» Услуги рекрутинга, хедхантинга и коучинга в кадровом агентстве


Услуги рекрутинга, хедхантинга и коучинга в кадровом агентстве


21.03.2010

Всем известно, что бизнес делают люди, прибыль приносят наиболее ценные работники, которые организуют производственный процесс, и инвестировать нужно в первую очередь в людей. Тот, кто это понимает, выигрывает.
В условиях современного делового мира подбор кадров является ключевой проблемой построения успешного бизнеса: правильно организованная кадровая политика является залогом успеха компании в конкурентной среде. При этом каждый руководитель делает выбор между необходимостью самостоятельно заниматься поиском персонала или доверить подбор сотрудников профессиональному кадровому агентству.
Следует отметить, что поиск персонала своими силами может отнять непредсказуемое количество сил и времени, повлечь дополнительные затраты и привести к финансовым потерям компании.
Сегодня поиск персонала стал достаточно популярной сферой деятельности, и многие кадровые агентства предлагают свои услуги. Их основная функция заключается не в борьбе с безработицей, а в повышении конкурентоспособности компании путем предоставления ей высококвалифицированных кадров.
В кадровом бизнесе существуют две основные технологии, основанные на использовании стандартного или прямого метода поиска персонала, — это рекрутинг и хедхантинг.
Рекрутинг предполагает применение стандартного метода поиска и направлен на подбор руководителей и специалистов среднего уровня управления. Под ним понимают комплекс работ, который проводит кадровое агентство в интересах клиента. Суть мероприятий состоит в формировании и предоставлении заказчику списка отобранных в соответствии с его требованиями кандидатов на вакантную должность с целью последующего приема на работу.
Для компаний рекрутинг — это услуги по подбору квалифицированных, имеющих опыт работы по специальности, конкурентоспособных, интеллектуально развитых, прогрессивно мыслящих, психологически совместимых, способных эффективно справляться с поставленными задачами специалистов.
Имея многолетний опыт работы по подбору персонала, эксперты агентства Penny Lane Personnel знают, что найти сильного кандидата сегодня сложнее, чем компанию, готовую за него заплатить.
Одним из способов решения данной проблемы является хедхантинг (еxecutive search) — целенаправленный поиск и подбор персонала, наделенного теми компетенциями, которые соответствуют профилю вакантной должности, и в полной мере отвечающего требованиям работодателя. Он охватывает наиболее интересный с качественной точки зрения сегмент рынка труда — специалистов, руководителей, которые являются носителями бесценного опыта, проводниками бизнес-технологий и добились признания в профессиональной среде. Такой персонал чрезвычайно высоко ценят работодатели, тратя немало средств на его удержание, поэтому специалисты данной категории, как правило, не занимаются активным поиском работы и от этого как кандидаты наиболее интересны.
Хедхантинг как метод подбора персонала является противоположностью рекрутингу в популярном понимании этого термина, в первую очередь потому, что целенаправленный поиск не может и не должен становиться массовым. Каждый кандидат, подобранный с помощью данной технологии, является уникальным решением для конкретной компании.
Главное отличие хедхантинга от рекрутинга является его «точечность». Каждый заказ на замещение позиции представляет собой отдельный проект. Иногда клиенты прямо указывают на того специалиста, который им нужен. В этой ситуации не надо изучать весь рынок, и задача заключается только в том, чтобы «переманить» этого специалиста.
Технология классического хедхантинга предусматривает проведение широкомасштабного исследования рынка труда в целях выявления всех кандидатов, которые потенциально соответствуют требованиям позиции. Это обязательное условие в работе кадровых агентств, поскольку услуга хедхантинга предполагает представление клиенту лучших специалистов на рынке. Так, иногда выполнение проектов по сложным заявкам от клиентов может занять до трех месяцев.
Вся последовательность работ при выполнении услуги хедхантинга обязательна и включает три этапа: исследование рынка; профессиональный отбор, когда в результате проверки действительной квалификации специалистов остаются 3-4 самых лучших; квалифицированное посредничество в общении с кандидатом (обычно после выхода специалиста на работу). Консультанты кадрового агентства помогают прояснить позиции клиента и кандидата, обсуждают с ними такие деликатные вопросы, как заработная плата и компенсационный пакет, поддерживают обе стороны и советуют им, как наилучшим образом выстроить отношения друг с другом.
Таким образом, хедхантинг принято считать элитарным видом бизнеса, несмотря на то что корни у него и стандартного подбора персонала (рекрутинга), конечно, общие. Рекрутинг — это «конвейерное производство» по строго регламентированным технологиям.
Если говорить об объектах, то в рекрутинге это в большинстве случаев люди, активно занимающиеся поиском работы. На них выходят через публикацию объявлений в СМИ либо через банк данных, который существует у каждого агентства. В хедхантинге речь идет о специалистах высокого уровня, которые не занимаются активным поиском работы и вообще не предполагают менять место работы. Чтобы на них выйти, необходимо использовать свои технологии поиска.
В стандартном рекрутинге, обращаясь к кандидату, мотивированному к переходу либо безработному на момент поиска, работодатель стремится оптимально сбалансировать его потребности и свои возможности. Обычно кандидат от нового работодателя ожидает именно того, чего ему больше всего не хватало на предыдущем месте работы, что и является ключевым мотиватором (например, если ему ранее платили заработную плату нерегулярно, то при прочих равных достаточно будет исправить этот элемент).
Компании, которые обращаются в кадровое агентство, рассматривают хедхантинг как точечный удар, который даст им экономию ресурсов и времени. В этом случае они рассчитывают получить определенную надежность («охотятся» обычно за теми, кто доказал свои способности в области управления), возможность развития (профессионал, как правило, приносит новые идеи и новую энергию), улучшить имидж (приобретение ценного сотрудника способствует увеличению стоимости компании, так как сам факт присоединения к компании сильной и публично известной личности положительно влияет на ее репутацию на рынке). При этом наивно полагать, что сейчас в условиях кризиса найти квалифицированного кандидата стало легче, чем раньше. Ценные кадры по-прежнему на вес золота, зато общее количество присылаемых резюме заметно возросло, а следовательно, увеличился и объем работы, который необходимо проделать, поскольку на рынке в первую очередь оказываются не самые сильные кандидаты. Несмотря на увольнения, потребность в квалифицированном персонале сохраняется.
Роль хедхантинговых компаний по подбору персонала усиливается еще и потому, что усложняется работа с «качественными» соискателями. В основном это люди, получающие достойную заработную плату и имеющие хорошее положение в компании, в которой они работают в настоящее время. Переманить их к другому работодателю сегодня, когда под сокращение в первую очередь попадают менее квалифицированные специалисты, становится все труднее. Без высококвалифицированных хедхантеров эта задача часто оказывается невыполнимой.
По мере того как руководители компаний все чаще начнут сталкиваться с растущей конкуренцией, нехваткой «свежих» идей, падением продаж, они будут испытывать все более острую потребность в специалистах самого высокого класса — желательно тех, которые работают на конкурента — и здесь им на помощь придут хедхантеры. Можно сказать, что еще несколько лет назад основную долю их бизнеса составляли заказы на управленцев высшего звена. Сегодня им на смену приходят технические специалисты — инженеры и технологи. Они зачастую ценятся дороже, чем топ-менеджеры с дипломом MBA и многолетним опытом работы. Целью деятельности хедхантера может стать любой профессионал на рынке труда, и причина тому только одна: рынок испытывает острую потребность в специалистах и грамотных руководителях.
Уровень требований клиентов и сложность закрываемых вакансий определили специализацию Penny Lane Personnel как хедхантингового агентства, потому что иных способов выполнять заказы клиентов-работодателей просто не существует.
Все больше работодателей будет вынуждено прибегнуть к услугам хедхантинговым агентств как к единственному способу найти себе сотрудников, которых не придется долго учить и которые смогут с первого дня работы приносить компании прибыль.
Одним из основных инструментов «выживания» компаний является инвестирование в людей, т.е. привлечение специалистов со стороны либо обучение и ротация собственного персонала. При анализе инвестиций выявлено, что вложения в обучение и развитие персонала позволяют получать прибыль в 2-3 раза больше, чем те же вложения в технику и технологию. Развитие персонала выгодно любой компании. Вложенные в человеческие ресурсы инвестиции оправдывают себя всегда при оптимизации системы развития персонала. Компания может сама воспитывать у себя именно таких сотрудников, какие ей нужны, или воспользоваться услугами профессионалов и использовать отработанные методики.
В последние годы одним из самых востребованных и эффективных инструментов влияния на результаты деятельности отдельных людей и компании в целом является коучинг.
В работе кадровых агентств коучинг может быть применим как ко всей компании заказчика-клиента, так и для определения компетенций и точного измерения мотивации ключевых менеджеров.
Бизнес-тренинги с методологией коучинга (технологии продаж, маркетинга, менеджмента, PR, лидерства и способы влияния и др.) пригодятся человеку, стремящемуся достичь больших успехов в развитии своего бизнеса или в своей карьере, но сталкивающемуся с проблемами, с которыми он не может справиться самостоятельно. Безусловно, менеджер, владеющий ими, будет весьма полезен в любой компании.
Особое место занимают интенсивные курсы для руководителей, направленные на совершенствование управленческих компетенций. Востребованность подобных программ среди топ-менеджеров доказывает их высокую эффективность.
Сейчас в период кризиса возрастает роль кадровых агентств, которые не только оказывают услуги работодателям в поисках талантливых и самых достойных сотрудников, но и помогают самим соискателям, например, грамотно составить резюме, на основе которого у работодателя сложится позитивное впечатление о потенциальном сотруднике, или более выгодно представить себя на встрече с работодателем, сделав акцент на своих положительных качествах.
Кризис — явление двоякое: кто-то бесцельно бегает в поисках работы, а кто-то получает не только грамотные рекомендации, но и расширяет свои перспективы, используя тренинги специалистов кадровых агентств. Даже в период кризиса традиционно популярные тренинги по продажам, управлению не теряют своей актуальности. Пользуются также спросом курсы личной эффективности, индивидуальный и групповой коучинг, программы повышения результативности работы. Это свидетельствует о том, что у людей появилось время заниматься саморазвитием и разработкой собственных проектов, а также желание пересмотреть свои жизненные цели и ценности, они готовы тратить на обучение свое время и свои деньги.
В заключение хотелось бы сказать, что текущий период — это время работы над собой, время уточнять собственные цели и планы развития, корректировать направления своей работы и искать новые способы взаимодействия со своим окружением. Развитие бизнеса, постановка и достижение все более амбициозных задач требуют от персонала постоянного развития: получения новых знаний, совершенствования профессиональных навыков, личностного роста.

Т. Долякова,
генеральный директор Penny Lane Personnel

«Финансовая газета», N 13, март 2009 г.



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит