» Исчисление среднемесячного заработка при определении пенсии за выслугу лет федерального государственного гражданского служащего


Исчисление среднемесячного заработка при определении пенсии за выслугу лет федерального государственного гражданского служащего


21.03.2010

Основной закон, который устанавливает основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения, — это Закон N 166-ФЗ*(1). В его ст. 1 сказано, что изменение условий и норм назначения и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению, предусмотренных данным законом, осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в этот закон.
Ряд таких дополнений и изменений внесен Законом N 187-ФЗ*(2), который затронул условия и определение размера пенсий за выслугу лет федеральных гражданских служащих. Еще одно дополнение — Постановление N 818*(3). Им установлены разработанные в соответствии с Законом N 166-ФЗ правила расчета среднемесячного заработка, исходя из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих. Рассмотрим их более подробно.
Вначале отметим, что с 21.07.2009 Законом N 187-ФЗ были внесены изменения в Закон N 166-ФЗ, которые затронули условия и порядок определения размера пенсий за выслугу лет федеральных гражданских служащих. Итак, согласно ст. 7 Закона N 166-ФЗ на пенсию по выслуге лет имеют право федеральные государственные служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет и замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по следующим основаниям:
— соглашение сторон служебного контракта (п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ*(4));
— истечение срока действия срочного служебного контракта (п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ);
— расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего (пп. 3 п. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ);
— отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы (п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ);
— отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ);
— отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе (п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона 79-ФЗ);
— отказ гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом (п. 9 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ);
— несоответствие гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы (п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ) по состоянию здоровья согласно медицинскому заключению или вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;
— в связи с восстановлением на службе гражданского служащего, ранее замещавшего эту должность гражданской службы, по решению суда (п. 2 ч. 1 ст. 39 Закона N 79-ФЗ);
— в связи с избранием или назначением гражданского служащего на государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ или муниципальную должность либо избранием гражданского служащего на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе (п. 3 ч. 1 ст. 39 Закона N 79-ФЗ);
— наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению отношений, связанных с гражданской службой (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства), если данное обстоятельство признано чрезвычайным по решению Президента РФ или органа государственной власти соответствующего субъекта РФ (п. 4 ч. 1 ст. 39 Закона N 79-ФЗ);
— признание гражданского служащего полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением (п. 2 ч. 2 ст. 39 Закона N 79-ФЗ);
— признание решением суда, вступившим в законную силу, гражданского служащего недееспособным или ограниченно дееспособным (п. 3 ч. 2 ст. 39 Закона N 79-ФЗ);
— достижение гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе — 65 лет (п. 4 ч. 2 ст. 39 Закона N 79-ФЗ).
Обратите внимание, что в отношении права на пенсию по выслуге лет существуют ограничения. Так, при увольнении федеральных гражданских служащих по основаниям, предусмотренным:
1) пунктами 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ (за исключением случаев истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий федерального государственного гражданского служащего, замещавшего должность федеральной государственной гражданской службы категорий «руководитель» или «помощник (советник)»), пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 37 и п. 4 ч. 2 ст. 39 Закона N 79-ФЗ, — уволенные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, если на момент освобождения от должности они имели право на трудовую пенсию по старости (инвалидности) и непосредственно перед увольнением замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев;
2) пунктом 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ (истечение срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий федерального государственного гражданского служащего, замещавшего должность федеральной государственной гражданской службы категорий «руководитель» или «помощник (советник)»), п. 6, 8, 9 ч. 1 ст. 33, пп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 37, п. 2 — 4 ч. 1 и п. 2, 3 ч. 2 ст. 39 Закона N 79-ФЗ, — имеют право на пенсию по выслуге лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее одного полного месяца, а суммарная продолжительность замещения таких должностей составляет не менее 12 полных месяцев.
При этом пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности) и выплачивается одновременно с ней (п. 2 ст. 7 Закона N 166-ФЗ).
Также отметим, что согласно п. 3 ст. 7 Закона N 166-ФЗ пенсия за выслугу лет не выплачивается:
— в период прохождения государственной службы РФ;
— при замещении государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ, муниципальной должности, замещаемой на постоянной основе, должности муниципальной службы;
— в период работы в межгосударственных (межправительственных) органах, созданных с участием Российской Федерации, на должностях, по которым в соответствии с международными договорами РФ осуществляются назначение и выплата пенсий за выслугу лет в порядке и на условиях, которые установлены для федеральных государственных (гражданских) служащих.

Обратите внимание! При увольнении с государственной службы или освобождении от указанных должностей выплата пенсии за выслугу лет возобновляется со дня, следующего за днем увольнения с указанной службы или освобождения от указанных должностей гражданина, обратившегося с заявлением о ее возобновлении.

Размер пенсии за выслугу лет

Размер пенсии за выслугу лет федеральным гражданским служащим устанавливается в ст. 14 Закона N 166-ФЗ. Итак, пенсия за выслугу лет назначается при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет в размере 45% среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего за вычетом базовой и страховой части трудовой пенсии по старости (инвалидности), установленной в соответствии с Законом N 166-ФЗ. При этом за каждый полный год стажа государственной гражданской службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3% среднемесячного заработка. Однако общая сумма пенсии за выслугу лет и указанных частей трудовой пенсии по старости (инвалидности) не может превышать 75% среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего, определенного в соответствии со ст. 21 названного закона.
Для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, определяемых Правительством РФ, размер пенсии по выслуге лет увеличивается на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством РФ. Данный коэффициент устанавливается только на то время, пока гражданин проживает в такой местности, как только он переезжает на новое место жительства, пенсия по выслуге лет будет рассчитываться без учета районного коэффициента (п. 2 ст. 14 Закона N 166-ФЗ).
Как сказано выше, размер пенсии за выслугу лет федерального государственного гражданского служащего исчисляется исходя из среднемесячного заработка, который, в свою очередь, определяется ст. 21 Закона N 166-ФЗ. Итак, согласно ст. 21 Закона N 166-ФЗ размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих исчисляется из их среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев федеральной государственной гражданской службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения ими возраста, дающего право на трудовую пенсию, предусмотренную Законом N 173-ФЗ*(5). При этом порядок определения среднемесячного заработка, исходя из которого исчисляется размер пенсии федеральных государственных гражданских служащих, устанавливается Правительством РФ (п. 3 Закона N 166-ФЗ).

Определение среднемесячного заработка

Итак, в соответствии с п. 3 ст. 21 Закона N 166-ФЗ Правительство РФ Постановлением N 818 утвердило правила определения среднемесячного заработка, исходя из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих (далее — Правила).

Обратите внимание! Правила не распространяются на гражданских служащих, особый порядок труда которых устанавливается в соответствии с ч. 14 ст. 50 Закона N 79-ФЗ. В указанном пункте сказано, что оплата труда таких служащих устанавливается в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте.

Согласно п. 2 Правил при расчете среднемесячного заработка учитывается денежное содержание гражданских служащих, включающее:
— месячный оклад гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью федеральной государственной гражданской службы;
— месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином федеральной государственной гражданской службы;
— ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на федеральной государственной гражданской службе;
— ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия федеральной государственной гражданской службы;
— ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
— ежемесячное денежное поощрение;
— премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
— единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих;
— другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами (п. 3 Правил).
Если же гражданскому служащему установлено денежное вознаграждение в соответствии с ч. 3 ст. 50 Закона N 79-ФЗ, то при определении среднемесячного заработка учитываются следующие выплаты:
— денежное вознаграждение (в котором согласно ч. 3 ст. 50 Закона N 79-ФЗ учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение);
— ежемесячное денежное поощрение;
— премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
— другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Кроме этого, при определении среднемесячного заработка учитывается денежное вознаграждение, которое сохраняется за гражданским служащим в период замещения им должности федеральной государственной гражданской службы в соответствии с законодательством РФ (п. 5 Правил).
При исчислении среднемесячного заработка из расчетного периода исключается отпуск без сохранения денежного содержания, а также суммы пособий (п. 7 Правил):
— по беременности и родам;
— по уходу за ребенком до достижения им установленного законодательством возраста;
— по временной нетрудоспособности.
Расчет среднемесячного заработка производится по выбору гражданского служащего исходя из денежного содержания за последние 12 полных месяцев федеральной государственной гражданской службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения им возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости.
При этом среднемесячный заработок определяется путем деления общей суммы денежного содержания и других выплат, начисленной в расчетном периоде, на 12. Если из расчетного периода исключается время, указанное в п. 7 Правил, размер среднемесячного заработка будет определяться путем деления указанной суммы на количество фактически отработанных дней в расчетном периоде и умножения на 21 (среднемесячное число рабочих дней в году). Выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в том числе премии за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих, будут учитываться при определении среднемесячного заработка в размере 1/12 фактически начисленных в этом периоде выплат (п. 8 Правил).
Если у гражданского служащего в расчетный период попадает время, которое должно быть исключено, а также отсутствуют фактически отработанные дни, то среднемесячный заработок может определяться по выбору гражданского служащего:
— либо исходя из сумм денежного содержания и других выплат, начисленных за предшествующий период, равный расчетному, но с учетом особенностей, изложенных в п. 8 Правил;
— либо исходя из фактически установленного ему денежного содержания в расчетном периоде.
Отметим, что размер среднемесячного заработка не может превышать 2,8 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения), установленного гражданскому служащему в расчетном периоде либо сохраненного в этом периоде, в соответствии с законодательством РФ.
Аналогичный расчет среднемесячного заработка применяется при замещении гражданским служащим в расчетном периоде должностей федеральной государственной гражданской службы в различных федеральных государственных органах.
Отметим, что при замещении в расчетном периоде гражданским служащим должностей, по которым установлены различные должностные оклады (денежное вознаграждение), размер среднемесячного заработка не может превышать 2,8 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения), определяемого путем суммирования размеров установленных гражданскому служащему в каждом месяце расчетного периода должностных окладов (денежного вознаграждения) и деления полученной суммы на 12 (п. 15 Правил).
Кроме этого, согласно п. 16 Правил при работе гражданского служащего в расчетном периоде на условиях неполного служебного времени среднемесячный заработок не может превышать 2,8 фактически получаемого в расчетном периоде должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения), исчисленного путем суммирования размеров установленных в каждом месяце расчетного периода должностных окладов и деления полученной суммы на 12.
Гражданским служащим, замещавшим должности федеральной государственной гражданской службы в государственном органе, находящемся за пределами РФ, среднемесячный заработок определяется исходя из денежного содержания, устанавливаемого в рублях в соответствии с законодательством РФ (п. 12 Правил).
При централизованном повышении (индексации) в расчетном периоде денежного содержания (денежного вознаграждения) учитываемые при исчислении среднемесячного заработка выплаты, за исключением установленных в фиксированном размере, рассчитываются с учетом соответствующего повышения (индексации), в том числе за часть расчетного периода, предшествующую дате повышения (индексации) (п. 11 Правил).

Е.С Конева,
эксперт журнала «Отдел кадров бюджетного учреждения»

«Отдел кадров бюджетного учреждения», N 12, декабрь 2009 г.

————————————————————————
*(1) Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
*(2) Федеральный закон от 18.07.2009 N 187-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении Российской Федерации» и статью 39 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
*(3) Постановление Правительства РФ от 17.10.2009 N 818 «Об утверждении правил определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих».
*(4) Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 18.07.2009).
*(5) Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит