» Управление трудовыми ресурсами в высшем учебном заведении


Управление трудовыми ресурсами в высшем учебном заведении


21.03.2010

Современный вуз представляет собой сложную организационную систему, эффективность функционирования которой существенно зависит от качества организационного управления этой системой. Ни одно из других предприятий или учреждений не может сравниться с вузом по количеству ученых и высококвалифицированных работников. Казалось бы, что такое учреждение, как вуз, должно действовать рационально, стремясь к достижению своих целей. Однако практика показывает, что в планировании деятельности вуза и его подразделений часто присутствует субъективный фактор, проявляются неспособность предвидеть в полной мере последствия принимаемых решений, нежелание находить компромиссные варианты действий.
Одной из задач в области планирования учебного процесса в вузе является задача формирования штата профессорско-преподавательского состава (ППС). Пространство решений при формировании штата ППС в вузе в первую очередь определяется следующими функциями, которые являются основой управления:
1. комплектование штата из лиц, удовлетворяющих требованиям, которые вуз предъявляет к будущим сотрудникам;
2. повышение квалификации персонала;
3. распределение трудовых ресурсов, то есть расстановка кадров и назначение на должности;
4. оценка эффективности персонала, оплата и стимулирование.
В настоящее время при комплектовании штатов приходится учитывать множество различных по степени важности факторов, существование которых обусловлено взаимными требованиями, предъявляемыми коллективом, отдельными индивидуумами и вузом друг к другу. Процесс поиска оптимального или просто приемлемого в каком-либо смысле управления трудовыми ресурсами в этих условиях носит интуитивный характер и осуществляется методом проб и ошибок, что часто приводит не только к значительным материальным потерям, но и к потере качества подготовки специалистов.
В современной научной литературе вопросам эффективности управления трудовыми ресурсами отводится значительное место. Как правило, данная проблема освещается преимущественно в экономическом аспекте и по отношению к управлению предприятиями. Тем не менее научные основы эффективного управления в экономике могут быть широко использованы и в управлении вузом. Реальное улучшение функционирования организации возможно на основе теории принятия решений, причем наиболее доступным способом нахождения оптимальных решений являются методы исследования операций в области управления такими ресурсами. Из всех существующих методов исследования операций при моделировании задач управления трудовыми ресурсами наибольшее применение нашли методы динамического программирования (задача планирования рабочей силы).
В данной статье показано использование метода динамического программирования в задаче комплектования штатов ППС.
В вузе в зависимости от стоимостных показателей может быть более выгодным отклонение численности преподавателей как в одну, так и другую сторону от минимальных потребностей. Как правило, в вузах сформирован постоянный «фонд рабочей силы». Объем учебной нагрузки часто поглощается за счет сверхурочного времени работы преподавателей (совместительства, почасовой оплаты). В то же время для удовлетворения потребностей в преподавателях для вновь открываемых специальностей невозможно обойтись без высококвалифицированных специалистов, наем которых связан с дополнительными затратами (подъемными, кредитами на жилье и т.п.). Вуз может нести затраты и на организацию переподготовки и повышение квалификации штатных сотрудников для вновь открываемых специальностей.
Для формального математического описания задачи нахождения оптимального количества штатных преподавателей введем следующие обозначения:
xi — количество штатных преподавателей (работающих на полную ставку) в течение i-го года;
Si — количество ставок преподавателей в течение i-го года;
Zi (xi) — затраты на содержание штатных преподавателей в течение i-го года;
Hi (Si — xi) — затраты на оплату сверхурочной работы (по совместительству либо по почасовой оплате) штатных преподавателей в течение i-го года;
Qi (Si — xi) — затраты, связанные с необходимостью дополнительного найма xi — xi-1 преподавателей в штат вуза в течение i-го года, если xi больше xi-1;
Vi (xi — xi-1) — затраты, связанные с увольнением xi-1 — xi преподавателей в течение i-го года, если xi меньше xi-1;
yi (xi-1 — xi) — количество штатных преподавателей, проходящих переподготовку и повышение квалификации в i-м году, как функция числа штатных преподавателей;
Riyi(xi) — затраты на переподготовку и повышение квалификации в i-м году.
Элементы модели динамического программирования определяются следующим образом.
1. Этап i представляется порядковым номером года i, i = 1, 2…n
2. Вариантом решения на i-м этапе являются значения xi — количество штатных преподавателей в вузе на протяжении i-го года.
3. Состоянием на i-м этапе являются значения xi-1 — количество штатных преподавателей в вузе на протяжении (i-1)-го года.
В соответствии с введенными обозначениями рекуррентное уравнение динамического программирования представляется в виде:

-Zi(xi) + Hi(Si — xi) + Qi(xi — xi-1) + Riyi(xi) при xi > xi-1
Fi(xi) = <
LZi(xi) + Hi(Si — xi) + Vi(xi-1 — xi) + Riyi(xi) при xi xa
F3(x3) = <
LZ3x3 + H3(S3 — x3) + V3(x2 — x3) + R3y3(x3) при x3 x1
F2(x2) = F3(x3) + <
LZ2x2 + H2(S2 — x2) + V2(x1 — x2) + R2y2(x2) при x2 x0
F1(x1) = F2(x2) + <
LZ1x1 + H1(S1 — x1) + V1(x0 — x1) + R1y1(x1) при x1 <= x0

и учитывая, что количество штатных преподавателей в начале
планируемого периода было 285 человек, а к концу первого года может
составить от 270 до 300, определяем возможные затраты на содержание
*
штатов в течение первого года. Полученные значения F 1×1, F 1×1 и x1
записываем в табл. 4.

————-T—————————————————-T—————T——————¬
¦ x0 ¦ x1 ¦ Минимальные ¦Условно-оптималь-¦
¦ +————T————T—T————T————+ затраты F1x1 ¦ное ¦
¦ ¦ 270 ¦ 271 ¦…¦ 299 ¦ 300 ¦ ¦ * ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ решение x 1 ¦
+————+————+————+—+————+————+—————+——————+
¦ 285 ¦ 157 533,5 ¦ 157 346,5 ¦…¦ 155 872,0 ¦ 155 853,5 ¦ 155 853,5 ¦ 300 ¦
L————+————+————+—+————+————+—————+——————

Таким образом, суммарные минимальные затраты, которые может понести вуз на оплату работы штатных преподавателей, их сверхурочной работы, затраты на повышение квалификации и переподготовку, а также издержки на наем новых преподавателей в течение планируемого периода, составят 155 853,5 тыс. руб.
Они соответствуют оптимальному плану комплектования штатов, который получается на основе данных табл. 2, 3, 4 в результате прохождения всех этапов в обратном направлении с начала первого года до начала третьего года. Так, перед началом первого планового года необходимо принять в штат вуза 15 преподавателей и довести общий штат ППС до 300 преподавателей. Перед началом второго года снова принять на работу 15 преподавателей, то есть довести общий штат ППС до 315 человек. В течение же второго и последующего третьего года вузу не следует принимать на работу новых преподавателей.
Полученная математическая модель комплектования штата ППС в вузе может быть реализована в автоматизированной системе принятия решений по планированию деятельности вуза.

А.Л. Истомин,
Ангарская государственная
техническая академия

«Управление персоналом», N 5, март 2008 г.



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит