» Проба на безопасность и комфорт. Аттестация рабочих мест


Проба на безопасность и комфорт. Аттестация рабочих мест


21.03.2010

Чтобы человек трудился продуктивно, ему должно быть комфортно на рабочем месте. Каждому понятно, что в холодных цехах на станках времен покорения Сибири или коллективом из 20 человек в комнатенке в десять квадратов на морально устаревших компьютерах много не наработаешь. Не по причине нерадивости персонала, а из-за нежелания руководства создать на предприятии нормальные условия труда.
Как выяснить, соответствуют условия работы нормам или нет? Пора ли, к примеру, закупать новое оборудование, или и со старым еще можно трудиться спокойно и безопасно? Следует ли расширить производственные площади? Ответы на эти и другие вопросы по оценке условий труда в компании может дать аттестация рабочих мест.

Зачем нужна аттестация

Производств, которые были бы полностью безвредны, практически не существует. Поэтому цивилизованное государство немыслимо без должной организации охраны труда. То есть системы сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. В нашей стране комплекс таких мероприятий законодательно закреплен в разделе X «Охрана труда» Трудового кодекса. В статье 209 ТК РФ предусмотрен механизм, при помощи которого любой работодатель может определить (самостоятельно или с привлечением специалистов), насколько условия труда на предприятии соответствуют установленным нормам. Речь идет об аттестации рабочих мест. Заметим, что она включает в себя не только сам процесс выявления вредных или опасных производственных факторов, но и проведение мероприятий по исправлению ситуации. То есть по приведению условий труда в соответствие с государственными трудоохранными нормативами.
Безопасными условиями труда, согласно той же статье Трудового кодекса, являются такие, «при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов». Обязанность работодателя по обеспечению сотрудников именно такими условиями работы предусмотрена статьей 212 ТК РФ. Можно сказать, что аттестация рабочих мест и существует во исполнение этой обязанности.

Предмет оценки и нормативная база

Сама процедура проведения аттестации рабочих мест описана в другом нормативном акте — постановлении Министерства труда и социального развития РФ от 14 марта 1997 г. N 12 «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда». Напомним, что положение, утвержденное данным документом (далее — Положение), будет действовать лишь до 1 сентября 2008 года. А с этой даты вступит в силу иной порядок аттестации (далее — Порядок), утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. N 569.
Чтобы облегчить работодателям освоение новых правил оценки рабочих мест, рассмотрим их в сравнении с действующими.
Как старый, так и новый порядок предписывает аттестовывать все имеющиеся на предприятии рабочие места (п. 1.2 Положения, п. 1 Порядка). При этом сроки проведения оценки необходимо устанавливать таким образом, чтобы каждое рабочее место подвергалось аттестации не реже одного раза в пять лет (п. 1.5 Положения, п. 5 Порядка).
Заметим, что, согласно нововведениям, с 1 сентября текущего года расширен круг работодателей, обязанных проводить аттестацию. Теперь в их число входят и физические лица — индивидуальные предприниматели (п. 1 Порядка).

Проводим подготовку

Проведению аттестации на предприятии должен предшествовать ряд подготовительных мероприятий (раздел 2 Положения, раздел II Порядка).
Прежде всего необходимо издать приказ по организации о создании аттестационной комиссии. В том числе, при необходимости, и в структурных подразделениях компании. Приказ должен предусматривать назначение председателя аттестационной комиссии, членов аттестационной комиссии, а также ответственных за составление, ведение и хранение документации по аттестации рабочих мест по условиям труда. Кроме того, нужно определить сроки и график проведения аттестационных работ.
До начала проверки комиссия должна составить перечень всех рабочих мест организации.
Напомним, что рабочее место Трудовой кодекс определяет как «место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя» (ст. 209 ТК РФ). При этом из общего количества рабочих мест комиссия должна выделить аналогичные по характеру выполняемых работ и условиям труда. Это поможет сократить объем работ по будущей аттестации без потери ее качества. Необходимо отметить, что в новых правилах процедура выборки аналогичных друг другу рабочих мест прописана гораздо более детально. Как и сейчас, нужно будет проводить аттестацию 20 процентов таких мест. Но в пункте 12 Порядка указано, что при этом их должно быть не менее двух. Кроме того, дана расшифровка понятия аналогичных рабочих мест, а также предполагаемых аналогичных рабочих мест, о которых речи в действующих правилах выборки (п. 2.7 Положения) нет вообще. Еще одно сентябрьское новшество связано с введением определения и описанием процедуры оценки нестационарных рабочих мест (п. 14 Порядка). Кроме того, до проведения аттестации необходимо выявить опасные и вредные факторы производственной среды, которые комиссия будет оценивать и измерять в ходе проверки. Для расшифровки этих понятий вновь обратимся к статье 209 ТК РФ. Вредные производственные факторы здесь определены как факторы, воздействие которых на работника может привести к его заболеванию. Примером может служить наличие излучения, шума, вибрации, вредных веществ и т.п. К опасным же производственным факторам следует относить те, воздействие которых может привести к травме работника (движущиеся части систем и механизмов, открытые токоведущие части и т.д.).

Оцениваем опасность, вредность…

После проведения подготовительных работ можно переходить непосредственно к аттестации рабочих мест по условиям труда. Остановимся подробнее на некоторых деталях и особенностях данной процедуры.
Оценивать следует все имеющиеся на рабочем месте опасные и вредные производственные факторы — физические, химические и биологические (п. 3.1.1 Положения, п. 15 Порядка). Определять уровни опасных и вредных факторов следует на основе инструментальных измерений. Причем во время работы, то есть при произведении производственных процессов в соответствии с технологическим регламентом (п. 3.1.2 Положения, п. 15 Порядка).
Результаты инструментальных измерений вредных и опасных производственных факторов следует протоколировать по ходу проведения их оценки. Перечень сведений, которые необходимо отражать в протоколе, с 1 сентября текущего года станет шире. В частности, в протоколах, помимо фактического значения измеряемого фактора, придется дополнительно указывать и его нормативную величину, а также сведения о нормативной документации, регламентирующей предельно допустимые концентрации и уровни данного фактора, класс вредности и опасности по нему (см. п. 3.1.4 Положения, п. 18 Порядка).

…Травмобезопасность и защищенность

Помимо оценки условий труда, описанной ранее, аттестация рабочих мест включает в себя исследование таких факторов, как травмобезопасность и обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты (п. 3.2 и 3.3 Положения, разделы IV и V Порядка).
При оценке травмобезопасности рабочих мест проверке подлежат производственное оборудование, приспособления и инструменты, обеспеченность средствами обучения и инструктажа. Оценивают указанные объекты на предмет соответствия требованиям нормативных правовых актов, содержащих государственные трудоохранные нормативы. Требования к этой части аттестационной работы в новых правилах заметно расширены и ужесточены. В частности, при оценке средств обучения и инструктажа предписано проверять наличие документов (удостоверений, свидетельств), которые подтвердят прохождение работниками необходимого обучения. И, кроме того, инструкций по безопасности и по охране труда, составленных с учетом нормативных требований к их структуре и содержанию (п. 27 Порядка). А при проведении оценки травмобезопасности рабочих мест необходимо проверить «наличие, правильность ведения и соблюдение требований эксплуатационных документов на производственное оборудование (паспортов, инструкций по эксплуатации и т.п.) в части обеспечения безопасности труда» (п. 28 Порядка).
По результатам оценки травмобезопасности проверяемых рабочих мест тоже необходимо оформлять протокол. Форма этого документа приведена в приложении N 6 к Положению и приложении N 4 к Порядку.
Протоколировать нужно и результаты оценки обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты на рабочем месте (приложение N 7 к Положению и приложение N 5 к Порядку). При этом оценивают не только обеспеченность указанными средствами, но и их эффективность (п. 3.3.1 Положения, п. 36 Порядка).

Оформляем результаты

Итоговая оценка фактического состояния условий труда в организации состоит из результатов проверки всех перечисленных ранее факторов (п. 3.4.1 Положения, п. 39 Порядка):
— степени вредности и опасности производства;
— степени травмобезопасности рабочих мест;
— степени обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.
После того как аттестация рабочих мест по условиям труда проведена, необходимо документально оформить ее результаты (п. 4.1, 4.2 Положения, п. 45 Порядка).
Согласно действующим правилам, по результатам работы аттестационной комиссии следует оформить протокол аттестации рабочих мест по условиям труда (приложение N 12 к Положению). К этому документу должны быть приложены (п. 4.2 Положения):
— карты аттестации рабочих мест по условиям труда (приложение N 3 к Положению);
— ведомости рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда в подразделениях (приложение N 9 к Положению);
— сводная ведомость рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда в организации (приложение N 10 к Положению);
— план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации (Приложение N 11 к Положению).
С 1 сентября текущего года в итоговый пакет документов по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда также необходимо включать:
— приказ о проведении аттестации и привлечении к этой работе специализированной организации (при необходимости);
— перечень подлежащих аттестации рабочих мест компании с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых факторов условий труда (приложение N 1 к Порядку);
— копии документов на право проведения измерений и оценок условий труда специализированной организацией (в случае ее привлечения);
— приказ о завершении аттестации рабочих мест и утверждении ее результатов.

На заметку
В новых правилах четко указана обязанность работодателя по окончании аттестации рабочих мест направлять в региональную госинспекцию труда следующие документы (п. 46 Порядка):
— перечень рабочих мест (приложение N 1 к Порядку);
— ведомости рабочих мест подразделений и результатов их аттестации по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда (приложения N 6 и N 7 к Порядку соответственно);
— информацию, обобщенную в приложении N 10 к Порядку.
Кроме того, работодателям следует обратить внимание на тот факт, что действующий обязательный срок хранения аттестационных документов, составляющий 45 лет (п. 5.6 Положения), в новых правилах указан лишь как рекомендованный (п. 8 Порядка). Однако, по нашему мнению, изменять длительность этого периода имеет смысл лишь в сторону увеличения. Поскольку вводимые государством пенсионные льготы для граждан, работавших во вредных условиях труда, могут привести к необходимости подтверждения условий труда и за более давний срок.
И, наконец, хотелось бы посоветовать всем без исключения работодателям не пренебрегать требованием об аттестации рабочих мест по условиям труда. Даже если фирма небольшая и орудия производства в ней, что называется, офисного порядка. Дело в том, что правила, вступающие в силу через полгода, вменяют проведение аттестации в обязанность всем работодателям. Единственное исключение сделано для физических лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями. Напомним также, что нарушение законодательства об охране труда чревато административным взысканием. Для организаций, к примеру, предусмотрены штрафы от 30 000 до 50 000 рублей либо приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Е. Сафарова,
юрист

О. Чевина,
эксперт журнала

«Бухгалтерия и кадры», N 3, март 2008 г.



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит