» Численность персонала в образовательных учреждениях


Численность персонала в образовательных учреждениях


21.03.2010

О необходимости обоснования численности персонала организаций и учреждений мы рассказывали в прошлом номере журнала. Была рассмотрена правовая база, устанавливающая рекомендуемые для применения нормативы численности персонала в дошкольных учреждениях. В настоящей статье рассмотрим нормативы численности персонала в образовательных учреждениях, в том числе коррекционных, которые обязательны для применения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Численность персонала коррекционных образовательных учреждений

Для расчета численности персонала учреждений, в которых обучаются дети, имеющие отклонения в развитии, раньше использовались нормативы, установленные Постановлением Минтруда РФ N 88*(1).
В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 12.03.1997 N 288 «Об утверждении типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» (в ред. от 18.08.2008) (далее — Положение). Оно регулирует деятельность государственных, муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (п. 1). Для негосударственных коррекционных образовательных учреждений рассматриваемое типовое положение является примерным (п. 6). Данное Положение частично повторило нормативы, утвержденные Постановлением N 88.
Так, п. 16 Положения установлена предельная наполняемость класса (группы), которая зависит от вида коррекционного учреждения:
— для глухих — 6 чел.;
— для слабослышащих и позднооглохших с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха, — 10 чел.;
— для слабослышащих и позднооглохших с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха, — 6 чел.;
— для слепых — 8 чел.;
— для слабовидящих и поздноослепших — 12 чел.;
— для имеющих тяжелые нарушения речи — 12 чел.;
— для имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата — 10 чел.;
— для имеющих задержку психического развития — 12 чел.;
— для умственно отсталых — 12 чел.;
— для глубоко умственно отсталых — 10 чел.;
— для имеющих сложные дефекты — 5 чел.
При формировании штатной численности работников специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии можно использовать рекомендации, указанные в Письме Минобразования РФ от 30.03.2000 N 27/909-6, которые были изданы на основании п. 7 Приказа N 637*(2). Они могут быть полезны при составлении штатного расписания, поскольку, как указано в письме, часто наблюдаются попытки осуществлять экономию средств за счет сокращения штатного расписания специальных (коррекционных) образовательных учреждений. В качестве примера приведем рекомендованное штатное расписание специальной (коррекционной) школы-интерната I и II видов на 100 воспитанников.

——-T————————————————T—————¬
¦ N ¦ Наименование должности ¦ Количество ¦
¦ п/п ¦ ¦ ставок ¦
+——+————————————————+—————+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+——+————————————————+—————+
¦ 1 ¦Директор ¦ 1 ¦
+——+————————————————+—————+
¦ 2 ¦Заместитель директора по учебно-воспитательной¦ 1 ¦
¦ ¦работе ¦ ¦
+——+————————————————+—————+
¦ 3 ¦Заместитель директора по воспитательной работе ¦ 1 ¦
+——+————————————————+—————+
¦ 4 ¦Заместитель директора по административно-хозяйс-¦ 1 ¦
¦ ¦твенной части ¦ ¦
+——+————————————————+—————+
¦ 5 ¦Врач ¦ 1 ¦
+——+————————————————+—————+
¦ 6 ¦Медсестра ¦ 1 ¦
+——+————————————————+—————+
¦ 7 ¦Заведующий складом ¦ 1 ¦
+——+————————————————+—————+
¦ 8 ¦Музыкальный работник ¦ 0,5 ¦
+——+————————————————+—————+
¦ 9 ¦Главный бухгалтер ¦ 1 ¦
+——+————————————————+—————+
¦ 10 ¦Бухгалтер ¦ 1 ¦
+——+————————————————+—————+
¦ 11 ¦Шеф-повар ¦ 1 ¦
+——+————————————————+—————+
¦ 12 ¦Повар ¦ 2 ¦
+——+————————————————+—————+
¦ 13 ¦Водитель автобуса ¦ 1 ¦
+——+————————————————+—————+
¦ 14 ¦Инструктор по труду ¦ 1 ¦
+——+————————————————+—————+
¦ 15 ¦Инструктор по физической культуре ¦ 0,5 ¦
+——+————————————————+—————+
¦ 16 ¦Учитель-дефектолог ¦ 2 ¦
+——+————————————————+—————+
¦ 17 ¦Педагог-психолог ¦ 1 ¦
+——+————————————————+—————+
¦ 18 ¦Социальный педагог ¦ 1 ¦
+——+————————————————+—————+
¦ 19 ¦Старший вожатый ¦ 1 ¦
+——+————————————————+—————+
¦ 20 ¦Педагог дополнительного образования ¦ 1,5 ¦
+——+————————————————+—————+
¦ 21 ¦Учитель — дефектолог слухового кабинета ¦ 1 ¦
+——+————————————————+—————+
¦ 22 ¦Заведующий отделом музейной работы ¦ 1 ¦
+——+————————————————+—————+
¦ 23 ¦Кастелянша ¦ 1 ¦
+——+————————————————+—————+
¦ 24 ¦Помощник воспитателя (ночной) ¦ 4,6 ¦
+——+————————————————+—————+
¦ 25 ¦Техник слуховой аппаратуры ¦ 1 ¦
+——+————————————————+—————+
¦ 26 ¦Дворник ¦ 1 ¦
+——+————————————————+—————+
¦ 27 ¦Рабочий по ремонту и обслуживанию ¦ 2 ¦
+——+————————————————+—————+
¦ 28 ¦Конюх ¦ 1 ¦
+——+————————————————+—————+
¦ 29 ¦Кухонные рабочие ¦ 3 ¦
+——+————————————————+—————+
¦ 30 ¦Помощник воспитателя (дневной) ¦ 3,6 ¦
+——+————————————————+—————+
¦ 31 ¦Водитель грузовой автомашины ¦ 1 ¦
+——+————————————————+—————+
¦ 32 ¦Мастер по машинной стирке ¦ 2,5 ¦
+——+————————————————+—————+
¦ 33 ¦Истопник ¦ 0,5 ¦
+——+————————————————+—————+
¦ 34 ¦Уборщица ¦ 8 ¦
L——+————————————————+—————-

Кроме указанного, в качестве примерных приведены штатные расписания специальных (коррекционных) школ-интернатов:
— III-IV видов на 350 воспитанников;
— V вида с дошкольным отделением на 230 воспитанников;
— VI вида на 120 воспитанников;
— VII вида на 286 воспитанников, из которых 76 проживают в интернате;
— VIII вида с дошкольным отделением на 435 воспитанников;
— VIII вида на 130 воспитанников.
Количество ставок воспитателей в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах и школах-интернатах определяется исходя из количества групп в соответствии с наполняемостью, установленной ст. 16 Положения.
Количество ставок учителей в специальном (коррекционном) образовательном учреждении устанавливается исходя из количества классов и количества часов, предусмотренных учебным планом.

Нормы нагрузки педагогических работников

Списочную численность педагогических работников образовательного учреждения можно рассчитать на основании установленной ТК РФ максимальной продолжительности рабочего времени в течении недели, а также указанного в иных правовых актах предельного объема учебной нагрузки в год. Рассмотрим данные положения более подробно.
Согласно ст. 333 ТК РФ для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. При этом в случаях, предусмотренных типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида, утверждаемым Правительством РФ, учебная нагрузка педагогического работника, оговариваемая в трудовом договоре, может быть ограничена верхним пределом.
Рассмотрим подробнее действующие типовые положения различных видов образовательных учреждений и установленные в них предельные нормы рабочего времени педагогических работников.
Для педагогических работников образовательных учреждений начального профессионального образования учебная нагрузка на учебный год, оговариваемая в трудовом договоре, не должна превышать 1 440 академических часов Данный норматив предусмотрен п. 52 Постановления Правительства РФ N 521*(3). В то же время следует учитывать установленную п. 22 предельную численность обучающихся в учебной группе — 25 чел. Данные нормативы обязательны для государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, а для негосударственных являются примерными.
В образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) учебная нагрузка на учебный год, оговариваемая в трудовом договоре, также не должна превышать 1 440 академических часов, что установлено в п. 54 Типового положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.07.2008 N 543*(4). Как указано в п. 25, численность студентов в учебной группе в указанных учебных заведениях при финансировании подготовки за счет бюджетных ассигнований по очной форме получения образования устанавливается 25-30 чел. Однако с учетом специфики среднего специального учебного заведения образовательное учреждение может проводить учебные занятия с группами студентов меньшей численности и отдельными студентами и делить группы на подгруппы, а при проведении занятий в виде лекций может объединять группы студентов. Указанное типовое положение распространяется на государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения), а для негосударственных является примерным.
Согласно п. 32 Типового положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 610*(5), в образовательных учреждениях повышения квалификации лицам преподавательского состава учебная нагрузка устанавливается в зависимости от их квалификации и занимаемой должности и не может превышать 800 часов за один учебный год. Для негосударственных образовательных учреждений повышения квалификации данное типовое положение является примерным.
В военном образовательном учреждении высшего профессионального образования учебная нагрузка профессорско-преподавательского состава из числа военнослужащих и гражданского персонала устанавливается нормативными правовыми актами федеральных органов в зависимости от их квалификации и профиля кафедры в размере до 900 часов в учебном году (п. 23 Типового положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 650*(6)). В пункте 1 приложения к Приказу N 319*(7) установлено, что названная выше учебная нагрузка устанавливается индивидуально по представлению начальников учебно-научных подразделений приказом начальника военно-учебного заведения.
В заключение еще раз отметим, что нормативы, приведенные в качестве примеров в Письме N 27/909-6, рекомендуются для установления численности персонала специальных (коррекционных) образовательных учреждений, в то время как Положение, утвержденное Постановлением N 288, устанавливающее предельную наполняемость класса (группы) специального коррекционного учреждения, обязательно для применения в государственных, муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждений, а для негосударственных является примерным. В таком же порядке применяются нормативы нагрузки педагогических работников.

В.А. Корнеев,
эксперт журнала «Отдел кадров бюджетного учреждения»

«Отдел кадров бюджетного учреждения», N 2, февраль 2009 г.

————————————————————————-
*(1) Постановление Минтруда РФ от 21.04.1993 N 88 «Об утверждении нормативов по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады)».
*(2) Приказ Минобразования РФ от 16.03.1999 N 637 «О реализации решения коллегии от 9 февраля 1999 г. N 3/1».
*(3) Постановление Правительства РФ от 14.07.2008 N 521 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования».
*(4) Постановление Правительства РФ от 18.07.2008 N 543 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)».
*(5) Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 N 610 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов».
*(6) Постановление Правительства РФ от 18.06.1999 N 650 «Об утверждении типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования».
*(7) Приказ Министра обороны РФ от 02.08.2005 N 319 «Об установлении учебной нагрузки профессорско-преподавательскому составу высших военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации».



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит