» Роль частных агентств занятости в сфере управления международной трудовой миграцией


Роль частных агентств занятости в сфере управления международной трудовой миграцией


21.03.2010

В условиях глобализации миграционных процессов вступление в силу в российской федерации в 2007 году новых законодательных и нормативных актов ведет к значительным переменам в регулировании миграционных процессов. Эффективное управление процессами внешней трудовой миграции требует объединения и координации усилий государства, гражданского общества и социально ответственного бизнеса.

Основными участниками трудовой миграции являются трудовые мигранты и работодатели. На различных этапах миграционных процессов государственные и негосударственные (коммерческие, общественные и пр.) структуры предоставляют им спектр услуг, связанных с трудоустройством и подбором кадров, получением разрешительных документов и информационно-консультационными услугами, прохождением медицинских, профессионально-квалификационных и иных тестов, содействием в переездах, подборе жилья, денежных переводах, страхованием и другими востребованными сервисами.
Большинство трудящихся-мигрантов не обладает необходимой информацией о возможностях трудоустройства, своих правах и обязанностях, путях и формах защиты трудовых и социально-бытовых интересах. Аналогично, и работодатели находятся в постоянном поиске востребованных работников, нередко из числа трудовых мигрантов. Все это открывает перспективы для участия негосударственных структур в достижении баланса спроса и предложения на рынке труда.
В соответствии с международным опытом, зафиксированным, в частности, в конвенциях и рекомендациях Международной организации труда (МОТ) и существующей практикой, наиболее многочисленными негосударственными вербовщиками на рынке труда являются частные агентства занятости (ЧАЗы).
«Исторически существует три основных подхода к регулированию ЧАЗ: первый — строгий запрет любых услуг трудоустройства и других услуг, обеспечиваемых частными агентствами; второй — жесткое регулирование ЧАЗ, разрешенных наравне в ГСЗ; третий — минимальное регулирование ЧАЗ, допущенных в качестве частных участников рынка труда» [2].
Руководитель Международного департамента МОТ г-н Маноло И. Абелла, в своей книге «Направление трудящихся в зарубежные страны» отмечал в качестве одного из направлений деятельности государства по стимулированию внешней занятости создание эффективной частной системы по трудоустройству. «Государство в рамках широкого круга управляемых им систем: тесно сотрудничает с частными агентствами по трудоустройству в процессе реализации задач национальной политики. Участие частного сектора имеет следующие преимущества:
ресурсы частного сектора могут быть мобилизованы в целях превращения страны в производителя квалифицированной рабочей силы, принимая при этом во внимание скудность и ограниченность государственного бюджета;
частные фирмы в своей деятельности обладают большей маневренностью, чем государственные органы и учреждения;
частная инициатива бывает полезной в выявлении и освоении новых рынков, применении новых форм организации миграции, предоставлении разных услуг;
иностранные работодатели предпочитают иметь дело с частными фирмами» [1].
На протяжении всех 90-х годов прошлого века все большее количество государств пересматривали стратегии, препятствовавшие ЧАЗ в работе на рынке. Именно в этом духе социальные партнеры МОТ приняли в 1997 году новую Конвенцию о частных агентствах занятости N 181, заменяющую предыдущие нормы. Эта Конвенция признает, что частные агентства занятости могут способствовать функционированию рынка труда и определяет основные параметры регулирования, найма и трудоустройства работников, набранных ЧАЗ, в частности, агентствами временного трудоустройства. В настоящее время двадцать стран ратифицировали эту Конвенцию: Албания, Алжир, Бельгия, Болгария, Чешская Республика, Эфиопия, Финляндия, Грузия, Венгрия, Италия, Япония, Литва, Республика Молдова, Марокко, Нидерланды, Панама, Португалия, Испания, Суринам и Уругвай».
В целях обеспечения максимально эффективного функционирования рынка труда Конвенция способствует взаимодействию между государственными службами занятости (ГСЗ) и ЧАЗ, притом, что ГСЗ сохраняют за собой прерогативы формулирования стратегий рынка труда. Условия такого сотрудничества определяет Рекомендация N 188, касающаяся частных агентств занятости [2].
В современной России рынок услуг частных агентств занятости (ЧАЗов) — один из самых молодых. Начало кадровой индустрии в России принято связывать со статьей В.Т. Захарько «Охота за головами. Сегодня она идет в Америке и во всем мире. Завтра придет к нам», которая была опубликована 20 сентября 1991 г. в газете «Известия». Статья содержала подробное описание принципов работы кадрового агентства, что способствовало развитию рекрутмента на территории бывшего Советского Союза. Для многих специалистов по поиску и подбору персонала России и стран СНГ эта публикация долгие годы была первым, а часто и единственным учебным пособием.
Первая в России ассоциация ЧАЗов — Ассоциация консультантов по подбору персонала (АКПП) была сформирована в 1996 году. Кадровые агентства, входящие в АКПП, занимались профессиональным рекрутингом, подбирая для отечественных работодателей востребованных работников, прежде всего, из числа российских граждан. Уже к 2000 г. в России насчитывалось по данным АКПП более 500 рекрутерских компаний. Наибольшее развитие эти агентства получили в Москве (около 300, к середине 1999 года). На сегодня АКПП остается самым большим объединением профессионалов кадрового бизнеса в России.
Необходимым элементом цивилизованного участия любого государства в международном рынке труда является участие его граждан во внешней трудовой миграции.
Во времена Советского Союза работа за рубежом была возможна лишь для тех граждан, которых государственные структуры командировали за рубеж. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (ред. от 18.10.2007) с 1 июля 1992 г. предоставил россиянам «право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за рубежом».
ЧАЗы, специализирующиеся в сфере внешней трудовой миграции, не вошли в состав АКПП, но с конца 90-х годов также двигались к объединению в профессиональное сообщество. Этому способствовали конференции, семинары, «круглые столы» и информационные компании, организованные инициативными группами ЧАЗов.
Практический процесс объединения агентств занятости был начат в ходе подготовки и проведения Первого международного конгресса «Евразия: занятость XXI века» (Киев, сентябрь 2000 г.), в котором приняли участие представители 12 государств и по итогам работы которого было принято решение о разработке механизма координации деятельности государственных, общественных, коммерческих структур, работающих в сфере международных и межрегиональных трудовых обменов.
Большую роль в формировании идеологии ассоциации сыграло рассмотрение на XXIII и XXIV заседаниях Консультативного совета по труду, миграции и социальной защите населения государств-участников СНГ (Душанбе, май 2001 г., Бишкек, октябрь 2001 г.) вопроса о создании некоммерческого межгосударственного Информационно-консультационного центра «Внешняя миграция». Данный вопрос был подготовлен компанией «ОСТ» и в дальнейшем в 2001-2002 гг. был частично реализован на практике в рамках проекта создания в Москве Городского информационно-справочного центра по внешнему трудовому обмену. Этот центр работает и в настоящее время.
Организационное собрание учредителей Международной ассоциации «Трудовая миграция» (МАТМ) состоялось по завершению международного семинара «Роль частных рекрутинговых компаний в международной трудовой миграции в России» (Москва, сентябрь 2003 г.), в подготовке и работе которого активное участие приняли руководитель Международного департамента МОТ г-н Манолло И. Абелла и группа экспертов МОТ. Ассоциация была зарегистрирована в виде некоммерческого партнерства. В целом только за последние 2 года МАТМ провела и приняла участие в более чем 60 мероприятиях в 9 государствах.
Учитывая вступление в силу в январе 2007 г. комплекса новых законодательных и нормативных актов Российской Федерации в сфере миграции, значительно упростивших прохождение процедур и оформление разрешительных документов для пребывания и работы трудовых мигрантов, можно констатировать, что активно формируется позитивный опыт участия негосударственных структур (частных агентств занятости, консалтинговых компаний, страховых, банковских и иных структур) в процессах трудовой миграции, а также происходит выделение этого сектора, как одного из важных, в деятельности объединений российских предпринимателей и работодателей.
В этих условиях повышается значимость нормативно-правового регулирования процессов трудовой миграции, определение места, роли, механизмов участия негосударственного сектора в этих процессах, формирования цивилизованного рынка негосударственных услуг в сфере трудовой миграции.
Эти и другие вопросы деятельности ЧАЗов, взаимодействия их с государством и участниками рынка труда, контроля и стимулирования их участия в трудовой миграции анализировались в ходе подготовки проекта модельного закона «О деятельности частных агентств занятости», который готовит экспертная группа МАТМ по поручению Секретариата Межпарламентской ассамблей СНГ. Работа над законопроектом осуществляется под контролем Комитета по делам СНГ Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Экспертная группа работает в тесном контакте с ФМС России. В настоящее время подготовлен проект, который утвержден в качестве основы.
При подготовке законопроекта эксперты исходили из следующих основных моделей участия ЧАЗов в процессах трудовой миграции:
1. ЧАЗ содействуют соискателям в подборе рабочего места. Этот процесс имеет 2 варианта:
а) ЧАЗ работает с соискателями, находящимися в государстве своего постоянного проживания и содействует им в трудоустройстве в государстве местонахождения ЧАЗа. Как правило, в этом случае ЧАЗ работает через свое представительство или через ЧАЗ государства проживания соискателей;
б) ЧАЗ работает с иностранными гражданами, прибывшими в государство местонахождения ЧАЗа с целью трудоустройства.
2. ЧАЗ содействуют работодателям в подборе необходимых работников. В зависимости от местонахождения работодателя, процесс имеет 2 варианта:
а) ЧАЗ осуществляет подбор работников для работодателя, находящегося в государстве местонахождения ЧАЗа;
б) ЧАЗ осуществляет подбор работников для иностранного работодателя.
3. ЧАЗ выполняют роль работодателя (так называемый «лизинг» рабочей силы). Эта форма деятельности ЧАЗа давно и прочно утвердилась на рынке труда во многих развитых странах мира. Хотя лизинг рабочей силы в государствах-участниках СНГ еще законодательно не урегулирован, процесс этот активно развивается и необходимо его учитывать.
4. ЧАЗы и их объединения выполняют работу по заказу госструктур, привлекая в определенные сектора экономики иностранные трудовые ресурсы или содействуя процессам организованной временной работы (стажировки) сограждан за рубежом в целях подготовки востребованных кадров для национальной экономики. В этом случае, как правило, услуги ЧАЗов оплачивает соответствующая госструктура. К сожалению, этот механизм пока не востребован в государствах-участниках СНГ, но международный опыт показывает его перспективность.
5. ЧАЗ выполняет роль локальной биржи труда, оказывая соискателям оперативные услуги, прежде всего по временному трудоустройству.
Принятие проекта модельного закона о частных агентствах занятости создаст основу для разработки в рамках Содружества Независимых Государств единообразных национальных нормативных правовых актов, способствующих формированию правовых механизмов, регламентирующих порядок и формы участия негосударственных организаций в регулировании миграционных процессов в государствах-участниках СНГ, а также повышению эффективности защиты прав и законных интересов работодателей и трудящихся-мигрантов в ходе заключения и осуществления трудовых отношений.

Литература

1. Маноло И. Абелла. Направление трудящихся в зарубежные страны. Тбилиси. 1997.
2. Руководство для частных агентств занятости. МОТ. 2007.

В. Волох,
заместитель заведующего кафедрой управления
миграционными процессами Государственного
университета управления, председатель
Общественного совета при Федеральной
миграционной службе

«Кадровик. Кадровый менеджмент», N 8, август 2008 г.



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит