» Создание центров здоровья для формирования здорового образа жизни у граждан РФ


Создание центров здоровья для формирования здорового образа жизни у граждан РФ


21.03.2010

В этом году на территории субъектов РФ начали проводиться мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни у граждан РФ, включая сокращение потребления ими алкоголя и табака. О том, что включают в себя эти мероприятия и из каких источников они будут финансироваться, мы поговорим в данной статье.

Мероприятия по формированию здорового образа жизни направлены на создание на функциональной основе в государственных учреждениях здравоохранения субъектов РФ и муниципальных образований центров здоровья, которые обеспечиваются оборудованием и специалистами за счет ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Кроме того, в рамках реализации этих мероприятий осуществляется финансовое обеспечение расходных обязательств РФ, предусмотренных в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств Минздравсоцразвития на проведение коммуникационных кампаний с целью ведения гражданами РФ здорового образа жизни.

Задачи центров здоровья

Как уже упоминалось ранее, центры здоровья создаются на основании решений органов исполнительной власти субъектов РФ:
— в государственных учреждениях здравоохранения субъектов РФ (центрах медицинской профилактики или, при их отсутствии, в иных учреждениях здравоохранения, имеющих опыт работы в области первичной профилактики заболеваний);
— в учреждениях здравоохранения муниципальных образований, на базе которых функционируют отделения (кабинеты) медицинской профилактики.
Поскольку мероприятия, проводимые с целью формирования здорового образа жизни у граждан РФ, прежде всего направлены на создание таких центров, предлагаем рассмотреть задачи, которые они будут выполнять. Среди них:
— информирование населения о вредных и опасных для здоровья человека факторах;
— пропаганда здорового образа жизни и формирование у граждан ответственного отношения к своему здоровью и здоровью своих близких;
— обучение граждан гигиеническим навыкам и мотивирование их к отказу от вредных привычек, включающие помощь по отказу от потребления алкоголя и табака;
— внедрение современных медико-профилактических технологий в деятельность государственных и муниципальных учреждений здравоохранения;
— обучение медицинских специалистов и граждан эффективным методам профилактики заболеваний;
— динамическое наблюдение за группами риска развития неинфекционных заболеваний;
— оценка функциональных и адаптивных резервов организма;
— прогноз состояния здоровья, консультирование по сохранению и укреплению здоровья, включая рекомендации по коррекции питания, двигательной активности, занятиям физкультурой и спортом, режиму сна, условиям быта, труда (учебы) и отдыха;
— разработка индивидуальных рекомендаций сохранения здоровья;
— организация мониторинга показателей в области профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни.
На должность руководителя центра здоровья может назначаться лицо, имеющее высшее медицинское образование и сертификат специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье». В состав персонала центра в соответствии с его задачами включаются врачи-специалисты, получившие дополнительное профессиональное образование по программам в области формирования здорового образа жизни и медицинской профилактики.
Для выполнения в полной мере своих задач центр оснащается соответствующим оборудованием и работники медицинского учреждения, на базе которого этот центр создается, проходят соответствующую подготовку.

Условия предоставления субсидий на создание центров здоровья

Правила предоставления субсидий федерального бюджета на реализацию мероприятий по созданию центров здоровья утверждены Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N 413 (далее — Правила N 413). В свою очередь, меры по выполнению этих мероприятий определены Минздравсоцразвития в Приказе N 302н*(1). Исходя из этих нормативных документов, субсидии предоставляются бюджетам субъектов РФ при выполнении четырех условий:
1) наличие региональных целевых программ, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан РФ, включая сокращение потребления алкоголя и табака;
2) выделение и подготовка площадей в государственных учреждениях здравоохранения субъектов РФ и муниципальных образований для организации на функциональной основе центров здоровья;
3) наличие софинансирования из средств бюджетов субъектов РФ в размере не более 70% расходных обязательств;
4) наличие соглашения между Минздравсоцразвития и высшим органом исполнительной власти субъекта РФ о реализации мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан РФ, включая сокращение потребления алкоголя и табака. Форма соглашения приведена в приложении 4 к Приказу N 302н.
При этом в рамках направленных на формирование здорового образа жизни у граждан РФ региональных целевых программ осуществляется проведение следующих мероприятий:
а) по оснащению центров здоровья оборудованием согласно Перечню, приведенному в приложении 1 к Приказу N 302н, в который, в частности, включены:
— аппаратно-программный комплекс для скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов организма с комплектом оборудования для измерения параметров физического развития;
— система скрининга сердца компьютеризированная (экспресс-оценка состояния сердца по ЭКГ-сигналам от конечностей);
— система ангиологического скрининга с автоматическим измерением систолического артериального давления и расчета плече-лодыжечного индекса;
— аппарат для комплексной детальной оценки функций дыхательной системы (спирометр компьютеризированный);
— нормативное регулирование передачи в собственность муниципального образования закупаемого оборудования в соответствии с порядком, утвержденным высшим органом исполнительной власти субъекта РФ;
б) по обеспечению подготовки медицинских кадров по специальностям, приведенным в приложении 2 к Приказу N 302н для их работы в центрах здоровья, в частности:
— организация здравоохранения и общественное здоровье;
— социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы;
— терапия;
— педиатрия;
— гигиеническое воспитание;
— диетология и другие.
Кроме того, в рамках данных мероприятий осуществляется разработка и утверждение порядка передачи закупленного оборудования в собственность муниципальных образований.

Порядок выделения субсидий из федерального бюджета

Субсидии федерального бюджета перечисляются на счета территориальных ОФК, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ для последующего перечисления в бюджеты субъектов РФ в установленном Приказом Минфина РФ N 92н*(2) порядке. Перечисление субсидий производится после того, как уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в Минздравсоцразвития представлена информации о выполнении всех четырех вышеперечисленных условий (п. 7 Правил N 413).
Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в Минздравсоцразвития отчет о расходах бюджета субъекта РФ, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, и осуществленных поставках оборудования по форме, утверждаемой Минздравсоцразвития.
Остаток не использованных в текущем финансовом году субсидий, потребность в которых сохраняется, подлежит использованию в очередном финансовом году на соответствующие цели. При установлении Минздравсоцразвития факта отсутствия потребности субъекта РФ в указанных субсидиях их остаток подлежит возврату в доход федерального бюджета. В случае неперечисления указанного остатка субсидий в доход федерального бюджета эти средства подлежат взысканию.
Контроль за расходами бюджетов субъектов РФ, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, осуществляется Минздравсоцразвития и Росфиннадзором в соответствии с установленными полномочиями (п. 11 Правил N 413).

Оснащение центров здоровья оборудованием

Порядок передачи оборудования в собственность муниципальных образований субъекта РФ устанавливается соответствующими нормативными актами. Для примера рассмотрим постановления правительств:
— Ивановской области от 17.07.2009 N 204-п «О мерах по реализации Постановления Правительства РФ от 18.05.2009 N 413» (далее — Постановление N 204-п);
— Калининградской области от 23.07.2009 N 440 «Об организации исполнения мероприятий, направленных на формирование у граждан здорового образа жизни, включая сокращение потребления алкоголя и табака» (далее — Постановление N 440).
Начнем с порядка передачи оборудования в собственность муниципальных образований Калининградской области, утвержденного Постановлением N 440.
Государственный заказчик — Агентство главного распорядителя средств бюджета Калининградской области предусматривает в государственном контракте на поставку оборудования для реализации мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан РФ, получателей оборудования — муниципальные учреждения здравоохранения, которые принимают оборудование у поставщика. При этом проверку соответствия поставленного оборудования условиям государственного контракта осуществляет Министерство здравоохранения Калининградской области путем утверждения актов приема-передачи оборудования, подписываемых муниципальными учреждениями и поставщиком. Государственный контракт на поставку оборудования и акт приема-передачи, оформленный получателями оборудования, является основанием для возникновения у них права оперативного управления оборудованием и права собственности у соответствующего муниципального образования.
Более четкий порядок передачи в собственность муниципальных образований оборудования предусмотрен на территории Ивановской области. Согласно приложению 2 к Постановлению N 204-п государственный контракт на поставку оборудования, предусматривающий обеспечение доставки, осуществление монтажа и пусконаладочных работ, заключается Департаментом здравоохранения Ивановской области с осуществляющими поставку оборудования организациями с указанием учреждений-получателей, в которые будет поставляться данное оборудование. Учреждения-получатели принимают на учет оборудование от организации-поставщика и обеспечивают его сохранность с момента получения.
В течение двух рабочих дней с даты ввода в эксплуатацию организацией-поставщиком оборудования они направляют в Департамент здравоохранения Ивановской области копии документов, подтверждающих доставку оборудования, актов их приема-передачи и ввода в эксплуатацию.
В свою очередь, организации-поставщики представляют в Департамент здравоохранения Ивановской области документы, подтверждающие поставку оборудования (товарно-транспортные накладные, акты приема-передачи и ввода в эксплуатацию).
Департамент здравоохранения Ивановской области в течение трех рабочих дней с даты получения документов, подтверждающих поставку оборудования:
— осуществляет учет оборудования;
— составляет опись этого оборудования с указанием муниципального образования и учреждения-получателя, его вида, количества и стоимости и передает опись в Департамент управления имуществом Ивановской области на бумажных и электронных носителях с приложением копий актов приемки-передачи.
Департамент управления имуществом Ивановской области, в свою очередь, в течение семи рабочих дней с даты получения документов, подтверждающих поставку оборудования, готовит распоряжение о передаче имущества в собственность муниципальных образований Ивановской области, после чего в течение трех рабочих дней с даты издания распоряжения направляет в исполнительный орган муниципального образования акт приема-передачи оборудования в двух экземплярах (с описью) с указанием учреждения-получателя, вида, количества и стоимости оборудования.
Исполнительный орган муниципального образования (глава муниципального образования) в течение пяти рабочих дней с даты получения акта приема-передачи оборудования:
— проверяет совместно с учреждением-получателем наличие поставленного оборудования;
— оформляет два экземпляра акта приема-передачи, подписывает их, заверяет своей печатью и направляет один экземпляр в Департамент управления имуществом Ивановской области;
— осуществляет постановку оборудования на учет;
— составляет по учреждению-получателю опись с указанием вида оборудования, его количества и стоимости;
— издает распорядительный акт (с описью) о передаче оборудования в оперативное управление учреждения-получателя.
В заключение Департамент управления имуществом Ивановской области в течение двух рабочих дней с даты получения оформленного акта приема-передачи направляет в Департамент здравоохранения Ивановской области копии распорядительного акта о передаче имущества в собственность муниципального образования и оформленного акта приема-передачи.

Подготовка кадров для центров здоровья

Из пункта 4 Постановления N 413 следует, что одно из условий предоставления субсидий из федерального бюджета Минздрасоцразвития бюджету субъекта РФ — обеспечение исполнительным органом власти подготовки медицинских кадров по специальностям, определенным в приложении 2 к Приказу N 302н.
Например, реализация этого требования в Ивановской области осуществляется следующим образом. Денежные средств, выделенные из федерального бюджета в виде субсидий бюджету названного субъекта РФ, поступают уполномоченному органу субъекта РФ (Департаменту здравоохранения субъекта РФ). Далее эти средства доводятся до муниципальных образований, и главы городских округов организуют подготовку и повышение квалификации медицинских работников тех муниципальных учреждений здравоохранения, в которых предусмотрено открытие центра здоровья и которые в рамках реализации соответствующих мероприятий будут оказывать помощь гражданам РФ (п. 6 Постановления N 204-п).
Возможен также другой вариант подготовки медицинских кадров: когда ее организацией занимается непосредственно уполномоченный орган субъекта РФ (Департамент здравоохранения субъекта РФ), не привлекая к этому органы муниципальных образований (глав городских округов).

Бухгалтерский учет операций по поставке и передаче оборудования

В рассмотренных выше нормативных актах (постановления N 204-п, 440), регулирующих порядок обеспечения оборудованием центров здоровья, расположенных на территории Ивановской и Калининградской областей, условиями государственного контракта предусмотрена доставка оборудования поставщиком непосредственно учреждениям здравоохранения — получателям имущества. Данные операции в бухгалтерском учете оформляются в соответствии с требованиями п. 267 и 268 Инструкции N 148н*(3). Использование именно этих пунктов инструкции обусловлено тем, что поставка оборудования государственным учреждениям здравоохранения осуществляется в рамках централизованного снабжения. Порядок применения названных пунктов рассмотрим на примере.

Пример.
Департаментом здравоохранения Ивановской области заключен с ООО «Медицинские технологии» государственный контракт без предоплаты на поставку оборудования с учетом монтажа, доставки и установки. В нем поименованы учреждения, в которые следует осуществить доставку оборудования. В частности, МУЗ «Больница городского округа Кохма» в рамках этого контракта поступил кардиотренажер стоимостью 1 000 000 руб. с оформлением всех необходимых документов.
В бухгалтерском учете поставка оборудования будет отражена следующим образом:

——————————————————T————T—————T————¬
¦ Содержание операции ¦ Дебет ¦ Кредит ¦Сумма, руб.¦
+—————————————————-+————+—————+————+
¦ Департамент здравоохранения Ивановской области ¦
+—————————————————-T————T—————T————+
¦Поступил МУЗ «Больница городского округа Кохма» ¦1 304 04 310¦ 1 302 19 730 ¦ 1 000 000 ¦
¦кардиотренажер (на основании полученных от ООО ¦ ¦ ¦ ¦
¦»Медицинские технологии» оправдательных документов) ¦ ¦ ¦ ¦
+—————————————————-+————+—————+————+
¦Произведена оплата поставленного оборудования ¦1 302 19 830¦ 1 304 05 340 ¦ 1 000 000 ¦
+—————————————————-+————+—————+————+
¦ МУЗ «Больница городского округа Кохма» ¦
+—————————————————-T————T—————T————+
¦Поступил кардиотренажер от ООО «Медицинские ¦1 106 01 310¦ 1 304 04 310 ¦ 1 000 000 ¦
¦технологии» (при получении от Департамента Извещения¦ ¦ ¦ ¦
¦по ф. 0504805) ¦ ¦ ¦ ¦
+—————————————————-+————+—————+————+
¦Принят к бюджетному учету кардиотренажер ¦1 101 04 310¦ 1 106 01 410 ¦ 1 000 000 ¦
L—————————————————-+————+—————+————

Т. Обухова,
эксперт журнала «Бюджетные учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение»

«Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение», N 9, сентябрь 2009 г.

————————————————————————-
*(1) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 10.06.2009 N 302н «О мерах по реализации Постановления Правительства РФ от 18 мая 2009 года «О финансовом обеспечении в 2009 году за счет ассигнований федерального бюджета мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан РФ, включая сокращение потребления алкоголя и табака».
*(2) Приказ Минфина РФ от 05.09.2008 N 92н «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации».
*(3) Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина РФ от 30.12.2008 N 148н.



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит