» Налоговый кодекс снова будут трансформировать


Налоговый кодекс снова будут трансформировать


21.03.2010

«Что год грядущий нам готовит?» — именно с этим вопросом провожают люди уходящий год. Для бухгалтера же смена года стала устойчиво ассоциироваться со сменой налогового законодательства. Не станет исключением и грядущий 2010 год. Уже сейчас на рассмотрении Госдумы находится законопроект, изменяющий Налоговый кодекс. Что же в этот раз приготовили нам законотворцы?

Новый год только на подходе, а Правительство РФ уже заготовило новые изменения в Налоговый кодекс. На рассмотрение Госдумы внесен законопроект N 269777-5. В основном изменениям должны подвергнуться нормы, связанные с уплатой налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторыми другими вопросами налогового администрирования.

Хорошие новости

В основном новации направлены на ужесточение требований к налогоплательщикам и расширение прав налоговиков. И все же есть немного позитивных строк.
В частности, налогоплательщик будет наделен правом на проведение совместной сверки расчетов по налогам, пеням и штрафам. Долгое время выражение «сверка с налоговой» вызывало не самые приятные чувства бухгалтеров. Связано это в первую очередь с процедурой ее прохождения и ощущением полного своего бесправия, так как права на сверку у налогоплательщиков как такового и не было: в Налоговом кодексе был расписан только порядок проведения. Новый закон наделяет налогоплательщика правом проведения совместной сверки налогоплательщика с налоговиками по его заявлению. Причем вручение копии акта будет производиться в обязательном порядке в течение следующего дня после проведения сверки.
Еще одним положительным моментом можно считать возможность получения отсрочки, рассрочки не только по налогам, но и по уплате пеней и штрафов. Правда, оценивать эту новацию следует только в совокупности с вносимыми изменениями в порядок начисления пеней и штрафов.
Увеличится размер суммы инвестиционного налогового кредита. Он может составить 100 процентов от стоимости приобретенного оборудования. Пожалуй, на этом позитив заканчивается.

Со скоростью электронного документа

Рассматриваемый Госдумой законопроект предполагает более активное использование электронного документооборота.
В частности, предоставляется возможность уведомления налогового органа, например, при открытии счета или реорганизации при помощи почтового отправления или по телекоммуникационным каналам связи. Использование такого порядка можно будет реализовать при исполнении налогоплательщиками обязанностей, установленных пунктом 2 статьи 23 Налогового кодекса (постановка на учет в налоговых органах).
Активное применение телекоммуникационных каналов связи предполагается и при работе налоговых органов с кредитными организациями. Например, взыскание налога со счетов налогоплательщиков можно будет производить не только на основании поручения, составленного на бумажном носителе, но и по электронному документу. Скорость прохождения и исполнения таких документов очевидна. Сообщение банками информации об открытии и закрытии счетов, информирование налоговых органов об остатках средств на счетах при приостановлении операций или при изменении реквизитов счета будет теперь ускорено за счет использования электронного документооборота.
Стоит отметить, что, ускоряя процедуры контроля, чиновники ничуть не заботятся о правах налогоплательщиков. Без изменения остается пункт 8 статьи 76 Налогового кодекса, регулирующей порядок отмены приостановления операций по счетам. Никакого электронного документооборота данная норма не предполагает. Поэтому если законодателями будет принята предложенная редакция, то в новом году блокировать счета будут стремительно, а вот разблокировать, как всегда, не спеша.

Приказано: «Налоги взыскать любой ценой!»

Не забыли авторы законопроекта и о порядке обеспечения взыскания налогов. Так, предлагается увеличить срок обращения налогового органа в суд о взыскании причитающейся к уплате суммы налога за счет денежных средств налогоплательщика. Он будет составлять один год. Право на взыскание налога за счет имущества в судебном порядке будет возможно в течение одного года после истечения срока для вынесения соответствующего решения налоговым органом. Иными словами, если в течение года такое решение своевременно вынесено не было, то у налоговиков будет еще год для взыскания налога за счет имущества через суд. Предполагается также увеличение срока исковой давности по взысканию штрафов до одного года (действующая норма предполагает шесть месяцев).
Значительная часть законопроекта отведена порядку признания в налоговом органе недоимки и задолженности безнадежными к взысканию. Связано это с тем, что ситуация по работе с такой задолженностью у налоговиков далеко не лучшая, а судебная практика складывается не в их пользу. Поэтому для покрытия собственных промашек чиновники стараются ввести новые нормы в закон.
Так, однозначно будут установлены случаи, при которых недоимка признается безнадежной к взысканию, — это ликвидация, банкротство, смерть физического лица, вступление в силу соответствующего решения суда. Органы, уполномоченные принимать решения по «безнадежным» задолженностям, будут определены после утверждения законопроекта. Немаловажным станет то, что субъекты Российской Федерации и представительные органы муниципальных образований смогут устанавливать дополнительные основания для признания недоимки безнадежной к взысканию.
Для обеспечения взыскания сумм налогов, сборов, пеней и штрафов предполагается упорядочить исполнение банками обязательств по перечислению в бюджет сумм налога, установленных пунктом 4 статьи 59 Налогового кодекса. Законопроект предполагает наделить налоговые органы правом на выставление требований о перечислении сумм налога в бюджет в пределах трехмесячного срока со дня выявления неперечисленной суммы и составления документа о выявлении ее не перечисления банком.
Предполагается уточнить порядок получения налогоплательщиками требования об уплате налога. В новом варианте оно вручается под расписку или отправляется заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты его направления.
Неприятным сюрпризом станет исключение из Налогового кодекса положений, предусматривающих неначисление пеней на суммы недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить из-за приостановления операций по счетам на основании решения налогового органа или суда, а также при наложении ареста на имущество налогоплательщика.
Ужесточению платежной дисциплины посвящены поправки по порядку взыскания недоимки. Так, если недоимка не будет полностью погашена за два месяца после истечения срока требования об уплате, то налоговым органом в течение 10 дней будет выноситься решение о направлении материалов в органы внутренних дел для возбуждения уголовного дела. При этом налоговый орган должен учитывать, что размеры данной недоимки должны позволять предположить нарушение законодательства о налогах и сборах, содержащее признаки преступления.

Правила для проверок

Не остались без внимания и статьи, посвященные проведению налоговых проверок. Важным моментом является предоставление налоговикам права проведения выездной налоговой проверки при подаче уточненной налоговой декларации за весь период, за который она представлена.
Вместе с тем некоторые из изменений носят уточняющий характер. Так, предполагается установить срок получения справки о результатах выездной налоговой проверки в шесть дней с момента ее отправления по почте.
Требование об отражении в акте проверки факта уклонения лица, в отношении которого проводилась проверка, от получения такого акта предполагается исключить. Акт по выявленным нарушениям законодательства о налогах и сборах, рассматриваемым в порядке, установленном статьей 101.4 Налогового кодекса, должен быть вручен налогоплательщику в течение пяти дней либо передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения.
Предлагается установить шестидневный срок получения решения, вынесенного по результатам налоговой проверки, при направлении его заказным письмом. Схожие требования устанавливаются и при отправлении решения о принятии обеспечительных мер. Вручение копии такого решения возможно в течение пяти дней после его вынесения лицу (его представителю), в отношении которого оно вынесено. Вступление в силу решения об отмене обеспечительных мер или их замене предполагается сделать с момента его принятия.
Порядок выставления требования об уплате пеней будет установлен статьей 69 Налогового кодекса. Производится эта процедура в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
Есть также новшества в самой процедуре проведения проверок. Истребование документов у контрагента или иных лиц, располагающих информацией о деятельности проверяемого налогоплательщика, будет возможно не только вручением требования под расписку или по почте, но и по телекоммуникационным каналам связи.
Последнее положение, скорее всего, касается проведения «встречных» проверок. Можно предположить, что времени на их проведение потребуется меньше. Не секрет, что данная процедура больше всего влияет на получение налоговых вычетов по НАС, поэтому хочется верить, что изменения ускорят этот процесс.

Не штрафом единым…

Было бы серьезным упущением не сказать об изменении размеров штрафов за нарушение законодательства о налогах и сборах. В частности, предлагается подвергнуть изменениям следующие нормы ответственности:
Статью 119 — непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи:
в пункте 1 снижен максимальный порог до 20 процентов от суммы налога, подлежащего уплате по такой декларации. В то же время увеличено его минимальное значение — «не менее 1000 рублей»;
в пункте 2 устанавливается штраф в размере 10 процентов от неуплаченной суммы налога по данной декларации за каждый месяц начиная со 181-го дня, но не более 30 процентов от указанной суммы. В то же время предлагается установить минимальное значение такого штрафа в 10 000 рублей. Иными словами, даже при уплате всей суммы штраф все равно составит 10 000 рублей.
Ввести статью 119.1 — нарушение установленного способа представления налоговой декларации:
— штраф в размере 200 рублей.
Статью 120 — грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения:
в пункте 1 размер штрафа предлагается увеличить до 10 000 рублей (сейчас установлен 5000 рублей);
в пункте 2 — штраф в размере 20 процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее 20 000 рублей (сейчас установлен в размере 10 процентов от неуплаченной суммы налога, но не менее 15 000 рублей).
Статью 125 — несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест:
— установить штраф в размере 30 000 рублей.
Статью 126 — непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля:
в пункте 1 установить штраф за каждый непредставленный документ в размере 200 рублей (сейчас установлен 50 рублей);
в пункте 2 штраф в размере 10 000 рублей (сейчас установлен 5000 рублей).
Статью 129 — неправомерное несообщение сведений налоговому органу:
по пункту 1 увеличить штраф до 5000 рублей (сейчас действует 1000 рублей);
по пункту 2 увеличить штраф до 20 000 рублей (сейчас действует 5000 рублей).
Статью 135.1 — неисполнение банком поручения налогового органа о перечислении налога, авансового платежа, сбора, пеней, штрафа:
— увеличить штраф до 20 000 рублей (сейчас действует 10 000 рублей).

Краткое резюме

Делая предварительную оценку, хочется отметить, что большая часть изменений Налогового кодекса направлена на увеличение прав налоговых органов и ужесточение контроля налогоплательщиков. Лояльные условия для налоговиков создаются за счет увеличения сроков по взысканию задолженностей, изменения порядка начисления пеней, усиления контроля работы банков.
Очень жалко, что данные меры принимаются за счет увеличения прав налоговых органов, вместо того чтобы улучшать работу самой службы изнутри. Неприятный осадок остается и после анализа изменений штрафных санкций. Складывается ощущение, что их реформация призвана побольнее ударить по налогоплательщикам малого бизнеса, ведь увеличение нижнего порога штрафа коснется именно этого сектора. Не секрет, что платежи среднего и уж тем более крупного бизнеса превышают установленную «планку». А говорить про использование телекоммуникационных каналов связи «малышами» вообще излишне. Им и в хорошие времена было не до них.
Кто выиграет от этих поправок, вполне очевидно. Но также очевидно и другое — помощь малому бизнесу осуществляется только на словах, а на деле — слабо работающее законодательство о поддержке малого бизнеса и серьезный прессинг в виде налоговых реформ.

А. Химичев,
ведущий эксперт

«Практическая бухгалтерия», N 12, декабрь 2009 г.



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит