» Выплата «северянам» процентной надбавки


Выплата «северянам» процентной надбавки


21.03.2010

За работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним, законодательством установлены гарантии и компенсации. Порядок предоставления льгот лицам, работающим в указанных районах, установлен Инструкцией, утвержденной Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2. Два пункта данного правового акта были оспорены, и в году приняты судебные постановления, которыми данные положения признаны недействующими. Рассмотрим подробнее существо споров и принятые решения.

*

Размер процентной надбавки к заработной плате поставлен законодательством в зависимость непосредственно от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Предоставление гарантий и компенсаций за работу в особых климатических условиях не связано с причинами расторжения трудового договора.

*

Раздел III Инструкции определяет право лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на получение надбавок к заработной плате в зависимости от непрерывного стажа их работы и устанавливает порядок исчисления такого стажа. Согласно пп. «д» п. 27 Инструкции, включенному в данный раздел, непрерывный трудовой стаж не сохраняется при поступлении на работу после прекращения трудового договора в связи с утратой доверия со стороны администрации к работнику, непосредственно обслуживающему денежные или товарные ценности.
Д. обратилась в ВС РФ с заявлением о признании недействующим пп. «д» п. 27 Инструкции, считая содержащееся в нем предписание не соответствующим нормам ТК РФ и нарушающим ее трудовые права. По результатам рассмотрения заявления ВС РФ 10.06.2009 было принято Решение N ГКПИ09-536.
Из материалов дела известно: заявитель указала, что с 1991 по 2004 год работала кассиром в ПТУ N 30 п. Айхаль, расположенном в районе Крайнего Севера, с 05.12.2005 работала в Айхальском горно-обогатительном комбинате АК «АЛРОСА» (ЗАО), где ей на основании оспариваемой нормы было отказано в начислении надбавок к заработной плате в полном объеме по мотиву увольнения с предыдущей работы по п. 7 ст. 81 ТК РФ (совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или материальные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя).
Представители Минздравсоцразвития в своих возражениях пояснили, что правовое регулирование, связывающее размер процентной надбавки с причиной увольнения, а не со стажем работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, противоречит ТК РФ. Заявленное требование не признали по тем мотивам, что оспариваемые положения Инструкции являются недействующими и не могут нарушать права и свободы заявителя.
Обсудив доводы заявителя, выслушав объяснения представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Степановой Л.Е., предлагавшей заявленное требование удовлетворить, ВС РФ нашел заявление подлежащим удовлетворению.
ТК РФ устанавливает, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст. 315); лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом ст. 316 ТК РФ для установления размера районного коэффициента и порядка его применения. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере (ст. 317).
Таким образом, из приведенных норм ТК РФ следует, что процентная надбавка к заработной плате является составной частью оплаты труда и по своему характеру относится не к стимулирующим выплатам за достижение определенных результатов работы, а к гарантиям и компенсациям, предоставляемым за работу в особых климатических условиях. Право на указанную надбавку поставлено в зависимость непосредственно от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
При этом ни ТК РФ, ни Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее — Закон N 4520-1) не связывают предоставление гарантий и компенсаций с причинами расторжения трудового договора, не предусматривают оснований, по которым может быть прекращено или ограничено возникшее у работника право на процентную надбавку к заработной плате в соответствии со стажем его работы в особых климатических условиях.
Оспоренное предписание Инструкции, находящееся во взаимосвязи с другими ее нормами, подменяет закрепленное в законе понятие «стаж работы» на «непрерывный стаж работы», что ограничивает право работника на вознаграждение за труд, снижает установленный на основании закона размер оплаты труда на величину имевшейся у работника процентной надбавки, исключая возможность учета стажа работы в особых климатических условиях за период, предшествующий расторжению трудового договора с работником по основанию утраты к нему доверия со стороны администрации.
Тем самым работник привлекается к не предусмотренной законом ответственности в виде лишения его права на процентную надбавку к заработной плате за стаж работы в особых климатических условиях, что не соответствует ст. 132 ТК РФ, запрещающей какую-либо дискриминацию при установлении и изменении размеров заработной платы и других условий оплаты труда.
Согласно правовой позиции Кассационной коллегии ВС РФ, изложенной в Определении от 23.12.2004 N КАС04-596 по делу по заявлению М.Л. об оспаривании в части п. 22 и 27 Инструкции, ранее установленное правовое регулирование, которое связывает размер процентной надбавки с причиной увольнения, а не со стажем работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, противоречит нормам ТК РФ.
Данное определение, которым признаны недействующими правовые предписания, сходные с оспариваемым по настоящему делу, вступило в законную силу с момента его оглашения, и с этого времени применительно к ч. 3 ст. 253 ГПК РФ подлежит признанию недействующим и пп. «д» п. 27 Инструкции.
Довод представителей заинтересованного лица о том, что пп. «д» п. 27 Инструкции не действует и не может нарушать права заявителя, не соответствует действительности и опровергается письмом и. о. директора Айхальского горно-обогатительного комбината от 09.03.2009 N 22-36/41, которым Д. на основании закрепленной в этом подпункте нормы отказано в перерасчете надбавок к заработной плате за работу в районе Крайнего Севера.
ВС РФ принял решение об удовлетворении заявления Д. и признании недействующим с 23.12.2004 пп. «д» п. 27 Инструкции.

*

Стаж военной службы засчитывается в трудовой стаж для получения процентной надбавки к оплате труда при поступлении на работу, независимо от продолжительности перерыва между днем увольнения в запас или в отставку и поступлением на работу.

*

Согласно пп. «в» п. 48 Инструкции в стаж работы, дающий право на получение льгот, засчитывается время непрерывной военной (в том числе срочной) службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, офицеров и военнослужащих сверхсрочной службы Советской Армии и Военно-Морского Флота, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР и Министерства охраны общественного порядка СССР, а также время непрерывной службы лиц начальствующего и рядового состава органов Министерства охраны общественного порядка СССР, уволенных в запас или в отставку из воинских частей, учреждений, предприятий и организаций, находящихся в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, при условия поступления на работу в этих районах и местностях не позднее трех месяцев после увольнения в запас или в отставку.
И. обратился в ВС РФ с заявлением о признании недействующим данного предписания в части слов «…при условии поступления на работу в этих районах и местностях не позднее трех месяцев после увольнения в запас или в отставку», поскольку оно противоречит п. 1 Постановления Правительства РФ от 07.10.1993 N 1012 «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера» (далее — Постановление N 1012) и создает препятствие к реализации прав и льгот, предусмотренных действующим законодательством для лиц, работающих в районах Крайнего Севера.
По результатам рассмотрения заявления 13.04.2009 ВС РФ принял Решение N ГКПИ09-280.
Согласно пояснениям представителя заявителя на момент судебного заседания заявитель проходил службу по контракту в Мурманской области. Однако оспариваемое положение Инструкции создавало угрозу нарушения прав заявителя при исчислении трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате в случае увольнения с военной службы и поступления ни работу.
Представители Минздравсоцразвития, действовавшие в ВС РФ от имени и по поручению Правительства РФ, возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что оспариваемое положение Инструкции является недействующим, фактически не применяется и не может нарушать права и свободы заявителя, поскольку в соответствии с действующим законодательством срок военной службы засчитывается в стаж работы для получения процентных надбавок к оплате труда независимо от продолжительности перерыва.
Суд нашел, что заявление И. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Оспариваемая Инструкция утверждена Государственным комитетом Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиумом ВЦСПС во исполнение Постановления СовМина СССР от 10.11.1967 N 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», то есть в пределах предоставленных полномочий.
В силу ст. 317 ТК РФ лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах и местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются Правительством РФ. Аналогичные положения содержатся в ст. 10, 11 Закона N 4520-1.
В статье 314 ТК РФ указано, что порядок установления и исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, устанавливается Правительством РФ в соответствии с федеральным законом.
Согласно п. 1 Постановления N 1012 трудовой стаж, дающий право на получение процентных надбавок к месячной заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, суммируется независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений, за исключением увольнения за виновные действия. Данное постановление не устанавливало порядок включения в трудовой стаж, дающий право на получение процентных надбавок к месячной заработной плате, периода военной службы.
Порядок зачета военной службы в трудовой стаж регулируется специальными нормативными актами, в том числе до 01.01.1991 — оспариваемой нормой, с 01.01.1991 до 22.02.1993 — пп. «в» п. 30 Инструкции, содержавшим норму, аналогичную оспариваемой.
22.02.1993 вступил в силу Закон РФ от 22.01.1993 N 4338-1 «О статусе военнослужащих» (утратил силу с 01.01.1998), п. 5 ст. 22 которого было установлено, что гражданам, проходившим военную службу в районах Крайнего Севера и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в которых к оплате труда работников выплачиваются установленные законодательством процентные надбавки за непрерывную работу на предприятиях, в учреждениях и организациях, при поступлении на работу в этих районах и местностях в течение шести месяцев со дня увольнения с военной службы, срок военной службы в указанных районах и местностях засчитывается в непрерывный стаж работы для получения льгот, установленных законодательством.
Пунктом 5 ст. 23 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», вступившего в силу с 01.01.1998 и действующего по настоящее время, установлено, что гражданам, проходившим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, где установлены районный коэффициент и процентные надбавки к оплате труда, при поступлении на работу в этих районах и местностях после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями или окончанием срока военной службы независимо от продолжительности перерыва срок военной службы в календарном исчислении в указанных районах и в местностях засчитывается в стаж работы для получения процентных надбавок к оплате труда в порядке, определяемом Правительством РФ.
Так, Постановлением Правительства РФ от 26.06.1999 N 692 «О порядке зачета срока военной службы в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями в стаж работы для получения процентной надбавки к оплате труда» установлено, что с 1 января 1998 года срок военной службы в указанных районах и местностях засчитывается гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями или окончанием срока военной службы, а также по основаниям, предусмотренным пп. «а», «г» и «д» п. 3 ст. 51 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон N 53-ФЗ), в трудовой стаж в календарном исчислении независимо от продолжительности перерыва для получения ими процентной надбавки к оплате труда при поступлении на работу в этих районах и местностях.
Таким образом, с 01.01.1998 стаж военной службы засчитывается в трудовой стаж для получения процентной надбавки к оплате труда при поступлении на работу независимо от продолжительности перерыва. Следовательно, более раннее положение, которое ставило включение срока военной службы в районах Крайнего Севера в трудовой стаж для получения процентной надбавки к оплате труда в зависимость от продолжительности перерыва при поступлении на работу в этих районах и местностях, противоречит приведенным нормам Закона N 53-ФЗ.
Частью 2 ст. 253 ГПК РФ установлено: если оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. В связи с этим, учитывая приведенные доводы, ВС РФ принял решение об удовлетворении заявления И. — признании недействующим со дня вступления решения в законную силу пп. «в» п. 48 Инструкции.

А.П. Крючков,
эксперт журнала «Отдел кадров бюджетного учреждения»

«Отдел кадров бюджетного учреждения», N 11, ноябрь 2009 г.



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит