» Наша общая забота. Содействие в трудоустройстве выпускников профессиональных учебных заведений


Наша общая забота. Содействие в трудоустройстве выпускников профессиональных учебных заведений


21.03.2010

Наиболее острой проблемой на рынке труда, превращающейся в тормоз развития экономики, является нехватка квалифицированной рабочей силы. Сегодня средний возраст высококвалифицированных рабочих достиг 55 лет! Периодичность переквалификации рабочих на многих предприятиях у нас составляет 12-14 лет, в то время как в странах запада — от 3 до 5 лет. Из 600 наименований основных профессий и специальностей, сформированных с учетом требований рынка труда и пользующихся повышенным спросом работодателей, 70% — профессии рабочих. Таким образом, на повестке дня остро стоит вопрос подготовки рабочих на основе совершенствования системы профессионально-технических училищ.

Низкая эффективность функционирования ПТУ, в прошлом кузницы рабочих кадров, вызвана следующими проблемами:
— передача ПТУ из ведения системы управления образованием федерального уровня в подчинение местных органов управления образованиеми перевод системы бюджетного финансирования в систему финансирования за счет местного бюджета;
— высокая затратность, связанная с подготовкой профессий рабочих, привела к переориентации ПТУ на сравнительно легко осваиваемые, без привлечения дополнительных материальных затрат, профессии (парикмахеров, поваров, продавцов);
— снижение престижа рабочих профессий, которые оказались малопривлекательными для молодежи из-за низкого уровня стипендий, в результате обучаться этим профессиям стали лишь выходцы из бедных семей, что привело к сокращению их численности и числа рабочих мест по этому направлению учебной подготовки.
Однако существуют конкретные примеры не только сохранения, но и возрождения начального и среднего профессионального образования. Так, в 2002/2003 учебном году начальное профессиональное образование в Московской области осуществлялось 23 лицеями и 88 училищами, располагающими серьезной материально-технической базой. Подготовка в них велась более чем 200 специальностям с охватом около 50 тыс. чел.*(1). Министерством образования Московской области постепенно увеличивается объем финансирования на эти цели. В 2007 г. намечается увеличение почти в 3 раза количества учреждений начального и среднего образования, осуществляющих подготовку рабочих кадров по программам повышенного уровня; прогнозируется рост до 70% доли выпускников училищ, трудоустроенных по специальности, а количество безработных, прошедших переподготовку или повышение квалификации в учреждениях начального профобразования, повысится на 50%, ставится задача расширения ресурсного обеспечения системы в целях постепенного ее перевода на самоокупаемость. Этому способствуют и ярмарки изделий учащихся ПТУ, которые быстро раскупаются.
Но без финансовой поддержки со стороны предприятий здесь не обойтись. И опыт такого сотрудничества есть. К примеру, руководство ЗАО «Подольск» выплачивает учащимся подольского профессионального училища N 27 дополнительную стипендию, закрепляет за ними наставников из числа квалифицированных рабочих, поддерживает связи с выпускниками в период их службы в армии. ОАО «Металлургический завод «Электросталь» оснастил кабинет информатики профессионального училища N 33 Электростали современными компьютерами, выплачивает прибавку к студенческим стипендиям. В результате удалось заполнить все учебные места для обучения такой еще недавно непопулярной у молодежи специальности, как помощник сталевара.
Примером может служить и взаимовыгодное сотрудничество между профессиональным лицеем N 26 г. Королева и предприятием «Воск Плюс», поставившим для обучения ребят и выпуск а продукции для нужд организации пять современных фрезерных станков. Фирма оплачивает работу лицеистов, обеспечивает их заготовками, режущим инструментом, технологической оснасткой. Благодаря этому, качество подготовки выпускников существенно возросло, о чем свидетельствует их востребованность со стороны работодателей. Интерес к сотрудничеству с лицеем проявил РКК «Энергия», заключившим с ним договор о партнерстве, в рамках которого предполагается обновить станочный парк.
Другой стороной решения этого вопроса является необходимость повышения престижа труда рабочего, утраченного за последние годы. Необходимый комплекс мер по выполнению данной проблемы должен проводиться совместно с органами исполнительной власти на местах, органами службы занятости и представителями работодателей. Они включают профориентационную работу в школах, летнее трудоустройство школьников, психологическое и профессиональное тестирование, создание информационных стендов в школах, проведение в них Дней работодателей. Необходимо усилить информирование школьников и родителей о работе местных предприятий, о перспективных профессиях, о возможностях экскурсий на предприятия или даже временного там трудоустройства, необходимости получения трудовых навыков на производстве.
С целью обеспечения занятости и развития кадрового потенциала молодежи в последние годы в России появляется тенденция продления срока получения образования. Продолжение учебы, с целью повышения уровня знаний, позволит молодым людям избежать вступления на рынок сразу после школы. Растет число тех, кто совмещает работу с учебой. Такая практика позволит компенсировать снижение доходов семьи и приобрести практический трудовой опыт, а в дальнейшем установить контакты для поиска работы с полным трудовым днем.
Опыт стран Европы показывает, что получение «первой» работы еще в школе или сразу после ее окончания, является фундаментом занятости молодых людей в перспективе. Исследования в Германии и США показали, что занятость выпускников школ спустя год и пять лет, выше у тех, кто в последний год обучения уже работал, по сравнению с теми, кто только учился. В Германии разница в показателях занятости между теми, у кого имелся опыт ранней работы и теми, у кого его нет, составляла 23%, для первого года после окончания школы, и 3% — на пятый год по еле выпуска; в США соответственно — 20 и 13%*(2).
Как отмечают ряд специалистов, в определенной мере, дестабилизатором ситуации на рынке труда является рынок образовательных услуг*(3). Существующие проблемы в этих взаимоотношениях во многом обусловлены недостатками в информационном обеспечении их деятельности. Важным субъектом рыночных отношений в этих двух сферах являются вузы, о деятельности которых необходима полная, системная и регулярная информация.
Выделяются две группы потребителей информации на рынке труда и рынке образовательных услуг:
1) потребители образовательных услуг (абитуриенты и студенты, их родители, работодатели), органы управления образованием разного уровня;
2) субъекты рынка труда — потребители вузовских специальностей (работодатели), центры занятости, биржи труда, кадровые агентства и др.
Если для абитуриентов необходимы структурированные сведения о потребностях в специалистах на рынке труда, то для работодателей, со стороны вузов — о видах предоставляемых учебных услуг, о направлениях подготовки специалистов, о материально-технической базе вуза, о качестве подготовки специалистов.
Однако главные потребители образовательных услуг остаются в информационном вакууме, не получая от вузов никакой информации, кроме справочников с перечнем готовящихся специальностей, которые мало что раскрывают в содержании и качестве подготовки специалистов. С другой стороны, предприятия весьма формально подходят к своим функциям, не представляя вузам, государственной службе занятости (ФГСЗ) конкретных сведений о вакансиях, о потребностях в повышении квалификации своих работников на базе учебных заведений. Таким образом, отсутствие должного контакта между вузами и работодателями осложняют ситуацию на рынке труда и в плане качественной подготовки будущих специалистов, и в плане их трудоустройства, способствуют дальнейшей рассогласованности между рынком труда и рынком учебных услуг.
Для улучшения форм взаимосвязи между контрагентами рынка труда целесообразно:
— привлекать работодателей к участию в финансировании подготовки нужных им специалистов, разработке учебных планов, формировании перечня необходимых для экономики специальностей, доводя оценку деятельности вузов по этому принципу до работодателей. Для студентов это было бы ориентиром в объеме получаемых заданий, умений, навыков молодых специалистов, необходимых для их профессиональной деятельности;
— подготовку специалистов необходимо увязывать с требованиями государственных образовательных стандартов, рынка труда, а также с потребностями обучающихся;
— следует включить систему трудоустройства выпускников высших учебных заведений в институциональную структуру регионального рынка труда путем: изучения потребностей всех сфер экономики территории в специалистах с высшим образованием; ориентации вузовских учебных программ на реальную действительность, увязывая с существующими потребностями по специальности; поддерживая и в дальнейшем связи с выпускниками;
— в соответствии с требованиями рынка труда необходимо обучать выпускников приемам грамотного построения профессиональной карьеры, самостоятельного поиска рабочих мест.
Особого внимания заслуживает вопрос укрепления контактов работодателей с государственными и частными посредниками на рынке труда для координации деятельности вузов по линии трудоустройства выпускников, а также анализ и распространение позитивной работы высшей школы на рынке труда.
Сегодня по мере развития рыночных отношений создаются посреднические организации услуг по трудоустройству. Среди них имеются государственные и негосударственные организации, имеющие лицензии, а также частные агентства. В России в 1999 г. насчитывалось около 500 частных организаций, а в 2005 г. их число составило уже более 4500. Большая часть из них работает только в крупных городах и, прежде всего, в Москве и Санкт-Петербурге. Если на Западе такие агентства работают по устоявшимся бизнес-схемам, то российский рынок подобных услуг характеризуется многочисленностью и разношерстностью. Такие агентства обслуживают как работников (агентства по трудоустройству), так и работодателей (рекрутинговые агентства), а также лизинговые агентства, когда контракт с работником заключается только на время реализации проектов или конкретной работы.
По данным, полученным от частных агентств из 60 регионов, в 2000 году содействие в трудоустройстве было оказано 1,5 млн человек. Безусловно, они оказывают существенную помощь государственным службам занятости, дополняя ее существенный вклад как в трудоустройство молодежи в целом, так и в выпускников профессиональных учебных заведений в частности.
Наряду с этим, создаются Центры трудоустройства молодежи, в первую очередь, выпускников учреждений профессионального образования. По данным на май 2006 г. в 335 вузах, находящихся в ведении Рособрнауки России, создано 259 таких центров, практически во всех Федеральных округах*(4), действующих параллельно и во взаимосвязи с органами государственной службы занятости.
Деятельность центров охватывает широкий спектр направлений от непосредственной деятельности по трудоустройству студентов и выпускников до обобщения и распространения опыта их работы в пределах региона.
Особая работа центра — взаимодействие с организациями и предприятиями региона. Многие из них могут стать постоянными партнерами центра, поскольку имеют возможность предоставлять вузу места прохождения студентами практик и стажировок, принимать их на временную работу и предоставлять рабочие места выпускникам.
Действия центра в этом направлении — привлечение работодателей для участия в таких мероприятиях; приглашение работодателей, заинтересованных в приеме на работу молодых специалистов, непосредственно на защиты дипломов; организация Дней открытых дверей, различного рода мероприятий, на которые приглашаются работодатели для последующего установления контактов и сотрудничества с целью выделения вакансий для молодых специалистов; организация научно-практических конференций, в которых участвуют и выступают с докладами студенты, конкурсов и презентации дипломных работ выпускников с приглашением представителей различных предприятий; участие работодателей в трудоустройстве студентов; проведение ярмарок вакансий с участием российских и иностранных предприятий и организаций, заинтересованных в молодых специалистах.
Решить проблему трудоустройства, еще до ее возникновения, позволяет договор о подготовке специалистов по целевым заявкам государственных и муниципальных органов управления, а также по гарантийным письмам крупных предприятий и организаций. В трехстороннем договоре «Студент — Предприниматель — Вуз» оговариваются обязанности каждой из сторон. Главное обязательство предприятия — предоставить молодому специалисту работу после окончания вуза по полученной специальности. Трехсторонний договор плодотворно влияет и на качество учебного процесса. Студент в соответствии с требованиями предприятия или собственным желанием изучает дополнительные дисциплины, необходимые ему в профессиональной деятельности.
В настоящее время большая роль в решении проблем на рынке труда и обеспечении молодежной занятости принадлежит органам государственной службы занятости, хотя ее значение в решении как социально-экономических, так и макроэкономических проблем, пока еще недопонимается.
Положительные результаты получаются только в том случае, если политика занятости основывается на реальных представлениях о масштабах, структуре и остроте имеющихся проблем, анализе сложившейся ситуации на рынке труда республик, городов и районов, оценке совокупности факторов, влияющих на нее, прогнозе социально-экономического развития территории. Существенная роль здесь отводится организации регионального мониторинга процесса формирования спроса и предложения рабочей силы в территориально-отраслевом и профессионально-квалификационном разрезе, что позволит получить более полное представление о состоянии, динамике, закономерностях этого процесса на местном рынке труда.
На этой основе регулирование процессов подготовки кадров должно включать главные условия:
— проведение профессиональными учебными заведениями более гибкой политики на рынке образовательных услуг, разработка маркетинговой стратегии учебного заведения, основанной на анализе ситуации на рынке труда и прогнозах его регулирования;
— формирование образовательными учреждениями совместно со службами занятости востребованных на рынке учебных программ по подготовке кадров с перечнем специальностей и структуры набора. Основой информационной системы формирования заказов могли бы стать результаты мониторинга регионального процесса формирования спроса и предложения рабочей силы в территориально-отраслевом и профессионально-квалификационном разрезах;
— совершенствование системы информирования учащихся, абитуриентов, студентов, выпускников учреждений профессионального образования, работодателей о ситуации на рынке труда и в сфере образования;
— введение в учебные планы всех специальностей по таким дисциплинам, как: «Технология поиска работы», «Навыки поиска работы» за счет региональных компонентов государственных образовательных стандартов, оказание службой занятости помощи предприятиям, заботящимся о качестве рабочей силы.
Таким образом, лишь на основе согласованных действий всех контрагентов рынка труда и рынка образовательных услуг (образовательных учреждений разного уровня подготовки, работодателей, органов государственной службы занятости и исполнительной власти на местах, а также самих абитуриентов, студентов и выпускников) можно повысить уровень занятости молодежи, а также качество подготовки рабочей силы.

Л. Ходжаева,
аспирант Московской академии
государственного и муниципального управления

«Кадровик. Кадровый менеджмент», N 8, август 2007 г.

————————————————————————-
*(1) «Человек и труд», N 9, 2004. с. 24
*(2) Молодежь в меняющемся мире. Доклад ЮНИСЕФ N 7, 2000 г.
*(3) «Человек и труд», N 2, 2004.
*(4) «Служба кадров и персонал» N 8, 2006, с. 51.



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит