ИТ-отделы и кадровики — проблемы взаимоотношений в компании | Новости | 123-Job.ru

ИТ-отделы и кадровики — проблемы взаимоотношений в компании


02.11.2010

Как и все работники, ИТ-персонал редко вступает в ссоры с HR-отделом. Но как их «грехи» сравнимы с проступками других сотрудников?

Названия отделов говорят сами за себя — трудовые ресурсы и технический отдел. Один департамент ориентирован на людей и оценивает навыки межличностного общения, другой сосредоточен на ресурсах, которые тоже могут отличаться темпераментом, но требуют другого набора умений, чтобы ими управлять.

Если внимательно посмотреть на разность этих двух кланов, то станет понятно, почему ИТ и HR время от времени вступают друг с другом в борьбу. Со стороны ИТ это идет скорее от представления, что в общей своей массе HR не настолько хорошо разбираются в технике, как могли бы, и поэтому частенько названивают в службу компьютерной помощи с глупыми вопросами. Но и об ИТ-департаментах у кадровиков есть свое сложившееся мнение. Отсутствие навыков работы с людьми, страсть к хакерству и даже, в некоторых случаях, сомнительная личная гигиена вот лишь некоторые стереотипы, которые по-прежнему бытуют о технарях. Однако бывают случаи, когда ИТ-персонал переходит черту и сталкивается с дисциплинарными правилами, разработанными HR-отделом. К счастью, подобные инциденты происходят достаточно редко, но есть ли какие-то взыскания, которые касаются только лишь сотрудников ИТ, или они применимы ко всем?

Специалисты Silicon.com, беседуя с инсайдерами, попытались определить наиболее распространенные нарушения технарей и как их избежать.
Наблюдение за ИТ-наблюдателями
ИТ-департамент находится на первой линии обороны, когда речь идет о наблюдении за использованием технологий в компании. Зачастую в этом деле им помогают специализированное ПО, которое отмечает любое сомнительное использование электронной почты или интернета компании и доносит эту информацию до тех, кто отвечает за подобные вопросы.

Но в любом случае, ИТ-персоналу предоставляют право либо поддерживать порядок у других, либо администрировать мониторинг софта, и возникает вопрос, а кто же наблюдает за самими «наблюдателями»? Зачастую это их ИТ-коллеги или непосредственные начальники, работающие в том же отделе, что может привести к ситуации, когда даже самые серьезные нарушения будут «храниться» внутри самой ИТ-команды.

Опрос 2009 года, проведенный компанией Cyber Ark, показал, что 35% ИТ-сотрудников признались в том, что получали доступ к корпоративной информации без авторизации, в то время как 74% респондентов утверждают, что они могли бы обойти действующие системы контроля. «Одной из главных проблем, касающейся предотвращения нарушений, которые совершает ИТ-персонал, является вопрос о том, кто контролирует саму «полицию», — говорит Ричард Мартин, партнер юридической фирмы Speechly Bircham. — В чью компетенцию входит слежение за тем, чем занимаются сотрудники?».

Решение данного вопроса заключается не только в том, чтобы иметь вышестоящих ИТ-сотрудников, ежедневно контролирующих работу своих подчиненных, но и проводить регулярные отдельные проверки. Однако такой мониторинг должен осуществляться так, чтобы не нарушать прав подозреваемого. Например, недавно организация по защите информации оштрафовала немецкую транспортную компанию Deutsche Bahn на 1,1 млн евро за проведение мониторинговой деятельности, которая была признана незаконной.
«Неподдерживающая» техподдержка
ИТ-фольклор буквально переполнен примерами глупых звонков в компьютерную службу помощи. Но и тех, кто находится по другую сторону провода, поведение технических работников тоже может привести в бешенство.

Менеджер по маркетингу одной ИТ-компании Мэтью Конноутон вспоминает: «Несколько лет назад, работая в другой компании, я хотел спросить одного нашего ИТ-специалиста, который сидел недалеко от меня, о каком-то пустяке, связанным с совместимостью. Тот человек просто не дал мне договорить и заорал: «А вы зарегистрировали свой запрос в службе помощи?». И если поначалу такие истории меня забавляли, то после того, как они повторились раз десять, я стал приходить в ярость, что надо мной насмехаются перед лицом моих коллег». В итоге, отправив запрос в службу поддержки, Конноутон получил довольно скупой ответ, и конфликт между двумя сторонами пришлось разрешать с участием их непосредственных начальников.

Службы компьютерной помощи являются источником вражды между ИТ-персоналом и пользователями, но немного терпения с обеих сторон могут исправить ситуацию в лучшую сторону.
Неравные возможности
Несправедливо полагать, что весь ИТ-персонал является сторонником гендерной дискриминации, но факт есть факт, и женщины по-прежнему недостаточно представлены в этой профессии.

Согласно исследованиям, проведенным профессиональными ИТ-организациями — BCS, e-Skills UK и Intellect — соотношение между мужчинами и женщинами-сотрудниками равно четыре к одному. Что вызывает еще большее беспокойство, так это то, что во всех возрастных группах ИТ-специалисты женского пола зарабатывают меньше своих коллег-мужчин. Хотя, конечно, ни один из этих примеров не доказывает, что подобное может ввергнуть ИТ в конфликт с HR-отделом, работа в среде, где доминируют мужчины, повышает вероятность того, что такое поведение будет время от времени проявляться. По мнению одного из самых известных британских ИТ-специалистов Тима Бернера-Ли, культура «крутых парней», процветающая в ИТ, отталкивает женщин от вступления в эту профессию.
Безвредное хакерство?
Хотя термин «хакерство» среди широкой публики имеет негативный смысл, в ИТ-кругах он исторически относится к склонности технических специалистов заниматься халтуркой. Однако пока подобные работы выполняются в системе компании или на ее оборудовании, ИТ-персонал может попасть в сложное положение перед лицом HR-отдела и руководством компании.

По данным исследования Fortify Software, половина опрошенных ИТ-специалистов, работающих с системами безопасности, признались в хакерстве. И хотя эта цифра заставляет крепко задуматься, 73% респондентов ответили, что они поступали так, чтобы проверить мощь своих собственных систем защиты сети. Тем не менее, другие 13% сказали, что занимались этим из любопытства или баловства, а 3% сознались в том, что делали это для конкурирующих компаний.

Тем не менее, хотя хакерство внутри компании и кража данных могут быть серьезной проблемой, не все хакерские инциденты являются нарушениями. Один ИТ-инсайдер рассказал такую историю: «В 2009 году одна компания разработала систему предотвращения потери данных и тестировала ее внутри компании. Она обнаружила, что один товарищ из команды разработчиков ПО отправлял по электронной почте документы в конкурирующую организацию. Это было похоже на настоящий шпионаж. Но, расследуя это дело, оказалось, что родным языком разработчика был иврит, и он для проверки отправлял документы своей жене, владевшей английским лучше, чем он (а она-то как раз и работала на конкурирующую компанию), перед тем, как официально отправить их заказчикам и партнерам». Его не подвергли дисциплинарному взысканию, поскольку не нашли достаточных оснований нарушения, а предложили пройти языковой курс обучения и курс по системам ИТ-безопасности.

Если человек работает после официального рабочего времени, это тоже может привести к конфликтам между кадровиками, руководством и ИТ-сотрудниками, потому что они работают над собственными проектами на оборудовании компании.

«Большинство организаций включают в свои контракты определенные условия и положения, которые гласят, что они имеют право на все, — говорит Чен. — Сотрудникам оплачивают работу только с девяти до пяти, и все их изобретения, если они находятся на рабочем месте, становятся собственностью организации».

Помимо кодексов поведения существуют отраслевые организации, которые поддерживают внедрение этих самых стандартов поведения. Институт BCS, например, стремится поставить техническую профессию в один ряд с юристами или бухгалтерами. «ИТ-специалистам, в частности, очень важно, что это именно они могут устанавливать стандарты для своей организации, и они профессионально подходят к выполнению своих обязанностей».

Источник: @Astera