» Как подойти к подготовке финансовой отчетности по МСФО


Как подойти к подготовке финансовой отчетности по МСФО


21.03.2010

Перед финансовым руководителем компании, решившим выпускать отчетность по МСФО, возникает вопрос — кому доверить подготовку отчетности: выполнить задачу своими силами или привлечь профессионалов? Вопрос непраздный, поскольку кто бы ни готовил отчетность по МСФО, ответственность за ее качество несет руководство компании, которое лично подписывает данный документ. Поэтому необходимо проанализировать все факторы и оценить имеющиеся возможности, чтобы выбрать оптимальный по соотношению цена/качество подход.

Давайте подробнее рассмотрим, на что нужно обратить внимание, и какие проблемы могут возникнуть при решении данной задачи.

Регулярность подготовки отчетности

Прежде всего, необходимо продумать, для каких целей необходима финансовая отчетность по МСФО и с какой регулярностью предполагается ее выпускать.
Ежеквартальная подготовка отчетности требует значительного привлечения ресурсов, поэтому при данном варианте привлечения консультантов может быть финансово не выгодно. Затраты на подготовку промежуточной и годовой отчетности по МСФО не будут существенно отличаться, даже если компания выберет сокращенный вариант подготовки отчетности. В этом случае функционирование собственного отдела МСФО является более финансово привлекательным вариантом.

Понимание принципов МСФО ключевыми руководителями

Немаловажно учесть, есть ли у руководства компании общее понимание концепций и основных принципов МСФО и опыт работы с собственными или привлеченными специалистами по подготовке отчетности по МСФО.
Руководству необходимо принимать профессиональные суждения на основании знания специфики бизнеса, понимания сути операций и представления того эффекта, который окажет принятое суждение на финансовую отчетность по МСФО в будущем. Например, создание резервов (по сомнительной задолженности, запасам, обесценению активов), подготовка раскрытия по валютному кредитному, рыночному рискам и управлению этими рисками. Поэтому руководству компании в любом случае придется принимать активное участие в процессе подготовки отчетности по МСФО независимо от того, кто является непосредственным исполнителем — привлеченные специалисты или сотрудники компании.

Отраслевая специфика

Необходимо учитывать отраслевую специфику, особенно в случае подготовки консолидированной отчетности по МСФО, поскольку на этом уровне придется принимать во внимание все разнообразие деятельности группы компаний в целом как единого экономического субъекта.
Международные стандарты финансовой отчетности находятся в процессе активного развития. Руководства по применению стандартов еще недостаточно разработаны, в то время как на практике возникает множество вопросов по отражению определенных операций в разных секторах экономики. Поэтому при отсутствии у специалистов опыта и практики применения МСФО с учетом отраслевой специфики подготовка отчетности на должном уровне маловероятна. Вызывает большое сомнение, что специалист, имеющий опыт в подготовке отчетности по МСФО, например для торговых компаний, справится с аналогичной задачей для компании, занятой в строительном бизнесе, информационных технологиях или нефтегазовом секторе.

Преимущества и недостатки аутсорсинга

Если от компании требуется выпускать отчетность по МСФО один-два раза в год, то вариант аутсорсинга может быть хорошим решением данной задачи. Преимущества его в том, что специалисты по подготовке отчетности знакомы с процессом, у них отработаны процедуры и методология для подготовки отчетности по МСФО, они знают специфику отрасли, следят за последними изменениями в МСФО. Доверяясь профессионалам, руководство может получить добротный, качественный продукт. По соотношению цена/качество услуги привлеченных специалистов обходятся сравнительно недорого для разовых услуг.
Однако, как уже упоминалось, при подготовке отчетности по МСФО необходимо участие руководства по принятию ряда решений в области профессионального суждения. При отсутствии должных разъяснений со стороны консультантов и глубокого понимания вопроса эти решения могут иметь негативные последствия, которые руководство компании не смогло должным образом оценить.
Не нужно заблуждаться, что привлеченные специалисты возьмут весь груз ответственности на себя. Сбор исходной информации для подготовки отчетности по МСФО занимает около трети всего времени работ и является ключевым этапом для успешного завершения проекта. Бремя сбора информации ложится на сотрудников финансовых и производственных служб компании независимо от того, сторонние специалисты или сотрудники отдела компании занимаются подготовкой отчетности по МСФО. Сотрудникам, участвующим в сборе такой информации, необходимо понимать, в каком виде и для каких целей необходима данная информация. Поэтому привлеченные специалисты должны разъяснить данным сотрудникам, какие задачи перед ними стоят.
Кроме того, есть риск, что сторонние специалисты не смогут учесть специфики операций компании в полном объеме, поскольку работают с той информацией, которую предоставляет заказчик, а качество и полнота данной информации — это ответственность заказчика.
Состав команды профессионалов может меняться, что вполне естественно, и это способно повлечь дублирование запросов со стороны привлеченных специалистов.
Руководству компании нужно быть уверенным в качестве оказываемых услуг привлекаемых специалистов, в том, что у них действительно достаточно опыта и знаний специфики бизнеса компании, в противном случае компания рискует получить некачественный продукт.
База для подготовки отчетности — трансформационные и консолидационные таблицы, информационный пакет могут быть непрозрачными, неудобными для компании как пользователя. В будущем это может повлечь проблемы, если компания решит обратиться за помощью к другим консультантам, либо готовить отчетность по МСФО самостоятельно, либо при возникновении вопросов в ходе аудита этой отчетности. Кроме того, далеко не все консультанты охотно предоставляют свои рабочие таблицы.
При необходимости более частой подготовки отчетности (например, ежеквартально) привлекать сторонних специалистов может быть уже финансово непривлекательно.
Преимущества и недостатки при подготовке финансовой отчетности по МСФО собственными силами.
Другой вариант — подготовить отчетность по МСФО силами сотрудников компании. Возможно ли это, если компания решила впервые выпустить отчетность по МСФО? Сколько времени займет подготовка специалистов «с нуля»? Какие преимущества это дает?
Процесс подготовки специалистов для отдела МСФО, как показывает наша практика, занимает около 6-12 месяцев (в зависимости от размеров холдинга) при условии оптимального соотношения теоретических и практических занятий. Формирование необходимых навыков на практике является ключевым моментом подготовки таких специалистов. Подобный подход является затратным с точки зрения финансовых средств и времени в первый год применения, но в перспективе он себя оправдывает. В качестве кандидатов для подготовки в отдел МСФО мы советуем отбирать тех сотрудников, которые обладает глубокими знаниями РСБУ и хорошо знает специфику бизнеса компании.
При таком подходе существенно снижается риск того, что специфика операций компании будет учтена не полностью, или экономическая суть операции будет неверно отражена в отчетности. Дополнительным преимуществом является осуществление непосредственного контроля руководством компании процесса подготовки отчетности по МСФО, сроки и качество выпущенной отчетности.
Вся исходная информация по подготовке отчетности может быть организована в виде, удобном для компании, кроме того, сбор данных для целей МСФО может также использоваться в управленческих целях.
Ключевые вопросы — вопросы формирования и обоснования профессионального суждения и оценок при подготовке отчетности по МСФО — при данном варианте организации процесса решаются сотрудниками отдела МСФО компании и согласовываются с руководством.
При подготовке ежемесячной или ежеквартальной отчетности затраты при данном подходе будут существенно ниже стоимости услуг по аутсорсингу.
Обретение новых знаний и навыков повышает у сотрудников самооценку, является мощным мотивационным фактором.
В дальнейшем необходимо только поддерживать уровень знаний сотрудников, для чего достаточно, например, посещать ежегодные 2-3-дневные семинары, посвященные изменениям и нововведениям в МСФО.
Практика формирования отдела МСФО из числа нанятых профессионалов также хорошо зарекомендовала себя. Однако надо понимать, что новым сотрудникам необходимо время для того, чтобы разобраться со спецификой деятельности компании, ее бизнес-процессами и «встроиться» в существующую структуру управления, может потребоваться довольно длительный срок (сопоставимый со сроками развития собственных кадров). Кроме того, уровень оплаты таких специалистов довольно высок, и для того чтобы решить вопрос текучести кадров, сотрудников необходимо мотивировать как в финансовой форме, так и в плане личностного и профессионального роста.
Принимая на работу специалиста с дипломом АССА или DipIFR, необходимо помнить, что теоретических знаний для подготовки отчетности по МСФО недостаточно, нужен практический опыт. Как руководство компании может оценить знания и опыт кандидата, если в компании нет специалистов необходимого уровня? Этот вопрос могут также решить консультанты, которые способны непредвзято протестировать претендента. Такая услуга стоит недорого, но позволит руководству избежать потерь при приеме специалистов низкой квалификации для выполнения данной высокоответственной работы.
В целом эффективность решения о применении того или иного подхода к подготовке финансовой отчетности по МСФО индивидуальна для каждой компании. Руководство должно проанализировать все факторы (финансовые, временные, кадровые и т.д.) и сделать свой выбор. Как уже упоминалось, финансовый руководитель полностью отвечает за качество финансовой отчетности по МСФО вне зависимости от методов ее подготовки, и решение, что «безопаснее» — положиться полностью на консультантов-аутсорсеров или на собственных специалистов, является непосредственным выбором каждого руководителя.

Е. Васина,
менеджер отдела корпоративного обучения PricewaterhouseCoopers

Основные ошибки при самостоятельной подготовке отчетности по МСФО

Неучастие руководства компании в проекте. Если у генерального директора другие приоритеты, например, решение проблем с налоговыми органами, а не выпуск финансовой отчетности по МСФО, то вряд ли работа по подготовке отчетности будет успешной.
В работе задействована только бухгалтерия. В подготовке финансовой отчетности по МСФО должны участвовать не только бухгалтерия, но и отделы стратегического планирования, бюджетирования, налоговые, юридические и прочие департаменты.
Отсутствие профессиональной переподготовки специалистов. Поскольку требования МСФО часто меняются, то и сотрудники отдела МСФО нуждаются в постоянной профессиональной «подпитке»: тренингах, конференциях, семинарах.

М. Прибыльцова,
начальник отдела корпоративной отчетности ООСЬАГРИКО»:
«Во время работы с консультантами пришлось столкнуться с рядом недостатков: длительный срок составления отчетности, смена команды, дублирование запросов, отсутствие глубоких знаний российского учета и специфики деятельности компании, проблемы с применением отраслевых стандартов. В итоге компания провела необходимое практическое обучение специалистов российской бухгалтерии и сформировала отдел МСФО из их числа. В результате затраты оказались ниже: за ту же стоимость мы имеем две отчетности — годовую и за шесть месяцев. Качество отчетности улучшилось, сократилось время на ее подготовку и аудит, повысились квалификация сотрудников бухгалтерии и их мотивация».

М. Правда,
директор службы корпоративной отчетности группы компаний «РОЛЬФ»:
«В первый раз готовить отчетность по МСФО собственными силами сложнее, чем при помощи консультантов. Однако консультанты часто придерживаются консервативного подхода в оценке и формировании суждений там, где более уместна была бы гибкость. Кроме того, представители бизнеса охотнее предоставляют конфиденциальную информацию внутренним пользователям. Важно то, что самостоятельная подготовка отчетности позволяет руководству планировать сделки и операции с учетом их влияния на отчетность в будущем, тогда как при подготовке отчетности консультантами необходимо уже учитывать свершившийся факт, который не всегда может благоприятно отразиться на финансовом результате».

Д. Судницын,
начальник отдела МСФО исполнительного аппарата ОАО «ТГК-2»:
«Самостоятельная подготовка позволяет сформировать отчетность более точно, качественно и эффективно. Сокращается время на согласование и внесение изменений в отчетность, рекомендуемых аудитором, поскольку и сбором, и обработкой информации для формирования отчетности занимаются одни и те же специалисты. И конечно, значительно экономятся расходы».

Д. Павлов,
директор по экономике и финансам ОАО «Минудобрения»
«Самостоятельная подготовка отчетности позволяет руководству компании осуществлять непосредственное участие и контроль над процессом подготовки отчетности, более оперативно решать все вопросы, возникающие в процессе, сократить время на сбор и анализ исходной информации, повысить качество выпускаемой отчетности. При подготовке первой отчетности собственными силами за 2007 год было проведено практическое обучение сотрудников отдела подготовки отчетности по МСФО, в ходе которого они изучили методы трансформации и консолидации финансовой отчетности на реальных данных. У сотрудников повысилось понимание основных принципов МСФО, влияния сделанных руководством оценок и допущений на информацию, раскрываемую в отчетности, появилась возможность использования информации, полученной при подготовке отчетности по МСФО, для управленческих целей».

«Консультант», N 23, декабрь 2009 г.



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит