» Правовое регулирование приема на работу научных кадров


Правовое регулирование приема на работу научных кадров


21.03.2010

Правила приема и требования к научным работникам (исследователям) — один из наиболее важных механизмов, способных стимулировать либо создать препятствия развитию научной карьеры. Именно в связи с этим данная сфера общественных отношений подлежит особому регулированию и нормативно-правовому закреплению.
В силу большого значения данного вопроса международное сообщество уделяет его регулированию значительное внимание.
Так, Комиссия Европейских сообществ выработала Кодекс поведения при приеме на работу исследователей. К числу основных принципов, изложенных в Кодексе, относятся следующие.
Работодатели и/или субсидирующие организации несут ответственность за то, чтобы процедуры приема на работу были открытыми, эффективными, прозрачными, стимулирующими, допускали международное сравнение (последнее касается и номенклатуры объявленных на конкурс вакансий).
Объявления о приеме должны подробно описывать требования к кандидатам, и в то же время заданная в них слишком узкая специализация не должна отпугивать квалифицированных претендентов. Работодатели должны описать условия работы и права сотрудников, включая перспективы развития карьеры. Кроме того, время между объявлением о вакансиях или конкурса и сроками для ответа претендентов должно быть достаточным для принятия решения.
Отборочные комитеты должны сочетать компетентность экспертов и адекватный гендерный баланс, а также, насколько возможно, включить в состав представителей различных секторов (государственного и частного), дисциплин, а также иностранцев, обладающих достаточным опытом в оценке претендентов. Нужно применять как можно более широкий диапазон методов отбора, сочетая экспертизу документов и непосредственное собеседование. Следует обеспечить адекватную подготовку членов отборочных комиссий.
В процессе отбора должен учитываться весь диапазон профессионального опыта претендентов. Это означает, что следует применять и количественные, и качественные оценки, акцентируя внимание на выдающихся результатах, на различных аспектах профессиональной карьеры, а не только на числе публикаций.
Как важный вклад в профессиональное развитие исследователя следует расценивать любой опыт мобильности: пребывание в другой стране/регионе, в другом организационном контексте (государственной или частной организации), миграция от одной дисциплины или отрасли к другой, будь то на начальной подготовке к исследованиям или в более поздней стадии карьеры, опыт виртуальной мобильности.
Уровень требуемой квалификации должен соответствовать условиям исполнения должности, а не выступать барьером к ее занятию. Признание и оценка квалификации должны сосредоточиться на достижениях претендента, а не на его/ее личности или репутации организации, где были выполнены квалификационные требования.
Существующее в настоящее время в Российской Федерации правовое регулирование общественных отношений, возникающих в связи с приемом на работу научных кадров, в большинстве своем устарело и не соответствует современным условиям жизни, а также требованиям, предъявляемым к действующему законодательству.
В соответствии со ст. 59 ТК РФ с «научными, педагогическими и другими работниками, заключившими трудовые договоры на определенный срок в результате конкурса, проведенного в порядке, установленном законом или иным нормативным правовым актом органа государственной власти или органа местного самоуправления», по инициативе работодателя или работника может быть заключен срочный трудовой договор при условии, что трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения. В противном случае трудовой договор, заключенный на определенный срок при отсутствии достаточных к тому оснований, считается заключенным на неопределенный срок (ст. 58 ТК РФ).
С одной стороны, заключение с научными работниками срочных трудовых договоров позволяет обеспечить возможность профессионального и карьерного роста молодым и более талантливым ученым, освобождая для них рабочие места в научных организациях.
С другой стороны, возможность заключения с научными работниками срочного трудового договора делает положение определенного числа из них неустойчивым, что может повлечь за собой значительное высвобождение рабочей силы в сфере науки в случае невозобновления с научными работниками трудовых договоров. Данный фактор может оказать неблагоприятное воздействие на эффективность труда научных работников в связи с тем, что они одновременно с осуществлением научно-исследовательской деятельности будут вынуждены заниматься проблемой своего предстоящего трудоустройства в случае непродления с ними трудовых договоров.
В связи с этим необходимо, чтобы механизм конкурсного заключения срочного трудового договора содержал соответствующие гарантии от необоснованного увольнения работника и устанавливал особенности заключения трудового договора с научными сотрудниками на новый срок.
В настоящее время порядок проведения конкурса регламентирован следующими актами:
постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 мая 1962 г. N 441 «О мерах по дальнейшему улучшению подбора и подготовки научных кадров»;
постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 марта 1987 г. N 327 «О мерах по улучшению подготовки и использования научно-педагогических и научных кадров»;
Инструкцией о порядке замещения должностей научных работников научно-исследовательских учреждений, утв. постановлением Президиума АН СССР от 14 декабря 1962 N 982;
пунктами 21-23 разд. III Приказа Минобразования РФ от 26 ноября 2002 г. N 4114 «Об утверждении Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации» (зарегистрировано в Минюсте России 27 декабря 2002 г., рег. N 4084).
Указанные документы в значительной степени устарели, однако продолжают действовать. В их содержании можно выделить положения, противоречащие действующему законодательству Российской Федерации и препятствующие проведению объективного конкурсного отбора, что делает невозможным применение нормативно-правовых актов в целом.
Во-первых, лицо, желающее принять участие в конкурсе, подает заявление на имя руководителя научной организации, причем к числу документов, прилагаемых к заявлению, также относится характеристика с последнего места работы, составляемая руководителем научной организации, а потому носящая субъективный характер и имеющая возможность оказать негативное воздействие на мнение конкурсной комиссии.
Во-вторых, претендентам на замещение должности научного работника запрещается участвовать в конкурсах одновременно в двух и более научных организациях или в научной организации и в высшем учебном заведении, что в настоящий момент представляется абсолютно необоснованным.
В-третьих, инструкция включает в состав конкурсной комиссии партийного представителя, что в сегодняшних условиях в связи с изменением системы властных структур в государстве не представляется актуальным.
В-четвертых, конкурсная комиссия лишь рассматривает материалы, поступившие от участников конкурсного отбора, и составляет мотивированное заключение в письменной форме по каждой кандидатуре, решение же принимается научным советом, непосредственно не изучавшим представленные претендентами материалы, а полагающимся исключительно на мнение конкурсной комиссии. Также необходимо отметить, что решение комиссии при составлении заключений принимается открытым голосованием, что по своей сути является недемократичным и ставит под сомнение справедливость принимаемого решения.
Далее необходимо отметить, что Инструкция о порядке замещения должностей научных работников научно-исследовательских учреждений предусматривает, что в случае, если ни один из кандидатов не получил указанного количества голосов, конкурсный отбор считается несостоявшимся. В настоящий момент в условиях недостатка кадров в сфере осуществления научно-исследовательский деятельности данная норма не подлежит применению, поскольку она не позволяет замещать вакантные должности научных работников научных организаций, тормозя таким образом развитие науки.
Важным также является то, что заведующие научными отделами, лабораториями, секторами и старшие научные сотрудники, избранные по конкурсу, через каждые 5 лет, а младшие научные сотрудники — через каждые 3 года должны избираться на должность на новый срок советом научной организации. Таким образом, в связи с императивно установленной периодичностью постоянного переизбрания научных работников не представляется возможным профессиональный рост молодых ученых, а также досрочное расторжение трудовых договоров с научными работниками с недостаточной квалификацией, не обладающими необходимыми для занятия данной должности профессиональными качествами и навыками. Примечательным является также то, что график проведения переизбрания научных работников на новый срок составляется руководителем научной организации при участии вышестоящей организации, что ставит под сомнение автономность данной научной организации.
В соответствии с вышеуказанными актами руководитель научной организации обладает столь широкими полномочиями, что, в случае его несогласия с решением совета по итогам конкурса или избрания научного работника на новый срок, он имеет право оспорить принятое научным советом решение и вынести этот вопрос на вторичное рассмотрение совета. Подобные полномочия являются необоснованно широкими и сводят на нет принцип коллегиальности при принятии решения относительно замещения вакантной должности как гарантию для научных работников при проведении конкурсного отбора.
Решение по итогам конкурса или по вопросам избрания научных работников на новый срок может быть обжаловано участником конкурса или работником, не избранным на новый срок, по линии администрации или через профсоюзную организацию в течение одного месяца со дня принятия указанного решения, что не приостанавливает его выполнение. Очевидным является то, что действующий порядок устарел и не подлежит применению; в связи с этим можно сказать, что регулирование данной процедуры фактически отсутствует. Указанный порядок также содержит своеобразные коллизии: принятое научным советом решение не подлежит отмене на время рассмотрения заявленной жалобы, это означает, что претендент, избранный в соответствии с этим решением, приступает к выполнению своих обязанностей, с ним заключается трудовой договор. В случае же удовлетворения жалобы научного работника на одной должности оказываются два претендента, поскольку первый из них признан избранным по конкурсу в соответствии с пересмотренным решением научного совета, а для увольнения второго законодательством не предусмотрено никаких оснований.
Также хотелось бы отметить, что руководитель научной организации имеет право освободить от работы или перевести на низшую должность научного работника до истечения срока, если он не проявил себя с положительной стороны на научной работе. Основанием для освобождения или перевода на низшую должность данного работника является решение совета о его несоответствии занимаемой должности, принятое тайным голосованием большинством голосов списочного состава членов совета. Представляется, что данное положение инструкции в принципе не может использоваться как не соответствующее Трудовому кодексу РФ.
Анализ существующего на сегодняшний день законодательства Российской Федерации, а также требований, предъявляемых международным сообществом к правовому регулированию порядка и условий заключения трудовых договоров с научными работниками, показывает необходимость первоочередного внесения изменений в нормативно-правовые акты, действие которых распространяется на общественные отношения в сфере науки.
Так, взамен устаревших нормативно-правовых актов, принятых в период существования СССР, предлагается принять новое постановление Правительства Российской Федерации «О порядке проведения конкурса для замещения должностей научных работников», основной идеей которого будет являться установление порядка замещения должностей научных работников в организациях, занимающихся научной деятельностью (далее — научные организации), в том числе в научных подразделениях высших учебных заведений, соответствующего трудовому законодательству Российской Федерации и международно-правовым актам.
Положения указанного акта будут направлены на демократизацию проведения конкурсного отбора на вакантные должности в научной организации, повышение уровня квалификации научных кадров, предоставление молодым кадрам возможности карьерного роста путем разрешения участия в конкурсных отборах на замещение вакантных научных должностей в период их трудовой деятельности в научной организации, с которой они уже состоят в трудовых отношениях, или в иной организации, занимающейся научной деятельностью, а также предоставление научным работникам гарантий при избрании их на должности по конкурсу и при их избрании на новый срок по истечении срока заключенного с ними трудового договора.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке проведения конкурса для замещения должностей научных работников» будет введен ряд новшеств, ранее не предусмотренных действующими нормативно-правовыми актами.
Важным является то, что постановление Правительства Российской Федерации, расширяя круг лиц, на которых распространяется порядок проведения конкурсного отбора, будет включать в него помимо научных работников организаций, занимающихся научной деятельностью, научных работников научных подразделений высших учебных заведений. Правительство РФ восполнит, таким образом, пробел в регулировании порядка замещения должностей научных работников вузов, предусмотренное приказом Министерства образования РФ от 26 ноября 2002 г. N 4114 «Об утверждении Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации» (зарегистрировано в Минюсте РФ 27 декабря 2002 г., рег. N 4084).
Постановление также установит основные требования к содержанию объявления о проведении конкурсного отбора для замещения должностей научных работников, которое подается руководителем научной организации в СМИ.
Претендентам на вакантные должности научных работников будет предоставлена возможность восстановить пропущенный срок подачи заявления на участие в конкурсном отборе, если конкурс еще не проводился и срок подачи заявления был пропущен по уважительной причине, что подтверждается предоставляемыми документами.
Одной из новелл предлагаемого нормативно-правового акта будет являться то, что постановление предоставит претендентам на должности научных работников право на одновременное участие в нескольких конкурсных отборах — как в пределах одной научной организации, так и в различных научных организациях.
Утверждаемое постановлением Правительства Российской Федерации Положение о порядке проведения конкурса для замещения должностей научных работников будет предусматривать право на участие в конкурсе сотрудников данной научной организации, предоставляя последним формальное преимущество, имеющее значение при осуществлении конкурсной комиссией выбора между двумя равными кандидатами.
В соответствии с требованиями постановления Правительства РФ перечень документов, предоставляемых претендентами в конкурсную комиссию, будет подлежать сокращению: из ранее действовавшего списка должна быть изъята характеристика с места работы, составлявшаяся руководителем научной организации, а потому носившая субъективный характер и имевшая возможность оказать негативное воздействие на мнение конкурсной комиссии.
Необходимо отметить, что из состава конкурсной комиссии будет исключен партийный представитель, упоминавшийся в Инструкции о порядке замещения должностей научных работников научно-исследовательских учреждений; в проведении конкурсного отбора будет предусмотрено участие члена выборного представительного органа работников научной организации.
Будет введена новая стадия проведения конкурсного отбора для замещения должности научного работника — собеседование. Данная стадия будет равноценной по сравнению со стадией изучения представленных документов, она предоставит претенденту возможность показать свою заинтересованность в работе, общую эрудированность и глубину знания своей отрасли.
Постановление Правительства Российской Федерации предусмотрит возможность признания конкурсного отбора состоявшимся, а претендента избранным для замещения должности, в случае участия в конкурсе менее двух человек, либо при недостаточном количестве голосов, набранных претендентом. С указанными лицами будет заключаться трудовой договор сроком на один год, который может быть продлен по решению научного совета в случае успешного осуществления работником научно-исследовательской деятельности.
Предлагаемым постановлением Правительства РФ будет также предусмотрена возможность автоматического переизбрания на новый срок научных работников, состоящих в трудовых отношениях с научной организацией, при достижении ими отличных результатов в научно-исследовательской деятельности.
Необходимо обратить особое внимание на тот факт, что отдельный раздел Положения, утверждаемого постановлением Правительства РФ, будет посвящен процедуре обжалования претендентами, не избранными для замещения вакантных должностей, решений конкурсной комиссии.
Принятие постановления, системно изменяющего и дополняющего порядок приема на работу научных сотрудников, а также порядок перезаключения с работниками научных организаций трудовых договоров позволит создать наиболее благоприятные условия в области кадровой политики в сфере науки, а также обеспечит более интенсивный карьерный рост как для молодых специалистов, так и для уже состоявшихся ученых.
Данное постановление будет способствовать нормализации и стабилизации рынка труда в сфере науки путем предоставления научным сотрудникам гарантий долгосрочности устанавливаемых с ними трудовых отношений, что обеспечит большую привлекательность данных рабочих мест для молодых специалистов.

О.В. Гутников,
старший научный сотрудник Института законодательства и
сравнительного правоведения при Правительстве РФ, партнер
Юридической компании «Группа Независимых Консультантов», кандидат
юридических наук, адвокат, специалист в области корпоративного
и договорного права, эксперт по гражданскому, международному
частному, коммерческому и налоговому праву

«Право и экономика», N 11, ноябрь 2006 г.



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит