Рынок труда в России: как определить стоимость вакансии | Новости | 123-Job.ru

Рынок труда в России: как определить стоимость вакансии


17.01.2017

the job market

Один из важнейших вопросов, который диктует рынок труда в России: как определить стоимость вакансии для новых сотрудников?

План:

Для чего надо определять стоимость вакансии.

Какие ресурсы могут послужить базой для исследования.

Как определить объем выборки.

Как обработать данные и получить точный результат.

Знаете ли вы, какую зарплату вашему соискателю готовы заплатить конкуренты? С развитием новых технологий современные предприятия часто сталкиваются с необходимостью поиска сотрудников на должности, которых ранее не было в штатном расписании. Рынок труда в России развивается, несмотря на череду кризисов. Сложность момента заключается в том, что перед работодателем встает задача самостоятельно определить стоимость вакансии и решить, какой размер заработной платы надо назначить новому специалисту. С одной стороны, работодатель имеет определенную самостоятельность в выборе зарплатной политики, но с другой – ничто не мешает кандидату пойти на другое место работы, где работодатель готов заплатить большее вознаграждение.

Поэтому все вопросы, связанные со среднерыночными показателями по оплате труда, руководитель должен решить самостоятельно. Тем более, если речь идет о ценном работнике, кадровой специалист  должен знать, как определить стоимость вакансии на рынке труда. Если работодателю не удается самостоятельно найти сотрудников для своего предприятия, специалисты рекомендуют воспользоваться услугами профессиональных агентств.

В качестве донорских ресурсов, позволяющих собрать и систематизировать информацию о стоимости интересующей вакансии в аналогичных компаниях, можно рассмотреть:

— международные и федеральные ресурсы: hh.ru, job.ru, superjob.ru, vacant.ru, rosrabota.ru и др.

— универсальные поисковые системы, предназначенные для поиска персонала: trud.com, indeed.com;

— официальный сайт Роструда – trudvsem.ru;

— электронные версии газет и доски объявлений: avito.ru, «ищу работу» и др.

Прежде, чем выполнить оценку вакансии на рынке, специалисты Московского кадрового центра «Фаворит» рекомендуют сформировать цель и определить задачи, которые надо выполнить для ее достижения. В результате чего можно получить:

— портрет и объем выборки;

— источники информации;

— анализ достоверности результатов.

Для того чтобы определить стоимость вакансии, на следующем этапе специалисты составляют потрет выборки. Цель этого процесса стоит в том, чтобы выявить:

— какие сведения работных ресурсов надо сфокусировать, чтобы получить обзор зарплат;

— какие ресурсы будет приняты в качестве источников информации.

Чтобы безошибочно сформировать пакет требований к тем организациям, штат которых выдаст выборка, необходимо учитывать:

— место расположения компании (регион);

— сферу основной деятельности;

— производственную структуру (количество филиалов и дочерних предприятий);

— масштаб предприятия (численность работников);

— вид капитала (отечественный, иностранный, смешанный).

Рынок труда в России носит разноплановый характер, поэтому единой методологии в выборе приоритетных параметров здесь нет. Вероятно, для разных предприятий определяющими критериями будут разные позиции. Например, для поиска удаленного сотрудника регион не важен, а большую значимость имеет отраслевое направление народного хозяйства.

Перечень требований к специалисту, претендующему на свободную вакансию, можно взять из сформированного портрета выборки, который включает:

— вид и уровень профессиональной подготовки;

— опыт работы в данной должности;

— профессиональные навыки, знания, умения;

— график работы (указать разновидность);

— перечень основных обязанностей;

— категория занятости (частичная или полная).

Все выбранные параметры следует зафиксировать в виде таблицы, чтобы удобно было в любой момент найти нужную информацию.

Определение объема выборки

Чтобы выборка по заданной вакансии была качественной, необходимо, как можно, точнее указывать исходные параметры и требования к специалисту. Когда выбирают число выборки, то имеют ввиду число запросов от 4 до 30 единиц. При этом, средняя выборка должна содержать 20 – 25 адекватных ответов.

Формирование выборки

На практике используют 2 варианта выборки:

Предложения работодателей + пожелания соискателей к зарплате (зарплатные ожидания);

Предложения работодателей (исключительно).

В процессе формирования выборки необходимо учесть, что одинаково звучащие должности на практике могут иметь различную функциональность, и наоборот. Чтобы получить достоверный результат, не обязательно отслеживать результат со 100% — ной степень соответствия. Для оценки достаточно предпочесть критерий 60 – 70 процентов.

В процессе анализа рынка труда нельзя оставлять без внимания структуру заработной платы (дохода). В нее может входить базовая часть (оклад), ежемесячные надбавки, процент от выполненных работ и т. п. Некоторые работодатели при собеседовании обсуждают вопрос не только о размере заработной платы, но структуре (премии, надбавки и т.п.).

Чтобы уточнить размер зарплаты на тех предприятиях, которые представляют наибольший интерес, (конкуренты, инноваторы, федеральные сети и т.п.), можно позвонить под видом соискателя и уточнить интересующие вопросы по вакансии.

Важно помнить: в выборку надо включать только те позиции, по которым без труда можно определить вид и размер дохода работника.

Всю собранную информацию следует оформить в виде таблицы. Чтобы ускорить поиск нужной информации, можно в Excel сформировать программу для автоматизации поиска позиции по искомым параметрам.

Обработка данных

Для удобства обработки результатов надо все позиции числовые показатели с разных сайтов привести в сопоставимый ряд. Например:

— для вакансий с зарплатой от …  до …;

— для вакансий с зарплатой от …;

— для вакансий с зарплатой до ….

Далее полученную базу следует распределить по соответствующим графам, по принципу возрастания. Для этого в таблице Excel надо включить сортировку от минимальной величины к максимальной. Полученный результат следует зафиксировать, представив в удобном для чтения формате.

Для компаний, набирающих небольшой штат сотрудников, на данном этапе можно остановиться. Они уже смогут сделать вывод о том, как определить стоимость вакансии на рынке труда на основе полученных данных.

Для продвинутых работодателей, которые на научном уровне строят свою работу, разработан следующий, более сложный алгоритм анализа полученной выборки. Что делать: рынок диктует свои условия, и надо шагать в ногу со временем.

Использование математической модели

Для того чтобы с наибольшей вероятностью определить точность выборки, специалисты МКЦ «Фаворит» рекомендуют вычислить следующие показатели:

— средний арифметический показатель по выборке;

— коэффициент вариации.

Целью такого исследования является проверка, насколько объективны собранные сведения, и могут ли они быть использованы для расчета средней стоимости вакансии на рынке труда. Критерием достоверности является коэффициент, равный 33%. Если полученное значение превышает 33%, то результаты можно использовать для планирования своей деятельности. Если в рамках исследуемой вакансии этот показатель меньше 33%, то это свидетельствует о неоднородности данных. В таком случае надо исключить неточные запросы и величины, максимально отклоняющиеся от среднего значения по выборке.

Как найти коэффициент вариации

Опередить дисперсию (меру отклонения от средней величины);

Найти коэффициент вариации.

Правила нахождения этих величин можно найти в курсе «Теория вероятностей и математическая статистика», который также необходим для того, чтобы определить:

Минимальный и максимальный показатель массива данных;

Моду (наиболее часто встречающееся значение);

Медиану (среднее значение, разделяющее полученный ряд на 2 равные части);

Верхний и нижний квартили (в статистике – значения, за пределами которых встречаются случайные величины).

Полученные результаты необходимо оформить в виде таблицы, которая является итоговым результатом обзора

заработных плат и одновременно – основой для формирования HR – бюджета и составления работного предложения.

ВНИМАНИЕ: если в штате вашей компании нет сотрудника, который мог бы выполнить такую работу, специалисты Международного кадрового агентства «Фаворит» готовы рассмотреть заявку и определить стоимость услуг по подбору персонала для вашего региона.

 


Написать комментарий