За советом и помощью | Новости | 123-Job.ru

За советом и помощью


15.07.2010

Деятельность кадровика настолько разнообразна, что знать ее в совершенстве не способен ни один специалист. Трудно пришлось бы кадровику, если бы со всеми стоящими перед ним задачами ему приходилось справляться в одиночку и учиться только на собственных ошибках. Но, к счастью, в непредвиденной ситуации менеджер по персоналу всегда может обратиться к опыту и знаниям других профессионалов. Даже если он практик с многолетним стажем, время от времени ему все-таки требуется квалифицированный совет.

Крепкое плечо коллеги

Любой «персональщик» согласится, что понимающий руководитель это большое везение, особенно когда он еще и топ-менеджер компании. А уж если к такому человеку можно обратиться за советом, рассказать о возникших трудностях или попросить у него поддержки, то это просто огромная удача.

Будучи юрисконсультом одной из самарских фирм, постоянно помогала кадровикам в их работе, рассказывает Наталья Копейкина, начальник кадрового учета ООО «Группа компаний «ОПТИМА» (г. Москва). Когда генеральный директор предложил мне занять место ушедшей на заслуженный отдых начальницы отдела кадров, взялась за новое дело с удовольствием. Он же и помогал мне делать первые шаги в должности, за что я ему очень благодарна. Помогал не только словом, но и делом. Например, когда я хотела повысить квалификацию или прослушать нужный семинар, мне тут же выдавалось разрешение на учебу. Наверное, поэтому я и проработала на предприятии 13 лет. Директора менялись, но все они прислушивались к моим просьбам и пожеланиям, в случае необходимости я всегда могла обратиться к ним за советом. Легко работать, когда находишь общий язык с руководителем.

Татьяна Теглецова, директор по управлению персоналом, «Холдинговая компания Incotex» (г. Москва), считает, что самой большой проблемой в ее профессиональной деятельности было управление сотрудниками собственного отдела.

Менеджерские функции тогда были для меня непривычными. Оказалось, что помимо выполнения собственных обязанностей, нужно добиваться качественной своевременной работы и от подчиненных. Вот тогда-то и пришла на помощь моя непосредственная руководительница, которая и успокаивала, и советовала, и поддерживала меня. Спасибо ей за это!

Но, если «не повезло» с руководителем, наверняка рядом в нужный момент найдутся опытные сотрудники, готовые поделиться своим мастерством даже в том случае, если в компании не разработана система наставничества. Некоторые молодые специалисты боятся проявить свою некомпетентность в том или ином вопросе, пытаются решить проблему без посторонней помощи, путем проб и ошибок. А ведь вполне вероятно, что у них под боком работает «кладезь знаний» какая-нибудь МарьИванна, которая знает выход из любой трудной ситуации. Поэтому, придя на новую работу, стоит первым делом поинтересоваться у коллег, кто среди них пользуется особым авторитетом как специалист, и постараться наладить хорошие отношения с этим человеком.

Татьяна Теглецова вспоминает свои первые шаги в профессии с особой теплотой:

Мне повезло в жизни с наставниками. Кадровой работе меня обучали замечательные люди мои старшие коллеги. Если бы не их помощь в начале карьеры, я бы наделала значительно больше ошибок.

Зачастую помощь приходит, откуда ее совсем не ждешь. Например, от сотрудника другого отдела или подчиненного, готовых тратить личное время на решение ваших проблем.

На должность директора по персоналу я пришла из консалтинга, имея опыт внедрения системы управления персоналом у клиента и пребывая в уверенности, что прекрасно знаю, как эта система должна функционировать, говорит Екатерина Днепровская, директор департамента персонала, ООО «Управляющая компания «Фирма Энроф» (г. Москва). Как любой консультант, считала кадровое делопроизводство чем-то примитивным и недостойным особого внимания. Очень благодарна начальнику отдела кадров моей компании за то, что она взяла на себя труд обучить своего нового руководителя, терпеливо разъясняя все нюансы этого непростого дела.

А Татьяна Теглецова признается, что очень любит общаться с производственниками (начальниками цехов, подразделений, участков) у них всегда есть чему поучиться и есть возможность получить необходимую для работы информацию.
Кадровик кадровика видит издалека

Для многих специалистов по персоналу «первой помощью» при возникновении проблем становятся их коллеги из других компаний.

Со мной в отделе работает сильная команда, коллективный разум которой способен свернуть горы. Однако иногда приходится сталкиваться с действительно сложными проблемами, и тогда я консультируюсь с HR-менеджерами других компаний, благо за годы работы уже со многими специалистами на этом рынке успела познакомиться и по­дружиться, рассказывает Екатерина Днепровская.

Кадровики всегда стараются поддерживать друг с другом отношения. Для совместного решения наболевших вопросов и создаются профессиональные сообщества кадровиков, местные HR-клубы, организуются многочисленные конференции. На любых общественных мероприятиях можно видеть, как специалисты по персоналу активно обмениваются визитками, закладывая основу будущих деловых и дружеских отношений.

Татьяна Теглецова отмечает, что и раньше кадровики между собой общались и дружили. Тогда такое общение было особенно ценно, потому что в их арсенале не было ни Интернета, ни качественной профессиональной литературы. Часто приходилось обращаться к коллегам, чтобы посоветоваться, как заполнить новый образец того или иного документа, что делать с прогульщиком, где взять редкого специалиста и т.д. Кадровики знакомились на различных курсах повышения квалификации и продолжали общаться долгие годы: устраивали дружеские посиделки, ездили вместе отдыхать и, конечно же, делились друг с другом секретами своего мастерства. До сих пор Татьяна общается со многими «ветеранами» профессии:

С удовольствием посещаю встречи одного из столичных кадровых клубов, где собираются специалисты по управлению персоналом как раз для того, чтобы обсудить насущные проблемы. Там в веселой дружеской обстановке всегда можно узнать что-то новое и потом применить это в своей работе.

Любая сложная задача, которая ставится перед кадровиком, как правило, когда-то уже решалась его коллегами из других компаний. Остается только найти среди знакомых тех, кто поделится этим решением и предостережет от возможных ошибок. Даже опытный специалист время от времени нуждается в совете по внедрению той или иной технологии. Зачем «изобретать велосипед», когда знакомые HR-менеджеры уже использовали требуемую технологию и готовы поделиться своими знаниями в этой области, удивляется Марина Диканова, руководитель службы по работе с персовалом, Издательский дом Родионова (г. Москва). Так, внедряя технологии оценки кадров, она воспользовалась рекомендациями профессионалов из других компаний и сотрудников консалтинговой фирмы, рассказавших ей не по обязанности, а по дружбе тонкости методики. В процессе работы Марина усовершенствовала предложенную модель, адаптировала ее к условиям своей компании, а благодаря профессиональной поддержке смогла избежать многих проблем. Она уверена, что всегда может рассчитывать на помощь коллег, потому что и сама старается им помогать, например, порекомендовать подходящего кандидата или поделится личным опытом.
реплика

Работать по специальности я начала на 3-м курсе вуза на должности менеджера по подбору персонала в рекламном агентстве. Основы рекрутинга освоила довольно быстро. Для того чтобы двигаться дальше, в свободное от работы время стала помогать руководителю отдела персонала в ведении кадрового делопроизводства (КДП). С его изучением все было гораздо сложнее. Приходилось во многом разбираться самой, используя специализированную литературу, искать ответы на свои вопросы на профессиональных сайтах. Основными источниками информации для меня в то время были:

* интернет-сайты для кадровиков;
* Трудовой кодекс РФ;
* знания и опыт руководителя отдела персонала;
* помощь бухгалтера в освоении компьютерной программы, предназначенной для ведения кадровой документации;
* специализированные издания;
* профессионально-ориентированные дисциплины в университете и помощь педагогов.

Освоив КДП, я отметила для себя дальнейший возможный путь развития проведение корпоративного обучения, разработка и реализация бизнес-тренингов. Окончила школу корпоративных тренеров, но этого было недостаточно для того, чтобы чувствовать себя профессионалом вследствие отсутствия необходимого опыта. Его приобретала во время посещения тренингов, проводимых руководителем отдела персонала. Также нередко была инициатором встреч бизнес-тренеров различных компаний, на которых мы обменивались опытом, но и проводили мозговые штурмы, находили оптимальные способы взаимодействия с аудиторией.

В настоящее время, дабы избежать «зашоренности» взглядов, регулярно изучаю специализированные издания и профессиональные сайты, общаюсь на форумах для кадровиков и посещаю семинары.
Учиться и учиться

Многие кадровики считают самообучение основой профессионального мастерства.

Мне приходилось выстраивать деятельность службы персонала с нуля, рассказывает Марина Диканова. В процессе работы возникало много трудностей, и в основном я преодолевала их с помощью специализированной литературы самостоятельно изучала нужные технологии. По мере приобретения опыта захотелось узнать и из других источников о практическом применении того, что написано в книгах. Меня больше привлекает литература по необходимым в работе дополнительным направлениям юриспруденции, финансам, экономике и т.п.

Качественный семинар или тренинг также способен дать кадровику подсказку, как решить ту или иную задачу, воплотить давно задуманный проект или исправить ошибку в работе. Обычно на таких занятиях слушатели задают много вопросов докладчику, потому особенно важно, чтобы семинар проводил специалист-практик, способный если не разрешить на месте сложную ситуацию, то хотя бы дать правильное направление, в котором кадровик должен действовать. Так, Наталья Копейкина признается, что для повышения квалификации часто посещает семинары, особенно те, которые организует Национальный Союз Кадровиков. Она считает эти занятия замечательной школой практики, а полученные там знания использует в каждодневной работе.

В последние годы большим подспорьем для HR-ов стали профессиональные сайты и форумы. Достаточно посмотреть на заголовки некоторых тем форума www. kadrovik. ru «Срочно нужен профессиональный совет!», «Помогите разобраться», «Что делать, если» и т.п., чтобы понять, куда в первую очередь обращаются специалисты, нуждающиеся в рекомендациях коллег. На сайте есть свои «гуру» кадровики, пользующиеся большим авторитетом у посетителей форума. К ним можно обратиться с любым вопросом и быстро получить квалифицированный ответ.

Не всегда удается зайти на сайт www. kadrovik. ru в рабочее время, но зато дома после работы просматриваю все темы и частенько нахожу там что-то нужное для дела, рассказывает Татьяна Теглецова.

А Наталья Копейкина сознается: как пришла на форум www.kadrovik.ru в марте 2004 года, так по сей день и остается его завсегдатаем и активным участником.

Источник: журнал «КАДРОВИК.РУ»