» Бухгалтеру об идеальном резюме


Бухгалтеру об идеальном резюме


21.03.2010

Почему бухгалтер с большим опытом работы и безупречной репутацией не может найти новую работу? Причин может быть много, но наиболее вероятная — неумение себя подать. Пожалуй, не будет преувеличением утверждать, что на одну вакансию в настоящее время приходится более сотни кандидатов. И ваше резюме должно быть конкурентоспособным, иначе вас не заметят.
Главная цель резюме любого соискателя — наглядно продемонстрировать работодателю, что именно он и только он подходит для замещения вакантной должности.
Вы предлагаете работодателю выгодную сделку, продавая свой талант, способности, опыт, квалификацию и своё время, а работодатель должен убедиться, что ему это на самом деле надо. Это основной принцип, которого следует придерживаться.

Замечания по форме

В оформлении советую использовать только один вид шрифта, выделяя жирным шрифтом особо (подчёркиваю: особо!) важное. Оптимальным для чтения будет шрифт среднего размера (например, четырнадцатый), а междустрочный интервал лучше выбрать полуторный.
Если для описания всех профессиональных успехов и достижений вам не хватает одной страницы, не следует уменьшать шрифт. Кто-то когда-то сказал, что резюме должно умещаться на одной странице. Возможно. Однако если такое сокращение происходит за счёт необходимой информации, то этого делать не следует. Объём резюме определяется исключительно вашим профессиональным опытом.
Резюме принято начинать с фамилии, имени и отчества. Некоторые работодатели (как правило, представители компаний с иностранным капиталом) могут попросить приложить фотографию. Это не случайно: анализ фотографии может многое поведать о самооценке соискателя, уровне его притязаний и т.д. Идеальный вариант: небольшая цветная фотография, на которой вас легко узнать.
Далее указывают, как правило, гражданство, дату и место рождения, возраст, контакты. С учётом того, что работодатель, как правило, звонит только один раз, следует указывать телефон, по которому вы всегда доступны, т.е. мобильный телефон. Однако на всякий случай следует указывать номера стационарных телефонов с обязательным указанием точного времени, в течение которого вас можно застать по этим номерам.
Указывая адрес электронной почты, учтите, что принято указывать именно тот адрес, с которого вы отправляете резюме.
По поводу домашнего адреса мнения расходятся. Некоторые эксперты настаивают на том, что его надо указывать в любом случае, даже если работодатель не высказывает пожелания, чтобы соискатель проживал в определённом регионе или районе.
По моему мнению, без особых оснований домашний адрес указывать не стоит. Некоторые директора и кадровики считают, что если работник живёт далеко от офиса, то это пагубно скажется на его производительности (устанет, пока доедет до места работы). Если на интервью вы произведёте идеальное впечатление, то этот факт уже не будет иметь значения.

Образование

Без сомнения, хорошее профессиональное образование — это сильный козырь. Однако если прошло много времени со дня окончания вашего вуза (без сомнения, лучшего вуза страны), то не стоит акцентировать внимание на этой графе.
Оптимальным вариантом для бухгалтера с большим профессиональным опытом будет указание наименования вуза (сокращённое наименование и расшифровка в скобках) и сведений о дополнительном образовании, программах повышении квалификации и т.д.
Главный бухгалтер, бухгалтер на зарплату, финансовый директор?
Избегайте составления универсальных резюме. Соискатель должен чётко сформулировать свои цели и указать, на какую именно должность он претендует.
Если это указание расположено в самом начале резюме, то это поможет выделиться из множества других (если вы выбрали правильную вакансию).
Итак, ещё раз: указывайте точное наименование желаемой должности. Категорически не рекомендую перечислять, что вы можете работать главбухом, заместителем главбуха, кассиром, финансовым директором. Вы, наверное, хотите продемонстрировать работодателю, что вы универсальный специалист в бухгалтерском учёте. Однако такая вариативность может иметь негативные последствия, запутает и отнимет внимание.
Вряд ли работодатель оценит что-то типа: «Хотелось бы найти работу, которая позволила бы мне полностью раскрыться как личности, реализовать себя на бухгалтерском поприще» (пример реальный). Художественная ценность этого предложения бесспорна, а вот конкретики маловато, и намерения (объективно благие) выражены неясно.
Укажите в начале резюме область, в которой вы специализируетесь, или желаемую должность.

Опыт работы

Самый важный раздел резюме, который по объёму должен превышать все остальные вместе взятые.
Как правило, кадровиков интересует последнее десятилетие вашей трудовой деятельности. Данные о трудовой деятельности принято располагать в обратном хронологическом порядке. Впрочем, хронологическим порядком изложения сведений можно пренебречь, если вы хотите найти работу по специальности, но не имеете достаточного опыта. Следует описать уже имеющиеся достижения (в том числе хорошее образование, учёную степень и звание).
В этом разделе должны быть отражены основные выполняемые соискателем функции, его достижения и успехи. Помните, что эта информация является решающей при принятии решения о приглашении на собеседование.
Описание каждого периода работы начинается с даты (достаточно указания месяца и года), далее — название организации и должность. Одна-две строки на каждое место работы плюс краткая характеристика своей деятельности.
Внимательно изучите объявление о вакансии и с учётом того, что именно там написано, делайте акцент на те обязанности, которые вы хотели бы выполнять в этой организации.
Описание опыта работы должно быть чётким и лаконичным (например, «организация ведения бухгалтерского и налогового учёта трёх юридических лиц в полном объёме»).
Запомните, что нельзя изменять названия должностей (даже если предыдущая ваша должность была не блестящей. Кризис — не время для чрезмерной разборчивости), а также исправлять даты и т.д. Когда ваша ложь выяснится (а если вы получите работу, правду легко установить по той же трудовой книжке), то это может стоить вам работы.
Не рекомендую давать оценку собственным достижениям («отлично начисляю зарплату») — предоставьте работодателю самому сделать выводы о том, какое вы золото. Впрочем, если вы сумели сэкономить предыдущему работодателю сто тысяч долларов или своими грамотными действиями минимизировали потери после налоговой проверки, то не грех заострить на этом внимание.
В то же время излишне скромничать тоже не годиться. Не кайтесь в своих неудачах, а покажите, что можете гораздо больше, чем требуется для той позиции, которую вы выбрали в качестве цели.
Не надо вдаваться в причины, по которым вы уволились с предыдущего места работы. Тем более не надо упоминать в резюме в качестве причин увольнения желание больших денег, банкротство организации и тем более идиотизм начальника.

О личном

Может показаться удивительным, но некоторые соискатели включают в резюме сведения о росте, весе, цвете глаз, любимых книгах, наконец, о хобби.
С личными сведениями следует быть крайне осторожным. Кстати, если вы решили попытать счастья за рубежом, то учтите, что в большинстве стран наличие в резюме информации личного характера не приветствуется. Так, составляя резюме, например, для Канады или США, не стоит указывать свой возраст, национальность, пол, не упоминайте о семействе и хобби. Мы же говорим о резюме бухгалтера? Конечно, если вы решите резко сменить профессию и переквалифицироваться в инструктора по верховой езде, то обязательно упомяните, что имеете большой опыт в этой области.
Конечно, если вы совершенно точно выяснили, что ваш будущий работодатель — большой любитель самодеятельной песни, то можно упомянуть в числе своих хобби походы и игру на гитаре у костра.
Вообще, если вы ориентированы на работу в конкретной компании, то первое, что надо сделать: выяснить как можно больше о своём потенциальном начальнике. Что за человек? Каких сотрудников он предпочитает? Какой у него стиль руководства? От этого будет зависеть, какой характер придать резюме. Если, например, на официальном сайте компании-работодателя имеется длинный перечень дипломов и наград, то имеет смысл упомянуть и о своих дипломах, званиях и наградах.
По поводу черт характера. Указывать их или нет — решать вам. Следует отметить только, что вряд ли работодатель предпочтёт агрессивного и амбициозного заместителя главного бухгалтера. Графа «Личные качества» в резюме должна отражать те качества, которые будут профессионально полезными на той должности, на которую вы претендуете. Акцентируйте внимание на своём трудолюбии, на готовности сидеть и корпеть, разбираться и думать, задерживаться после работы, быть в курсе последних разъяснений налоговых и финансовых органов и т.д.

Профессиональные навыки

Здесь перечисляются офисные и бухгалтерские программы, с которыми вы на «ты». Как правило, достаточно будет знания:
— бухгалтерских программ («1С:Бухгалтерия», «Бест», «Парус», «Инфо-бухгалтер», «Банк-клиент»);
— пакета Microsoft Office (Excel, Word);
— справочно-правовых систем («Гарант», «Консультант Плюс»).
Вполне возможно, что вы продвинутый пользователь интернета и активный участник бухгалтерских форумов. Конечно, если вы хотите работать на каком-либо бухгалтерском сайте (постером, блоггером или, скажем, контент-менеджером), то указать степень своей вовлечённости надо.
Однако вряд ли работодателю понравится бухгалтер, проводящий большую часть рабочего времени на форумах. Кстати, экспресс-анализ требований, которые предъявляют к бухгалтерам российские интернет-компании, показал, что и там активные «форумчане» не требуются.

Графа «Ожидаемая зарплата». Лучше пропустить

Не советую оглашать свои ожидания относительно зарплаты. Если это возможно, то оставьте этот вопрос открытым — до окончания собеседования. Видите ли, прямое указание в резюме желаемой зарплаты может сказать работодателю слишком много о вас: попросите много — плохо, попросите мало — ещё хуже. Работодатель ещё не в курсе, какой вы хороший профессионал, сейчас он думает только о том, готов ли он платить бухгалтеру эдакую кучу денег.

Рекомендации

Этот раздел, который указывает на возможность представления рекомендаций (равно как и приведение в резюме фамилий рекомендателей с координатами для связи), поможет, если предыдущие разделы резюме работодателя заинтересовали. Однако не стоит присылать вместе с резюме все имеющиеся у вас рекомендательные письма, сертификаты, дипломы и т.д. Не забудьте взять их на собеседование, и покажете, когда вас попросят.
Кстати, если вы хотите привести в резюме список рекомендателей, то обязательно предварительно следует встретиться с ними, спросить, согласны ли они дать вам рекомендацию (заодно выяснить, не изменилось ли их отношение к вам). Имейте в виду, что, как правило, рекомендателям задают следующие вопросы:
— как долго бухгалтер N работал в вашей организации;
— какие обязанности он исполнял;
— хорошо ли бухгалтер N справлялся со своими обязанностями;
— нельзя ли узнать, что послужило причиной его увольнения, и т.д.

Советы по отправке

Итак, вы закончили своё идеальное резюме. Если вы посылаете резюме в бумажном виде, то используйте бумагу хорошего качества независимо от количества экземпляров. В резюме не должно быть опечаток и ошибок.
Если вы используете электронную почту (что наиболее вероятно), то посылайте резюме «в теле» письма, а не в виде присоединённого файла.
Графу «Тема» следует заполнять. Укажите, например, что вы претендент на соответствующую вакансию. Если, рассылая резюме, вы пренебрегаете обращением к работодателю, то к вашему резюме отнесутся с пренебрежением, сочтя, что вы рассылаете резюме по ста адресам.

Замечания напоследок

Вот несколько советов, которые помогут вам настроиться на нужный лад. Следует помнить, что за получение достойной работы необходимо бороться. Рассчитывать следует только на себя, никто не обязан искать вам работу.
Бездействие оправдать нельзя — ни внешними факторами вроде кризиса, ни плохим гороскопом на неделю. Профессионалы сами ведут свои дела. Подумайте сами и заставьте себя и других поверить в то, что вы выгодно отличаетесь от ста других претендентов на вакантную должность.
Не хватайтесь за то, что есть (если у вас нет на это особых причин). Настойчиво стремитесь к той работе, которую желаете и заслуживаете. Постарайтесь поверить в то, что вы — находка для любой фирмы.
Вы точно знаете, какая работа вам нужна? Не ограничивайте поиски только интернетом или печатными изданиями. Чем больше людей будут знать о том, что вы ищете работу, тем больше вероятности, что вы её найдёте (конечно, об этом совсем не обязательно знать вашему непосредственному начальнику).
Поиск работы — это тоже работа. По некоторым оценкам, поиском нового места работы надо заниматься сорок и более часов в неделю.
И не огорчайтесь, получив отказ. Это нормально. Воспринимайте каждый отказ как информацию к размышлению и повод к самосовершенствованию.

А. Дьяконов,
директор по развитию ООО «Правильное решение: коучинг»

«Практический бухгалтерский учет», N 6, июнь 2009 г.



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит