» Корпоративное многоступенчатое образование — современная концепция управления развитием человеческих ресурсов


Корпоративное многоступенчатое образование — современная концепция управления развитием человеческих ресурсов


21.03.2010

Российские компании в последнее время сталкиваются со значительными и динамичными изменениями внешней и внутренней бизнес-среды. В результате развития и расширения бизнеса менеджмент вынужден задуматься о создании единой системы управления, культуры и технологии во всех своих подразделениях и бизнес-процессах, в том числе и о создании корпоративных учебных заведений. О таком учебном заведении, созданном в ОАО «Газпром», рассказывается в статье.

Интерес к корпоративным высшим учебным заведениям в России обусловлен многими факторами. Однако еще пять или семь лет назад это вряд ли было бы возможно для большинства российских компаний: тогда далеко не все отечественные фирмы могли опереться на сложившуюся корпоративную культуру и систему непрерывного фирменного профессионального образования персонала. Исключением является ОАО «Газпром», отличающийся от большинства российских компаний длительным опытом по формированию и функционированию кадровой политики, составной частью которой является Система непрерывного фирменного профессионального образования (СНФПО).

В соответствии с потребностями производства

Главной задачей СНФПО является не только обеспечение компаний группы «Газпром» молодыми специалистами и переподготовка работников отрасли, но и обеспечение высокой конкурентоспособности компании как на внешнем, так и на внутреннем рынках. Решению задачи улучшения конкурентных позиций компании, оказание помощи в реализации ее долгосрочной стратегии способствует корпоративное образование.
Создание корпоративного высшего учебного заведения на базе Волгоградского колледжа газа и нефти — это логическая трансформация кадровой политики ОАО «Газпром», корпоративной культуры компании и системы фирменного профессионального образования.
Корпоративный институт поможет «сохранять и умножать» накопленный компанией опыт, реализовывать многоступенчатую подготовку персонала для компаний группы «Газпром»: обучать молодых рабочих, готовить молодых специалистов со средним профессиональным образованием и высшим образованием, обладающих хорошими практическими производственными навыками.
Обобщая вышесказанное, отметим, что корпоративный институт нужен компании для решения ряда существующих задач, а именно:
ОАО «Газпром» в настоящее время переживает серьезную реструктуризацию, которая приводит к созданию новых организационно-управленческих структур, отличающихся более узкой специализацией. Данные процессы приводят к изменению профессиональной деятельности руководителей высшего и среднего уровня, изменениям в горизонтальных и вертикальных связях компании, к новым моделям принятия и реализации управленческих решений. Привлекая инновации в компанию, важно сохранить те элементы корпоративной культуры, которые обеспечивали бы надежное функционирование компании;
хотя в компании не наблюдается тенденция снижения мотивации сотрудников к обучению, изменившиеся условия как во внешней, так и во внутренней среде фирмы, потребовали отражения новых элементов управления и мотивации. В частности, корпоративное образование в первую очередь должно помочь специалистам адаптироваться в новых организационно-управленческих структурах;
внешние поставщики образовательных услуг (государственные образовательные учреждения), работающие в жестких рамках состарившихся государственных стандартов, в должной мере не могут удовлетворить потребности компании;
особое значение в системе корпоративного образования имеет международное сотрудничество, усиливающее конкурентные позиции образования на мировом рынке.
Важный момент — мониторинг учебного процесса. Он позволяет компании оценивать эффективность обучения и по мере необходимости корректировать его программу.
Несмотря на значительное количество учебных заведений в нашей стране и их стремительный рост в последние годы, предприятия ОАО «Газпром» не имеют возможности в полной мере пользоваться образовательными услугами. Рамки государственного стандарта, проблемы финансирования государственного высшего образования, оторванность от производства и отсутствие молодых высокопрофессиональных преподавателей не позволяют полностью удовлетворить потребности заинтересованных пользователей.
Основные причины недостаточно высокого качества подготовки специалистов, по оценке работодателей, можно свести к следующему:
недостаточное понимание проблем производства, стратегии развития предприятий, особенностей управления предприятий на различных уровнях иерархии, корпоративной культуры фирмы в целом;
преобладание у выпускников теоретических знаний при недостаточном уровне практических умений и навыков по их специальности;
недостаточный уровень владения навыками работы на компьютере, неумение работать в современных, необходимых производству, проектах в рамках команды.
Вышеперечисленные проблемы приводят к тому, что молодой специалист, едва пройдя обучение и приступив к работе, уже нуждается в переподготовке, в дополнительных курсах и тренингах, что, безусловно, приводит к нерациональному использованию человеческих, финансовых и временных ресурсов.

Адаптационный процесс выпускников

Пути сокращения адаптационного периода выпускников учебных корпоративных заведений профессионального образования различных ступеней ОАО «Газпром» приведены на рис. 1.
Система состоит из девяти элементов. Первый, второй и третий элементы системы обеспечивают подготовку преподавательского состава в соответствии с потребностями отрасли. Преподаватели корпоративных учебных заведений систематически проходят стажировку на предприятиях Газпрома, выполняют практические работы по их заданиям, занимаются внедрением своих разработок.
Четвертый и пятый элементы системы обеспечивают методические аспекты учебного процесса, направленные на сокращение периода адаптации выпускников на производстве. Наличие авторских программ по всем дисциплинам, в которых присутствуют отраслевой и региональный компоненты, позволяют студентам изучать специфические черты той или иной темы в отрасли и на предприятиях группы «Газпром». Для написания курсовых и дипломных работ учащимися корпоративных учебных заведений была разработана специальная процедура, которая дает возможность максимально изучать, освещать и решать проблемы и перспективные задачи конкретного предприятия ОАО «Газпром».
Шестой, седьмой и восьмой элементы направлены на обеспечение контакта между предприятиями ОАО «Газпром» и корпоративными учебными учреждениями на уровне оказания образовательных услуг.
Девятый элемент предполагает формирование корпоративной культуры на базе развития интернальных социальных институтов, сохранение и накопление позитивных традиций, прогрессивных форм их персональной и коллективной реализации.

——————-¬
¦ Стажировки ¦
¦преподавательского¦
¦ состава на ¦ —————¬
¦ предприятиях ¦ ¦ Обучение ¦
————-¬ ¦ ОАО «Газпром» ¦ ¦преподавателей¦
¦Формирование¦ ¦ 1 ¦ ¦в аспирантуре ¦
¦интернальных¦ L———T——— ¦и докторантуре¦
¦ социальных +————¬ ¦ —————-+ на проблемах ¦
¦ институтов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОАО «Газпром» ¦
¦ 9 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и отрасли ¦
L————- ¦ ¦ ¦ ¦ 2 ¦
——————¬ Ў Ў Ў L—————
¦ Осуществление ¦ —+—+—+—¬ ———————-¬
¦производственной¦ ¦Сокращение ¦ ¦Проведение и участие ¦
¦и преддипломной ¦ ¦ периода ¦ ¦ в региональных, ¦
¦ практик на ¦ ¦ адаптации ¦ ¦ всероссийских и ¦
¦ предприятиях +——>+выпускников+<————+ конференциях по ¦
¦ ОАО "Газпром" ¦ ¦на рабочих ¦ ¦проблемам предприятий¦
¦ 8 ¦ ¦ местах +<—-¬ ¦ ОАО "Газпром" ¦
L—————— L—T—T—T— ¦ ¦ 3 ¦
————¬ ^ ^ ^ ¦ L———————-
¦Мониторинг ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ——————¬
¦ уровня ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Отраслевой и ¦
¦подготовки +————— ¦ ¦ L————+ региональный ¦
¦выпускников¦ ¦ ¦ ¦ компонент в ¦
¦факультета ¦ ———— L—-¬ ¦ авторских ¦
¦ 7 ¦ ¦ ¦ ¦ программах и в ¦
L———— ¦ ¦ ¦квалификационной¦
——————+——-¬ ———+———¬ ¦ характеристике ¦
¦Функционирование системы ¦ ¦ Разработка ¦ ¦ 4 ¦
¦направления с предприятий¦ ¦ дипломный ¦ L——————
¦ОАО "Газпром" на обучение¦ ¦и курсовых работ¦
¦ c дальнейшим контролем ¦ ¦ по проблемам ¦
¦ успеваемости студентов ¦ ¦ предприятий ¦
¦ 6 ¦ ¦ ОАО "Газпром" ¦
L————————— ¦ 5 ¦
L——————

Рис. 1. Сокращение периода адаптации выпускников на рабочих местах

В корпоративной СНФПО реализуется такая форма сотрудничества, как направление студентов на целевое обучение для предприятий отрасли. В частности, на экономическом факультете Волгоградского колледжа газа и нефти (ВКГН) работают три кандидата наук и 15 аспирантов, чьи кандидатские диссертации посвящены проблемам и перспективам развития газовой промышленности. В настоящее время ведется работа над тремя докторскими диссертациями. С 1995 г. проводятся ежегодные научно-практические, региональные и всероссийские конференции, посвященные проблемам управления в Газпроме и на его предприятиях. Эти конференции обеспечивают контакт представителей учебных учреждений, академической науки и руководителей предприятий.
В течение последних трех лет во ВКГН по результатам курсовых и дипломных работ получено около 70 актов о внедрении с предприятий топливно-энергетического комплекса, что подтверждает высокую практическую направленность работ. В целом студенты, обучающиеся по направлениям предприятий, составляют 95% по очной и 97,5% по заочной формам обучения (от общего количества студентов).
Рост числа заказов от предприятий отрасли — показатель эффективности работы факультетов, удовлетворенности предприятий фирмы образовательными услугами. Все это подкрепляется результатами мониторинга качества, разработанного и функционирующего на факультетах.
Кроме того, в соответствии с принципами кадровой политики ОАО "Газпром", колледж занимается не только подготовкой, но и переподготовкой, повышением квалификации работников ОАО "Газпром". При работе со специалистами, имеющими практический опыт работы в отрасли, особое значение приобретает ориентация на практические умения и навыки, отработка которых осуществляется на заданиях, максимально ориентированных на специфику особенностей предприятий Газпрома. Таким образом, заказ потребителя по системе повышения квалификации и переподготовки также наиболее эффективно может быть реализован в рамках корпоративного образования.

Международное сотрудничество в корпоративном обучении

Относительно роли международного сотрудничества в корпоративном обучении, можно отметить, что интернационализация производственных процессов, информационных технологий, экономическое сближение между государствами в процессе бизнеса — все это стимулировало создание совместных образовательных программ. Основная проблема таких проектов — необходимость адаптации международного опыта к социально-экономическим условиям России, поскольку слепое копирование даже лучших управленческих моделей и образовательных технологий здесь неуместно и чревато серьезными негативными последствиями.
В качестве успешного решения адаптации международного управленческого и образовательного опыта к практике российского топливно-энергетического комплекса можно привести российско-немецкий образовательный семинар "Менеджмент-Академия". Этот семинар проводится в Волгоградском колледже газа и нефти с 2001 г. Это один их востребованных семинаров, результат многолетнего международного сотрудничества между ОАО "Газпром" и немецкой нефтегазовой фирмой Wintershall Basf-Gruppe.
В настоящее время Волгоградский колледж газа и нефти (ВКГН) готов к переходу на новый этап своего развития, включению в его состав новой ступени профессионального образования — высшего. Путь Волгоградского колледжа от среднего профессионального к высшему профессиональному образованию был долгим, но это позволило провести серьезную подготовительную работу.
Процесс перехода колледжа в вуз значительно облегчило сотрудничество факультетов с высшими учебными заведениями: Волгоградским государственным университетом (ВолГУ — с 1993 г.), Волгоградским техническим университетом (ВТУ — с 1999 г.), Волгоградской академией государственной службой (ВАГС — с 1995 г.), Государственным университетом нефти и газа им. И.М. Губкина.
Сотрудничество осуществлялось по следующим направлениям:
обучение в аспирантуре и докторантуре, повышение квалификации, переподготовка преподавателей факультета;
обучение выпускников колледжа по сокращенной программе принимаются на 3-4 курс вышеназванных учебных заведений. В ряде случаев из выпускников факультета формируются отдельные группы;
осуществление корректировки учебных планов и программ, проведение мониторинга качества образования на факультете.
В результате сотрудничества факультеты колледжа создали программы и учебные планы, соответствующие требованиям государственным стандартам высшей школы и требованиям отрасли, адаптированные к практике семинарских и лекционных занятий, применяемые в высшей школе, и, что наиболее важно, соответствующий кадровый потенциал преподавателей.
Обобщая все вышесказанное, следует отметить, что развитие российского образования в сторону создания корпоративных многоступенчатых учебных заведений говорит о формировании образовательного пространства, гарантирующего качественно новый уровень подготовки специалистов.

А. Беляев,
к.т.н.,
доцент,
начальник Управления социального развития
и подготовки кадров Департамента
по управлению персоналом ОАО "Газпром"

Л. Воробьева,
к.э.н.,
доцент,
зам. директора
по НИР Волгоградского колледжа газа и нефти

О. Воробьева,
к.э.н.,
доцент,
зав. экономическим факультетом
Волгоградского колледжа газа и нефти

"Кадровик. Кадровый менеджмент", N 9, сентябрь 2008 г.



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит