» Туристический бизнес: специфика рынка труда


Туристический бизнес: специфика рынка труда


21.03.2010

Приближается пора отпусков. Активизируются туристические агентства, растет спрос на специалистов, имеющих опыт работы в турбизнесе. Какие требования предъявляют работодатели к этой должности? Что изменилось за последнее время? Расскажем об основных тенденциях туристической отрасли и рынка труда.
Туризм — молодая развивающаяся отрасль. По оценке консультантов отечественный рынок туризма вырос за последний год почти на 25 процентов. В такой же пропорции увеличилась потребность в персонале практически по всем направлениям деятельности. Уровень заработной платы в туристической индустрии вырос в среднем также на четверть.
Туристический поток перераспределяется по разным направлениям. Основными направлениями рынка туристических услуг традиционно являются массовые. Это пляжный отдых (Испания, Турция, Египет, Болгария, Хорватия и др.) и экскурсионные туры по Европе (Франция, Италия, Греция и т.д.).
Несмотря на то что поездки проходят круглогодично, в сфере туризма, особенно на массовых направлениях, ярко выражена сезонность: в период отпусков (конец весны — начало осени) значительно повышается спрос на менеджеров по туризму. Что касается индивидуального, корпоративного и делового туризма, высококвалифицированных специалистов на рынке немного, и они всегда в цене.

—————————————————————————————————¬
¦ Основные направления туристического бизнеса ¦
L———T———————T———————T——————T——————T———-
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
Ў Ў Ў Ў Ў
———+———¬ ————+———¬ ———-+———¬ ——-+———¬ ——-+———¬
¦Зарубежный туризм¦ ¦ Внутренний туризм ¦ ¦ Въездной туризм ¦ ¦Индивидуальный ¦ ¦ Корпоративный ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ туризм ¦ ¦ туризм ¦
L———T——— L———-T———- L———T——— L——T——— L——-T———
Ў Ў Ў Ў Ў
———+———¬ ————+———¬ ———-+———¬ ——-+———¬ ———+———¬
¦Путешествия граж-¦ ¦Путешествия в преде-¦ ¦Путешествия иност-¦ ¦Путешествия по¦ ¦Деловые поездки¦
¦дан России за¦ ¦лах той страны, в¦ ¦ранных граждан и¦ ¦маршрутам, раз-¦ ¦и отдых сотруд-¦
¦пределы страны ¦ ¦которой турист про- ¦ ¦лиц без гражданст-¦ ¦работанным са-¦ ¦ников различных¦
¦ ¦ ¦живает ¦ ¦ва на территории¦ ¦мим туристом ¦ ¦компаний ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦нашей страны ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L—————— L——————— L——————- L—————- L——————

Востребованные специальности

В связи с увеличением объема авиаперевозок одна из самых востребованных на сегодняшний день специальностей — оператор по бронированию авиабилетов в различных системах бронирования*. Особенно ценными считаются специалисты с опытом работы по сложным стыковкам рейсов. Такие операторы смогут организовать, например, рейс Москва-Париж-Лондон-Пекин таким образом, что турист потратит на поездку минимум времени. У менеджера по бронированию обязательно должен быть сертификат об окончании специальных курсов по системам бронирования авиабилетов. Нужно, чтобы специалист, работающий на международных линиях, знал английский язык. Это важно, потому что иначе он не сможет работать с системами бронирования иностранных авиакомпаний. Операторам, которые бронируют билеты по внутренним рейсам, достаточно небольшого опыта работы и наличия сертификата.
В связи с развитием внутреннего туризма маршруты по России и СНГ проводятся круглогодично, поэтому значительно вырос спрос на операторов по бронированию железнодорожных билетов. Все чаще требуются менеджеры по работе с индивидуальными туристами (в основном по Европе и экзотическим странам). В связи с ростом рынка, дифференциацией услуг и видов отдыха в рамках этой должности появляются узкие специализации. Например, менеджер по организации выставок, менеджер по образованию за рубежом, менеджер по экстремальному туризму, менеджер по лечению за рубежом, менеджер по детскому туризму. Внутри каждого направления также можно отметить тенденцию к разделению по еще более узким специализациям, чего раньше не наблюдалось. Так, например, внутри сектора внутреннего туризма появились менеджеры по Кавказским Минеральным Водам, менеджеры по организации туров в Краснодарский край, менеджеры по Подмосковью.
Важно отметить, что в целом по рынку значительно вырос уровень квалификации специалистов. Лучшие из них могут выполнить любой заказ даже самой высокой сложности в самом отдаленном конце света.

Профильное образование

Для менеджеров по туризму наличие профильного образования не имеет решающего значения. Отличные специалисты могут иметь техническое, лингвистическое, педагогическое и другое образование. Да и сам образовательный стандарт по специальности «туризм» был разработан недавно, в 2004 году. Раньше вузы готовили кадры по направлению «социально-культурный сервис и туризм». Туристическому делу обучают в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова (географический факультет), Московской академии туристского и гостинично-ресторанного бизнеса при правительстве Москвы, Международном институте гостиничного менеджмента и туризма, Российской международной академии туризма, Институте туризма и гостеприимства Московского государственного университета сервиса, Московском государственном университете сервиса, Санкт-Петербургском государственном университете сервиса и экономики и во многих других вузах страны. Уровень подготовки выпускников растет, они востребованы на рынке, но пока только на стартовые позиции — секретарь, помощник менеджера по туризму и т.д.

Требования к кандидатам

Выбирая кандидатов на должность менеджера по туризму, следует оценить, владеет ли кандидат техникой продаж от установления контакта с потенциальным клиентом и выявления потребностей до завершения сделки, имеет ли навыки хорошего и уверенного «продажника». Эффективность работы менеджера по туризму также напрямую зависит от владения большим объемом информации. Дело в том, что информация по рынку находится в постоянной динамике: появляются новые отели, обновляются и перестраиваются уже известные отели. Обо всем нужно рассказать туристу. И хороших продавцов, которые могут помочь клиенту сделать выбор из огромного числа предложений, на рынке труда совсем немного.
Из личностных качеств важно отметить внимательность, ведь иногда причиной отказа в получении визы может стать неправильно поставленная запятая в анкете. Необходимо, чтобы сотрудник турагентства был стрессоустойчив. Потому что эмоциональные перегрузки — ненормированный рабочий день, встреча рейсов, огромное количество личных контактов с клиентами — в работе менеджера по туризму неизбежны.

Тенденции рынка труда

Среди особенностей нынешнего этапа развития турбизнеса в стране можно выделить несколько моментов. Во-первых, наблюдается тенденция к консолидации туристического рынка. Во-вторых, развиваются турагентские сети: небольшие туристические фирмы объединяются и за счет этого рассчитывают упрочить свои позиции и обеспечить большее количество предложений. В-третьих, работа в туристических компаниях становится все более технологичной. Следовательно, сезонные доходы становятся более прогнозируемыми. Отсюда еще одна тенденция — крупные туристические агентства стали отказываться от процентной составляющей в зарплате своих сотрудников, устанавливая им оклад в соответствии с квалификацией и результатами работы.

—————————————————————————————————¬
¦ Уровень дохода специалистов туристической отрасли (г. Москва) ¦
+———————T———————-T————————————T——————+
¦ Должность ¦ Требования ¦ Обязанности ¦ Уровень оплаты ¦
+———————+———————-+————————————+——————+
¦Менеджер по туризму ¦Высшее образование,¦Переговоры с клиентами, составление¦400-500 у.е. + %¦
¦(менеджер по продаже ¦опыт работы в туристи-¦пакета туристических программ, рас-¦от продаж ¦
¦туров) ¦ческом бизнесе от го-¦чет стоимости туров, бронирование¦ ¦
¦ ¦да, знание операторс-¦необходимых услуг, выставление сче-¦ ¦
¦ ¦кого рынка, знание¦тов и отслеживание их оплаты, офор-¦ ¦
¦ ¦техники продаж ¦мление сопроводительных документов¦ ¦
+———————+———————-+————————————+——————+
¦Оператор по брониро-¦Высшее образование,¦Работа с клиентами, бронирование и¦1000-1500 у.е. ¦
¦ванию авиабилетов ¦опыт со сложными сты-¦выписка авиабилетов в системах бро-¦ ¦
¦ ¦ковками рейсов от двух¦нирования («Сирена», Amadeus,¦ ¦
¦ ¦лет, опыт работы с¦Sabre, Gabriel, Galileo), брониро-¦ ¦
¦ ¦системами бронирования¦вание авиабилетов в иностранных¦ ¦
¦ ¦(«Сирена», Amadeus,¦авиакомпаниях, подготовка отчетов¦ ¦
¦ ¦Sabre, Gabriel,¦дли авиакомпаний ¦ ¦
¦ ¦Galileo), наличие сер-¦ ¦ ¦
¦ ¦тификата об окончании¦ ¦ ¦
¦ ¦специализированных ку-¦ ¦ ¦
¦ ¦рсов по работе с сис-¦ ¦ ¦
¦ ¦темами бронирования¦ ¦ ¦
¦ ¦авиабилетов, знание¦ ¦ ¦
¦ ¦английского языка ¦ ¦ ¦
+———————+———————-+————————————+——————+
¦Менеджер по индивиду-¦Высшее образование,¦Переговоры с клиентами, составление¦800-1500 у.е. +¦
¦альным и VIP-турам ¦опыт с иностранными¦пакета туристических программ, рас-¦бонусы ¦
¦ ¦партнерами, отличное¦чет стоимости индивидуальных и¦ ¦
¦ ¦знание иностранного¦VIP-туров, бронирование необходимых¦ ¦
¦ ¦языка, знание отельной¦услуг, выставление счетов и отсле-¦ ¦
¦ ¦базы той или иной¦живание их оплаты, оформление соп-¦ ¦
¦ ¦страны, знание системы¦роводительных документов ¦ ¦
¦ ¦бронирования отелей ¦ ¦ ¦
+———————+———————-+————————————+——————+
¦Менеджер по деловому¦Высшее образование,¦Переговоры с клиентами, составление¦1000-2000 у.е. +¦
¦туризму ¦отличное владение ан-¦программ любой сложности, организа-¦бонусы ¦
¦ ¦глийским языком, опыт¦ция бизнес-туров в России и за ру-¦ ¦
¦ ¦составления программ¦беж (конференции, выставки), расчет¦ ¦
¦ ¦обслуживания любой¦стоимости бизнес-туров, бронирова-¦ ¦
¦ ¦сложности как в Рос-¦ние необходимых услуг, выставление¦ ¦
¦ ¦сии, так и за рубежом,¦и отслеживание их оплаты ¦ ¦
¦ ¦опыт с иностранными¦ ¦ ¦
¦ ¦партнерами, знание¦ ¦ ¦
¦ ¦отельной базы той или¦ ¦ ¦
¦ ¦иной страны, знание¦ ¦ ¦
¦ ¦системы бронирования¦ ¦ ¦
¦ ¦отелей ¦ ¦ ¦
+———————+———————-+————————————+——————+
¦Менеджер по внутрен-¦Высшее образование,¦Переговоры с клиентами, составление¦400-500 у.е. + %¦
¦нему туризму ¦опыт продаж туров (по¦пакета туристических программ, рас-¦от продаж ¦
¦ ¦Подмосковью, Красно-¦чет стоимости туров, бронирование¦ ¦
¦ ¦дарскому краю, в Крым,¦необходимых услуг, выставление сче-¦ ¦
¦ ¦на Кавказские Минера-¦тов и отслеживание их оплаты, офор-¦ ¦
¦ ¦льные Воды) от двух¦мление сопроводительных документов ¦ ¦
¦ ¦лет, знание баз отды-¦ ¦ ¦
¦ ¦ха, пансионатов, сана-¦ ¦ ¦
¦ ¦ториев в регионах¦ ¦ ¦
¦ ¦страны ¦ ¦ ¦
+———————+———————-+————————————+——————+
¦Менеджер по приему¦Высшее образование,¦Переговоры с иностранными клиента-¦600-1000 у.е. +¦
¦иностранных туристов ¦отличное знание инос-¦ми, составление туристических прог-¦бонусы ¦
¦ ¦транного языка (анг-¦рамм и экскурсий, расчет стоимости¦ ¦
¦ ¦лийского, французско-¦туров, бронирование необходимых ус-¦ ¦
¦ ¦го, немецкого или ки-¦луг, выставление счетов и отслежи-¦ ¦
¦ ¦тайского), знание оте-¦вание их оплаты, оформление сопро-¦ ¦
¦ ¦льной базы и экскурси-¦водительных документов ¦ ¦
¦ ¦онных программ Москвы,¦ ¦ ¦
¦ ¦Санкт-Петербурга, Зо-¦ ¦ ¦
¦ ¦лотого кольца ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L———————+———————-+————————————+——————

А. Тайманова,
руководитель отдела туризма кадрового центра «Туризм и Работа»

«Кадровое дело», N 7, июль 2006 г.

————————————————————————-
* Системы бронирования — «Сирена», Amadeus, Sabre, Gabriel, Galileo — позволяют специалистам турагентств и авиакасс бронировать и продавать авиабилеты любой авиакомпании по всему миру.



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит