» Аттестация педагога и повышение квалификации


Аттестация педагога и повышение квалификации


21.03.2010

Как известно, кадры решают все, а квалифицированные кадры — в особенности. Но квалификацию, какой бы высокой она ни была, необходимо поддерживать. Следовательно, специалистов нужно постоянно обучать. Какие требования установлены к квалификации педагогических работников, мы рассмотрим в настоящей статье.

Аттестация педагога

На практике по аттестации педагога всегда возникают вопросы. Например, правомерно ли обязывать учителя иметь для аттестации удостоверение именно регионального института повышения квалификации работников образования не менее чем на 72 часа и не принимать сертификаты о повышении квалификации, выданные другими (например, лицензированными негосударственными) организациями? Могут ли суммироваться часы в сертификатах о повышении квалификации, или обязательно получение сертификата на 72 часа? Что говорит законодательство, в частности Закон об образовании, о порядке аттестации педагога?
В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов*(1) (далее — Типовое положение) повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливает работодатель.
В настоящее время продолжает действовать Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений*(2).
В то же время в целях устранения существующей правовой коллизии между ст. 29, 31 Закона РФ N 3266-1 «Об образовании»*(3) и п. 3.1, 3.3, 3.4, 3.5 и 3.7 Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Минобрнауки приступило к разработке новой редакции положения. Однако при этом рекомендовано применять действующее положение в части, не противоречащей действующему законодательству*(4).
Основными задачами аттестации являются:
— стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников;
— обеспечение педагогическим и руководящим работникам образовательных учреждений возможности повышения уровня оплаты труда.
Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений утверждена форма аттестационного листа, предусматривающего среди прочего сведения о повышении квалификации. Однако ни одним нормативным актом не определено, что требуется удостоверение только регионального института повышения квалификации работников образования.
Более того, принятие такого нормативного акта является незаконным, так как нарушает требования Федерального закона N 135-ФЗ «О защите конкуренции»*(5). Статьей 14 Федерального закона N 135-ФЗ установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов или организаций, осуществляющих функции указанных, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка РФ. В частности, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления запрещаются введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров. Также запрещается наделение органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В связи с этим, если в каком-либо регионе будет введено ограничение учета при прохождении аттестации педагогическими работниками документов о повышении квалификации, выданных только региональным институтом повышения квалификации работников образования (или даже только государственными учреждениями дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов), такой нормативный акт может быть опротестован любым лицом, права которого нарушены, на него может быть принесен протест органами прокуратуры.
В то же время допустимо ограничение учета только документов о повышении квалификации, выдаваемых образовательными учреждениями, имеющими соответствующую лицензию.
Также следует иметь в виду, что повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения:
— краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;
— тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения;
— длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.
Таким образом, правомерным является учет документов о повышении квалификации, свидетельствующих о проведении обучения продолжительностью 72 часа и более. Суммирование часов возможно, только если есть единая модульная программа образовательного учреждения, по результатам прохождения которой педагогу был выдан именно в этом учреждении документ о повышении квалификации продолжительностью 72 часа и более.
Прохождение же отдельных разовых семинаров, общая продолжительность которых превышает 72 часа, не означает прохождения педагогом повышения квалификации, поэтому сертификаты об участии в семинарах не могут засчитываться в качестве документов о повышении квалификации.
Также правомерным является установление в отдельных регионах требований о длительном повышении квалификации (свыше 100 часов) для отдельных категорий педагогических и руководящих работников образовательных учреждений при аттестации на первую и высшую категорию, так как согласно пп. 16. п. 1 ст. 29 Закона РФ N 3266-1 к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ в сфере образования относятся организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации и проведение аттестации педагогических работников образовательных учреждений субъекта РФ и муниципальных образовательных учреждений.

Обязательность повышения квалификации

Согласно ст. 196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Однако при этом в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Статья 197 ТК определяет право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации. При этом установлено, что указанное право реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем.
Является ли обязательным повышение квалификации работников учреждения не реже одного раза в пять лет? Может ли работодатель быть наказан за непроведение повышения квалификации?
Как было сказано выше, повышение квалификации специалистов проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет в течение всей их трудовой деятельности. Периодичность прохождения повышения квалификации работников определяет работодатель. Таким образом, устанавливая необходимость повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд, работодатель руководствуется прежде всего потребностями производства. Кроме этого, он учитывает также свои финансовые и технические возможности.
Условия и порядок проведения работодателем повышения квалификации работников определяются в социально-партнерских актах — коллективном договоре, соглашениях либо трудовом договоре. Принятие таких локальных актов, а также перечней необходимых профессий и специальностей осуществляется с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ.
Указание в Типовом положении на повышение квалификации не реже одного раза в пять лет, по нашему мнению, следует рассматривать в сочетании с положениями ст. 196 ТК РФ. То есть обязательность проведения повышения квалификации должна быть установлена федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации в связи с выполнением работниками определенных видов деятельности. А Типовое положение устанавливает лишь предельный срок проведения повышения квалификации.
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации федеральных государственных гражданских служащих проводится на основе государственного заказа за счет средств федерального бюджета в образовательных учреждениях профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию и лицензию на осуществление соответствующей деятельности.
Обязательное повышение квалификации предусматривается также для научно-педагогических работников государственных высших учебных заведений и государственных научных учреждений (организаций), действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования, не реже одного раза в пять лет (ст. 21 Федерального закона N 125-ФЗ*(6)). При этом государство гарантирует создание необходимых условий для повышения квалификации не реже чем один раз в пять лет только для научно-педагогических работников государственных высших учебных заведений и научно-педагогических работников государственных научных учреждений (организаций), действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования. Соответствующие гарантии для научно-педагогических работников муниципальных высших учебных заведений и научно-педагогических работников муниципальных научных учреждений (организаций), действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования, могут устанавливаться органами местного самоуправления городских округов, муниципальных районов.
В такие же сроки должно проходить повышение квалификации медицинских и фармацевтических работников (по истечении срока действия сертификата специалиста, выдаваемого на срок до пяти лет) согласно ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.*(7)
Обязательность повышения квалификации предусмотрена также для федеральных государственных гражданских служащих. Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года (п. 4, п. 5 ст. 62 Федерального закона N 79-ФЗ*(8)).
Еще чаще должны проходить повышение квалификации аудиторы. В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона N 119-ФЗ*(9) каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным федеральным органом. Обучение по программам повышения квалификации осуществляется лицами, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности.
В случае нарушения работодателем обязанности по повышению квалификации работников, которая определена федеральными законами, он может быть привлечен к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ.
Нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1 000 до 5 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Повторное нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
Однако о случаях привлечения должностных лиц к административной ответственности за невыполнение обязанностей по повышению квалификации работников, определенных ст. 196 ТК РФ, нам неизвестно.

О.Б. Емельянова,
эксперт журнала «Оплата труда в бюджетном учреждении:
бухгалтерский учет и налогообложение»

«Оплата труда в бюджетном учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение», N 6, июнь 2009 г.

————————————————————————
*(1) Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 N 610.
*(2) Утверждено Приказом Минобразования РФ от 26.06.2000 N 1908.
*(3) Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании».
*(4) Письмо Минобрнауки РФ от 07.08.2007 N 03-1720.
*(5) Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».
*(6) Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
*(7) Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1.
*(8) Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации».
*(9) Федеральный закон от 07.08.2001 N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит