» Игрушки для карьеристов


Игрушки для карьеристов


21.03.2010

Все большее распространение получают деловые игры, где каждый участник может понаблюдать за развитием той или иной бизнес-проблемы в динамике, а также лично принимать серьезные решения (необязательно верные), не боясь увольнения за ошибки. Рискуя виртуальными деньгами и виртуальной же карьерой, игроки проверяют себя на прочность, узнают о своих слабостях или открывают способности, о которых раньше даже не подозревали. Подробнее о деловых играх читайте в нашей статье.

Новые «Колонизаторы»

Сейчас в Москве можно найти сотни консалтинговых фирм, тренинг-центров и бизнес-студий, где на любой вкус и кошелек предложат сотни интересных тренингов для развития профессиональных навыков и десятки сценариев деловых игр. С каждым годом рынок таких услуг растет и популяризируется, а вместе с этим увеличивается и спрос на них.
Деловая игра (ДИ) — это своеобразная система воспроизведения управленческих или производственных процессов. Она позволяет найти решение нетипичных и сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения и стимулирования творческой активности участников, рассказывает Иван Вяткин, директор «Агентства инвестиционного синтеза», компании-разработчика таких игр:
— С помощью коллективной мыследеятельности, или, попросту говоря, «мозгового штурма», игра позволяет нащупать выход из кризисных ситуаций, наметить пути развития организации и запустить механизм реализации стратегических целей. Ну и, конечно, дает не только возможность «и себя показать, и на других посмотреть», но и укрепляет командный дух и развивает навыки взаимодействия у коллег.
Кстати, в игре могут участвовать работники как одной компании, так и нескольких сотрудничающих организаций, которые решили отточить мастерство взаимодействия. Игроки могут быть разделены на несколько команд, перед которыми поставлены как общие, так и частные задачи. Например, одна группа может корпеть над проблемой увеличения объемов продаж в 10 раз, другая — заниматься проектированием будущего компании, третья — прорабатывать рекламную стратегию. При этом главный подвох будет заключаться в том, что сотрудники поменяются на время ролями и, например, бизнес-планированием придется заниматься специалистам логистического отдела. Продолжительность деловых игр может быть от одного часа до нескольких дней. В общем, простор для творчества необозримый.
Так, например, в одной игре группе участников было предложено создать виртуальное государство с аппаратом управления, полицией, армией и прочими атрибутами, рассказывает Иван Вяткин. Президентом государства выбрали женщину-служащую, перед которой были поставлены непростые задачи: выплата внешних долгов, решение проблемы безработицы, формирование отношений с бизнес-сообществом. При этом ей нужно было общаться с совершенно разными людьми, продвигать свои решения проблемных ситуаций, находить с коллегами и партнерами общий язык, убеждать. В результате «президенту» удалось блестяще справиться со всеми задачами. При этом, как оказалось, она и не подозревала, что у нее есть талант руководителя.
Над созданием подобных игр компания-разработчик трудится около месяца. Стоимость нетрадиционной технологии обучения, например, в «Агентстве инвестиционного синтеза», складывается из расчета 2000 рублей за одного участника. В эту сумму входит не только разработка игры, но и ее проведение, наблюдение за участниками, за дополнительную сумму можно организовать даже съемку игры на видеокамеру.
Помимо ролевых, имитационных и моделирующих игр, в российской практике бизнес-образования (а такие игры — не что иное, как образование) используются и симуляции, например, созданные на основе таких настольных игр, как «Монополия» или «Колонизаторы» — с поочередными ходами и повторяющимися игровыми циклами. Кстати, стоимость настольной игры, даже специально разработанной для решения тех или иных задач конкретной организации колеблется от 100 до 500$, что в десятки раз меньше цены за проведение ролевой ДИ. При этом пользоваться ей можно будет неоднократно.
Консалтинговая компания Formatta разработала методику оценки персонала с помощью настольных деловых игр осенью 2008 года. Под конкретные задачи компании-заказчика создаются оригинальные игры. Роман Иванов, старший партнер Formatta, рассказал, какие навыки могут помочь развить в сотрудниках настольные бизнес-игры:
— Игра помогает выявить «лидеров изменений», протестировать взаимоотношения между ними, а главное — обсудить и попытаться найти решение непростых вопросов, с которыми ежедневно сталкиваются управленцы или производственники на местах. Также игра помогает выявить у сотрудников навыки, необходимые в кризисных ситуациях: уровень лояльности работодателю, стрессоустойчивость.
Например, для компании «Евраз» Formatta взяла за основу правила игры «Колонизаторы» и создала сценарий, максимально приближенный к бизнес-реалиям, в его разработке принимали участие сотрудники кадрового отдела компании. Игра была рассчитана на 85 участников — начальников цехов, заместителей гендиректоров металлургических заводов, менеджеров. Все они должны были согласно правилам повышать капитализацию производства, заниматься его модернизацией, инвестициями, кредитной политикой.
Главным результатом игры стало выявление проблем, связанных с пониманием общей стратегии «на местах». Выяснилось, что производственникам, например, недостает информации, чтобы понимать, как их действия влияют на бизнес-результаты компании и насколько они вписываются в стратегию.
Еще пример: одна крупная энергетическая компания решила оперативно оценить компетенции 600 менеджеров и специалистов, а заодно отработать систему выдвижения и внедрения предложений по развитию. Площадкой для деловой игры, которая длилась пять дней и включала элементы ролевых и настольных игр, стал подмосковный пансионат. Для оценки пригласили 40 наблюдателей. Игра стала первым этапом в проекте «Инноватор», который реализуется в компании до сих пор. Результаты повлияли на принятие решений о зачислении сотрудников в кадровый резерв, планировании обучения, назначениях и увольнениях. Работники компании подали около 1400 предложений по развитию и оптимизации бизнеса, более 70% идей руководство признало «полезными или необходимыми». Внедрение инноваций тоже проходит с элементами игры — идеи сотрудников «котируются на бирже» и самые ценные берутся на вооружение.
В другой игре сотрудники той же компании вместо энергосетей строили «грушепроводы», по которым течет грушевый сироп. Такой сценарий придумали, чтобы вырвать сотрудников из привычной среды: это лишило их возможности управлять ситуацией по инерции и демонстрировать желаемые результаты вместо действительных, рассказывает Роман Иванов:
— В игре приняли участие топ-менеджеры — они играли роль государственных органов, куда участникам надо было ездить «в командировки за согласованиями». В конце концов к «госорганам» выстроилась огромная очередь, а на местах никого не осталось. Такой исход вынудил компанию задуматься и изменить привычные регламенты работы.

Выявить деловые качества

Кстати, с помощью деловых игр можно не только отрабатывать деловые навыки, но и выявлять склонности и способности участников, рассказывает Евгений Мачнев, генеральный директор компании «ЕВМ Тренинг»:
— В свое время мы проводили игру для сотрудников страховой компании. При этом hr-директор компании призналась, что у нее постоянно возникали проблемы с одним из страховых агентов. Основная претензия к сотруднику заключалась в том, что он слишком долго «возился» с одним и тем же клиентом. Агента решили привлечь к участию в деловой игре. Участникам сообщили 33 факта о строительстве древнего памятника. Например, число рабочих, которые его строили, стоимость его строительства, число женщин, принимавших в нем участие. При этом ловушка заключалась в том, что половина этих фактов не имела отношения к решению логической задачи. Участникам нужно было за 20 минут математически рассчитать, в какой день будет окончено строительство памятника. Решить эту задачу удалось лишь одному человеку. Им оказался как раз тот самый незадачливый страховой агент. Тогда стало понятно, что он обладает серьезными аналитическими способностями и именно в силу своей педантичности испытывает сложности в работе с клиентами.
На Западе существует целая индустрия игр и симуляций для HR, отличающихся фабулой и площадкой проведения. А для достижения более полного понимания бизнес-процесса в российском офисе компании «Нестле» уже несколько лет проводится игра Watergame, которая была разработана американскими специалистами в 60-х гг. прошлого века. Цель игры — дать участникам представление о создании и работе цепочки поставщиков.
В этой игре принимают участие сотрудники как отдела логистики, так и других департаментов. За четыре часа группе, например, из 16 человек необходимо смоделировать, создать и добиться максимально эффективной работы цепочки поставщиков. Сотрудники, сидя за одним столом, передвигают на игровом поле фишки, отображая движение товара. В игре несколько этапов — от производства, складирования, дистрибьюции и до непосредственного распространения продукции в магазинах. При этом члены группы обладают информацией о количестве произведенной продукции, товарных запасах, а также параметрах спроса и предложения на рынке, которые могут внезапно меняться ведущим.
Денис Карпов, специалист отдела контроля и развития логистики и поставок «Нестле», поделился своими впечатлениями от игры:
— Чем интересна была игра Watergame, так это тем, что она дает сотрудникам из разных отделов компании возможность «встать со своего кресла» и посмотреть, чем занимаются коллеги из других подразделений. В дальнейшем лучшее понимание смежных бизнес-процессов позволяет сотрудникам эффективнее налаживать отношения между департаментами. При этом я не могу сказать, что это всего лишь игра, основанная на бизнес-процессах, ход игры во многом зависел от человеческого поведения, которое в любой момент могло привести к не предсказуемым результатам — как и в жизни.
Эксперты отмечают, что именно отсутствие материальной ответственности за принимаемые решения, а также безоценочный характер деловых игр позволяют участникам раскрепоститься и проявить свои лучшие качества.

Экспертное мнение

Оценка потенциала и компетенций сотрудников с помощью настольных игр — непростая задача, считает Юрий Михеев, консультант ГК «Институт тренинга -АРБ про»:
— Оценку должны проводить квалифицированные наблюдатели (один наблюдатель на 2-3 участника). На создание игры с учетом особенностей компании может уйти более месяца, и потребуется для этого целая команда разработчиков. Но даже при таких условиях удастся оценить не все компетенции. К тому же, если игра мало адаптирована под специфику компании, она не даст объективного результата.
С последним утверждением соглашаются и hr-специалисты. Елена Балахонцева, инспектор по кадрам компании «Бератор», рассказала о том, что в ее компании подобные мероприятия еще не проводились, но с тем, что игры позволяют придать процессу обучения эмоциональную окраску и сделать его более эффективным инструментом бизнес-образования, она согласна полностью. А вот в том, что общение в игре могут регулировать только специально нанятые психологи-игротехники, она не уверена:
— Для того, чтобы игра была наиболее эффективна, игротехник не должен быть «с улицы». Это должен быть свой человек. Игру можно разработать самостоятельно, и кто-нибудь из кадрового отдела или руководящего состава будет проводить ее раз в месяц и получать за это премию. Я не вижу особенного смысла обращаться к сторонней организации.
А Наталья Лебедева, специалист по кадрам «ИНТРЭК ДИЗАЙН», считает, что настольные и ролевые игры хороши только как дополнительный метод оценки и дают надежный результат, если применяются вместе с комплексным исследованием способностей и профессиональных качеств личности. При этом внедрять игры в работу своей компании специалист не видит необходимости:
— У нас в организации всего 20 человек работает. Они у меня и так все на виду, я прекрасно вижу деловые качества каждого. Но вот для оценки новичков я бы хотела использовать эту методику. Например, чтобы выявить коммуникационные, аналитические или речевые способности человека. Меня заинтересовали бы игры, где главным принципом была бы имитация решения задач, с которыми может столкнуться сотрудник. Плюсы такого подхода я вижу в том, что можно будет оценить, насколько эффективно кандидат будет справляться с задачами, а это далеко не всегда можно сделать с помощью интервью и тем более тестирования.
Как отмечают разработчики, во время игры люди так азартно включаются в процесс, что забывают, что за ними наблюдают. Такого эффекта почти не бывает при использовании других способов очной оценки.

М. Бренер

Цели деловой игры

— Познакомить участников игры с проектом проведения изменений в фирме или скорректировать проект проведения изменений;
— Разработать и обсудить новую деятельность структурных подразделений;
— Смоделировать и проиграть новую деятельность в фирме;
— Определить задачи структурных подразделений фирмы в рамках новой деятельности;
— Закрепить новые отношения между сотрудниками и руководством фирмы;
— Выявить и отработать формы коллективной мыследеятельности.
Результаты:
— Развитие представлений участников о новой деятельности фирмы;
— Уточненный проект проведения изменений в фирме;
— Доклады по темам обсуждения;
— Заключительный отчет по деловой игры;
— Скоординированные планы структурных подразделений;
— Скоординированные должностные инструкции;
— Укрепление духа сотрудничества и взаимопонимания между сотрудниками фирмы.

Вспомнить все

Любой тренинг будет скучным и бесполезным, если не внести в него азарт и соревновательный дух, считают разработчики деловых игр. Кстати, исследования показали, что при сравнении результатов деловой игры и показателей при традиционной форме обучения уровень усвоения знаний заметно различается. В «игровой группе» он существенно выше. Так, через две недели после игры материал помнили 65%, а по истечении того же срока, но после обычных семинаров — только 12% обучавшихся. Через четыре недели — 49% и 9%, а через шесть — 32% и 5% соответственно.

История игры

В России, как считают некоторые эксперты, первая деловая игра была проведена еще в 1932 году исследовательницей Марией Бирнштейн. По выходным дням студенты вузов и руководители предприятий собирались на территории фабрики «Красный ткач» и обсуждали процесс перехода на выпуск новой продукции без остановки производства. Это были игры не для обучения, а как средство подготовки реальных управленческих решений.
Всерьез деловыми играми в России начали заниматься в конце прошлого века. Организационно-деятельностные игры (ОДИ) философа и методолога Георгия Щедровицкого, а также управленческие поединки Владимира Тарасова, основателя Таллинской школы менеджеров, стали заметным явлением на российском рынке.

«Московский бухгалтер», N 19-20, октябрь 2009 г.



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит