» Профильное обучение как технология формирования внешнего кадрового резерва. Из опыта ОАО «Салаватнефтеоргсинтез»


Профильное обучение как технология формирования внешнего кадрового резерва. Из опыта ОАО «Салаватнефтеоргсинтез»


21.03.2010

В статье речь идет о формировании внешнего кадрового резерва для крупного и стабильного предприятия. работа с внешним резервом ОАО «салаватнефтеоргсинтез» включает профильное обучение — целевую подготовку студентов в вузах, магистерскую программу французского института нефти и иные виды сотрудничества с учебными заведениями, нацеленные на подготовку кадров для нужд предприятия. В отличие от краткосрочных проектов такой способ подготовки внешнего кадрового резерва является стратегическим.

Создание кадрового резерва организации необходимо для более качественного обеспечения компании подготовленными сотрудниками с определенным уровнем профессиональных и корпоративных компетенций.
Есть множество технологий отбора кандидатов в резерв из числа сотрудников, не меньше способов отбора из числа внешних претендентов. Внешний резерв обычно формируется из внешних источников (таких как выпускники учебных заведений, сторонние кандидаты и проч.). При подборе кандидата из внешнего источника изучаются его профессиональные, личностные качества, с кандидатом проводится собеседование. После приема на работу неизбежен достаточно долгий и подчас сложный период адаптации сотрудника.
Но есть и иной, особый вид формирования внешнего кадрового резерва — «выращивание» под себя сотрудников, которые, придя на работу в организацию, уже будут обладать всеми необходимыми компетенциями. Причем выращивание с такого возраста, когда уже можно говорить о профессиональной ориентации и самоопределении, и при этом нет «закостенелости» устоев, поведения, мышления.
Успешным примером такого подхода является работа с внешним резервом в ОАО «Салаватнефтеоргсинтез», крупном центре нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности России и РБ. Градообразующая компания — престижный работодатель, численность персонала которого составляет более 12 тыс. человек, что несет существенную социальную ответственность.

Сотрудничество «школа-вуз-предприятие»

В акционерном обществе «Салаватнефтеоргсинтез» постоянно внедряются современные технологии, новые производства, идет автоматизация технологических и управленческих процессов. Непрерывное развитие и стабильное функционирование компании такого уровня возможно лишь при наличии высокопрофессиональных специалистов. Успешной компании нужны интеллектуальные, нацеленные на успех сотрудники, именно поэтому она принимает самое активное участие в целенаправленной подготовке кадров — внешний кадровый резерв в компании «выращивается» буквально со школьной скамьи.
Для решения этой задачи было решено реализовать проект профильного обучения на базе трехстороннего сотрудничества «школа-вуз-предприятие». Итоговая задача проекта — растить высококвалифицированных специалистов, которые будут получать максимум знаний и навыков, начиная со школы. Особенность нового подхода к профильному обучению такова, что для учащихся десятых и одиннадцатых профильных классов планируется долгосрочная перспектива на трех этапах: школа, университет, конкретное производство.

Профильные классы

Подготовка будущих специалистов не должна ограничиваться школьными предметами. Система подготовки предусматривает: интенсивную учебную нагрузку по профильным предметам (физика, математика, химия), языковой подготовке и преподавание, информатики, спецкурсов по математике. На практике учебный процесс идет так: обучение по шестидневной неделе, причем три дня в неделю занятия по базовым предметам проходят в школе, три дня — по профильным предметам — в университете. Преподавание ведется как школьными, так и университетскими преподавателями.
Также университет участвует в комплектовании класса, предоставляет имеющуюся у него научную и техническую базу для проведения занятий. Одаренные учащиеся привлекаются к совместной научной работе на кафедрах.
Предприятие оказывает информационную, материально-техническую поддержку учебного процесса, проводит экскурсии непосредственно на производство, предлагает университету актуальные темы для курсовых и дипломных работ.
Во многих мероприятиях класса принимают участие специалисты предприятия. Представители компании входят в состав любой комиссии, принимающей решение относительно профильного класса, участвуют в педсоветах, классных часах. Участие в классных часах работников предприятия носит характер профориентации и адаптации. Заранее сформированный график участия (табл. 1) позволяет всем подготовиться к беседе, сформулировать вопросы и ответы на них, сделать этот час общения наиболее продуктивным.

«Таблица 1. График посещений классных часов»

В рамках проекта предусмотрено воспитание всесторонне развитой личности, формирование у подростков системы культурных ценностей. С этой целью для них организуется культурно-познавательная программа. Кроме этого, идет планомерное и последовательное приобщение учеников к корпоративным ценностям компании — ведь они будут являться в будущем их носителями и трансляторами. В начале года составляется и утверждается план мероприятий профильных классов.
Поступить в профильный класс может любой девятиклассник. Для этого после прохождения вступительного тестирования и собеседования по химии, физике и математике его результат должен оказаться в числе лучших. Несколько вакантных мест предназначено для тех, кто проявляет в ходе испытаний неординарные качества и способности, активную жизненную позицию и показавших достойный уровень владения профильными предметами. Например, без экзаменов учащимися профильного класса становятся победители ежегодной полиолимпиады. В табл. 2 представлена сводная таблица результатов отбора в профильный класс, которая показывает уровень владения основными предметами.
В дальнейшем успеваемость учеников профильных классов регулярно подвергается мониторингу. Для оперативности работы сформирована база данных, в которую вносится вся известная информация об учащихся класса — от рейтинга и успеваемости до домашних адресов и телефонов.
Ученики профильного класса обладают хорошей мотивацией к обучению и развитию. Они стараются максимально быстро включиться в процесс обучения, так как осознают, что от их усилий зависит их дальнейший путь в профессию. Школьники чувствуют заботу о себе, и это вызывает в них повышенное чувство ответственности. Ведь если в их образование вкладывают особые усилия, то должна быть и соответствующая отдача.

Риски долгосрочной стратегии

Следует сказать, что профильное обучение является одним из элементов многоступенчатой выстраиваемой системы подготовки будущих высококлассных специалистов компании. Работа с внешним резервом предприятия включает в себя и целевую подготовку студентов в вузах, и магистерскую программу Французского института нефти, и иные виды сотрудничества учебными заведениями, нацеленные на подготовку кадров для нужд предприятия.
В отличие от краткосрочных проектов, такой способ подготовки внешнего кадрового резерва можно назвать стратегическим. Позволить себе подобный проект может лишь то предприятие, которое нацелено на долгосрочную перспективу развития, стабильное, прогрессивное. А если это предприятие является градообразующим, то у проекта есть еще и широкий социальный резонанс.
Вводя в программу формирования внешнего кадрового резерва такое профильное обучение, необходимо сначала максимально объективно взвесить возможности организации, проанализировать плюсы и минусы, оценить риски. Тем более, что реальный результат проекта можно будет оценить только через 7 лет после его старта. За эти 7 лет будут видны только косвенные результаты, такие как успешное окончание школы, поступление в вузы, успеваемость, различные научные студенческие работы.
Вполне естественно, что многим предприятиям будет выгодней и логичней обойтись стандартным видом резерва, в том числе и внешнего — отбор студентов вузов на последних курсах, формирование банка резюме интересных кандидатов, «наблюдение» за лучшими «головами» в необходимом сегменте рынка.
Но если все-таки предприятие выбирает подобный долгосрочный проект, то необходимо четко определить и сформулировать функции школы, вуза и предприятия, очертить зону ответственности каждой из сторон и закрепить это юридически. Такой подход изначально настроит всех участников проекта на равноправные, партнерские отношения. И инициатором в этом вопросе однозначно должна выступать организация.
Ниже представлен проект договора о сотрудничестве, который каждая компания может скорректировать с учетом своих специфических особенностей. Главное преимущество данного договора — наличие перспективы развития организации, реализующейся через развитие талантливого молодого поколения.

Таблица 2

Результаты отбора в профильный класс

——-T———-T———-T———————-T——————————T————————¬
¦Ф.И.О.¦ Средний ¦ Средний ¦Отметки по профильным ¦Показатели при отборе (баллы) ¦ Рейтинг ¦
¦учаще-¦ балл ¦ балл ¦ предметам ¦ ¦ ¦
¦ гося ¦аттестата ¦предметов,+———T——-T—-+———T————T———+——-T———T——-+
¦ ¦ ¦изучаемых ¦математи-¦физика ¦хи- ¦Контроль-¦Собеседова-¦ Итог ¦Аттес- ¦Предметы¦ Отбор ¦
¦ ¦ ¦ в 10 кл. ¦ ка ¦ ¦мия ¦ ная ¦ ние ¦ ¦ тат ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+——+———-+———-+———+——-+—-+———+————+———+——-+———+——-+
¦ ¦ 4,43 ¦ 4,21 ¦ 4 4 ¦ 4 ¦ 4 ¦ 23,5 ¦ 2,5 ¦ 26 ¦ 15 ¦ 13 ¦ 17 ¦
+——+———-+———-+———+——-+—-+———+————+———+——-+———+——-+
¦ ¦ 4,67 ¦ 4,79 ¦ 5 5 ¦ 5 ¦ 5 ¦ 25,5 ¦ 9 ¦ 34,5 ¦ 9 ¦ 4 ¦ 11 ¦
+——+———-+———-+———+——-+—-+———+————+———+——-+———+——-+
¦ ¦ 5 (с ¦ 5 ¦ 5 5 ¦ 5 ¦ 5 ¦ — ¦ — ¦ олимп ¦ 1 ¦ 1 ¦ олимп ¦
¦ ¦отличием) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+——+———-+———-+———+——-+—-+———+————+———+——-+———+——-+
¦ ¦ 4,90 ¦ 4,86 ¦ 5 5 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 28,5 ¦ 9,5 ¦ 38 ¦ 3 ¦ 3 ¦ 8 ¦
+——+———-+———-+———+——-+—-+———+————+———+——-+———+——-+
¦ ¦ 4,95 ¦ 4,93 ¦ 5 5 ¦ 5 ¦ 5 ¦ 39,5 ¦ 7,5 ¦ 47 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 67 ¦
+——+———-+———-+———+——-+—-+———+————+———+——-+———+——-+
¦ ¦ 4,90 ¦ 4,86 ¦ 5 5 ¦ 5 ¦ 5 ¦ 44 ¦ 11,5 ¦ 55,5 ¦ 3 ¦ 3 ¦ 1 ¦
+——+———-+———-+———+——-+—-+———+————+———+——-+———+——-+
¦ ¦ 4,24 ¦ 4,07 ¦ 4 4 ¦ 4 ¦ 4 ¦ 22,5 ¦ 4,5 ¦ 27 ¦ 18 ¦ 14 ¦ 16 ¦
+——+———-+———-+———+——-+—-+———+————+———+——-+———+——-+
¦ ¦ 4,90 ¦ 4,86 ¦ 4 5 ¦ 5 ¦ 4 ¦ 21 ¦ 5 ¦ 26 ¦ 3 ¦ 3 ¦ 17 ¦
+——+———-+———-+———+——-+—-+———+————+———+——-+———+——-+
¦ ¦ 4,62 ¦ 4,43 ¦ 4 4 ¦ 5 ¦ 5 ¦ — ¦ — ¦ олимп ¦ 10 ¦ 8 ¦ олимп ¦
+——+———-+———-+———+——-+—-+———+————+———+——-+———+——-+
¦ ¦ 4,86 ¦ 4,79 ¦ 4 5 ¦ 4 ¦ 5 ¦ — ¦ — ¦ олимп ¦ 4 ¦ 4 ¦ олимп ¦
+——+———-+———-+———+——-+—-+———+————+———+——-+———+——-+
¦ ¦ 4,90 ¦ 4,86 ¦ 5 5 ¦ 4 ¦ 5 ¦ — ¦ — ¦ олимп ¦ 3 ¦ 3 ¦ олимп ¦
+——+———-+———-+———+——-+—-+———+————+———+——-+———+——-+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+——+———-+———-+———+——-+—-+———+————+———+——-+———+——-+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+——+———-+———-+———+——-+—-+———+————+———+——-+———+——-+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+——+———-+———-+———+——-+—-+———+————+———+——-+———+——-+
¦Итого ¦ 4,74 ¦ 4,68 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦18 мест¦14 мест ¦18 мест¦
¦ по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦классу¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L——+———-+———-+———+——-+—-+———+————+———+——-+———+———

Примерный образец

Договор
о сотрудничестве между предприятием, университетом и школой

__________________, именуемое в дальнейшем Предприятие, в лице ____________,
действующего на основании ___________, с одной стороны, ___________, именуемый
в дальнейшем Университет, в лице _______, действующего на основании _________,
с другой стороны, и _________, именуемая в дальнейшем Школа, в лице _________,
действующего на основании ______, с третьей стороны, именуемые вместе Стороны,
а по отдельности Сторона, заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

Предметом настоящего договора является сотрудничество между Предприятием, Университетом и Школой в области подготовки специалистов с высшим образованием по схеме «школа-университет-предприятие».
Стороны принимают на себя обязательства по осуществлению мероприятий, направленных на проведение профессиональной ориентации учащихся и получение качественных знаний, умений и навыков для дальнейшей реализации на Предприятии.

2. Обязательства сторон

2.1. Обязательства Предприятия
2.1.1. Совместно со Школой и Университетом организовывать профильные классы в Школе.
2.1.2. Проводить рекламную и профориентационную работу среди учащихся школ, направленную на привлечение наиболее одаренной молодежи к участию в проекте по организации профильного класса.
2.1.3. Оказывать Школе информационно-техническую поддержку учебного процесса.
2.1.4. Оказывать содействие в организации культурно-оздоровительных, научно-познавательных мероприятий, проводимых в Школе.
2.1.5. Осуществлять контроль за успеваемостью учащихся профильных классов Школы и студентов Университета, направленных на обучение Предприятием.
2.1.6. Организовывать экскурсии для учащихся Школы и Университета на Предприятие.
2.1.7. Содействовать в организации проведения всех видов практик в соответствии с учебными планами.
2.1.8. Предлагать Университету актуальные темы для курсовых и дипломных проектирований.
2.1.9. Принимать участие в работе Государственных аттестационных комиссиях Университета.
2.1.10. Оказывать Школе и Университету финансовую поддержку для осуществления мероприятий, направленных на совершенствование учебного процесса и развитие материально-технической базы.

2.2. Обязательства Университета
2.2.1. Участвовать в организации и комплектовании профильных классов Школы.
2.2.2. Предоставлять материально-техническую базу Университета для проведения занятий по физике, математике, химии. Проводить занятия по данным предметам преподавателями Университета.
2.2.3. Привлекать одаренных учащихся из профильных классов к совместной научной работе на кафедрах Университета.
2.2.4. Привлекать ведущих специалистов Предприятия для участия в работе Государственных аттестационных комиссий.
2.2.5. Организовывать рекламные кампании в Университете для повышения рейтинга Предприятия среди студентов.

2.3. Обязательства Школы
2.3.1. Организовывать профильные классы с углубленным изучением математики, физики, химии, информатики из числа наиболее способных учащихся школ города, ориентированных на поступление в Университет и дальнейшую работу на Предприятии.
2.3.2. Обеспечивать учащихся профильных классов совокупностью знаний и навыков, предусмотренных учебной программой в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.
2.3.3.Назначать преподавателей в профильные классы по согласованию с Университетом и Предприятием и создавать условия для проведения занятий в Школе.
2.3.4. Проводить профориентационную работу с учащимися, с учетом планов Предприятия по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием.
2.3.5. Организовать совместные с Университетом и Предприятием проверки знаний и умений учащихся профильных классов.
2.3.6. По запросам Университета и Предприятия представлять информацию об успеваемости учащихся профильных классов.

3. Ответственность сторон

3.1. Договаривающиеся Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязательств в соответствии с действующим законодательством.

4. Изменение и расторжение договора

4.1. Все изменения и дополнения к настоящему договору оформляются дополнительным соглашением Сторон, которое является неотъемлемой частью настоящего договора.
4.2. Договор может быть расторгнут досрочно по письменному соглашению Сторон. Предложение о досрочном расторжении настоящего договора должно быть рассмотрено другими Сторонами в течение 15 дней.

5. Разрешение споров

5.1. В случае возникновения споров по вопросам, предусмотренным настоящим договором или в связи с ним, Стороны примут все меры к их разрешению путем переговоров.
5.2. В случае невозможности разрешения указанных споров путем переговоров, они будут разрешаться в порядке, установленном действующим законодательством.

6. Прочие положения

6.1. Настоящий договор составлен в трех экземплярах, из которых один находится на Предприятии, другой — в Университете, третий — в Школе.
6.2. Договор вступает в силу с момента его подписания Сторонами.
6.3. Договор заключается сроком на 5 лет.
6.4. Стороны в срок не позднее 2 месяцев до окончания срока договора извещают друг друга о его продлении или расторжении.

А. Коннова,
ведущий специалист отдела обучения и
развития персонала Управления по работе с
персоналом, ОАО «Салават-нефтеоргсинтез»

«Кадровик. Кадровое делопроизводство», N 10, октябрь 2009 г.



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит