» Оптимизация методов управления и кадровой политики на предприятиях мясопереработки


Оптимизация методов управления и кадровой политики на предприятиях мясопереработки


21.03.2010

Стремление менеджмента любой организации осуществить выбранную стратегию развития предприятия неизбежно приводит к совершенствованию организационной структуры и методов управления. Особенностью определения стратегии развития мясоперерабатывающих предприятий на современном этапе являются все более усложняющиеся условия внешней и внутренней среды, в результате чего наиболее важными конкурентными преимуществами становятся не столько активы, которыми предприятие располагает сегодня, сколько способность компании быстро создавать и приобретать новые концепции развития и организационную структуру.
При этом в настоящее время развивается поглощение периферийных предприятий холдинговыми структурами из крупных промышленных центров, в результате чего мясокомбинаты лишаются не только финансовой самостоятельности, но и возможности самостоятельного принятия управленческих решений.
Эту тенденцию нельзя назвать негативной, так как при учете интересов всех участников экономического процесса позволит решить накопившиеся десятилетиями проблемы в области управления мясоперерабатывающими предприятиями, и в особенности кадровый вопрос.
Нами были выделены ключевые проблемы, с которыми сталкивается руководство мясокомбинатов в процессе управления.

1. Низкая квалификация кадров

По нашему мнению, эта проблема является основной, из которой вытекают остальные проблемы предприятий. При этом кризис с нехваткой квалифицированных кадров в системе мясопереработки возник еще в советский период. Оплата труда на мясокомбинатах была и остается одной из самой низких по сравнению с другими отраслями промышленности, что само по себе всегда подталкивало работников на хищения. Со сменой форм собственности на мясокомбинатах активизировалась борьба с этим явлением, но заработная плата по-прежнему остается очень низкой. Одним из решений данной проблемы, безусловно, является повышение заработной платы и привлечение молодых специалистов для работы на мясоперерабатывающие предприятия. Для обеспечения других предложений не обойтись без холдинговых объединений, которые обеспечивают возможность обучения местного персонала новым технологиям и методам работы. Квалифицированные специалисты командируются из крупных промышленных центров, и, наоборот, молодые специалисты направляются в передовые предприятия для получения практических навыков.

2. Проблемы со сбытом готовой продукции

К сожалению, поглощая предприятие, финансово-промышленные объединения навязывают влившимся предприятиям свою сбытовую концепцию, не учитывая при этом особенностей каждого региона.
Изменяя структуру управления сбытом, менеджмент управляющей компании должен учитывать, что большинство мясокомбинатов до вхождения в холдинговые объединения имели стабильную клиентскую базу, неиспользование которой приводит к потере значительной части рынка сбыта. Завоевание рынка в последующем достаточно проблематично и потребует значительных затрат.
Для предотвращения данной ситуации руководству управляющей компании следует использовать как централизованную структуру сбыта, так и децентрализованную. Причем перерыва в отношениях с клиентами при переходе предприятий в холдинги быть не должно.
Руководству предприятия следует сначала создать новую сбытовую структуру, а уже после этого разрушать старую.
При построении общей структуры сбыта в холдинговом объединении следует совмещать централизованную систему сбыта и сбытовое подразделение, находящееся на данном предприятии.

«Смешанная» структура управления службой сбыта
в холдинговой компании

рисунок 1.

———————¬
¦Холдинговая компания¦
L———-T———-
———————-+———————¬
Ў Ў
—————+————¬ —————+————¬
¦ Департамент продаж ¦ ¦Руководство мясокомбинатом¦
L—————T————- L————-T————-
+ — — — — — — — — ¬ — — — — — — — — — -+
Ў Ў Ў Ў
———+—-¬ —+——+—¬ —-+——¬
¦Дистрибьюторы¦ ¦Служба сбыта+ Департамент продаж формирует общие цели и осуществляет контроль
объемов реализации.
— — — -> Руководство мясокомбинатом осуществляет полное руководство и
контроль за сбытовым подразделением, находящимся в его непосредственном
подчинении.

Обязательным условием оптимального функционирования структуры управления сбытом является полное подчинение службы сбыта руководству того предприятия, в которое оно входит, в противном случае неизбежны внутренние конфликты и неэффективная работа всей системы сбыта.
При этом частичная самостоятельность мясоперерабатывающего предприятия в области распоряжения части прибыли, полученной из дополнительных источников, должна сохраняться. Это поможет заинтересовать управляемые предприятия в поиске новых источников доходов и развитии производства.
Немаловажным моментом является создание на мясоперерабатывающем предприятии службы маркетинга, (на мелких мясокомбинатах достаточно одного человека), подчиненной непосредственно руководителю предприятия и осуществляющей функции маркетинговых исследований и анализа.
К сожалению, в настоящее время в большинстве структур управления мясокомбинатов области это структурное подразделение отсутствует. В итоге это приводит к потере контроля над ситуацией на рынке.
Аналогичная ситуация складывается с предприятиями, входящими в холдинговые объединения. На управляемых предприятиях отсутствует служба маркетинга. Управляющая компания, имея собственную службу маркетинга, экономя на людских ресурсах, использует информацию, полученную от своих маркетологов для анализа ситуации, сложившейся на местах. В итоге происходит оторванность центра от регионов, ошибки в разработке прогнозов и построении всей стратегии холдинга. Цена такой экономии — убытки и потери рынков сбыта. Таким образом, служба маркетинга должна существовать на любом мясоперерабатывающем предприятии.

3. Отсутствие сырьевой базы

Данную проблему возможно решить при помощи изменения структуры управления заготовками.
Анализ ситуации, сложившейся на мясном рынке России, показал, что стратегия мясокомбинатов, направленная на сближение с личными подсобными хозяйствами населения и стимулирование увеличения ими производства мяса скота, позволит существенно улучшить экономическую безопасность региона и полностью обеспечить потребность перерабатывающих предприятий и населения в мясе. По нашему мнению, личные подсобные хозяйства — это резерв, способный практически полностью обеспечить мясосырьем предприятия мясопереработки России.

Эффективность закупки мяса скота в ЛПХ заготовителями скота

таблица 1.

————————————————————-T—————-T———————¬
¦ Показатель ¦ ЛПХ ¦ Сельхозорганизация ¦
+————————————————————+—————-+———————+
¦Цена закупки, руб. без НДС ¦ 35 ¦ 40 ¦
+————————————————————+—————-+———————+
¦Количество скота в скотовозе, гол. ¦ 22 ¦ 22 ¦
+————————————————————+—————-+———————+
¦Средний вес 1 гол. средней упитанности, кг ¦ 330 ¦ 330 ¦
+————————————————————+—————-+———————+
¦Стоимость партии скота, руб. (стр. 1*(1), стр. 2*(1),¦ 254 100 ¦ 290 400 ¦
¦стр. 3) ¦ ¦ ¦
+————————————————————+—————-+———————+
¦ Накладные расходы ¦
+————————————————————T—————-T———————+
¦Зарплата заготовителя скота, руб. ¦ 4 000 ¦ отсутствуют ¦
+————————————————————+—————-+———————+
¦Транспортные расходы, руб. ¦ 2 000 ¦ отсутствуют ¦
+————————————————————+—————-+———————+
¦Связь, руб. ¦ 1 000 ¦ отсутствуют ¦
+————————————————————+—————-+———————+
¦Итого накладные расходы ¦ 8 000 ¦ 0 ¦
+————————————————————+—————-+———————+
¦Конечная цена партии, руб. ¦ 262 100 ¦ 290 400 ¦
+————————————————————+—————-+———————+
¦Результат, руб. ¦ + 28 300*(1) ¦
+————————————————————+————————————-+
¦*(1) Даже с учетом накладных расходов суммарные затраты на закупку мяса скота у населения являются¦
¦более низкими (на 10,8%). ¦
L—————————————————————————————————

Следует отметить, что, по данным Росстата, в хозяйствах населения выращивается в 2 раза больше скота, чем во всех сельхозорганизациях, при этом мясопереработчики практически не используют этот потенциал, а граждане с неохотой продают свой скот для переработки на мясокомбинаты, отдавая предпочтение частным перекупщикам.
Основной причиной, как показали исследования, является отсутствие на мясокомбинатах института заготовителей скота, работающих непосредственно с населением. Этим пользуются частные скупщики мяса: не уплачивая налогов, они приобретают мясо скота непосредственно в хозяйствах населения, диктуя цены и условия приобретения (как правило, получают субпродукты бесплатно). Из-за отсутствия транспорта личные подсобные хозяйства населения не имеют возможности доставить произведенную продукцию до мясокомбинатов и вынуждены реализовывать свою продукцию «на месте», часто с убытком для себя.
Поэтому считаем целесообразным создание института заготовителей скота как на самих мясокомбинатах, так и в I каждом административном районе области. Сущность данного механизма заключается в:
— организации предприятий дочернего характера при мясокомбинатах;
— обеспечении необходимой инфраструктурой данного юридического лица (транспорт, связь, специальное оборудование и т.д.);
— привлечении к работе специалистов на условиях агентского вознаграждения.
До 1991 г. институт таких специалистов существовал в каждом районе области, на каждом мясокомбинате работал специалист по заготовке скота, который закупал скот у населения, формируя при этом крупные партии, и транспортировал скот на мясопереработку. Усовершенствовать кадровую политику и возобновить институт заготовщиков скота у населения, по нашему мнению, является приоритетным направлением в развитии интеграционных отношений между мясопереработчиками и мелкими производителями мяса скота.
Заготовители скота должны быть обеспечены заработной платой, ГСМ и получать компенсацию за использование личного транспортного средства. Оплата за мясо скота должна производиться одновременно при закупке скота, при этом формы оплаты могут быть различные:
— денежная;
— бартер;
— взаимозачет.
Последние формы расчета позволят мясокомбинатам частично решать вопрос реализации готовой продукции.
Таким образом, расчеты табл. 1 доказывают эффективность привлечения для работы с ЛПХ именно заготовителей скота.
Мы не учитывали в данной таблице расходы на транспортировку скота, так как она всегда полностью лежит на мясоперерабатывающем предприятии.
В расчетах берется за основу вариант, при котором заготовитель формирует только одну партию скота в месяц и окупает свою заработную плату. В действительности, особенно в осенний период, опытному заготовителю не составит труда формировать партии скота в больших объемах. Это потребует обязательного материального поощрения и существенно снизит прямые издержки мясокомбината.
Обязательным условием работы с заготовителями скота является заключение трудового договора и договора на материальную ответственность. Причина заключается в работе заготовителей с наличными денежными средствами, так как оплата за полученный скот должна происходить единовременно с его получением у ЛПХ.
Для расчетов в табл. 1 мы предложили цену закупки у ЛПХ в 35 руб., так как частные лица приобретают скот средней упитанности по 70 руб./кг веса в полутуши, что равноценно 32,5 руб. в мясе скота в живом весе (субпродукты передаются перекупщикам бесплатно). Таким образом, если мясоперерабатывающие предприятия в лице заготовителей скота предложат цену в 35 руб. за килограмм живого веса или 75 руб. за мясо на кости в полутушах, то это окажется прибыльно как для мясокомбинатов, так и для ЛПХ, и заинтересует ЛПХ к росту производства мяса скота.
Перед мясокомбинатами снимается задача по обеспечению населения молодняком скота, так как в рамках национального проекта граждане имеют возможность получить льготный кредит на приобретение молодняка скота в размере 12% и субсидию в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ на погашение процентов по этому кредиту.
Мясоперерабатывающее предприятие заключает контракт с личным подсобным хозяйством об обеспечении подворья кормами с последующим приобретением мяса скота на заранее оговоренных условиях, при этом цена на мясо скота оговаривается заранее.
При этом хозяйство должно получать и бесплатную юридическую помощь в процессе оформления кредитов, которую обязаны обеспечить мясокомбинаты.
В заключение следует отметить, что перечисленные проблемы характерны не только для мясоперерабатывающих предприятий, но и для большинства предприятий АПК, а предложенные меры способны решить ключевые проблемы, в особенности проблему зависимости от использования импортного сырья, в большинстве отраслей.

А.С. Труба,
кандидат экономических наук, заместитель
управляющего ОАО мясоптице-комбинат «Первомайский»

«Управление персоналом», N 3, февраль 2008 г.



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит