» Грядут реформы в аудите


Грядут реформы в аудите


21.03.2010

Новый Закон «Об аудиторской деятельности»*(1) стал поистине революционным документом, вызвав бурное обсуждение в рядах практикующих специалистов. Стоит отметить, что с его принятием вопросов появилось гораздо больше, чем ответов. А вокруг отдельных положений и формулировок разгорелась настоящая борьба мнений.

Прежде чем перейти к наиболее кардинальным изменениям нового закона, кратко перечислим самые очевидные нововведения, которыми законодатель порадовал:
аудиторы — индивидуальные предприниматели с 2009 года получили право проводить обязательный аудит (за исключением тех организаций, акции которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж ил и иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, а также консолидированной отчетности). Согласно прежней норме обязательный аудит могли проводить только аудиторские организации*(2). Напомним, что запрет на проведение обязательного аудита аудиторами-предпринимателями оспаривался в Конституционном Суде РФ*(3), хотя и безуспешно;
минимально необходимое количество аттестованных аудиторов в аудиторской организации уменьшено с 5 до 3 сотрудников, работающих на основании трудового договора. Это тоже шаг к повышению доступности аудиторской профессии, своеобразное признание немаловажной роли небольших аудиторских фирм. По-видимому, прошедшие 7 лет с принятия старого закона убедили, что размер и масштаб деятельности аудиторской организации отнюдь не всегда являются гарантией качества ее услуг Теперь перейдем к наиболее важным положениям нового Закона «Об аудиторской деятельности», которые, по сути, являются глобальной организационной перестройкой всего российского аудита.

Саморегулирование

Итак, до 2010 года все аудиторские фирмы и индивидуальные аудиторы должны стать членами саморегулируемых организаций аудиторов (СРО). С этого срока выданные Минфином России лицензии аннулируются и аудиторы, не вступившие в указанную организацию, утрачивают право заниматься аудиторской деятельностью. Саморегулируемая организация аудиторов должна быть создана в форме некоммерческой организации, объединять в качестве своих членов не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих фирм, а также состоять в государственном реестре саморегулируемых организаций аудиторов*(4).
Таким образом, закон отводит на фундаментальные организационные изменения аудита всего 1 год. Существующие же профессиональные аудиторские объединения, аккредитованные в Минфине России до вступления нового закона в силу и приведшие учредительные документы в соответствие с установленными новыми требованиями, имеют право подать в Минфин России заявление о внесении сведений о них в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов. Таких объединений всего пять:
НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России»;
НП «Аудиторская палата России»;
НП «Московская аудиторская палата»;
НП «Российская коллегия аудиторов»;
НП «Институт профессиональных аудиторов».
Однако для того, чтобы быть включенным в госреестр, этим объединениям придется дождаться, пока необходимое количество аудиторских организаций — членов объединений успеют привести собственные учредительные документы в соответствие с новыми требованиями.
Отметим тот факт, что с момента превращения объединения в саморегулируемую организацию аудиторов процедура вступления в нее чрезвычайно усложнится. Так, одним из самых неясных моментов нового закона является требование об обязательном представлении письменных рекомендаций, подтверждающих безупречную деловую репутацию аудиторской организации, от не менее чем 3 аудиторов, сведения о которых включены в реестр аудиторов и аудиторских организаций не менее чем за 3 года до дня дачи рекомендаций и которые не являются учредителями (участниками) данной коммерческой организации, не входят в состав ее органов управления и не состоят в трудовых отношениях с ней. Физическому же лицу, кроме рекомендаций, придется подавать еще и справку об отсутствии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления.
По нашему мнению, требование о представлении рекомендаций с подтверждением «безупречной деловой репутации» может стать барьером на пути к аудиторской профессии. Есть вероятность того, что такие рекомендации будут даваться формально. И дело здесь не только в полной неопределенности самого понятия. Неясно, о какой «безупречной деловой репутации» можно говорить, например, применительно к только что образованной организации.

Аттестат не для всех

Любопытен и пункт 1 статьи 11 нового закона, вступающей в силу с 1 января 2011 года. Статья определяет требования к соискателю квалификационного аттестата аудитора. Претендент должен иметь высшее образование и стаж работы, связанной с аудиторской деятельностью либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской отчетности, не менее 3 лет. При этом не менее 2 лет из последних 3 указанного стажа должны приходиться на работу в аудиторской организации. Предположим, что квалифицированный бухгалтер решит попробовать свои силы в аудите. Сейчас он может пройти тестирование, сдать экзамен, получить аттестат и прийти на работу в аудиторскую организацию уже с аттестатом или, получив лицензию, стать аудитором — индивидуальным предпринимателем. С 1 января 2011 года придется 2 года до аттестации отработать в аудиторской организации бухгалтером или стажером, но почти наверняка с существенным уменьшением заработной платы. По нашему мнению, требование 2-летнего стажа работы в аудиторской организации возводит искусственную преграду между бухгалтерской и аудиторской профессиями, неоправданно ограничивая приток квалифицированных и опытных кадров в аудит.
Стоит задуматься и о материальной стороне планируемой перестройки. Так, члены СРО согласно норме пункта 3 статьи 18 нового закона обязаны уплачивать взносы в размерах и порядке, которые устанавливаются этой организацией. Никаких ограничений размера таких взносов в законе нет. Члены СРО аудиторов также будут обязаны уплачивать взносы в компенсационный фонд, что заменит обязательное страхование ответственности аудиторов, установленное предыдущим Законом об аудите. Но только взносами дело не ограничится. Саморегулируемые организации будут обязаны контролировать качество работы своих членов. Не исключено, что проверяемая организация (аудиторы) будет вынуждена оплачивать такие контрольные проверки. Кроме того, если сейчас аудитор самостоятелен в выборе программы обязательного ежегодного 40-часового курса повышения квалификации, то с 1 января 2010 года программа обучения будет утверждаться СРО. Вероятно, что ею же будет и организовываться такое обучение в собственных учебных центрах за плату по утвержденным программам и расценкам.
Напрашивается вывод, что, скорее всего, расходы аудиторов после вступления в СРО вырастут. Насколько вырастут — покажет время. В любом случае стоимость аудиторских услуг существенно возрастет, поскольку все расходы на содержание саморегулируемых организаций в конечном итоге будут переложены на потребителей аудиторских услуг.

Отдельные положения

Остановимся на отдельных положениях нового закона, которые имеют неоднозначную трактовку Начнем с того, в котором сказано, что обязательный аудит нужно проводить в случае, если объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 50 000 000 рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 000 000 рублей*(5). Напомним, что в прежней редакции этой нормы предельная выручка (сумма активов) определялась следующим образом: объем выручки от реализации продукции за один год превышает в 500 000 раз установленный российским законодательством минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 000 раз установленный минимальный размер оплаты труда.
Ранее эти формулировки вызывали постоянные вопросы, например: какая величина МРОТ должна применяться для расчета предельных значений? Теперь предельные значения четко определены в рублях. С другой стороны, границы обязательного аудита в 500 000 и 200 000 МРОТ были установлены уже давно*(6), то есть пределы в 50 000 000 рублей для выручки и в 20 000 000 рублей для суммы активов действовали с 2001 года. С тех пор прошло 8 лет, рубль обесценился и годовая выручка в 50 000 000 рублей отнюдь не редкость. Отметим, что предельное значение выручки для признания организации субъектом малого предпринимательства установлено в 400 000 000 рублей, а для микропредприятий — в 60 000 000 рублей*(7). Казалось бы, низкие предельные значения выручки для обязательного аудита должны увеличивать спрос на услуги аудиторов, но реально приводят только к нарушению закона и отказам проводить аудит. Тем более что никаких реальных санкций за это нарушение нет.
Обратим внимание и на разницу формулировок. Если в предыдущем законе говорилось о сумме актива баланса на конец отчетного года, то в новом законе говорится о значении того же показателя на конец года, предшествующего отчетному, и об объеме выручки за предшествовавший отчетному год. Такие новации вызывают вопросы. В пункте 4 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организаций»*(8) отчетный период определен как период, за который должна составляться бухгалтерская отчетность. Если исходить из данного определения, то лимиты проведения обязательного аудита отчетности 2008 года следует устанавливать по объему выручки, полученной в 2007 году, и сумме активов баланса не на конец 2008 года, а на его начало.

Единый аттестат

И еще об одной норме нового закона, вызвавшей острую реакцию аудиторов. Речь идет о подпункте 2 пункта 4 статьи 23 нового закона, в соответствии с которым аудиторы, имеющие аттестат, должны до 1 января 2011 года сдать квалификационный экзамен для получения так называемого единого квалификационного аттестата. В настоящее время существуют специализация аудиторов и в соответствии со специализацией четыре типа аттестатов: по общему аудиту, аудиту банков, аудиту страховых организаций и аудиту бирж*(9). Единый аттестат должен заменить все эти существующие на момент принятия закона типы аттестатов и дать своему обладателю возможность проводить аудит любой организации, независимо от вида ее деятельности.
Лица, не прошедшие предусмотренную новым законом аттестацию, с 2011 года утрачивают право проводить обязательный аудит организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, а также консолидированной отчетности. Однако за ними до 1 января 2013 года сохраняется право сдать квалификационный экзамен на единый аттестат в упрощенном порядке.
По нашему мнению, в настоящее время отсутствуют условия для перехода на единый аттестат. Идея его введения озвучивалась на протяжении последних 5 лет и с момента своего появления оценивалась практикующими аудиторами резко отрицательно. Существующая система аттестации отражает реальную несопоставимость и изолированность нормативных баз по учету на производственных предприятиях и, например, в банках. Это единственно возможная система при нестабильном законодательстве. Она не недостаток, а преимущество российского аудита. Отказ от системы специализированных аттестатов может привести к падению уровня подготовки аудиторов и соответствующему снижению качества оказываемых услуг.

Я.И. Кулибаба,
генеральный директор компании «Реал-аудит»

Экспертиза статьи:
Е.В. Мельникова,
служба Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор

Т.Ю. Сафонова, советник налоговой службы I ранга, к. э. н., менеджер налогового отдела компании KPMG
Новым Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ (далее — Закон) понятие «безупречная деловая репутация» не раскрывается, однако многолетняя практика ведущих аудиторских компаний давно позволила сформировать ряд принципов, безупречное соблюдение которых в течение многих лет позволяет говорить о наличии у аудитора прекрасной деловой репутации. К таким принципам можно отнести честность, объективность, профессиональную компетентность и должную тщательность, конфиденциальность, независимость и т.п. Руководствуясь указанными принципами, Совет по аудиторской деятельности при Минфине России 31 мая 2007 года разработал и одобрил Кодекс этики аудиторов, наличие которого предусмотрено для саморегулируемых организаций аудиторов статьей 17 Закона. Для контроля за соблюдением кодекса аудиторами саморегулируемые организации создают в своем составе комиссии по контролю за соблюдением своими членами стандартов аудиторской деятельности. Практика и информационные базы данных комиссий, видимо, и лягут в основу определения качества деловой репутации аудиторов. Анализируя деятельность претендентов на членство в саморегулируемой организации, действующие ее члены, несомненно, будут руководствоваться теми же принципами, которые лежат в основе их ежедневной деятельности.
Что касается только что образованных аудиторских организаций, то для них представляется разумным предоставлять определенный период времени, в течение которого они смогут продемонстрировать свою способность вести экономически рентабельную деятельность, не нарушая этических принципов и стандартов оказания аудиторских услуг. Необходимо отметить, что подобный временной ценз является весьма распространенной практикой.

————————————————————————-
*(1) Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ
*(2) п. 2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ
*(3) постановление КС РФ от 01.04.2003 N 4-П
*(4) ст. 17, 23 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ
*(5) подп. 3 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ
*(6) пост. Правительства РФ от 07.12.1994 N 1355
*(7) пост. Правительства РФ от 22.07.2008 N 556
*(8) утв. приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н
*(9) временное положение, утв. приказом Минфина России от 12.09.2002 N 93н



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит