» Неполная занятость работников как способ сократить издержки на персонал в условиях кризиса


Неполная занятость работников как способ сократить издержки на персонал в условиях кризиса


21.03.2010

Как свидетельствуют данные мониторинга ситуации на рынке труда Минздравсоцразвития России и Роструда, развивающийся финансовый кризис захватывает все больше работодателей и работников. Все чаще работодатели задаются вопросом о том, целесообразно ли применять для обеспечения своей финансовой и экономической устойчивости процедуру перевода на неполный рабочий день (смену) с целью сокращения издержек на персонал при одновременном сохранении основного кадрового состава. Приказом Минздравсоцразвития России и Роструда от 14.11.2008 г. N 237 «Об информировании и консультировании работников и работодателей по вопросам трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и контрольно-надзорных мероприятиях в связи со сложившейся ситуацией на рынке труда» руководителям государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации предписано обеспечить информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства, особенно связанным с порядком проведения массового сокращения численности, предоставления гарантий и компенсаций работникам при увольнении по сокращению численности и (или) штата работников, ввода режимов неполной рабочей недели, неполного рабочего дня, осуществления выплат при простое, отправления работающих в отпуск без сохранения заработной платы.
Принимая решение о введении режима неполного рабочего дня (смены), работодатель должен сопоставить складывающуюся на предприятии ситуацию с положениями ч. 5 ст. 74 ТК РФ. Согласно названной норме в случае, когда изменения организационных или технологических условий труда могут повлечь за собой массовое увольнение работников, работодатель в целях сохранения рабочих мест имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, вводить режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до 6 месяцев.
Критерии массового увольнения определены в Положении об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения, утвержденном постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 05.02.1993 г. N 99. Основными критериями массового высвобождения являются показатели численности увольняемых работников в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников за определенный календарный период. К ним относятся:
а) ликвидация предприятий любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и более человек;
б) сокращение численности или штата работников предприятия в количестве:
50 и более человек в течение 30 календарных дней;
200 и более человек в течение 60 календарных дней;
500 и более человек в течение 90 календарных дней;
в) увольнение работников в количестве 1% общего числа работающих в связи с ликвидацией предприятий либо сокращением численности или штата в течение 30 календарных дней в регионах с общей численностью занятых менее 5 тыс. человек.
В том случае, если в отрасли действует отраслевое соглашение, то критерии массового увольнения определяются в соответствии с этим соглашением. Так, например, в соответствии с Федеральным отраслевым соглашением по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008-2010 гг. под массовым сокращением в отрасли понимаются:
а) ликвидация предприятия любой организационно-правовой формы независимо от численности работающих;
б) сокращение 10% численности или штата работников в течение 60 календарных дней.
В Отраслевом соглашении по организациям нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства объектов нефтегазового комплекса Российской Федерации на 2008-2010 гг. массовым увольнением считается увольнение из организации по инициативе работодателя:
50 и более человек — в течение 30 календарных дней;
200 и более человек — в течение 60 календарных дней;
500 и более человек — в течение 90 календарных дней.
В организациях рыбного хозяйства в соответствии с Отраслевым соглашением по организациям рыбного хозяйства на 2007-2009 годы массовым считается:
1) увольнение работников в связи с ликвидацией организации любой организационно-правовой формы и формы собственности с численностью работающих 30 и более человек;
2) сокращение численности или штата работников организации в количестве:
а) 50 человек и более в течение 30 календарных дней;
б) 200 человек и более в течение 60 календарных дней;
в) 500 человек и более в течение 90 календарных дней.
В лесном хозяйстве массовым в соответствии с Федеральным отраслевым соглашением по лесному хозяйству Российской Федерации на 2007-2009 гг. массовым считается увольнение в связи:
а) ликвидацией организации с численностью работающих 10 и более человек;
б) сокращением численности или штата в количестве:
20 и более человек в течение 30 дней;
60 и более человек в течение 60 дней;
100 и более человек в течение 90 дней.
Часть 5 ст. 74 ТК РФ в основном рассчитана на введение режима неполного рабочего времени для группы работников, но не исключает и перевода одного работника на такой режим.
Решение работодателя о введении режима неполного рабочего времени должно выражаться в приказе (распоряжении) работодателя. Поскольку унифицированная форма такого приказа (распоряжения) о введении режима неполного рабочего времени не установлена, работодатель определяет ее самостоятельно. В приказе (распоряжении) должны быть указаны:
1) причины, побудившие работодателя пойти на изменение такого условия трудового договора, как режим труда;
2) конкретный режим неполного рабочего времени (согласно ч. 1 ст. 93 ТК РФ — неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя);
3) конкретный срок, на который вводится режим неполного рабочего времени.
Если изменения касаются группы работников, то она должна быть определена в приказе (распоряжении) путем приведения списка работников либо указания структурного подразделения, в котором работают работники (Приложение 1 на стр. 113).
Поскольку положение работника существенно меняется после перевода его на режим неполного рабочего времени (оплата труда производится пропорционально отработанному работником времени или в зависимости от выполненного им объема работ), то ч. 5 ст. 74 ТК РФ предусматривает защиту работников от злоупотребления работодателя своим правом: если в организации имеется первичная профсоюзная организации, то решение о введении режима неполного рабочего времени должно приниматься с учетом мнения выборного органа этой организации.
Так как приказ (распоряжение) о введении режима неполного рабочего времени в отношении группы работников по своему содержанию является локальным нормативным актом, то получение мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и его учет осуществляются по правилам, установленным ст. 372 ТК РФ.
В соответствии с частью первой указанной статьи перед принятием решения работодатель направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.
Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее 5 рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.
В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение 3 дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.
При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном ТК РФ. Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации обязана в течение 1 месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.
В том случае, если выборный профсоюзный орган высказал положительное мнение по проекту приказа (распоряжения) о введении режима неполного рабочего времени, решение считается принятым с соблюдением установленного порядка, и кадровая служба должна подготовить уведомления работникам о вводимых изменениях.
Из ч.ч. 5-7 ст. 74 ТК РФ однозначно не следует, что при введении режима неполного рабочего времени работодатель должен уведомить работников в срок, установленный ч. 2 ст. 74 ТК РФ, то есть за 2 месяца. Однако уведомить работников о предстоящих изменениях работодатель обязан, поскольку в соответствии со ст. 72 ТК РФ условия трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме. Что же касается срока уведомления, то, по нашему мнению, работодатель обезопасит себя от споров с государственными инспекторами труда, если произведет уведомление работников заблаговременно.
В том случае, если работник отказывается от продолжения работы на условиях соответствующих режимов рабочего времени, то трудовой договор с ним расторгается в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ с предоставлением ему соответствующих гарантий и компенсаций. Это означает, что увольнению должна предшествовать процедура, описанная в ст. 82, 178-180 ТК РФ. Работнику также должны быть произведены соответствующие выплаты: выходное пособие в размере среднего месячного заработка; средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше 2 месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия) (ч. 1 ст. 178 ТК РФ); средний месячный заработок за третий месяц (в исключительном случае, определенном в ч. 2 ст. 178 ТК РФ).
До дня увольнения работнику должны быть сохранены условия заключенного с ним трудового договора.
Часть 7 ст. 74 ТК РФ устанавливает особый порядок отмены режима неполного рабочего времени — с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Несмотря на то, что режим неполного рабочего времени вводится на определенный срок, и, следовательно, с его истечением данный режим должен отменяться автоматически, законодатель, тем не менее, установил, что для его отмены требуется отдельное решение работодателя, которое должно приниматься с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Представляется, что данное правило относится к случаю досрочной отмены режима неполного рабочего времени (например, через 4 месяца, если приказом (распоряжением) было установлено 6 месяцев). Если же работодатель прекращает практику неполной занятости работников по истечении согласованного с выборным органом первичной профсоюзной организации срока, то, по смыслу и характеру процедуры он не должен специальным образом совершать действия по отмене режима неполного рабочего времени. Вместе с тем, поскольку в ч. 7 ст. 74 ТК РФ нет никаких оговорок, то во избежание споров с государственными инспекторами труда приказ (распоряжение) об отмене режима неполного рабочего времени целесообразно издать даже в случае истечения 6-месячного или иного установленного работодателем срока. Что касается учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, то он необходим для защиты интересов работников, поскольку досрочная отмена режима неполного рабочего времени может привести к высвобождению работников.
Приказ (распоряжение) об отмене режима неполного рабочего времени может быть составлен по образцу, приводимому в Приложении 2 на стр. 114.
При применении ч. 5 ст. 74 ТК РФ на практике работодателю следует помнить, что при возникновении спора и рассмотрении его в суде последний потребует доказать, что:
1) изменения организационных или технологических условий труда действительно могли привести к массовому увольнению работников;
2) вводя режим неполного рабочего времени, работодатель преследовал цель сохранить рабочие места и кадровый потенциал организации.
Также работодателям необходимо знать о новых обязанностях, возложенных на них в связи с новыми экономическими условиями при принятии решения о введении режима неполного рабочего времени. В соответствии с приказом Росстата от 25.12.2008 г. N 325 в целях оперативного получения информации о неполной занятости работников, высвобождении работников по собственному желанию для мониторинга ситуации на рынке труда утверждена форма федерального статистического наблюдения N П-4 (НЗ) «Сведения о неполной занятости и движении работников», которая должна сдаваться ежемесячно, не позднее 3 числа после отчетного месяца юридическими лицами (кроме субъектов малого предпринимательства), основной вид деятельности которых относится к добыче полезных ископаемых, обрабатывающим производствам, производству и распределении электроэнергии, газа и воды, строительству, транспорту и связи, оптовой и розничной торговле, ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, финансовой деятельности, средняя численность работников которых превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера.

Приложение 1

Общество с ограниченной ответственностью «Зевс»

Приказ
20.06.2009 N 139
г. Москва

О введении режима неполного рабочего времени

В связи с принятием решения о снижении выпуска сухих завтраков на 20% и техническом перевооружении цеха N 2, подготовкой цеха к выпуску крекеров (приказ от 15.06.2009 N 115) и для сохранения рабочих мест

Приказываю:

1. Ввести с 21.08.2009 по 21.12.2009 двадцатичасовую рабочую неделю на 4 месяца для работников цеха N 2 согласно списку (Приложение).
2. Отделу кадров (Вороновой Е.А.) уведомить работников цеха N 2 о введении режима неполного рабочего времени.

Генеральный директор А.В. Прохоров
————————- —————— —————————
(наименование должности) (подпись) (расшифровка подписи)

Приложение 2
Общество с ограниченной ответственностью «Зевс»

Приказ

20.10.2009 N 145
г. Москва
Об отмене режима неполного рабочего времени

В связи с досрочным окончанием работ по техническому перевооружению цеха N 2 и готовностью цеха к выпуску крекеров

Приказываю:

1. Отменить с 22.10.2009 двадцатичасовую рабочую неделю, введенную приказом от 20.06.2009 N 139 для работников цеха N 2 согласно списку (приложение).
2. Отделу кадров (Вороновой Е.А.) объявить работникам цеха N 2 об отмене режима неполного рабочего времени и о переводе на прежний режим работы.

Генеральный директор А.В. Прохоров
————————— —————- ————————
(наименование должности) (подпись) (расшифровка подписи)

Л.В. Щур-Труханович,
к.э.н.

«Консультант бухгалтера», N 5, май 2009 г.



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит