» ВАС «вскрыл» двойное дно контрабанды


ВАС «вскрыл» двойное дно контрабанды


21.03.2010

Российские таможенники борются с контрабандным товаром не покладая рук на протяжении многих десятилетий. Несмотря на это, «темный товар» продолжает поступать в нашу страну и покидать ее пределы. Естественно, контрабандистов ловят и судят. Однако такие дела настолько сложны, что Верховный Суд Российской Федерации решил разъяснить, что именно является контрабандой, а также кого и по какой статье могут осудить.

«Откуда дровишки?»

Контрабанда — слово, которое прочно вошло в нашу повседневную жизнь. Уезжая за границу и на обратном пути привозя оттуда различные сувениры, люди и не подозревают, что порой эти вещи или деньги нужно декларировать, иначе их скромные подарки друзьям могут оказаться контрабандным товаром. В результате путешественников задерживают на таможне и заводят на них уголовное дело по статье 188 Уголовного кодекса. Такая же участь грозит компаниям, которые рискуют отправлять свой товар за рубеж или ввозить его тайно, пытаясь сэкономить на госпошлине, оформлении соответствующих документов и т.д. Кроме того, некоторые недобросовестные предприниматели знают, что качество их товара не соответствует установленным требованиям, он не пройдет границу и будет конфискован таможенниками; соответственно, ничего другого для них, как провезти товар в Россию или из нее подпольно, не остается.
Сами же дела о контрабанде — тайна, покрытая мраком. Суды, рассматривая их, настолько часто расходятся во мнениях, что понять, какая мера наказания грозит за «темный товар», не так легко. Мало того, остается неясным, кого именно можно назвать контрабандистом: человека, забывшего сообщить о лишних 100 евро, или предпринимателя, пытавшегося протащить через таможню фуру ядовитых китайских джинсов? Чтобы внести ясность в то, как должно осуществляться правосудие и что именно является контрабандой в России, 7 июня 2008 года Пленум Верховного Суда Российской Федерации обнародовал свое постановление от 27 мая 2008 г. N 6 «О судебной практике по делам о контрабанде». Согласно документу, контрабандным товаром признается любая вещь, ввезенная на территорию страны незаконным путем, поясняет юрисконсульт организации «Юридическое право» Георгий Звягинцев:
— В постановлении сказано, что ответственность по статье 188 УК наступает только при наличии незаконного перемещения через таможенную границу России товаров или иных предметов в крупном размере либо предметов контрабанды, перечисленных в части 2 статьи 188 УК, вне зависимости от их стоимости или количества. Исходя из подпункта 10 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса, противозаконным считается перемещение товаров или иных предметов через таможенную границу нашей страны, совершенное с нарушением порядка, установленного указанным Кодексом. При этом ответственность по статье 188 УК наступает лишь в случаях, когда незаконное перемещение товаров или иных предметов совершено с избеганием таможенного контроля либо было сопряжено с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации. Кроме того, контрабандным товаром признаются любые вещи, которые не были задекларированы или были задекларированы недостоверно. Например, когда ящики со свежими бананами документально проходят границу как сухофрукты.

Заслуженная расплата

Самим же провозом товаров и иных предметов через таможенную границу признается их перемещение любым способом, включая отправку по линиям электропередачи, международным почтовым отправлением и трубопроводным транспортом. Исходя из этого, момент окончания контрабандного ввоза определяется в зависимости от формы и способа перевоза товаров (ввоз, вывоз, пересылка и т.д.), способа совершения контрабанды (помимо или с сокрытием от таможенного контроля, с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, с недекларированием или недостоверным декларированием), а также с учетом этапов перемещения, установленных Таможенным кодексом. Говорит юрист компании «Сваровский и партнеры» Галина Артемьева:
— Например, получение разрешения на применение процедуры внутреннего таможенного транзита — статьи 79-90 Таможенного кодекса, международного таможенного транзита — статьи 167-169 ТК, предварительное, периодическое и периодическое временное декларирование — статьи 130, 136 и 138 ТК. Кстати, так как для каждой процедуры перевоза товаров через границу предусмотрен исчерпывающий перечень документов и сведений, подлежащих представлению таможенникам (статьи 73-76, 81, 92, 102, 124, 131, 150 ТК), если госслужащие потребуют дополнительные бумаги на товар, их действия будут являться незаконными.
Определяя размер контрабанды, суд будет исходить из регулируемых государством цен на товары, незаконно перемещенные через таможенную границу, а в случае отсутствия таких цен — из рыночной стоимости товаров на момент совершения преступления. При отсутствии сведений о цене стоимость конфиската может быть установлена на основании заключения экспертов.
Самих же контрабандистов будут судить в зависимости от того, насколько тяжкая вина лежит на их плечах, уверен Георгий Звягинцев:
— Руководители коммерческих или иных организаций, независимо от формы собственности, и иные лица, выполняющие управленческие функции в таких организациях (например, в организации, являющейся таможенным перевозчиком или таможенным брокером), подлежат ответственности по части 1 или части 2 статьи 188 УК. Действия организаторов, подстрекателей и пособников контрабанды, совершенной должностным лицом с использованием своего служебного положения, квалифицируются по соответствующей части статьи 33 УК и пункту «б» части 3 статьи 188 УК. Если, не будучи исполнителем, должностное лицо все же участвует в контрабандной перевозке, его действия или бездействие подлежат квалификации по соответствующим частям статей 33 и 188 УК или статьям главы 30 УК.
Не менее интересны и выводы суда о том, кто является организатором преступления, а кто его непосредственным участником. Верховный Суд считает, что, когда человек, имеющий право владения и использования товара на таможне, осуществлял его перемещение способами, перечисленными в части 1 статьи 188 УК, через подставное лицо (например, безработного, который был указан в учредительных документах как руководитель организации), он признается исполнителем контрабанды. А человек, который предоставил свои документы, будет считаться его пособником. При этом если окажется, что данные товары не отвечают требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, содеянное образует совокупность преступлений, предусмотренных статьями 188 и 238 УК.
В тех же случаях, когда контрабанда совершена организованной группой, ее участников будут судить по части 4 статьи 188 УК. Особенно неприятно для контрабандистов то, что наказание каждый из них понесет одинаковое: и тот, кто приобретал товар за границей в целях его ввоза на таможенную территорию России, и тот, кто содействовал его незаконному перемещению или фальсифицировал документы. Кстати, в любом из вышеперечисленных случаев, если для перевоза контрабанды использовалось транспортное средство, которое было оборудовано специальными тайниками для сокрытия товаров, то такое авто рассматривается как орудие преступления и подлежит конфискации в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 81 УПК.

Валютные игры

Единственная вещь, которая выпадает из общего положительного впечатления о постановлении Пленума Верховного Суда — это его «советы» судьям по рассмотрению дел о контрабанде валюты. Дело в том, что одновременно с данным документом вышел другой — постановление Конституционного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 8-П по делу Мананы Асламазян, которая была обвинена в незаконном ввозе незадекларированных денежных средств на территорию нашей страны.
Конституционный суд признал норму части 1 статьи 188 УК не соответствующей Конституции в той мере, в какой она позволяла привлекать граждан к уголовной ответственности за перевозку через таможенную границу недекларированной или задекларированной неверно иностранной и российской валюты в крупном размере (более 250 000 рублей), исходя из всей перемещаемой суммы, включая ту, которая разрешена к ввозу без декларирования (до 10 000 долларов включительно, согласно ст. 15 Закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»). Таким образом, сама по себе оспариваемая норма отменена не была. Просто состав преступления по пункту 1 статьи 188 УК теперь будет иметь место только тогда, когда ввозимая без декларации сумма превысит в совокупности 10 000 долларов и 250 000 рублей. Если же количество валюты, ввозимой без декларации, будет менее этой суммы, но более 10 000 долларов, то нарушителя будут привлекать к административному штрафу по статье 16.4 Кодекса об административных правонарушениях — в размере от 1 000 до 2500 рублей.
Однако Верховный Суд решил несколько иначе. Так, в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда сказано, что в случае декларирования лицом части единовременно ввозимой или вывозимой иностранной валюты предметом контрабанды будет являться недекларированная часть иностранной валюты. При этом о размере этой недекларированной части ничего не сказано. Следовательно, гражданин, продекларировавший единовременный ввоз, к примеру, 10 500 долларов и забывший про наличие еще 100 евро, будет, по мнению Верховного суда, подлежать привлечению к уголовной ответственности. Тогда как «сумма нарушения» в данном случае составляет приблизительно 3 700 рублей, что очевидно меньше, чем 250 000 рублей…
На самом деле данная нестыковка не имеет особого значения, поскольку норма части 1 статьи 188 УК теперь может применяться только в части, определенной решением Конституционного Суда — то есть с подсчетом крупного размера, исходя из суммы превышения. Тем не менее, поскольку указания Верховного Суда обязательны для судов нижестоящих инстанций, на практике могут возникнуть проблемы.

М. Дудко

Дело о чиновничьей жадности

В 2001-2002 годах Генеральная прокуратура расследовала уголовное дело о контрабанде, взятках и злоупотреблении служебным положением в отношении высокопоставленных чиновников бывшего Министерства внешних экономических связей. Обвиняемыми по этому делу проходили бывший заместитель министра МВЭС Андрей Догаев, бывший уполномоченный министра в северном районе Евгений Петров, а также предприниматель Назим Ахундов. Всем троим была инкриминирована контрабанда металлов (ст. 78 УК РСФСР). Кроме того, Андрею Догаеву и Евгению Петрову было предъявлено обвинение в злоупотреблении служебным положением (ст. 170 части 2 УК РСФСР). Андрей Догаев также обвинялся в неоднократном получении взяток (ст. 290 части 4 УК РФ).
Как установило следствие, в 1992-1994 годах преступники вывозили за пределы России цветные металлы (никель, кобальт и иные, попадавшие под категорию стратегически важных товаров), а также рыбопродукцию. Общая сумма ущерба от украденного составила около 12 миллионов долларов. Для вывоза Андрей Догаев в Москве, а Евгений Петров в Мурманске использовали подложные документы от имени МВЭС, за что Андрей Догаев неоднократно получал взятки.
В начале 2002 года милиция изъяла из его личной коллекции более 150 картин известных русских и зарубежных художников, купленных на вырученные преступным путем средства. По оценкам экспертов Третьяковской картинной галереи, их общая стоимость составила более 400 тысяч долларов.
Заместитель министра МВЭС Андрей Догаев
Получил 3 года условно по обвинению в контрабанде цветных металлов, злоупотреблении служебным положением и получении взятки.
Бывший уполномоченный министра в северном районе Евгений Петров
Осужден в конце 2002 года по обвинению в контрабанде цветных металлов и злоупотреблении служебным положением.
Предприниматель Назим Ахундов
Осужден в конце 2002 года по обвинению в контрабанде цветных металлов

Путь подложных документов

Существует огромное количество схем ухода от платежей, и наиболее серьезная из них — использование подложных товаросопроводительных документов. При такой схеме грузы идут сразу с двумя комплектами документов — настоящими и поддельными. При выезде из сопредельного государства предъявляются правильные документы, после этого они меняются, и на российской границе оформляются уже по подложным документам. Например, финские таможенники не скрывают, что 60 процентов грузов из этой страны проходят по подложным документам, то есть контрабандой. Часть из этих документов делается за границей, а часть в России. И когда осуществляется контроль на российской таможне, на этих поддельных документах уже есть соответствующие отметки о прохождении таможни сопредельного государства.

Российские контрабандные стимулы

Активность контрабандной деятельности зависит от внешних и внутренних факторов.
К внешним факторам, представляющим угрозу экономической безопасности России и способствующим контрабанде, относятся:
преобладание сырьевых товаров в российском экспорте, потеря традиционных рынков сбыта военной и машиностроительной продукции;
зависимость России от импорта многих видов продукции, в том числе стратегического значения, продовольственных товаров;
недостаточный экспортный и валютный контроль и незамкнутость таможенной границы;
неразвитость современной финансовой, организационной, транспортной и информационной инфраструктуры поддержки конкурентоспособности российского экспорта и рационализации структуры импорта.
К внутренним факторам, представляющим угрозу экономической безопасности и способствующим контрабанде, относятся:
унаследованная от прошлого структурная деформированность национальной экономики, ее низкая конкурентоспособность, вызванная отсталостью технологической базы большинства отраслей, высокой энерго- и ресурсоемкостью;
вытеснение отечественных товаропроизводителей, особенно производителей потребительских товаров, с внутреннего рынка зарубежными фирмами;
высокий уровень отраслевого лоббизма при принятии управленческих решений;
несовершенство правового законодательства, монопольное положение и недобросовестность действий многих экономических субъектов на рынках России, их низкая правовая, финансовая и договорная дисциплина;
криминализация экономики и коррупция в области управления экономикой, массовое сокрытие доходов и уклонение от уплаты налогов, незаконный перевод финансовых средств за границу.

Главная проблема — отсутствие кадров

С какими трудностями приходится сталкиваться таможенным органам в борьбе с контрабандой? Прежде всего, есть проблемы кадровые. В среднем в каждой таможне шесть оперработников. При этом один из них выполняет обязанности по секретному делопроизводству, другой — по борьбе с контрабандой наркотиков, еще один — с экономическими правонарушениями, особо опасными видами контрабанды — флоры, фауны, оружия и так далее. То есть обычно по какому-то направлению «рабочий штык» один. Понятно, что шестью оперативниками полностью перекрывать субъект Федерации невозможно. В то же время сегодня начинающий таможенный инспектор «на земле» получает 6-8 тысяч рублей. И это на пункте пропуска, где «куется» бюджет государства…

«Московский бухгалтер», N 13, июль 2008 г.



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит