» Уведомлять ли госорганы об увольнении безвизового иностранца?


Уведомлять ли госорганы об увольнении безвизового иностранца?


21.03.2010

Практика автора, не только как юриста, но и как руководителя кадровой службы, позволяет утверждать, что вопрос о необходимости уведомления миграционной службы, органов занятости и налоговой инспекции об увольнении иностранца остается весьма актуальным. Причем даже матерые специалисты в области трудового права не берутся с ходу ответить на этот вопрос. И дело даже не в пробелах в законодательстве, а в «изобретательности» чиновников. А именно — в необоснованном требовании от работодателей того или иного документа, причем по формам, разработанным самими чиновниками и не утвержденными (и даже не рекомендованными к использованию) ни одним из действующих нормативных правовых актов. И без того непонятная ситуация усугубляется отсутствием как официальных разъяснений госорганов по этому вопросу, так и отсутствием единой позиции у самих чиновников.
Как же должен поступить работодатель при увольнении безвизового иностранца, чтобы не нарушить закон, и что говорит на этот счет сам закон? Смотрим.

А нужно ли уведомлять?

Подскажите, пожалуйста, нужно ли передавать в миграционную службу, в органы занятости и налоговую инспекцию уведомления об увольнении безвизового иностранного работника? Если да, то какой бланк уведомления следует использовать?

Менталитет работодателя

Наблюдая за работодателями и кадровиками, можно заметить их «привычку» уведомлять миграционную службу, органы занятости населения и налоговую инспекцию обо всех манипуляциях, связанных с приемом и увольнением иностранцев. При этом все как один руководствуются соображением, что лучше лишний раз уведомить, чем потом быть оштрафованным. Причем мало кто задумывается, а предусмотрен ли законом такой штраф? Может быть, с точки зрения безопасности, это и правильно (как говорится, «не буди лихо, пока оно тихо»). Однако все же лучше знать закон, чем пребывать в счастливом неведении.

О чем молчит закон?

В пункте 9 Федерального закона от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон N 115-ФЗ) сказано следующее. Работодатели или заказчики работ обязаны уведомлять о привлечении и использовании труда иностранных граждан, прибывших в Россию в безвизовом порядке, территориальный орган исполнительной власти в сфере миграции, орган занятости населения. Также в указанной статье отмечено, что форма уведомления утверждена Правительством РФ.
Пункт 8 статьи 18 Закона N 115-ФЗ обязывает работодателя или заказчика работ, заключивших с иностранным работником трудовой или гражданско-правовой договор, уведомить об этом налоговый орган по месту своего учета в течение десяти календарных дней со дня заключения договора. Аналогичное правило действует и при аннулировании иностранному работнику разрешения на работу или приостановления его действия.
Отметим, что законодательство ничего не говорит о необходимости уведомлять налоговые органы об увольнении иностранца в случае истечения срока действия выданного ему разрешения на работу или досрочном увольнении иностранного работника. Также законодательством не вменяется в обязанность работодателей уведомлять миграционную службу и органы занятости об увольнении иностранных работников.

Делаем вывод

Исходя из вышеизложенного, следует, что об увольнении иностранного работника нужно уведомлять только налоговый орган по месту учета работодателя и только в случае, если разрешение на работу, выданное иностранному работнику, было аннулировано или срок его действия был временно приостановлен. В этом случае для уведомления налоговой инспекции работодателю предоставлен срок, равный десяти календарным дням.

Фрагмент документа
Пункт 2 статьи 32 Закона N 115-ФЗ
В случае, если иностранный работник нарушил условия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), разрешение на работу, выданное данному иностранному работнику, может быть по ходатайству работодателя или заказчика работ (услуг) аннулировано федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом, выдавшими данное разрешение.

Форма для уведомления налоговой инспекции

Законодательством не предусмотрено специальной формы для уведомления налогового органа об увольнении иностранца, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.
Однако, исходя из собственного опыта, автор отмечает, что в уведомлении об увольнении иностранца должны содержаться следующие сведения:
— фамилия, имя и отчество работника;
— дата рождения работника;
— паспортные данные работника;
— серия и номер разрешения на работу, по которому работник был принят на работу;
— дата увольнения работника;
— номер и дата приказа об увольнении работника.
Автор рекомендует воспользоваться приведенной ниже формой уведомления (см. Пример 1).

Пример 1

Общество с ограниченной ответственностью Руководителю ИФНС N 1
«Аллес» по г. Москве
ИНН / КПП 770129902111/770101001
ОГРН 3017700005911
102365, г. Москва, ул. Б. Никитская, д. 34, корп. 5
Тел.: (495) 450-09-89
19.09.2008 N 0067
———- —-
на N от
——— ————

Сведения об увольнении иностранных работников, прибывших в Российскую Федерацию в безвизовом режиме

Во исполнение подпункта 4 пункта 8 статьи 18 Федерального закона от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» направляю Вам сведения об увольнении иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.

—-T——————T———-T———T———T———-T———T———¬
¦ N ¦Ф.И.О. работника,¦ Дата ¦Паспорт- ¦ Серия, ¦ Срок ¦ Дата ¦Номер и ¦
¦п/п¦ гражданство ¦ рождения ¦ ные ¦ номер и ¦ действия ¦увольне- ¦ дата ¦
¦ ¦ ¦работника ¦ данные ¦ дата ¦разрешения¦ ния ¦приказа ¦
¦ ¦ ¦ ¦работника¦ выдачи ¦на работу ¦ ¦ об ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦разреше- ¦ ¦ ¦увольне-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ния на ¦ ¦ ¦ нии ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работу ¦ ¦ ¦ ¦
+—+——————+———-+———+———+———-+———+———+
¦1 ¦Болотняк ¦11.11.1980¦А1697111 ¦Серия 77¦С ¦19.09.200¦N 32 от¦
¦ ¦Сергей ¦ ¦ ¦N А196311¦31.10.2007¦8 ¦19.09.20¦
¦ ¦Александрович, ¦ ¦ ¦ ¦по ¦ ¦08 ¦
¦ ¦Молдова ¦ ¦ ¦ ¦31.10.2008¦ ¦ ¦
L—+——————+———-+———+———+———-+———+———

Приложение: Заверенная копия приказа об увольнении Болотняка С.А. — 1 л.

Генеральный директор МП Васнецов С.А.

К уведомлению об увольнении иностранных работников, представляемому в налоговую инспекцию, рекомендуем всегда прикладывать заверенные копии приказов об увольнении работников. Это позволяет избежать лишних конфликтов с налоговиками при проверке начисления и уплаты «зарплатных» налогов.

Уведомляем «не по форме»

Я обратился в миграционную службу своего субъекта с вопросом о наличии какой-либо формы уведомления об увольнении безвизового иностранца. Там мне сообщили, что форма уведомления такая же, что и на прием на работу. Но как доработать эту форму под увольнение, мне никто не смог пояснить (ощущение, что чиновники сами ее никогда не видели). Кроме того, никто не смог мне внятно ответить на вопрос, каким нормативным актом или письмом рекомендована такая форма.
Будет ли нарушением, если я уведомлю миграционную службу об увольнении работника в произвольной форме? Какие сведения о работнике мне при этом следует указать?
Как уже было отмечено, действующее законодательство не содержит обязательного требования об уведомлении работодателем миграционной службы, органов занятости и налоговой (за исключением рассмотренных выше случаев) о расторжении с иностранным работником трудового договора.
Однако если работодатель все же уведомит указанные органы об уволь нении иностранца, это не будет нарушением законодательства. Для данных целей работодатель может использовать предложенную автором выше форму уведомления, в которой содержатся все сведения об увольняемом иностранном работнике.

***

В заключение отметим, что направление уведомления об увольнении иностранца в миграционную службу, органы занятости и налоговую — это право, а не обязанность работодателя. Принудить работодателя к предоставлению такого уведомления ни один чиновник не вправе. Исключение составляют только два случая, рассмотренных выше, когда работодатель обязан подать уведомление об увольнении иностранца в налоговую инспекцию.

По стопам собственных ошибок

Я принес в миграционную службу уведомление об увольнении безвизового работника-иностранца в произвольной форме. Однако инспектор сообщил мне, что никакие уведомления об увольнении они не принимают, и отказал в принятии документа. Прав ли инспектор и что мне делать в этом случае?
В начале нашей статьи мы уже отмечали, что действующим законодательством не утверждено и не рекомендовано какой-либо формы уведомления об увольнении безвизового иностранного работника. Объяснение этому простое: законодательство не требует от работодателей уведомлять территориальный орган миграционной службы и орган занятости населения об увольнении иностранного работника, прибывшего на территорию России в безвизовом порядке.
Тем не менее сердобольные работодатели предоставляют в миграционную службу и органы занятости такие уведомления. Что ж, это добровольное дело каждого работодателя. Тем более что формально государственные органы обязаны принимать адресованную им корреспонденцию, обращения и сообщения, исходящие от юридических лиц и граждан.
Путаница с уведомлениями об увольнении иностранцев, возникла потому, что до недавнего времени некоторые территориальные органы миграционной службы принимали и даже требовали от работодателей предоставления уведомлений об увольнении безвизовых иностранных работников, даже просили прикладывать к этим уведомлениям копии приказов об увольнении. Сегодня такая практика становится все менее распространенной.
Итак, исходя из вышеизложенного, следует ответить нашему читателю, что уведомления об увольнении безвизовых иностранцев в миграционную службу и в органы занятости предоставлять не нужно. Этим и объясняется отказ инспектора принять от работодателя уведомление, составленное в произвольной форме. Тем более что такой документ инспектору не знаком.
Для успокоения работодателю можно порекомендовать отправить уведомление об увольнении иностранного работника, составленное в произвольной форме, в миграционную службу, можно и в орган занятости, заказным письмом по почте, с описью вложения и уведомлением о вручении.

Не приняли, а увольняем?

Мы приняли на работу иностранного гражданина, после чего я повезла в миграционную службу уведомление о приеме его на работу. Там выяснилось, что в базе миграционной службы отсутствуют сведения о выдаче работнику разрешения на работу и что предоставленное нам разрешение является фальшивым. Подскажите, что в данном случае грозит нашей фирме? Как нам правильно уволить такого иностранца? Следует ли уведомлять миграционную службу об увольнении такого работника, учитывая, что уведомление о его приеме на работу миграционная служба у нас не приняла?
Нередко работодатель принимает на работу иностранных граждан, прибывших на территорию Российской Федерации в безвизовом режиме, на основании предоставленных ими документов, в том числе и разрешения на работу, не удосуживаясь предварительно проверить в миграционной службе его действительность. И при предоставлении работодателем в территориальный орган миграционной службы уведомления о приеме иностранного работника выясняется, что такого разрешения этому лицу не выдавалось, а предоставленное работником разрешение — фальшивка.
В такой ситуации фальшивое разрешение на работу подлежит изъятию. Также миграционная служба не принимает от работодателя уведомление о приеме на работу безвизового иностранца, произведенное на основании фальшивого разрешения на работу. А что делать работодателю, у которого уже оформлены все кадровые документы на работника, сделаны записи во всех кадровых журналах, оформлена трудовая книжка и, может быть, даже внесены сведения о работнике в программу «1С: зарплата и кадры»?
Есть два варианта.
Первый: удалить все сведения о работнике из кадровых документов, если это возможно, признать запись в трудовой книжке работника недействительной (если книжка была принесена работником и до этого заполнялась прежним работодателем) или списать заполненный работодателем бланк трудовой книжки как испорченный. Отметим, что этот вариант наиболее прост для работодателей, но не соответствует трудовому законодательству.
Второй вариант: поступить в соответствии с требованиями пункта 11 статьи 81 ТК РФ, в которой указано, что трудовой договор может быть расторгнут с работником по инициативе работодателя в случае предоставления работником работодателю подложных документов.
Действуя согласно второму варианту, работодатель может столкнуться с тем, что миграционная служба о приеме на работу иностранца не уведомлена (поскольку отказалась принять уведомление о приеме после проверки действительности выданного работнику разрешения на работу), а иностранец уже уволен. Тем не менее за работодателем сохраняется обязанность уведомить миграционную службу и орган занятости о приеме иностранца. Выход следующий: направить уведомления в указанные органы по почте заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.
Фактически поступить по закону в данной ситуации у работодателя не получится: применяя первый вариант, работодатель нарушает закон; применяя второй вариант, работодатель подтверждает факт принятия на работу иностранца по недействительному разрешению на работу, и получается, что, заключая трудовой договор с данным лицом, работодатель не проявил должной осмотрительности.
Итак, во избежание ситуаций, подобных рассмотренной выше, работодателю рекомендуется перед заключением трудового договора с работником обратиться в миграционную службу с просьбой проверить действительность предоставленного соискателем разрешения на работу.

На нет и суда нет!

Безуспешно пыталась найти в действующем законодательстве положения о сроках уведомления миграционной службы, органов занятости и налоговой об увольнении иностранного работника, а также об ответственности за непредоставление такого уведомления. Существуют ли вообще какие-либо сроки и что грозит организации и кадровику в случае непредоставления уведомления или предоставления его спустя длительный промежуток времени (более месяца)?
Как мы уже говорили, работодатель не обязан уведомлять территориальный орган миграционной службы и орган занятости населения об увольнении безвизового иностранца. Поэтому в законодательстве отсутствуют какие-либо сроки для предоставления в миграционную службу и орган занятости уведомления об увольнении иностранца.
Это общее правило, которое распространяется и на взаимоотношения работодателя с налоговой инспекцией. Но есть исключения. Так, согласно пункту 8 статьи 18 Федерального закона от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ работодатель обязан уведомить налоговую инспекцию об увольнении иностранца в течение десяти календарных дней со дня расторжения с ним трудового договора в двух случаях:
— если иностранец увольняется в связи с аннулированием выданного ему разрешения на работу;
— если приостановлено действие указанного разрешения.
Уведомить налоговую инспекцию в данных случаях можно в произвольной форме.

***

Как свидетельствует практика, в законодательстве, регламентирующем вопросы трудоустройства иностранных граждан, несмотря на множество периодически принимаемых поправок, все еще остается большое количество неясностей, пробелов и противоречий между разными нормативными правовыми актами, в частности между ТК РФ и Законом N 115-ФЗ. Все это ведет к отсутствию единообразия в применении действующего законодательства, порождает необоснованные требования к работодателям со стороны чиновников и объясняет нелепость тех или иных документов, предоставляемых работодателями в органы миграционной службы и занятости населения.

К.А. Черникова,
юрист

«Кадровая служба и управление персоналом предприятия», N 10, 11 октябрь, ноябрь 2008 г.



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит