» Подготовка рабочих кадров — приоритет социально-экономического развития региона. Из опыта Республики Марий Эл


Подготовка рабочих кадров — приоритет социально-экономического развития региона. Из опыта Республики Марий Эл


21.03.2010

Переход к инновационной экономике невозможен без развития отечественной инженерной и социальной инфраструктуры, без грамотной социальной политики на основе спроса и предложения рабочей силы. как решаются эти вопросы в республике Марий Эл, рассказывается в статье.

В целях укрепления экономической базы в Республике Марий Эл разработана Стратегия долгосрочного социально-экономического развития на период до 2025 г. В последние годы в республике наблюдался устойчивый рост валового регионального продукта, с 2001 по 2008 гг. его физические объемы увеличились на четверть. В структуре ВРП преобладает промышленность (24,3%), темпы роста которой за 2008 г. составили 109,9%, что позволило республике занять первое место в Приволжском федеральном округе. Здесь самая большая доля занятого населения (28,8%). Растет число малых предприятий, их количество превысило 4800, с общей численностью 50 тыс. человек, или 15% от общего числа занятых в экономике без учета индивидуальных предпринимателей. По прогнозным докризисным расчетам, к 2010 г. среднесписочная численность работающих здесь должна возрасти на 31%. Кризис, конечно, внес свои коррективы, но, тем не менее, он не будет длиться вечно, за стадией спада в экономике, как правило, следует подъем, и потребности в кадрах будут возрастать, особенно в квалифицированных рабочих кадрах, которых особенно не хватает производству.

Система профессионального образования в республике и трудоустройство выпускников

Определение приоритетов экономического развития диктует необходимость изменения в кадровой политике. С внедрением новых технологий повышаются требования не только к профессиональной, но и к психологической, социальной и личностной готовности кадров. Динамика конъюнктуры рынка труда требует внедрения непрерывного обучения и переквалификации (переподготовки). В Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2008-2010 гг. указано, что «стороны разрабатывают и реализуют меры, направленные на повышение качества рабочей силы, адаптацию системы профессионального образования к потребностям экономики» [3].
Система профессионального образования Республики Марий Эл включает 12 учреждений начального и 24 учреждения среднего профессионального образования, в том числе 9 многоуровневых учреждений, созданных в процессе реструктуризации. Осуществляется подготовка населения по 40 профессиям и 70 специальностям. Свыше 3 тыс. учащихся обучаются по программам начального профессионального образования и около 5 тыс. студентов — по программам среднего профессионального образования. Ежегодно свыше 2,5 тыс. человек из числа незанятого населения проходят профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в учреждениях профессионального образования на договорной основе.
В настоящее время соотношение подготовки рабочих кадров для ведущих отраслей экономики республики в системе профессионального образования следующее: торговля и общественной питание — 18,2% , промышленность — 15,8% , сельское хозяйство — 25,2%, строительство — 20%, транспорт — более 7%.
В то же время, по данным службы занятости, за последние 10 лет сложился, с одной стороны, переизбыток, а с другой — дефицит кадров по целому ряду профессий и специальностей.
Среди безработных невостребованными остаются кадры инженерно-технических работников и служащих: вплоть до недавнего времени на одну заявленную вакансию претендовали 17 экономистов, 15 менеджеров, 12 заведующих складом, 11 диспетчеров, по 9 инспекторов и воспитателей, 8 главных бухгалтеров, 7 лаборантов и 6 инженеров. По рабочим профессиям: на одно место претендовали 17 операторов связи, 15 кладовщиков, 13 контролеров, по 10 операторов ЭВМ, телефонистов и укладчиков-упаковщиков, 9 формовщиков теста и 7 гардеробщиков. Несмотря на то, что выпуск специалистов с высшим профессиональным образованием в 5 раз, средним специальным в 7 раз, с начальным профессиональным в 3 раза превышали заявленную организациями потребность в кадрах, ряд вакансий не закрывался по нескольку месяцев.
Появление на рынке труда не соответствующих структуре предложения труда вакантных рабочих мест способствует увеличению структурной безработицы и социальной напряженности. Тенденцией последних лет было значительное уменьшение среди безработных числа выпускников учебных заведений, тем не менее проблема их трудоустройства сохраняется (табл. 1).

Таблица 1

Численность выпускников, получивших статус безработного (чел.)*

————————T————————T————————¬
¦Виды учебных заведений¦2006 г ¦2007 г ¦
+———————-+————————+————————+
¦Вузы ¦165 ¦126 ¦
+———————-+————————+————————+
¦ССУЗы ¦306 ¦218 ¦
+———————-+————————+————————+
¦ПТУ ¦330 ¦236 ¦
+———————-+————————+————————+
¦* Статистический сборник Департамента ГСЗН РМЭ [5]. ¦
L————————————————————————-

На 01.01.2008 на учете в качестве безработных в органах службы занятости населения республики состояли 153 выпускника учебных заведений, или 3,9% от общего числа зарегистрированных безработных граждан (289 человек, или 5,6% на 01.01.2007). Из них выпускники учебных заведений высшего профессионального образования составили 29,4%, среднего — 28,1%, начального — 20,3% и общеобразовательных школ 22,2%.
Следует отметить, что в республике уделяется большое внимание трудоустройству выпускников. Так, в 2007 г. центрами занятости трудоустроено более 300 человек, в том числе свыше 200 — по программе «Первое рабочее место». Особое внимание при этом уделяется выпускникам школ 9-х и 11-х классов — органами службы занятости населения в 2007 г. трудоустроено 24 человека и направлено на профессиональное обучение 154 человека (с учетом переходящих).

Несбалансированность спроса и предложения: в чем причина?

Вместе с тем анкетирование выпускников 11-х классов показало, что большинство старшеклассников сориентировано на поступление в высшие учебные заведения (90%), хотя 59% респондентов к окончанию школы осведомлены о том, что на рынке труда в основном востребованы профессии квалифицированных рабочих. Участники опроса высказали намерения получить профессии в области экономики, финансов (32%), малого и среднего бизнеса (32%), информационного и компьютерного обеспечения (18%). При этом работать в сфере промышленности выразили желание только 17%, в строительстве — 12%. Заметим, что при выборе профессии учащиеся руководствуются не ее востребованностью на рынке труда, не личными склонностями и способностями, а социальным статусом, которого они хотят достичь.
Несмотря на проводимые профориентационные мероприятия, выбор профессионального образования у молодежи стал в большей степени зависеть не от реальной потребности в специалистах данного профиля и содержания их труда, а от престижности модных специальностей. Вследствие этого возник лавинообразный спрос на социально-экономические специальности в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, на что немедленно среагировали негосударственные учебные заведения и платные отделения государственных учебных заведений. Так, подготовкой специалистов с дипломом экономиста занимаются 4 вуза и бухгалтеров — 8 ССУЗов с дневной формой обучения, юристов — 4 вуза и 3 ССУЗа.
На отсутствие сбалансированности спроса и предложения рабочей силы влияют множество причин и факторов, главными из которых являются:
отсутствие организационных механизмов, позволяющих образовательным учреждениям взаимодействовать с работодателями по составлению прогноза потребностей в кадрах;
отсутствие государственного заказа на подготовку кадров в соответствии с потребностями рынка труда;
отставание материально-технической и учебно-производственной базы профессиональных учебных заведений от требований современного высокотехнологичного производства;
отсутствие мотивации большей части молодежи на получение рабочих профессий. Опросы старшеклассников показывают, что лишь 3,6% готовы обучаться по рабочим профессиям, что в 8-10 раз ниже требуемого количества для воспроизводства трудовых ресурсов;
неблагоприятная демографическая ситуация, сложившаяся в период с 2001 по 2008 гг., что привело к сокращению численности выпускников 9-х классов на 32 %, выпускников 11- х классов на 30%;
наличие проблем и трудностей в освоении профессии выпускниками начального и среднего профессионального образования, которые назвали руководители предприятий и представители кадровых служб по итогам социологического исследования (рис.1).

«Рис. 1. Основные трудности освоения профессий выпускниками НПО и СПО, по мнению работодателей»

Все это говорит о том, что в нашей республике, как и в стране в целом, имеют место серьезные проблемы и трудности подготовки рабочих кадров. Не случайно в Концепции действия на рынке труда на 2008-2010 гг., одобренной Правительством РФ от 15.08.2008 N 1193-р, одной из приоритетных задач поставлено «привлечение молодежи к освоению рабочих профессий, предотвращение потерь квалифицированных кадров и содействие инициативе по сохранению и развитию кадрового потенциала организаций» [2].

Основные направления Республиканской целевой программы «Рабочие кадры РМЭ на 2009-2012 гг.»

В связи с таким положением дел Государственным комитетом Республики Марий Эл по профессиональному образованию совместно с Министерством экономического развития промышленности и торговли разработана Республиканская целевая программа «Рабочие кадры РМЭ на 2009-2012 гг.», которая утверждена постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31.07.20 08 N 205 [4].
Цель программы — формирование необходимых условий и механизмов управления формированием, сохранением, воспроизводством и развитием кадрового потенциала, повышения эффективности профессионального образования в обеспечении организаций реального сектора экономики квалифицированными рабочими кадрами.
Социальная значимость программы определяется тем, что сформированный комплексный механизм управления кадровым потенциалом Республики Марий Эл позволит в среднесрочной перспективе достичь динамичного равновесия спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, значительно снизить риск невостребованности выпускников учреждений профессионального образования на рынке труда, повысить уровень социальной защищенности обучающихся и работников.
Структура программных мероприятий включает 6 разделов, которые обеспечивают координацию деятельности всех участников программы.
Раздел «Создание единой системы мониторинга и среднесрочного прогнозирования спроса на рабочую силу для реального сектора экономики (исследование рынка труда)» включает мероприятия, направленные на создание методики прогнозирования потребностей отраслей экономики в квалифицированных кадрах, проведение мониторинга обеспеченности предприятий и организаций рабочими кадрами, формирование государственного заказа на подготовку кадров в соответствии с потребностями реального сектора экономики, развитие службы маркетинга и содействия трудоустройству выпускников в учреждениях профессионального образования, эффективное трудоустройство выпускников учебных заведений.
Раздел «Создание условий для инновационного развития учреждений профессионального образования и повышения качества профессиональной подготовки» предусматривает мероприятия по совершенствованию содержания профессионального образования, разработке и внедрению инновационных образовательных программ, организации многоуровневой подготовки, совершенствованию образовательного процесса в учреждениях профессионального образования.
Раздел «Социальное партнерство и государственно-общественный механизм управления развитием кадрового потенциала» предусматривает мероприятия по организации деятельности координационных советов по вопросам подготовки квалифицированных рабочих и специалистов, привлечению социальных партнеров к участию в подготовке кадров в учреждениях профессионального образования, формированию общественно-государственной системы оценки качества профессионального образования.
Раздел «Обеспечение системы профессионального образования высококвалифицированными педагогическими кадрами» направлен на решение проблемы дефицита мастеров производственного обучения в учреждениях профессионального образования, повышение профессиональной компетентности педагогов, техническое переоснащение системы повышения квалификации педагогических работников.
Раздел «Формирование комплексной системы профессиональной ориентации, пропаганда рабочего труда и сопровождение профессиональной карьеры молодежи» включают мероприятия по исследованию профессионально-образовательных потребностей молодежи, организации профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ и их родителей, разработку и внедрение курсов по планированию профессиональной карьеры в образовательных учреждениях всех типов.
Раздел «Обеспечение материально-технической и ресурсной оснащенности учреждений ПО» предусматривает создание на базе учреждений профессионального образования 6 ресурсных центров, переоснащение образовательных учреждений современным технологическим оборудованием и техникой.
Все это говорит о том, что для обеспечения подготовки кадров в соответствии с новыми требованиями необходимо преодолеть разобщенность интересов руководителей организаций и образовательных учреждений, найти тесный контакт между организациями и образовательными учреждениями, совершенствовать нормативно-правовую базу для формирования социального партнерства.
В этих целях предполагается решить следующие задачи:
совершенствовать государственное регулирование в сфере развития трудовых ресурсов республики;
привести структуру подготавливаемых профессий и специальностей в соответствие с комплексным прогнозом потребностей экономики в квалифицированных кадрах;
создать и внедрить систему государственного заказа на подготовку кадров по наиболее востребованным и перспективным для республики профессиям и специальностям;
расширить информационное освещение процессов, происходящих на республиканском рынке труда, обеспечение доступности информации для граждан и работодателей;
сформировать комплексную систему профессиональной ориентации и сопровождения профессиональной карьеры молодежи;
обеспечить систему начального и среднего профессионального образования высококвалифицированными мастерами производственного обучения и преподавателями.
Реализация программы в конечном итоге позволит снизить диспропорцию в профессионально-квалификационной структуре спроса и предложения рабочей силы на регистрируемом рынке труда и сдерживать уровень безработицы среди выпускников учреждений профессионального образования.
Кроме этого, предстоит многое сделать на всех уровнях органов исполнительной власти и профессионального образования по реализации Послания президента России о формировании резерва кадров и кадрового потенциала из числа молодежи [1].

Литература

1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 05.11.2008. — Российская газета, N 230, 06.11.2008.
2. О Концепции действий на рынке труда на 2008-2010 гг. Распоряжение Правительства РФ от 15.08.2008. N 1193-р. — Собрание законодательства РФ, 25.08.2008, N 34.
3. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2008-2010 гг. — Российская газета, N 293, 28.12.2007.
4. Республиканская целевая программа «Рабочие кадры РМЭ на 2009-2012 гг.» (утверждено постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31.07.2008 N 205).
5. Занятость и безработица в Республике Марий Эл в 2007 году / Департамент государственной службы занятости РМЭ (Стат. сборник). — Йошкар-Ола, 2008.

Л. Низова,
к.э.н., доцент Марийского
государственного технического университета

Е. Пищенина,
студентка V курса, МарГТУ

«Кадровик. Кадровый менеджмент», N 3, март 2009 г.



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит