» Некоторые нюансы присвоения классности водителям


Некоторые нюансы присвоения классности водителям


21.03.2010

Иногда сотрудник кадровой службы, принимающий на работу водителя, видит запись в его трудовой книжке о присвоении классности. В связи с этим у работодателей — транспортных компаний возникают различные вопросы, а именно: как устанавливается классность, можно ли ее понизить, обязаны ли выплачивать надбавки за нее. В данной статье ответим на поставленные вопросы.

Впервые классность водителей транспортных средств была предусмотрена Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 17.08.1976 N 235/18. Позднее этот документ утратил силу, но Квалификационным справочником профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады (далее — Справочник), утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 N 58/3-102 установлены квалификационные характеристики водителей определенного класса.
В частности, 3-й класс присваивали всем водителям, прошедшим обучение и получившим водительское удостоверение с разрешенными категориями «В», «С» или только «Д», 2-й класс — «В», «С», «Е» или только «Д» («Д» или «Е»), а 1-й класс — «В», «С», «Д» и «Е»*(1). Причем 2-й класс присваивается при непрерывном стаже работы не менее трех лет в качестве водителя автомобиля 3-го класса на данном транспортном предприятии, а 1-й класс — при непрерывном стаже работы не менее двух лет в качестве водителя 2-го класса.
Присвоение классности водителям позволяет устанавливать различные доплаты стимулирующего характера к заработной плате. По нормам ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, должностных окладов, доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, премий, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Причем локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Разрабатывая локальные нормативные акты (положение об оплате труда и материальном стимулировании работников), работодатель самостоятельно определяет размер надбавки за классность водителей. Но она должна быть не менее установленной в п. 3.8 Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008 — 2010 годы (зарегистрировано 25.03.2008 N 96/08-10*(2)). В организациях городского наземного пассажирского транспорта, с учетом сложившейся практики, работодатели по согласованию с соответствующими комитетами профсоюза могут устанавливать надбавку за классность:
— водителям I класса — в размере 25%;
— водителям II класса — 10% установленной тарифной ставки за отработанное в качестве водителя время.
Придерживаться данного соглашения необходимо в силу Письма Минздравсоцразвития РФ от 24.07.2008 N 338-ТГ, в котором отмечено: если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению работодатели, не участвовавшие в заключении соглашения, не представят в Минздравсоцразвития в установленном ч. 8 ст. 48 ТК РФ порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, последнее будет считаться распространенным на этих работодателей.
Если работодатель примет решение о введении надбавки за классность, размер меньший, чем указан в отраслевом соглашении, он установить не сможет.
Классность можно не только установить, но и понизить (п. 7 Справочника), если водитель II или I класса:
— не выполняет требования, предусмотренные квалификационной характеристикой или должностной инструкцией;
— систематически не выполняет планы, графики перевозок и расписания движения;
— имеет перерасход топлива;
— имеет за последние три года работы нарушения ПДД, повлекшие за собой дорожно-транспортные происшествия;
— нарушает техническую эксплуатацию транспортного средства и правила техники безопасности.
Понижение класса квалификации объявляется приказом руководителя с занесением в трудовую книжку. Водителям, которым понижен класс квалификации, а также лишенным права управления транспортным средством на срок более года, класс квалификации может быть присвоен на общих основаниях вновь.
Для установления порядка присвоения классов водителям работодателю необходимо разработать ряд локальных нормативных актов, поскольку обязательные требования о присвоении классности ТК РФ и нормативными документами, содержащими нормы трудового права, не установлены. Необходимое условие выплаты надбавки — разработка положения о начислении надбавки за классность водителям и положения о присвоении классности водителям.
Для решения вопросов о присвоении (снижении) уровня квалификации (классности) на автотранспортном предприятии создается квалификационная комиссия под председательством руководителя организации (владельца лицензии) или иного лица, назначенного соответствующим приказом. Состав и полномочия комиссии утверждаются приказом или распоряжением руководителя организации. Приведем пример.
Для получения класса водитель может написать заявление и к нему приложить представление своего непосредственного руководителя или иного работника по его поручению. В представлении дается оценка деятельности работника, его деловых и моральных качеств, стаж работы и предложение о присвоении определенного класса.

Приказ о создании квалификационной комиссии

———————————————————————————¬
¦ Общество с ограниченной ответственностью «Транзит» ¦
¦ ¦
¦ Приказ N 46 ¦
¦ о создании квалификационной комиссии ¦
¦ ¦
¦ г. Астрахань 12 октября 2009 г. ¦
¦ ¦
¦ В целях присвоения квалификационного класса водителям ¦
¦ ¦
¦ Приказываю: ¦
¦ 1. Создать постоянно действующую квалификационную комиссию по установлению ¦
¦ класса водителям в составе: ¦
¦ — председатель комиссии — Зуев Николай Викторович, заместитель директора; ¦
¦ — секретарь комиссии — Антипова Анна Петровна, офис-менеджер. ¦
¦ Члены комиссии: ¦
¦ — Каманина Елена Игоревна, менеджер по персоналу; ¦
¦ — Гамов Андрей Геннадьевич, главный механик; ¦
¦ — Чужайкин Михаил Александрович, водитель-инструктор по безопасности ¦
¦ движения. ¦
¦ 2. Предоставлять списки водителей, подлежащих квалификационной аттестации, ¦
¦ раз в год не позднее 15 августа — менеджеру по персоналу Каманиной Е.И ¦
¦ 3. Организовать методическую подготовку квалификационной аттестации — ¦
¦ — менеджеру по персоналу Каманиной Е.И. ¦
¦ 4. Представить материалы квалификационной аттестации директору в течение ¦
¦ 20 рабочих дней с даты протокола заседания комиссии — председателю комиссии.¦
¦ ¦
¦ Директор Мусатов /А.Д. Мусатов/ ¦
L———————————————————————————

При оформлении представления в нем указываются: наименование подразделения, название вида документа, дата, регистрационный номер (если документ регистрируется), адресат, заголовок к тексту, подпись. При необходимости представление визируется заинтересованными лицами. Дальше этот документ подписывается составителем и адресуется руководителю организации.

Заявление на проведение квалификационной аттестации.

———————————————————————————¬
¦ В квалификационную комиссию ООО «Транзит»¦
¦ от водителя 3-го класса Парамонова Е.Р.¦
¦ ¦
¦ Заявление ¦
¦ ¦
¦ Прошу провести мне в 2010 году квалификационную аттестацию для установления ¦
¦ 2-го класса. ¦
¦ Основанием для присвоения 2-го класса считаю отсутствие нарушений правил ¦
¦ дорожного движения, стаж работы более трех лет и выполнение графика перевозок ¦
¦ ¦
¦ Парамонов, 02.08.2009 ¦
L———————————————————————————

Заключение квалификационной комиссии о присвоении класса водителю оформляется протоколом. При вынесении решения надо руководствоваться квалификационными требованиями, которым должен соответствовать водитель определенного класса. Они должны быть зафиксированы в положении о присвоении классности водителям.
Водитель автомобиля (автобуса) 2-го класса должен уметь управлять автомобилями всех типов и марок, отнесенных к категориям транспортных средств «В», «С» и «Е», или автобусами категории «Д» или «Д» и «Е», уметь устранять возникшие во время работы на линии эксплуатационные неисправности транспортного средства, требующие разборки механизма без технической помощи, а также знать:
— назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание агрегатов, механизмов и приборов автомобилей, отнесенных к категориям транспортных средств «В», «С» и «Е», а при работе на автобусах («Д» или «Д» и «Е») их неисправности;
— признаки, причины, опасные последствия, способы определения и устранения неисправностей транспортного средства;
— объемы, периодичность и основные правила выполнения работ по техническому обслуживанию;
— способы увеличения межремонтных пробегов автомобилей;
— особенности организации технического обслуживания и ремонта автомобилей в полевых условиях;
— особенности организации междугородных перевозок, режим работы водителей;
— основные сведения о билетной системе и тарифах на автомобильном транспорте;
— основы диспетчерского руководства перевозками, технические средства диспетчерской связи и контроля за движением автомобилей;
— показатели работы автомобилей, пути улучшения использования подвижного состава, методы работы передовых водителей;
— основные положения планирования и учета работы автомобилей;
— правила пользования средствами радиосвязи на автомобилях;
— элементы дороги, их влияние на безопасность движения;
— основные понятия теории движения автомобиля;
— способы увеличения пробега автомобильных шин и срока службы аккумуляторных батарей.
Водитель автомобиля (автобуса) 1-го класса должен уметь управлять легковыми и грузовыми автомобилями и автобусами всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств «В», «С», «Д» и «Е», и должен знать:
— назначение, устройство и правила технического обслуживания автопоездов, устройство и правила технического обслуживания автомобилей последних выпусков;
— влияние отдельных эксплуатационных показателей работы автомобилей на себестоимость перевозок;
— способы обеспечения высокопроизводительного и экономного использования подвижного состава;
— основные технико-эксплуатационные качества подвижного состава и их влияние на безопасность движения;
— элементы теории автомобиля;
— основные положения службы безопасности движения автотранспортного предприятия.
Приведем пример протокола заседания квалификационной комиссии.
После присвоения квалификационного класса необходимо также занести сведения об этом в разд. 4 личной карточки (форма N Т-2) и трудовую книжку.
Итак, водителю присвоен класс. У бухгалтерии появляются вопросы. Например, нужно ли учитывать надбавку за классность при начислении премии? Отвечаем: официальный перечень доплат и надбавок к тарифным ставкам, на которые начисляется премия, трудовым законодательством не установлен. Раньше действовал Приказ Минтранса РСФСР от 30.03.1987 N 44 «О введении временной инструкции и рекомендаций по обеспечению выполнения рейсов на автобусных маршрутах», в п. 1.3 которого говорилось, что размеры премирования устанавливаются автотранспортными предприятиями в процентах к заработной плате водителей по тарифным ставкам за отработанное на маршруте время с учетом надбавок за классность, доплат за работу с разделением на две части (по разрывному графику), за руководство бригадой, за работу в ночное время. В связи с принятием ТК РФ данный документ применяется в части, не противоречащей ему. Повторим, что ч. 2 ст. 135 ТК РФ позволяет работодателю самостоятельно устанавливать системы премирования коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством. Поскольку премия призвана материально поощрить работника, усилить его материальную заинтересованность, в организации разрабатывается положение о премировании. В данном положении устанавливаются:
— виды премий;
— порядок утверждения, начисления и выплаты премий;
— показатели и условия премирования;
— источники выплаты премий;
— размеры и шкала премирования;
— порядок и условия лишения премий или снижения их размера.
Из вышесказанного следует, что работодатель сам устанавливает, на какие выплаты начисляется премия.

Протокол заседания квалификационной комиссии

———————————————————————————¬
¦ Общество с ограниченной ответственностью «Транзит» ¦
¦ ¦
¦ Протокол N 6 ¦
¦ заседания квалификационной комиссии ¦
¦ ¦
¦ 05.11.2009 г. Астрахань ¦
¦ ¦
¦ Комиссия в составе: ¦
¦ Председатель — Н.В. Зуев, заместитель директора. ¦
¦ Секретарь — А.П. Антипова, офис-менеджер. ¦
¦ Члены комиссии — Е.И. Каманина, А.Г. Гамов, М.А. Чужайкин. ¦
¦ ¦
¦ Присутствовали: начальник гаража грузовых автомобилей Р.Л. Парфенов, диспетчер¦
¦ Р.Т. Старостина. ¦
¦ ¦
¦ Повестка дня: ¦
¦ 1. Обсуждение итогов проведенной квалификационной аттестации водителя 3-го ¦
¦ класса Парамонова Евгения Романовича. ¦
¦ ¦
¦ Заслушали: ¦
¦ Представление начальника автобусного парка и аттестационные материалы на ¦
¦ Парамонова Евгения Романовича на присвоение 2-го класса ¦
¦ ¦
¦ Постановили: ¦
¦ Признать Парамонова Евгения Романовича соответствующим всем требованиям для ¦
¦ присвоения второго класса. ¦
¦ ¦
¦ Председатель комиссии Зуев /Н.В. Зуев/ ¦
¦ ¦
¦ Секретарь комиссии Антипова /А.П. Антипова/ ¦
¦ Члены комиссии Каманина /Е.И. Каманина/ ¦
¦ Гамов /А.Г. Гамов/ ¦
¦ Чужайкин /М.А. Чужайкин/ ¦
¦ ¦
¦ С протоколом заседания квалификационной комиссии ознакомлен. ¦
¦ Парамонов, 06.11.2009 /Е.Р. Парамонов/ ¦
L———————————————————————————

А.И. Сувернева,
эксперт журнала Отдел кадров коммерческой организации»

«Отдел кадров коммерческой организации», N 11, ноябрь 2009 г

————————————————————————
*(1) О категориях транспортных средств см. п. 4 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.12.1999 N 1396 (в ред. от 14.02.2009).
*(2) Письмо Минтруда РФ от 25.03.2008 N 1558-ТЗ.



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит