» Обучение медицинских и фармацевтических работников


Обучение медицинских и фармацевтических работников


21.03.2010

В прошлом году был принят Приказ Минздравсоцразвития РФ от 09.12.2008 N 705н, утвердивший Порядок совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников (далее — Порядок), который вступил в действие только 10.04.2009. 12.08.2009 принят Приказ Минздравсоцразвития РФ N 581н, им в Порядок были внесены изменения, вступившие в силу 13.10.2009. Этими правовыми актами установлено, какие категории медицинских и фармацевтических работников и в каком порядке необходимо направлять на обучение. Рассмотрим подробнее содержание данных документов.

Обязательно ли обучать?

В статье 196 ТК РФ указано, что необходимость подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд работодатель определяет самостоятельно. Однако федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ может быть установлено, что повышение квалификации является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. В таких случаях работодатель обязан проводить обучение.
В соответствии с ч. 1 ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1 (далее — Основы законодательства), медицинской и фармацевтической деятельностью в РФ вправе заниматься лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в РФ, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности. Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.
В силу ст. 63 Основ законодательства порядок переподготовки, совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников, получения ими квалификационных категорий определяется федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения совместно с профессиональными медицинскими и фармацевтическими организациями. Согласно п. 1 Порядка установленные правила регламентируют организацию совершенствования профессиональных знаний (профессиональной переподготовки и повышения квалификации) медицинских и фармацевтических работников, окончивших образовательные учреждения высшего профессионального образования по специальностям группы «Здравоохранение», занимающихся или претендующих на занятие медицинской или фармацевтической деятельностью (далее — специалисты, слушатели). Пунктом 5 Порядка установлено, что профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов проводятся при наступлении очередного пятилетнего срока дополнительного профессионального образования.
Из приведенных норм можно сделать вывод, что повышение квалификации указанных категорий медицинских и фармацевтических работников является обязательным и работодатель в силу ст. 196 ТК РФ должен создавать им необходимые условия для совмещения работы с обучением и предоставлять гарантии, установленные нормативными правовыми актами РФ, а также трудовым договором и локальными правовыми актами.
Потребность в обучении определяется на основании:
— Приказа Минздрава РФ от 05.06.1998 N 186 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием» (далее — Приказ N 186) (ред. от 05.08.2003), которым утвержден перечень циклов специализации и усовершенствования в системе дополнительного образования среднего медицинского и фармацевтического персонала;
— Номенклатуры специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.04.2009 N 210н (далее — Номенклатура), в которой содержится перечень специальностей, полученных в вузе, и соответствующий им перечень специальностей, занятие которых требует дополнительной подготовки.
В случае неисполнения работодателем обязанности по повышению квалификации работников, которая определена федеральными законами, он может быть привлечен к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ, а именно:
— нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1 000 до 5 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
— нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от года до трех лет.

Виды обучения

Совершенствование профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников осуществляется в двух формах: профессиональная переподготовка и повышение квалификации (п. 2 Порядка). Задачи профессиональной переподготовки и повышения квалификации определены Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов (далее — Типовое положение), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 N 610 (ред. от 31.03.2003). В частности, п. 7 Типового положения установлено, что повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности работников, с целью обновления теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.
Повышение квалификации может обеспечиваться в рамках:
1. Краткосрочного (не менее 72 часов) тематического обучения по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата.
2. Тематических и проблемных семинаров (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения.
3. Длительного (свыше 100 часов) обучения в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.
Профессиональная переподготовка проводится с целью получения специалистом дополнительных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, или расширения квалификации, а также для расширения квалификации в целях адаптации к новым экономическим и социальным условиям и ведения новой профессиональной деятельности, в том числе с учетом международных требований и стандартов.
В соответствии с п. 5 Порядка указанные виды обучения могут реализовываться:
— с отрывом от работы;
— без отрыва от работы;
— с частичным отрывом от работы;
— по индивидуальным формам обучения.
Программы обучения зависят от стажа работы. В частности, для специалистов, имеющих стаж работы по специальности (п. 6 Порядка):
— 10 лет и более, — обучение проводится по образовательным программам повышения квалификации. Нормативный срок прохождения повышения квалификации при любой форме обучения — от 100 до 500 часов аудиторных занятий;
— от 5 до 10 лет, — обучение проводится по образовательным программам профессиональной переподготовки. Нормативный срок прохождения профессиональной переподготовки при любой форме обучения составляет свыше 500 часов аудиторных занятий;
— менее 5 лет, — профессиональная подготовка организуется в соответствии с Квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.07.2009 N 415н.
В качестве одного из разделов учебного плана при повышении квалификации и переподготовке специалистов может быть предусмотрена стажировка (п. 7 Порядка), основной целью которой является формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки, изучение передового опыта, приобретение профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности (п. 7 Типового положения).
Пунктом 10 Порядка установлено, что специалисты, освоившие образовательные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, могут продолжать замещать в учреждениях здравоохранения врачебные и провизорские должности, соответствующие Номенклатуре.

Где проводится обучение?

Профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов могут проводить образовательные учреждения высшего и дополнительного профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию (далее — образовательное учреждение). В соответствии с п. 4 Порядка обязательны вступительные испытания, содержание, процедуру и формы которых образовательное учреждение определяет самостоятельно.
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов осуществляются на основе договоров, заключаемых образовательными учреждениями с органами исполнительной власти, органами службы занятости населения и другими юридическими и физическими лицами. Направление профессиональной переподготовки определяется заказчиком по согласованию с образовательным учреждением повышения квалификации. Требования к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ и уровню профессиональной переподготовки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования, совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции (п. 7 Типового положения).
Согласно Письму Минздравсоцразвития РФ от 19.03.2009 N 16-4/10/2-1797 «О порядке совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 09.12.2008 N 705н» (далее — Письмо), конкретные сроки, формы, содержание и технологии обучения определяются самостоятельно образовательным учреждением. Продолжительность обучения устанавливается с учетом продолжительности ранее освоенных учебных планов и программ, имеющегося уровня профессиональных знаний, умений и практических навыков конкретного специалиста. Принимаются во внимание документы об образовании государственного (высшее и дополнительное профессиональное образование, аспирантура) и ведомственного (интернатура, ординатура) образца, а также документы, выданные образовательными и научно-исследовательскими учреждениями и учреждениями здравоохранения, подтверждающие прохождение стажировки. Учитываются итоги проведенного вступительного испытания в образовательное учреждение, а также трудовой стаж, определяемый на основании сведений, содержащихся в трудовой книжке.
По окончании образовательной программы повышения квалификации слушателям, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается свидетельство о повышении квалификации государственного образца (п. 9 Порядка), форма которого установлена в приложении 3 к Постановлению N 13*(1), а успешно прошедшие государственную итоговую аттестацию после переподготовки получают диплом о профессиональной переподготовке государственного образца (п. 9 Порядка), форма которого установлена в приложении 4 к Постановлению N 13. Наряду с документами о дополнительном профессиональном образовании государственного образца выдается (подтверждается) сертификат специалиста, предусмотренный ст. 54 Основ законодательства в качестве документа, подтверждающего право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью в РФ.
Кроме того, в Письме указано, что лицам с высшим медицинским и фармацевтическим образованием, не получившим послевузовского и дополнительного профессионального образования, установленного действующими нормативными правовыми актами, но имеющим стаж работы по специальности более 5 лет, необходимо выдать в дополнение к сертификату справку на бланке учреждения. Форма такой справки установлена в приложении к Письму.

Если работник не имеет высшего образования

У руководителей учреждений здравоохранения, областных организаций профсоюза работников здравоохранения и среднего медицинского персонала возникали вопросы о возможности осуществления профессиональной деятельности лицами, допущенными к занятию должностей среднего медицинского персонала в соответствии с установленным ранее порядком. В частности, как поступить со специалистами, которые проходили подготовку по ранее действовавшим учебным планам, были допущены к занятию должностей в учреждениях здравоохранения в соответствии с приказами Минздрава СССР от 21.10.1974 N 990 и от 13.07.1989 N 418 начали трудовую деятельность в период действия данных приказов и продолжают замещать должности тех же наименований? Минздравсоцразвития в Письме от 12.09.2008 N 6915-ВС «О специалистах со средним медицинским образованием» указало, что такие лица могут продолжать замещать в учреждениях здравоохранения прежние должности, проходить повышение квалификации по специальностям, соответствующим этим должностям, и получать (подтверждать) сертификаты специалиста. Вывод был сделан на основании того, что федеральные органы исполнительной власти в области здравоохранения не издавали приказы, отменявшие действие указанных выше приказов. Более того, Приказ Минздравмедпрома РФ от 19.12.1994 N 286, действовавший в период с 19.12.1994 по 11.01.2000, сохранял за названными специалистами право на занятие должностей тех же наименований при условии получения сертификата специалиста.
Добавим, что в рассматриваемом письме рекомендовано в случае недостаточности профессиональных знаний и навыков упомянутых средних медицинских специалистов принимать решение об их переподготовке, финансовое обеспечение которой может быть осуществлено за счет средств субъекта РФ или муниципального образования, а не личных средств работников.

Гарантии и компенсации работникам

Направление работника на повышение квалификации или профессиональную переподготовку осуществляется на основании приказа руководителя. Если обучение будет производиться с отрывом от работы, согласно ст. 187 ТК РФ за работником сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Порядок расчета среднего заработка предусмотрен ст. 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922.
В случае направления работника для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность необходимо произвести оплату командировочных расходов в порядке и размерах, предусмотренных для лиц, направляемых в служебные командировки. В настоящее время порядок и размеры возмещения командировочных расходов установлены Положением об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749.
Обратим внимание, что при направлении работодателем медицинских и фармацевтических работников на дополнительное профессиональное обучение, предусмотренное нормативными правовыми актами РФ, не применимы правила гл. 32 ТК РФ об ученическом договоре. Как следствие, у них не появляется обязанность отработать после обучения определенное время в данной организации (ст. 249 ТК РФ). Такой вывод следует из анализа ряда норм. Например, ст. 198 ТК РФ установлено, что работодатель вправе заключить с работником данной организации ученический договор на профессиональное обучение или переобучение без отрыва или с отрывом от работы. Вместе с тем, как было отмечено выше, повышение квалификации медицинских и фармацевтических работников является обязанностью работодателя, за неисполнение которой наступает административная ответственность. В связи с этим с работников указанной категории не взыскиваются расходы на обучение и расходы по предоставлению гарантий (оплата среднего заработка за период обучения и командировочные расходы), поскольку возмещение названных расходов также является обязанностью работодателя в соответствии со ст. 187 и ч. 5 ст. 196 ТК РФ.

Н.Н. Булыга,
редактор журнала «Отдел кадров
бюджетного учреждения»

«Отдел кадров коммерческой организации», N 12, декабрь 2009 г.

————————————————————————-
*(1) Постановление Госкомвуза РФ от 27.12.1995 N 13 «Об утверждении форм документов государственного образца о повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов и требований к документам».



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит