» Квалификационные требования к должностям работников образования


Квалификационные требования к должностям работников образования


21.03.2010

К числу основных нормативных документов, регламентирующих труд служащих, занятых в отраслях экономики, относятся квалификационные характеристики (требования) должностей.

Действующие в настоящее время квалификационные характеристики по должностям работников учреждений образования, в том числе педагогических, имеют типовую структуру, не отличающуюся от общеотраслевых тарифно-квалификационных характеристик по должностям служащих, и состоят из разделов: «Должностные обязанности», «Должен знать», «Требования к квалификации по разрядам оплаты труда».
Структура тарифно-квалификационной характеристики по каждой должности представлена в таблице 1.
В разделе «Должностные обязанности» перечисляются работы, выполнение которых полностью или частично поручается работнику, занимающему данную должность. Этот раздел является основным, поскольку содержание работ определяет само наименование должности, ее роль и место в структуре предприятия, учреждения, организации, а также требования к знаниям и квалификации работников, необходимым для замещения соответствующей должности и выполнения установленных обязанностей.
Регулируемыми показателями структурного элемента квалификационной характеристики «Должностные обязанности» в соответствии с функциональным подходом является трудовая функция и ее разновидности. В рамках работы необходимо дать определения этим показателям.
В составе фактически выполняемых конкретных трудовых функций можно выделить главную, основные и вспомогательные функции, а также определить излишние, дублирующиеся и вредные:
Главная функция — функция, для осуществления которой создана данная должность. Она отражает назначение деятельности носителя функции.
Основная функция — функция, обеспечивающая выполнение главной.

Таблица 1

Структура тарифно-квалификационной характеристики
по должностям педагогических работников

———————————T——————————————————————¬
¦ Наименование раздела ¦ Содержание раздела ¦
¦ тарифно-квалификационной ¦ ¦
¦ характеристики ¦ ¦
+——————————-+——————————————————————+
¦Должностные обязанности ¦Основные функции, которые могут быть поручены полностью или¦
¦ ¦частично работнику, занимающему данную должность, являются основой¦
¦ ¦для разработки должностных инструкций на местах, закрепляющих¦
¦ ¦конкретные обязанности, права и ответственность работника,¦
¦ ¦утверждающихся руководителями учреждения по согласованию с¦
¦ ¦соответствующими профсоюзными комитетами ¦
+——————————-+——————————————————————+
¦Должен знать ¦Основные требования, предъявляемые к работнику в отношении¦
¦ ¦специальных знаний, а также знаний законодательных актов,¦
¦ ¦положений, инструкций, других руководящих и нормативных¦
¦ ¦документов, методов и средств, которые работник должен уметь¦
¦ ¦применять при выполнении должностных обязанностей ¦
+——————————-+——————————————————————+
¦Требования к квалификации по¦Уровень образования; стаж работы (по специальности или¦
¦разрядам оплаты ¦педагогический); квалификационные категории, присвоение которых¦
¦ ¦осуществляется аттестационными комиссиями в соответствии с¦
¦ ¦требованиями и порядком, устанавливаемыми федеральным органом¦
¦ ¦управления образованием. Этот раздел предусматривает кроме¦
¦ ¦требований к уровню образования и стажу работы показатели¦
¦ ¦квалификации и профессионализма (для педагогических работников): ¦
¦ ¦умение самостоятельно разрабатывать методику преподавания предмета¦
¦ ¦(методику производственного обучения); ¦
¦ ¦использовать в своей работе прогрессивные идеи, формы и методы¦
¦ ¦активного обучения; ¦
¦ ¦владеть организационными формами диагностической работы с¦
¦ ¦обучающимися; ¦
¦ ¦обеспечивать устойчивые положительные результаты в образовательном¦
¦ ¦процессе и др. ¦
L——————————-+——————————————————————-

Без нее выполнение главной функции не представляется возможным.
Вспомогательная функция — функция, способствующая осуществлению основных функций.
Излишняя функция — функция, которая не является необходимой при выполнении функций, она нейтральна по отношению к главной, основным и вспомогательным функциям.
Дублирующаяся функция — функция, не соответствующая специализации данной должности.
Вредная функция — функция, отрицательно влияющая на выполнение главной, основных и вспомогательных функций.
В должностных обязанностях педагогических работников должен быть приведен перечень основных, наиболее часто выполняемых функций, исходя из сложившейся практики разделения и кооперации труда. В зависимости от разделения труда, принятого в учреждении образования, обязанности педагогического работника, перечисленные в разделе «Должностные обязанности» квалификационной характеристики как типовые (основные) функции, могут быть расширены или сужены по сравнению с установленными. Так, в конкретную должностную инструкцию педагогического работника учреждения образования могут быть включены:
должностные обязанности, предусмотренные несколькими характеристиками;
обязанности, входящие в состав одной характеристики, могут быть разделены между несколькими исполнителями;
дополнительные обязанности, конкретизирующие содержание труда с учетом специфики труда конкретных исполнителей в учреждении образования того или иного типа.
При установлении квалификационных требований необходимо учитывать, что должностные обязанности педагогического работника — комплекс трудовых функций, которые он выполняет или должен выполнять полностью или частично на определенной педагогической должности.
Носитель трудовой функции — работник, обеспечивающий выполнение конкретных трудовых функций на определенной должности.
Показателями структурного элемента квалификационной характеристики «Должен знать» являются те знания, которыми должен обладать претендент на должность в соответствии с полученным образованием. В соответствии с Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (ред. от 24.04.2008) к педагогической деятельности в образовательных учреждениях допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.
Очевидно, что разработка квалификационных требований должна осуществляться с учетом Государственных образовательных стандартов профессионального образования по педагогическим специальностям, поскольку образовательный стандарт — это отражение в свернутом виде социального заказа в системе профессионального образования в отношении минимальных требований к профессиональному образованию обучаемых.
Раздел «Должен знать» должен сохранить свое традиционное для любой квалификационной характеристики содержание и включать основные требования, предъявляемые к педагогическому работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных актов, положений, инструкций, других руководящих и нормативных документов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей.
Содержание раздела «Должен знать» устанавливает минимум обязательных теоретических и практических знаний, необходимых работнику для выполнения своих функций, которые работник должен учитывать и уметь использовать при выполнении своих должностных обязанностей.
На наш взгляд, целесообразно предложить в качестве показателей раздела «Должен знать»:
общие нормативно-правовые знания;
общие профессиональные знания;
специальные знания.
В таблице 2 приведены показатели раздела «Должен знать» и их характеристики.
Дифференциация знаний в зависимости от содержания должностных обязанностей и степени самостоятельности их выполнения может производиться на основе определения:
глубоких знаний;
основ знаний.
Так, для замещения одних должностей или групп должностей обязательны знания технологии производства продукции, экономики и организации труда и управления, а для других — достаточно знания их основ.
Принципами отбора материала для раздела «Должен знать» должны быть:
целостность и системность знаний;
связь теории с педагогической деятельностью;
соответствие материала современному уровню развития науки;
соответствие Государственному образовательному стандарту.

Таблица 2

Показатели раздела «Должен знать»

——————————-T——————————————————————-¬
¦ Показатель ¦ Характеристика показателя ¦
+——————————+——————————————————————-+
¦1. Общие нормативно-правовые¦Общие и регулирующие основную деятельность по должности документы ¦
¦знания ¦ ¦
+——————————+——————————————————————-+
¦2. Общие профессиональные зна-¦Знания, отражающие специфику (педагогической) области деятельности ¦
¦ния ¦ ¦
+——————————+——————————————————————-+
¦3. Специальные знания ¦Предметно-специализированные знания. ¦
¦ ¦Специальные знания методов и средств, которые работник должен уметь¦
¦ ¦применять при выполнении должностных обязанностей ¦
L——————————+———————————————————————

Квалификация руководящих и педагогических работников (определение уровня образования и стажа работы) при установлении разрядов оплаты труда на основе Единой тарифной сетки и уровень профессиональной компетентности при присвоении квалификационной категории определяется по показателям, предусмотренным требованиями по оценке квалификации и уровня профессиональной компетентности при присвоении квалификационной категории руководителям, специалистам (педагогическим работникам).
На сегодняшний день определены критерии выявления квалификационных различий работников образования. Критерии квалификационных категорий специалистов едины и не зависят от вида образовательного учреждения (общеобразовательная школа, профессиональное училище, профессиональный лицей), и с этой точки зрения аттестация является основанием для профессионального роста специалиста.
Критерии квалификационных категорий управленческого и обучающего персонала образовательных учреждений включают в себя:
требования, предъявляемые к специалисту по уровню профессиональной культуры, включая уровень коммуникативной культуры;
требования, предъявляемые к специалисту по уровню квалификации и профессиональной компетентности:
требования, предъявляемые к специалисту в отношении результативности профессиональной деятельности.
Рассматривая требования к квалификации научно-педагогических работников, ректораты российских вузов, руководство кафедр и отделы кадров по работе с сотрудниками сталкиваются с трудностями по определению соответствия уровня квалификации того или иного научно-педагогического работника его должностному положению. Эти проблемы возникают при оформлении новых сотрудников на работу в вуз, при их аттестации, оценке профессионального мастерства, должностном продвижении и определении разряда тарифной сетки оплаты.
В основном нормативном документе, которым пользуется большинство российских вузов, — «Нормативно-правовом справочнике по бухгалтерскому учету в сфере образования и науки», приводятся предельно обобщенные и обезличенные критерии оценки сложности научно-педагогического труда:
1. Образование (не менее высшего).
2. Наличие/отсутствие ученой степени.
3. Наличие/отсутствие ученого звания.
4. Длительность трудового научно-педагогического стажа.

Таблица 3

Структура и показатели квалификационных характеристик

—————————-T———————————————————————-¬
¦ Структурный элемент ¦ Показатель структурного элемента ¦
¦ квалификационной ¦ ¦
¦ характеристики ¦ ¦
+—————————+———————————————————————-+
¦Должностные обязанности ¦Трудовые функции: главная, основные, вспомогательные ¦
+—————————+———————————————————————-+
¦Должен знать ¦Знания (глубокие, основы знаний): общие нормативно-правовые, общие¦
¦ ¦профессиональные, специальные ¦
+—————————+———————————————————————-+
¦Требования к квалификации¦Образование; ¦
¦по разрядам оплаты ¦стаж работы педагогической или по профилю; ¦
¦ ¦квалификационная категория (первая, вторая, высшая); ¦
¦ ¦наличие/отсутствие ученой степени; ¦
¦ ¦наличие/отсутствие ученого звания; ¦
¦ ¦стаж научно-педагогический ¦
L—————————+————————————————————————

В таблице 3 приведены структура и показатели квалификационных характеристик с учетом выработанных подходов («должностные обязанности» и «должен знать») и на основе проанализированной информации («требования к квалификации по разрядам оплаты»).
Необходимо отметить, что на сегодняшний день требования к квалификации по разрядам оплаты труда широко используются не только для тарификации педагогических должностей, но и для аттестации педагогических работников учреждений образования (кроме вузов) на первую, вторую и высшую категории на основе заданных критериев результативности труда. Изменение требований к образованию, стажу, изменение критериев результативности труда, разработка новых уровней сложности труда неизменно приведут к пересмотру разрядов оплаты труда. То же можно сказать и о требованиях к научно-педагогическим работникам, профессиональная квалификация которых подтверждается учеными степенями и научно-педагогическими званиями.
Фиксация государственных требований к содержанию квалификационных и тарифных требований к работникам требует детального рассмотрения принципов, которые лежат в их основе.
На наш взгляд, такими принципами являются:
принцип максимальной точности описания функциональных обязанностей должности имеет целью своевременное отслеживание исключения работ, уже несвойственных данной должности в изменившихся условиях, либо расширение круга обязанностей исполнителей за счет включения в перечень новых функций, выполнение которых не требует другой специальности, квалификации или изменения должностного наименования;
принцип значимости функций состоит в следующем: при рассмотрении объекта как комплекса выполняемых им функций становится очевидным, что значимость этих функций неодинакова, а, кроме того, выполнение отдельных функций не является обязательным;
соответствие с принципом минимальной достаточности в перечень функций включаются типовые функции работника, которые минимально необходимы для исполнения служебных обязанностей в организациях независимо от их форм собственности и организационно-правовых форм;
принцип соответствия значимости функций затратам на их осуществление и уровню качества, реализующийся через сбалансированность распределения времени между различными по значимости функциями при высоком уровне качества;
принцип соответствия перечня знаний по должности содержанию подготовки специалиста, закрепленному в государственном образовательном стандарте;
принцип одновременного проектирования должностных обязанностей и необходимых для их выполнения знаний («бок о бок»).

А. Кибанов,
д.э.н., профессор, заведующий кафедрой
управления персоналом Государственного
университета управления

Т. Лукьянова,
к.э.н., доцент кафедры управления
персоналом Государственного
университета управления

М. Ловчева,
к.э.н., доцент кафедры управления
персоналом Государственного
университета управления

«Кадровик. Кадровый менеджмент», N 8, август 2008 г.



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит