» Размер пособия по безработице для работников ИП и для работников организаций


Размер пособия по безработице для работников ИП и для работников организаций


21.03.2010

В настоящее время довольно много компаний проводят различные реорганизационные мероприятия, в результате которых работники могут быть уволены в связи с сокращением штата или ликвидацией организации. Индивидуальные предприниматели не исключение: они также могут сокращать сотрудников. Обычно уволенный встает на биржу труда для получения пособия по безработице, размер которого для уволенных из организаций и от индивидуального предпринимателя раньше различался. Но недавно Конституционный суд в Постановлении от 22.10.2009 N 15-П уравнял работников индивидуального предпринимателя в праве на пособие по безработице.

Граждане Белогурова М.А., Иванова Т.А., Климова С.Г., Молодцов А.В. обратились в КС РФ с жалобами, в которых оспаривались нормы о правилах начисления пособия по безработице, а также о досрочном назначении пенсии безработным гражданам предпенсионного возраста. КС РФ на основании данных жалоб объединил дела и рассмотрел вопрос о проверке конституционности положений п. 1 ст. 30, п. 2 ст. 32, п. 1 ст. 33 и п. 1 ст. 34 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон N 1032-1).
В ходе судебного заседания было установлено, что в соответствии с Законом N 1032-1 гражданам, уволенным из организаций по основаниям, не связанным с совершением ими виновных действий, пособие по безработице устанавливается в процентном отношении к их среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, они имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель (п. 1 ст. 30 Закона N 1032-1), но во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже его минимальной величины (п. 1 ст. 33 Закона N 1032-1). Гражданам, чьими работодателями являлись индивидуальные предприниматели, пособие по безработице устанавливается независимо от основания увольнения и начисляется в соответствии с п. 1 ст. 34 Закона N 1032-1 в размере минимальной величины пособия по безработице.
Граждане М.А. Белогурова, Т.А. Иванова, С.Г. Климова и А.В. Молодцов, которые осуществляли трудовую деятельность на основании трудовых договоров, заключенных с индивидуальными предпринимателями, были уволены по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 77 (соглашение сторон) и п. 2 ч. 1 ст. 81 (сокращение численности или штата работников) ТК РФ. Впоследствии они признаны в установленном порядке безработными и им начислено пособие по безработице в минимальном размере*(1). Они пытались обжаловать данное решение, но центры занятости регионов, в которых проживают указанные граждане, отказали в удовлетворении заявлений о пересмотре размера пособия по безработице, назначенного им.
Кроме того, Т.А. Ивановой центр занятости населения Северного административного округа г. Москвы отказал в перерасчете размера пособия по безработице, назначенного ей приказом от 31.01.2008, а также разъяснил, что не имеет оснований для обращения в компетентный орган с предложением о назначении ей пенсии до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости. Управление государственной службы занятости населения г. Москвы оставило жалобу Т. А. Ивановой на это решение без удовлетворения.
Получается, что оспариваемые положения ст. 30, 32-34 Закона N 1032-1 не позволяют начислять гражданам, состоявшим в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями, пособие по безработице по тем же правилам, по которым оно начисляется гражданам, уволенным из организаций (пропорционально среднемесячному заработку). Тем самым эти нормы лишают их права на получение пособия по безработице в максимальном размере. Оспариваемые положения не предусматривают для таких граждан и возможность досрочного выхода на пенсию. Получается, что работникам, уволенным или уволившимся от ИП, меры социальной поддержки в связи с безработицей предоставляют в меньшем объеме, чем гражданам, уволенным из организаций. А это противоречит принципу равенства, закрепленному ст. 19 Конституции РФ, и нарушает права, гарантированные ее ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 37 и ч. 2 ст. 39.
КС РФ указал, что Конституция РФ гарантирует: создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; свободу труда и право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; право на защиту от безработицы; право на социальное обеспечение. Поэтому правовое регулирование занятости населения и защиты от безработицы должно обеспечивать лицам, временно лишившимся работы и, следовательно, заработка, трудового дохода, эффективную государственную защиту, направленную на поддержание по крайней мере минимально необходимого для удовлетворения жизненно важных потребностей уровня материального достатка и на содействие в трудоустройстве, на равных основаниях.
Защита от безработицы обеспечивается путем создания системы мер содействия занятости и материальной поддержки граждан, не имеющих работы и заработка, трудового дохода и официально признанных безработными. Соответствующая система мер предусмотрена Законом N 1032-1, определяющим правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы. Основной формой такой защиты является выплата в течение установленного срока пособия по безработице, целевое назначение которого, как указал КС РФ, состоит в том, чтобы предоставить гражданину временный источник средств к существованию (Постановление от 16.12.1997 N 20-П).
Напомним, что согласно Закону N 1032-1 пособие по безработице работнику, уволенному из организации по основаниям, не связанным с его виновными действиями, устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние 3 месяца по последнему месту работы, если в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, он имел оплачиваемую работу:
— не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели);
— на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей).
В первые 3 месяца пособие начисляется в размере 75% среднемесячного заработка (денежного довольствия), в следующие 4 месяца — 60%, а в дальнейшем — 45%. В любом случае пособие по безработице не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже его минимальной величины.
Так, гражданам, прекратившим трудовые отношения с индивидуальным предпринимателем, пособие по безработице начисляется в соответствии с п. 1 ст. 34 Закона N 1032-1 в размере минимальной величины пособия по безработице, который может существенно отличаться от размера пособия по безработице, выплачиваемого гражданам, уволенным из организаций, и который не основан на объективных критериях (наличие и продолжительность периодов оплачиваемой работы, основание увольнения, размер среднемесячного заработка и т.д.). Тем самым для граждан, признанных в установленном порядке безработными, вводятся различные правила начисления пособия по безработице — в зависимости от того, с каким работодателем (организацией или индивидуальным предпринимателем) они состояли в трудовых отношениях непосредственно перед увольнением.
Регулирование трудовых отношений осуществляется на основании принципов, закрепленных в ст. 2 ТК РФ. Трудовое законодательство исходит из того, что все работодатели — и физические, и юридические лица — обладают равными правами и несут равные обязанности (ст. 20, 22 ТК РФ). Глава 48 ТК РФ ввиду специфического характера экономической деятельности физических лиц закрепила особенности регулирования труда работников индивидуальных предпринимателей, но не установила различия в правовом статусе работодателей.
Кроме того, работодатели не производят отчисления на финансирование мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан. Эти мероприятия являются расходными обязательствами РФ (п. 1 ст. 22 Закона N 1032-1), которые исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета (п. 2 ст. 84 БК РФ). Раз финансирование мероприятий по социальной поддержке безработных граждан не имеет своим источником средства, поступающие от конкретного налога (взноса), исключается какая-либо дифференциация при предоставлении мер социальной поддержки безработным гражданам в зависимости от размера платежей, уплачиваемых работодателем, с которым лицо, впоследствии признанное безработным, состояло в трудовых отношениях, и, соответственно, установление определенных пропорций между такими платежами и выплатами, осуществляемыми в пользу безработных.
КС РФ полагает, что критерии, избранные законодателем для дифференциации правил определения размера пособия по безработице (в зависимости от того, с организацией или индивидуальным предпринимателем работник состоял в трудовых отношениях до своего увольнения, когда иные установленные законом условия в равной мере соблюдены), являются объективными и имеют разумное оправдание. В результате лицам, относящимся к одной и той же категории, не обеспечивается равная социальная защита на период поиска новой работы, что не согласуется с конституционным принципом равенства и целями, ради достижения которых допускается ограничение прав и свобод граждан.
С учетом особенностей положения на рынке труда граждан предпенсионного возраста как наиболее подверженных риску безработицы и утраты в связи с потерей работы источника средств к существованию законодательством предусмотрена такая мера социальной поддержки безработных граждан, как возможность досрочного выхода на пенсию.
В соответствии с п. 2 ст. 32 Закона N 1032-1 по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, уволенным в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста. При этом указанные категории граждан должны иметь страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренной ст. 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В Постановлении N 15-П КС РФ разъяснил: приведенные законоположения буквально означают, что возможность досрочного выхода на пенсию предоставляется только тем безработным гражданам, которые были уволены из организаций; граждане же, работодателями которых являлись индивидуальные предприниматели, при прочих равных условиях этой возможности лишены. Таким образом, получение пенсии до достижения установленного законом возраста в качестве меры социальной защиты от безработицы поставлено в зависимость от того, с каким работодателем безработный гражданин состоял в трудовых отношениях непосредственно перед увольнением.
Различия в правовом положении граждан, принадлежащих к одной и той же категории, не основанные на обстоятельствах, связанных с приобретением права на трудовую пенсию по старости (продолжительность страхового стажа и стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), и не учитывающие критерии, положенные в основу дифференциации мер социальной поддержки, предоставляемых безработным гражданам (основание увольнения, продолжительность оплачиваемой работы до увольнения и др.), снижают уровень социальной защиты безработных граждан, работодателями которых являлись индивидуальные предприниматели, по сравнению с гражданами, уволенными из организаций, и не согласуются с конституционным принципом равенства и конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод граждан, считает КС РФ.
Итак, КС РФ сделал вывод, что вытекающая из взаимосвязанных положений п. 1 ст. 30, п. 2 ст. 32, п. 1 ст. 33 и п. 1 ст. 34 Закона N 1032-1 дифференциация правил определения размера пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и условий назначения им пенсии до достижения установленного законом пенсионного возраста, основанная на том, с каким работодателем (организацией либо индивидуальным предпринимателем) они состояли в трудовых отношениях непосредственно перед увольнением, противоречит ч. 1, 2 ст. 19, ч. 3 ст. 37, ч. 1 ст. 39 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.
Таким образом, неравенство граждан в сфере социальной защиты от безработицы в части определения размера пособия по безработице работникам, уволенным по основаниям, предусмотренным п. 1 и 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, и в части назначения пенсии до наступления установленного законом возраста устранено. Теперь бывшие работники индивидуальных предпринимателей имеют право получать пособие по безработице в процентном отношении к средней заработной плате, как и бывшие работники организаций, а также им предоставлена возможность досрочного ухода на пенсию.

Н.И. Бородина,
эксперт журнала «Отдел кадров коммерческой организации»

«Отдел кадров коммерческой организации», N 12, декабрь 2009 г.

————————————————————————-
*(1) В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.12.2008 N 915 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2009 год» минимальная величина пособия составляет 850 руб.



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит