 НК РФ, в силу которого при передаче имущественных прав налоговая база по НДС определяется с учетом особенностей, установленных гл. 21 НК РФ.
Поскольку такие особенности не установлены, при передаче права требования товара в счет перечисленной суммы авансовых платежей налоговая база по НДС определяется в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 153 НК РФ. Выводы не заставили себя долго ждать. Фискалы полагают, что НДС следует уплатить со всей суммы средств, поступивших от покупателя права требования.
Позволим себе не согласиться с позицией представителей министерства, в качестве контраргументов укажем на несколько противоречий и неясностей.
Первое, что буквально бросается в глаза, — это то, что у одного и того же объекта одновременно два статуса: услуга и имущественное право (авторов письма это, видимо, не смущает).
Напомним, в силу п. 5 ст. 38 НК РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. То есть услуга должна оказываться и потребляться в процессе некой деятельности, причем при прекращении этой деятельности оказание услуги также прекращается. Передать уже оказанную услугу другому лицу, по мнению автора, не представляется возможным. Получается, мы имеем дело с имущественным правом, что, на наш взгляд, вполне правомерно, кстати, финансисты во второй части ответа используют именно это понятие.
Мотив поступка чиновников ясен: это попытка подвести под свой ответ нормативную базу, поскольку применение налоговых норм по аналогии недопустимо. Но из-за этого возникает огромный вопрос по поводу обоснованности использования правил по определению места реализации работ (услуг) к имущественным правам. Напомним, статьи, специализирующейся на определении места реализации имущественных прав, в гл. 21 НК РФ попросту нет.
Думаем, что если следовать букве закона, то в данной ситуации нужно исходить из правил ст. 17 НК РФ: налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, важнейшим из которых является объект, а с ним-то у нас как раз не все в порядке. То есть утверждать, что относительно описанной ситуации налог установлен, мы не можем.

*

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

*

Поразительно то, что финансисты предлагают обложить НДС всю сумму, поступающую от приобретателя имущественного права. Правомерность этого также вызывает сомнения по следующим причинам. В соответствии с п. 3 ст. 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание, а при их установлении учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога (п. 1 той же статьи).
Сделки по уступке прав требования зачастую совершаются в убыток. Если возвратиться к нашей ситуации, то может получиться, что сумма переданного за товар аванса меньше суммы, перечисленной иностранной организацией в связи с передачей права требования этого товара. Но, по мнению авторов письма, несмотря на убыток, неудавшийся покупатель должен уплатить налог на добавленную стоимость, и не беда, что никакой добавленной стоимости нет и в помине.
Кстати, если реализовывалось бы право денежного требования, то обязанность по уплате налога возникла бы, только если первоначальный правообладатель имел бы прибыль (вырученная в результате уступки сумма больше суммы долга), и то — НДС облагается лишь разница (прибыль).
Операцию по уступке права требования товара можно трактовать как две хозяйственные операции с денежными средствами (первая — по их перечислению, вторая — по принятию). Однако согласно пп. 1 п. 3 ст. 39, пп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты, не признается реализацией и, следовательно, не образует объекта обложения НДС.
И, наконец, как говорится в п. 7 ст. 3 НК РФ, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, а этих сомнений и неясностей, как мы показали выше, в нашем случае более чем достаточно. Полагаем, дальнейшие комментарии к Письму N 03-07-08/123 излишни.

Маркетинг и реклама

Промышленники нередко сталкиваются с рекламными и маркетинговыми услугами, оказанными не только в России, но и за рубежом. Порядок определения места реализации рекламных услуг в последние месяцы затрагивался несколько раз. В частности, специалисты финансового ведомства указали, что в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации рекламных услуг признается территория РФ в случае, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории РФ.
При этом местом осуществления деятельности покупателя услуг считается территория РФ в случае фактического присутствия покупателя данных услуг на территории РФ на основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии — на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства, если услуги оказаны через это постоянное представительство (Письмо от 08.05.2009 N 03-07-08/107).
Место реализации маркетинговых услуг определяется на основании тех же правил, что и рекламных, то есть если место осуществления деятельности покупателя услуги — территория РФ, то обязанности по исчислению и уплате НДС возникают. И наоборот, если не территория РФ — объекта нет. Что касается понятия «маркетинговые услуги», то в Письме от 03.06.2009 N 03-07-08/118 финансисты нас отсылают к разъяснению ФНС (Письмо от 20.02.2006 N ММ-6-03/183@), согласованному с Минфином.
Итак, по мнению чиновников, маркетинг — это предпринимательская деятельность, которая управляет продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю. Кроме того, под маркетингом подразумевается деятельность по изучению текущего рынка сбыта.
В Налоговом кодексе нет определения понятия «маркетинговые услуги», поэтому налоговики апеллируют к п. 1 ст. 11 НК РФ, обращаются к ОКВЭД *(1) и приходят к выводу, что и в нем термин «маркетинговые услуги» отсутствует.
Однако указанный классификатор содержит понятие «исследования конъюнктуры рынка», которое отнесено к классу 74 «Предоставление прочих видов услуг», группе 74.13, включающей подгруппу 74.13.1 «Исследования конъюнктуры рынка», в частности: изучение потенциальных возможностей рынка, приемлемости продукции, осведомленности о ней и покупательских привычек потребителей в целях продвижения товара и разработки новых видов продукции, в том числе статистический анализ результатов.
Исследование рынка может предполагать осуществление таких процедур, как:
— определение размера и характера рынка;
— расчет реальной и потенциальной емкости рынка;
— анализ факторов, влияющих на развитие рынка;
— учет специфических особенностей анализа товарного и регионального рынка;
— определение степени насыщенности рынка и т.д.;
— сегментация рынка и определение типов потребителей по основным характеристикам: возраст, пол, доход, профессия, социальное положение, место проживания, объективная потребность в предлагаемом продукте и т.п.;
— исследование мощности торгово-сбытовой (товарно-проводящей) сети, обслуживающей данный рынок;
— выявление наличия розничных и оптовых торговых предприятий, определение обеспеченности торговыми складскими и вспомогательными помещениями и т.д.;
— анализ внешних факторов развития рынка.
Таким образом, в целях применения пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ к маркетинговым услугам, оказываемым в рамках договора, могут быть отнесены услуги, поименованные в подгруппе 74.13.1 группы 74.13 класса 74 «Предоставление прочих видов услуг» ОКВЭД.

М.В. Мишин,
эксперт журнала «Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение»

«Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение», N 12, декабрь 2009 г.

————————————————————————-
*(1) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) введен в действие Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст. Добавим, что на период с 01.01.2008 по 01.01.2011 действует также Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) без отмены Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), но это не играет никакой роли при рассмотрении данного вопроса.



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит