» Фирма решила использовать в работе коучинг


Фирма решила использовать в работе коучинг


21.03.2010

Коучинг — технология достижения целей, в прямом переводе с английского — «обучение, тренировка, наставление, воодушевление». От других видов тренингов эта методика отличается тем, что обучаемый вместо получения готовых ответов, решений, наставлений и советов учится действовать самостоятельно, выбирая наиболее эффективные пути и способы, а также берет на себя ответственность за результаты (или их отсутствие). О том, чем поможет эта технология в работе вашей фирмы, как и где ее можно использовать, читайте в нашей статье.

Все дело — в атмосфере

Коучинг в его современном понимании возник в 80-е годы прошлого века в США. Американцы Томас Леонард и Тимоти Гэлуэй и англичанин сэр Джон Уитмор считаются основными разработчиками его общей концепции. На Западе коучинг активно используется как метод управления предприятием и коллективом уже более 10 лет.
Что это за метод, в чем его суть? Если попытаться ответить на этот вопрос кратко, то суть технологии заключается в том, что на смену инструкциям и задачам приходят вопросы. Менеджер вместо того, чтобы указывать, спрашивает.
Подавляющее большинство управленцев используют либо авторитарный стиль менеджмента (идеален для сотрудников-«исполнителей»), сами решают все проблемы, отдают распоряжения, жестко контролируют исполнение и т.д. Либо скатываются к либеральному стилю (тому, который хорошо подходит для «партнеров»), фактически отказываясь от постановки задач и контроля их исполнения, дожидаясь «финальной сцены», когда все уже свершилось и поздно что-либо менять.
По сути дела, коуч-менеджмент — это не что иное, как давно известный демократический стиль лидерства. Коуч-менеджмент призван повысить эффективность работы подчиненного за счет самостоятельного решения их проблем, препятствующих достижению цели, и увеличения его мотивированности на достижение результата. Такой результат достигается через опору на осознанность и ответственность подчиненного, специальным образом инициируемые и поддерживаемые руководителем. Что дает такая технология, рассказал профессиональный коуч Борис Крылов, специализирующийся на проблемах работы с персоналом:
— Коучинг как стиль менеджмента нацелен одновременно на то, чтобы поймать «двух зайцев»: достичь организационные цели и в этот же момент времени обеспечить максимально возможное развитие персонала. Тем самым, планируя и осуществляя работу, в фокусе внимания руководитель держит две задачи: как обеспечить эффективное (быстрое, с минимальными затратами) решение конкретной задачи и как добиться того, чтобы каждый участник процесса сделал хотя бы небольшой шаг в своем профессиональном развитии. При этом под развитием мы понимаем расширение круга задач, которые сотрудник может решать самостоятельно и делать это качественно.
Даже в тех ситуациях, когда руководитель просто ставит своему подчиненному задачи, коуч не только озвучивает их, но и обязательно интересуется при этом тем:
насколько данная задача соотносится с личными целями подчиненного;
с помощью каких приемов и методов подчиненный намерен достичь результата;
есть ли у подчиненного знания и навыки, необходимые для использования в работе данных приемов и методов.
И делает руководитель это таким образом, что, получив задачу подготовить данные по продажам прошлого месяца, начальник отдела продаж не побоится признаться, что назавтра у него запланирован выезд с торговым представителем и он не сможет выполнить обе задачи. Или даже, что он боится не справиться с задачей, так как не умеет работать с таблицами в программе Access. Причем все эти разговоры он (подчиненный) будет вести не для того, чтобы просто «отмазаться» от работы, а для того, чтобы выполнить ее наилучшим образом.
Если вы — руководитель, и ваши подчиненные при получении задачи ведут себя в соответствии с тем, что написано выше, то можно признать, что вы прошли первую (как минимум) ступеньку коуч-менеджмента — создание благоприятной атмосферы.
Конечно, дружелюбная атмосфера важна, но это лишь базис, на основе которого формируется коуч-менеджмент (он же — демократический стиль лидерства). После создания атмосферы руководитель обязательно должен использовать ее в своих целях, в противном случае этим воспользуются в своих целях подчиненные.
Коуч-менеджер имеет возможность:
выявлять, правильно ли подчиненный понимает задачу;
вовлечь его в решение этой проблемы, наметить план действий;
вдохновить своего подчиненного на достижение результата. Подвести его к тому, что он воспринимает полученную задачу как свою собственную;
эффективно контролировать деятельность подчиненного.
Также Борис Крылов предлагает использовать заранее заготовленные вопросники и тесты для исследования различных проблемных ситуаций сотрудника:
— Наиболее часто используемые мною инструменты — это вопросник Майерс — Бриггс по исследованию психологических типов; вопросник Хани — Мамфорда; мотивационный профиль Рисса; эмоциональный профиль Гоулмена и многие другие.

«Почему меня все боятся?»

Оказавшись наверху управленческой иерархии, руководитель остается один на один с собой и множеством проблем. Многие из них он не может откровенно и доверительно обсудить:
с подчиненными — это грозит панибратством и потерей авторитета;
с вышестоящим руководством, учредителями-владельцами (если они есть) — могут усомниться в его компетенции и правильности своего выбора;
с консультантом — это узкий специалист, навязывающий свои решения, идеи и взгляды; он может и просто не располагать к откровенности;
с другом — у него свои проблемы;
с женой (мужем) — мало толку, она (он) плохо разбирается в профессии, бизнесе.
Тут и приходит на помощь коуч, который поможет сконцентрироваться на главном. Он не навязывает свое мнение, не давит авторитетом, на его стороне — интересные методики, независимый взгляд и конфиденциальность.
Как правило, в самом начале работы специалист и его клиент обсуждают «контракт на коучинг», где оговаривается, в каком формате они намерены работать, как будет строиться их взаимодействие, как часто им необходимо общаться. Есть несколько вариантов работы с коучем в сессиях: лично (очно), по телефону и по электронной почте.
Продолжительность сессий обычно составляет от получаса в телефонном коучинге до 60 минут — в очном. Как правило, коучинг руководителя (или VIP-коучинг) проводится 1-2 раза в неделю в зависимости от задач и ситуации. Эффективная продолжительность контракта — не менее трех месяцев с интенсивностью не менее одной сессии в неделю, если вы впервые решили обратиться к профессиональному коучу. Это необходимый и достаточный срок для наступления совершенно очевидных изменений в вашей ситуации. Повторные контракты могут иметь различную интенсивность и продолжительность.
Как рассказали профессионалы, наиболее частые задачи, которые решаются с использованием этой методики, — постановка бизнес-целей (стратегические сессии); совершенствование лидерских навыков руководителей; преодоление внутреннего кризиса, вызванного стрессом, сгоранием на работе или снижением уверенности в себе. Также коуч может помочь найти выход в конфликтных ситуациях и «клинчах» (досадной карьерной застопоренности, когда, казалось бы, для успеха все есть, а дело не идет).
Для того чтобы справиться с этими задачами, личный бизнес-тренер направляет самостоятельную работу клиента, задавая следующий ряд вопросов: «Какие препятствия вы видите на пути к вашей цели?», «Каким образом вы сможете преодолеть эти препятствия?» или «Достаточно ли у вас информации для того, чтобы доверять этому партнеру или сотруднику?», «Какова при этом степень риска?». Задача коуча в вопросной сессии — помочь клиенту раскрыть его внутренние ресурсы для достижения положительных изменений в его поведении с другими и с самим собой.
Чтобы человеку было проще искать ответы на поставленные вопросы, многие коучи используют дополнительные техники по снятию стресса и напряжения у клиента и стимуляции его воображения. Эффективными инструментами являются некоторые приемы НЛП и йоги.
К услугам персональных коучей прибегает сегодня множество мидл- и топ-менеджеров. Эта техника учит людей думать более системно и гораздо шире обычного. Менеджеры становятся гибче в контактах, более творчески подходят к решению профессиональных задач. И даже чувствуют себя счастливее, если имеют возможность наблюдать свой внутренний рост как личности.
О том, какие типы клиентов наиболее часто обращаются к специалистам данного профиля, рассказала Лиона Шалила, сертифицированный коуч с большим опытом работы:
— В первую очередь это люди, которые чувствуют, что перегружены и нуждаются в расстановке приоритетов. Часто приходят руководители, недавно ставшие таковыми и не знающие, как мотивировать команду, или агрессивные, но талантливые предприниматели, держащие сослуживцев в напряжении. А также топ-менеджеры, которые недовольны тем, что перед ними все трепещут и не хотят им перечить. В связи с кризисом многие решили сменить работу и приходят для решения этой проблемы к коучу.
Расценки на индивидуальный коучинг попадают в широкий диапазон от 500 руб. до 500 у.е. в час (за коуч-сессию). В Москве средняя стоимость часа личного коуча — от 1500 до 3500 руб., при этом первая консультация, как правило, проводится бесплатно.
Подтверждать эффективность работы коуча оказалось некому: сохраняя конфиденциальность занятий, ни один из специалистов контакты своих учеников не передал. Прямо-таки врачебная тайна.

Антигуманный консультант

Чем популярный на сегодня тип карьерного консультирования отличается от традиционной психологической поддержки, рассказывает Эльвира Кушаева, профессиональный коуч с пятилетним стажем и директор по персоналу компании ООО «АНБ-Кэпитал»:
— Коучинг для каждого человека — это творческий и уникальный процесс, содержание, интенсивность и длительность которого зависят от конкретной цели (проблемы) и ситуации. Коуч, как и психолог-консультант, помогает человеку собрать свою персональную «вселенную» таким образом, чтобы действовать максимально эффективно, не превращаясь при этом в машину по производству какого бы то ни было — пусть даже очень полезного (такого, как деньги) и приятного (как пункты в корпоративном грейде) — продукта. Помогает навести мир в душе и разрешить вопрос с мотивацией.
При этом бытует мнение, что в деле повышения личной эффективности (а успешная карьера — это в конечном итоге вопрос личной эффективности и ничего более) коучинг значительно более целесообразен как инструмент, нежели работа с психоаналитиком, даже несмотря на то, что коучи действуют «жестче» и в отличие от психологов-консультантов по сути своей антигуманистичны. Дело в том, что клиент предстает в роли игрока, а главная задача коуча — помочь игроку устранить или ослабить свои внутренние барьеры, чтобы добиться результата и пройти, что называется, напролом. Речь идет в первую очередь о правильном поведении и о том, как оно соразмеряется с поставленной целью.
Причем хороший коуч не должен ничего рекомендовать, он должен поддерживать так называемый сократический диалог (выспрашивать у клиента сначала, чего он хочет добиться в жизни и что он для этого делает) до тех пор, пока клиент сам не найдет ответ на волнующий его вопрос, не выработает самостоятельно необходимое решение и не скажет: «Какой же я был дурак, это же так просто!»
Эльвира Кушаева обратила внимание и на другую отличительную черту коучинга от психоаналитика:
— В отличие от психолога коучинг работает с настоящим и позволяет сразу начать строительство будущего. Коучи не будут копаться в твоем прошлом, чтобы понять, в чем проблема, а наоборот — концентрируются на будущем. Более того, очень часто коучи работают по телефону, и их помощь нужна максимум один раз в неделю. Если коуч-преподаватель сможет помочь игроку устранить или ослабить внутренние барьеры в его действиях, то неожиданно появляется внутренняя способность, которая будет вести его дальше, без необходимости значительных технических пояснений и наставлений со стороны коуча. Главное, где можно помочь такой методикой, — это работа, остальное — дело психоаналитиков.

А. Широкова

Как выбрать профессионального коуча

Если коуч пытается сделать слишком много за одну сессию, это говорит о том, что он смотрит на клиента как на «что-то, требующее ремонта» и поэтому будет пытаться решить его проблему за него — это ненастоящий коуч.
Если коуч много говорит и мало слушает, а также использует сложные методы изложения — это ненастоящий коуч.
Если коуч продолжает сессию, не проверив свои предположения (на предмет точного понимания ситуации), а также предположения клиента — это ненастоящий коуч.
Если коуч не дает «обратную связь» клиенту и не просит «обратную связь» у клиента — это ненастоящий коуч.
Если коуч во время беседы сфокусирован на себе, а не на клиенте — это ненастоящий коуч.
Если у коуча возникло желание давать советы, то это работа эксперта, а не коуча.
Если коучинг прошел без записей — это действительно был коучинг.
«Обычный» коуч считает, что его задача — позитивные изменения в жизни клиента. А настоящий, системно мыслящий коуч понимает, что позитивные изменения в жизни клиента есть задача клиента. Кроме того, профессиональный коуч уверен, что жизнь человека и сам человек могут меняться лишь благодаря действиям. Задача же настоящего коуча (в рамках сессии) — создавать условия для подготовки клиента к действиям. Настоящий специалист должен быть готов пояснить клиенту, что хочет сразу отсеять тех, кто не хочет меняться. Ведь коучинг — это кооперация клиента и коуча.

«Московский бухгалтер», N 23-24, декабрь 2009 г.



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит