Учебная нагрузка учителей общеобразовательных учреждений | Статьи

Учебная нагрузка учителей общеобразовательных учреждений


21.03.2010

О необходимости указания в трудовом договоре, заключаемом с учителем, объема учебной нагрузки сказано и в ст. 55 Закона «Об образовании»*(1), и в ст. 333 ТК РФ. Это связано с тем, что оплата труда учителей общеобразовательных учреждений производится в соответствии с установленной ставкой (окладом) заработной платы за выполнение ими определенной нормы часов педагогической работы в неделю. Таким образом, учебная нагрузка является количественной составляющей трудовой функции учителя. В этой статье рассмотрим порядок установления учебной нагрузки, а также влияние ее увеличения на размер оплаты труда.

Общие положения

Согласно п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении*(2) объем учебной нагрузки педагогических работников устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий работы в данном общеобразовательном учреждении.
Приказом Минобразования РФ N 1312*(3) (далее — Приказ N 1312) для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, в разрезе учебных предметов утверждены федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы.
Федеральный базисный учебный план разработан на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования и является основой для разработки региональных (национально-региональных) учебных планов и учебных планов образовательных учреждений.
В федеральном базисном учебном плане предусмотрено годовое распределение часов, что дает возможность образовательным учреждениям перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности.
Так, примерным учебным (годовым) планом, утвержденным Приказом N 1312, для начальных классов образовательных учреждений РФ с русским языком обучения для преподавания математики в первых классах отведено 132 ч, во вторых, третьих и четвертых классах по 136 ч.
Органы управления образованием субъектов РФ на основе федерального базисного учебного плана разрабатывают и утверждают базисные учебные планы для образовательных учреждений, находящихся в их подчинении и реализующих программы общего образования. Например, Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга N 1729-р*(4) утвержден примерный учебный план для образовательных учреждений Санкт-Петербурга, согласно которому объем часов преподавания математики в начальных классах общеобразовательных учреждений соответствует объему, установленному примерным федеральным базисным учебным планом.
Общеобразовательные учреждения в зависимости от подчиненности используют при разработке учебных планов и установлении объема учебной нагрузки по предметам либо примерные федеральные базисные учебные планы, либо учебные планы, утвержденные субъектом РФ.
Причем в учебных планах общеобразовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, количество часов, отведенных на преподавание отдельных дисциплин (циклов предметов), не должно быть меньше количества часов, установленного примерным учебным планом.
При определении объема учебной нагрузки учитываются требования к режиму образовательного процесса. То есть нужно соблюдать максимально допустимую недельную нагрузку учащихся, утвержденную п. 2.9 Постановления Главного санитарного врача РФ от 28.11.2002 N 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02».

————T————————————————————¬
¦ Классы ¦ Максимально допустимая недельная нагрузка (в часах) ¦
¦ +——————————T——————————+
¦ ¦ при 6-дневной неделе ¦ при 5-дневной неделе ¦
+———-+——————————+——————————+
¦ 1 ¦ — ¦ 20 ¦
+———-+——————————+——————————+
¦ 2-4 ¦ 25 ¦ 22 ¦
+———-+——————————+——————————+
¦ 5 ¦ 31 ¦ 28 ¦
+———-+——————————+——————————+
¦ 6 ¦ 32 ¦ 29 ¦
+———-+——————————+——————————+
¦ 7 ¦ 34 ¦ 31 ¦
+———-+——————————+——————————+
¦ 8-9 ¦ 35 ¦ 32 ¦
+———-+——————————+——————————+
¦ 10-11 ¦ 36 ¦ 33 ¦
L———-+——————————+——————————

Порядок установления и изменения учебной нагрузки

Пунктом 36 Приказа Рособразования N 1600*(5) определено, что оплата труда учителей в общеобразовательных учреждениях устанавливается исходя из тарифицируемой педагогической нагрузки.
В этих целях в образовательных учреждениях составляются тарификационные списки учителей, преподавателей и других работников, осуществляющих педагогическую деятельность. Они формируются исходя из количества часов по государственному образовательному стандарту, учебному плану и программам, обеспеченности кадрами и других конкретных условий в образовательных учреждениях и устанавливают объем учебной нагрузки педагогических работников. В них указывается соответствующая тарифная ставка заработной платы (оклада) учителей за норму часов в неделю.
Нормы часов преподавательской работы за ставку заработной платы определены Постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 N 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений». В соответствии с п. 2 этого постановления норма часов преподавательской работы устанавливается в зависимости от занимаемой должности, профессии, типа образовательного учреждения и колеблется от 18 до 36 ч в неделю. Например, продолжительность рабочего времени 18 ч в неделю установлена учителям 5-11 (12) классов общеобразовательных учреждений (в том числе кадетских школ), общеобразовательных школ-интернатов (в том числе кадетских школ-интернатов), 20 ч в неделю — учителям 1-4 классов общеобразовательных учреждений.
Согласно п. 4.3 Письма Минобрнауки РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ N АФ-947/96*(6) (далее — Письмо N АФ-947/96) тарификация учителей производится один раз в год, но раздельно по полугодиям, если учебными планами на каждое полугодие предусматривается разное количество часов на предмет.
Учебная нагрузка учителей на новый учебный год устанавливается руководителем образовательного учреждения с учетом мнения выборного профсоюзного органа. Эта работа завершается до окончания учебного года и ухода работников в отпуск в целях определения ее объема на новый учебный год и классов, в которых эта нагрузка будет выполняться.
При возложении на учителей общеобразовательных учреждений, для которых данное образовательное учреждение является местом основной работы, обязанностей по обучению детей на дому в соответствии с медицинским заключением, а также по проведению занятий по физкультуре с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, учебные часы, предусмотренные на эти цели, включаются в их учебную нагрузку на общих основаниях.
Учебная нагрузка учителям, находящимся к началу учебного года в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет либо в ином отпуске, устанавливается при распределении ее на очередной учебный год на общих основаниях, а затем передается для выполнения другим учителям на период нахождения работника в соответствующем отпуске.
Объем учебной нагрузки учителя, установленный при тарификации в начале учебного года, не может быть уменьшен в течение учебного года по инициативе администрации (работодателя). Его можно уменьшить только в связи с уменьшением количества часов по учебным планам и программам, сокращением количества классов. По этим же основаниям может быть уменьшен объем учебной нагрузки, установленный в текущем учебном году на следующий учебный год. О предстоящих изменениях работодатель должен поставить учителя в известность не позднее чем за два месяца (п. 2.6 Письма N АФ-947/96).
Согласно п. 2.7 Письма N АФ-947/96 руководители общеобразовательных учреждений не имеют права без письменного согласия учителей допускать уменьшения (увеличения) их учебной нагрузки (нормы часов), за которую выплачиваются ставки заработной платы.

Гарантии учителям, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка

В пункте 2.4 Письма N АФ-947/96 предусмотрено, что учителям, которые не обеспечены полной учебной нагрузкой, гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой в следующих случаях:
— учителям 1-4 классов при передаче преподавания уроков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физической культуры учителям-специалистам;
— учителям 1-4 классов сельских общеобразовательных учреждений с нерусским языком обучения, не имеющим достаточной подготовки для ведения уроков русского языка;
— учителям русского языка сельских начальных общеобразовательных школ с нерусским языком обучения;
— учителям физической культуры сельских общеобразовательных учреждений, учителям иностранного языка общеобразовательных учреждений, расположенных в поселках лесозаготовительных и сплавных предприятий и химлесхозов.
Учителям общеобразовательных учреждений, у которых по не зависящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с установленной, до конца учебного года выплачивается:
— заработная плата за фактическое количество часов, если оставшаяся нагрузка превышает установленную норму за ставку;
— заработная плата в размере ставки, если оставшаяся нагрузка ниже установленной нормы за ставку и если работника невозможно догрузить другой педагогической работой;
— заработная плата, установленная до снижения учебной нагрузки, если она ниже нормы за ставку и если работника невозможно догрузить другой педагогической работой.

Оплата труда за увеличение учебной нагрузки

Если с согласия учителя на него возложена педагогическая работа сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, то ему производится дополнительная оплата, соответствующая получаемой ставке заработной платы в одинарном размере, то есть производится почасовая оплата.
Согласно п. 5.1 Письма N АФ-947/96 почасовая оплата труда учителей образовательных учреждений применяется, например, при оплате за часы, выполненные в порядке замещения отсутствующих по болезни или другим причинам (замещение находящихся в отпуске по уходу за ребенком, на время выполнения преподавательской работы по вакантной должности и так далее).
Размер оплаты за один час указанной педагогической работы определяется путем деления месячной ставки заработной платы педагогического работника за установленную норму часов педагогической работы в неделю на среднемесячное количество рабочих часов, установленное по занимаемой должности.
Среднемесячное количество рабочих часов определяется путем умножения нормы часов педагогической работы в неделю, установленной за ставку заработной платы педагогического работника, на количество рабочих дней в году по 5-дневной рабочей неделе и деления полученного результата на 5 (количество рабочих дней в неделе), а затем на 12 (количество месяцев в году).

Пример.
Учитель химии общеобразовательной школы провел в марте 10 ч занятий, замещая заболевшего учителя. Ему установлен по тарификации оклад в размере 4 000 руб. Норма рабочего времени — 18 ч в неделю.
Исчисляя оплату труда учителя химии при замещении им отсутствующего работника, следует воспользоваться правилами расчета заработной платы при почасовой оплате.
Определим среднемесячное количество рабочих часов при 5-дневной рабочей неделе.
В 2009 году при 5-дневной рабочей неделе с двумя выходными днями 249 рабочих дней.
Рассчитаем оплату труда учителя, исходя из часовой ставки и количества рабочих часов:
(4 000 руб. / (18 ч х 249 дн. / 5 дн. — 5 ч) / 12 мес.) х 10 ч = 538,36 руб. (где 5 ч — предпраздничные).
Оплата труда за замещение отсутствующего учителя (преподавателя), если оно осуществлялось свыше двух месяцев, производится со дня начала замещения за все часы фактической преподавательской работы на общих основаниях с соответствующим увеличением недельной (месячной) учебной нагрузки путем внесения изменений в тарификацию.

А Сергеева,
эксперт журнала «Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение»

«Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение», N 5, май 2009 г.

—————————————————————————
*(1) Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании».
*(2) Утверждено Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196.
*(3) Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
*(4) Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 24.12.2007 N 1729-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга на 2008/2009 учебный год».
*(5) Приказ Рособразования от 17.11.2008 N 1600 «Об утверждении примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений по видам экономической деятельности».
*(6) Письмо Минобрнауки РФ N АФ-947, Профсоюза работников народного образования и науки РФ N 96 от 26.10.2004 «О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году».