Адаптация сотрудника — формализуем каждый шаг | Статьи | 123-Job.ru

Адаптация сотрудника — формализуем каждый шаг


21.03.2010

От процесса адаптации зависит, как быстро новый сотрудник сможет приносить организации необходимую прибыль. Вторая задача — это снижение издержек по поиску и найму новых сотрудников. Наличие четко регламентированной процедуры адаптации снижает риск ухода сотрудника из организации.

Поэтапное выстраивание системы адаптации

Для разработки системы адаптации персонала наша организация воспользовалась методикой проектирования этой системы, которая включает в себя:
выбор подхода к созданию системы адаптации с учетом потребностей, ресурсов и потенциала организации;
формирование структуры процесса адаптации;
разработку необходимой документации;
планирование внедрения системы адаптации персонала.
Указанная методика позволяет реализовать на практике теоретические положения, изложенные в части первой данной дипломной работы.
Весь комплекс работ по выстраиванию системы адаптации условно делится на пять блоков (табл. 1):
В данной статье затрагивается лишь первый и второй блоки данной методики проектирования системы адаптации.

Предпроектная подготовка

Первый этап. В связи с управленческим решением, выработанным руководством, основными целями внедрения новой системы адаптации являются:
1. Ускорение процесса вхождения нового сотрудника в должность:
достижение им необходимой эффективности работы в минимальные сроки;
уменьшение количества возможных ошибок, связанных с освоением функциональных обязанностей.
2. Сокращение текучести персонала:
снижение количества сотрудников, не прошедших испытательный срок;
снижение количества сотрудников, покинувших организацию в течение первого года работы.
3. Общее повышение эффективности деятельности компании «1С: Бухучет и Торговля».
Результатами внедрения усовершенствованной системы адаптации в компании «1С: Бухучет и Торговля» будут:
Снижение уровня текучести персонала и увеличение продолжительности работы сотрудников в компании.
Снижение затрат по подбору персонала.
Направление средств, затраченных на обучение новых сотрудников, на повышение профессионального уровня работающих сотрудников.
Возможность планирования карьеры сотрудников и формирования кадрового резерва.

Таблица 1

Этапы построения системы адаптации

————————T————————————T—————————————-¬
¦ Наименование блока N ¦ Содержание работ ¦ Результаты ¦
¦ п/п ¦ ¦ ¦
+———————-+————————————+—————————————-+
¦ 1. Предпроектная ¦Определение цели и ожидаемых¦Определены цели и разработан подробный¦
¦ подготовка ¦результатов внедрения программы¦план внедрения программы. ¦
¦ ¦адаптации. Разработка плана работ¦Сформирована рабочая группа. ¦
¦ ¦по внедрению программы. Определение¦Определен руководитель процесса. ¦
¦ ¦круга специалистов, входящих в¦ ¦
¦ ¦рабочую группу. Закрепление¦ ¦
¦ ¦руководителя процесса адаптации. ¦ ¦
+———————-+————————————+—————————————-+
¦ 2. Разработка ¦Выстраивание логики всей процедуры¦Положение об адаптации издано. ¦
¦ документов и ¦адаптации — от подготовки к приходу¦Систематизированы все существующие¦
¦ предложений ¦сотрудника до завершения периода. ¦элементы адаптации. ¦
¦ ¦Описание последовательности¦Разработаны необходимые приложения¦
¦ ¦процесса адаптации с определением¦(формат плана, справочники, буклеты,¦
¦ ¦всех необходимых форм и приложений.¦программа адаптационного семинар ¦
¦ ¦Разработка Положения об адаптации и¦ ¦
¦ ¦справочных материалов об¦ ¦
¦ ¦организации. ¦ ¦
+———————-+————————————+—————————————-+
¦ 3. Обучение ¦Разъяснение руководству¦Проведены обучающие семинары. ¦
¦ ¦актуальности внедрения процедуры¦Руководители понимают и поддерживают¦
¦ ¦адаптации и ее роли в решении¦программу адаптации. ¦
¦ ¦существующих проблем управления¦ ¦
¦ ¦персоналом. Проведение ряда¦ ¦
¦ ¦обучающих семинаров для линейных¦ ¦
¦ ¦руководителей и наставников с целью¦ ¦
¦ ¦освоения ими инструментов¦ ¦
¦ ¦адаптации. ¦ ¦
+———————-+————————————+—————————————-+
¦ 4. Мониторинг ¦Запуск программы адаптации¦Каждый новый сотрудник встречается и¦
¦ ¦персонала. Подведение промежуточных¦адаптируется по новым правилам. ¦
¦ ¦итогов и отслеживание контрольных¦Получена обратная связь по процедуре¦
¦ ¦точек, из которых поступает¦адаптации. ¦
¦ ¦информация о ходе и проблемах¦Подведены промежуточные итоги. ¦
¦ ¦процесса. Анализ всех элементов¦Выработаны решения проблемных моментов. ¦
¦ ¦процедуры адаптации на основе¦ ¦
¦ ¦обратной связи новых сотрудников,¦ ¦
¦ ¦их руководителей и наставников.¦ ¦
¦ ¦Коллективное обсуждение участниками¦ ¦
¦ ¦процесса промежуточных итогов¦ ¦
¦ ¦адаптации. ¦ ¦
+———————-+————————————+—————————————-+
¦ 5. Корректировка ¦Введение в программу адаптации¦Индивидуализация отдельных элементов¦
¦ ¦необходимых изменений. ¦процедуры адаптации. ¦
L———————-+————————————+——————————————

Матрица адаптации

На втором этапе, согласно методике проектирования системы адаптации, наша организация воспользовалась инструментом «Матрица адаптации» автора Н.В. Володиной [1], применение которого позволяет сформировать перечень адаптационных инструментов для нового сотрудника в зависимости от его должности.
Достаточно часто бывает, что применяемые в компании инструменты адаптации подходят не для всех сотрудников, а также часть сотрудников остаются вне зоны внимания в первые месяцы работы.
Такие вопросы не возникают, если в компании разработана Матрица адаптации. Ее применение позволяет формировать перечень адаптационных инструментов для нового сотрудника в зависимости от его должности.

———————————¬ —————¬
¦1. Молодые специалисты ¦ ¦ Инструменты ¦
¦2. Рядовые сотрудники ¦ L—————
¦3. Специалисты, служащие ¦ —————¬
¦4. Сотрудники удаленных офисов ¦ ¦Ответственный¦
¦5. Руководители среднего звена ¦ L—————
¦6. Руководители высшего звена ¦ —————¬
L——————————— ¦ Период ¦
L—————

Рис. 1. Матрица адаптации персонала

Матрица адаптации подразумевает ответ на четыре вопроса (рис. 1):
1. Кого адаптируем?
2. Когда это происходит?
3. Как адаптируем?
4. Кто ответственен за процесс адаптации?
При анализе существующей системы адаптации объектом была выбрана часть организации — Управляющая компания.
Весь персонал управляющей компании условно можно поделить на 3 группы:
1) низкоквалифицированные работники, вспомогательный персонал (секретари, курьеры, операторы на телефон);
2) специалисты, в том числе молодые (менеджеры по продажам, специалисты по внедрению 1С, сопровождению 1С, бухгалтеры, маркетологи, web-программисты, логисты, финансисты, методисты, IT-специалисты и др.);
3) руководители (все подразделения). Период адаптации в компании — 3 месяца для всех групп персонала. Он будет разбит на определенные этапы адаптации:
до начала работы нового сотрудника в компании;
вводный: первый день сотрудника в компании;
ознакомительный: первая неделя работы;
вхождение в должность: 3 месяца;
оценочный: за 2 недели до конца испытательного срока;
заключительный: за 3 дня до конца испытательного срока.
Перечень адаптационных инструментов, которые будем использовать:
подготовленное рабочее место;
план вхождения в должность;
наставничество;
книга сотрудника и другие документы;
знакомство с коллегами и руководителем;
экскурсия по офису;
курс о компании;
корпоративный сайт;
профессиональное обучение;
адаптационные беседы;
аттестация.
Круг ответственных: руководитель (Р); наставник (Н); менеджер по персоналу (МП).

Таблица 2

Матрица адаптации для компании «1С: Бухучет и Торговля»

—————————————————————————————————-¬
¦ До начала работы нового сотрудника в компании ¦
+—————————T————————————T————————————+
¦ Низкоквалифицированные ¦ Специалисты ¦ Руководители ¦
¦ работники ¦ ¦ ¦
+—————————+————————————+————————————+
¦1. Подготовка рабочего¦1. Подготовка рабочего места¦1. Подготовка рабочего места¦
¦места сотрудника (МП). ¦сотрудника (МП). ¦сотрудника (МП). ¦
¦2. Составление Плана¦2. Составление Плана вхождения в¦2. Составление Плана вхождения в¦
¦вхождения в должность (Р).¦должность (Р). ¦должность (Р). ¦
¦3. Определение наставника¦3. Определение наставника (Р). ¦3. Определение наставника (Р). ¦
¦(Р). ¦4. Подготовка Папки новичка (МП). ¦4. Подготовка Папки новичка (МП). ¦
¦4. Подготовка Папки¦5. Оформление в отделе кадров.¦5. Информирование коллектива о новом¦
¦новичка (МП). ¦Ознакомление с Положениями¦руководителе (МП). ¦
¦ ¦компании. Инструктажи (МП). ¦6. Оформление в отделе кадров.¦
¦ ¦ ¦Ознакомление с Положениями компании.¦
¦ ¦ ¦Инструктажи (МП). ¦
+—————————+————————————+————————————+
¦ Вводный: первый день сотрудника в компании ¦
+—————————T————————————T————————————+
¦1. Оформление в отделе¦1. Выдача пропусков для прохода в¦1. Оформление в отделе кадров.¦
¦кадров. Ознакомление с¦офис (МП). ¦Ознакомление с Положениями компании.¦
¦Положениями компании.¦2. Вручение трудового договора. ¦Инструктажи (МП). ¦
¦Инструктажи (МП). ¦3. Вручение Папки новичка. ¦2. Выдача пропусков для прохода в¦
¦2. Выдача пропусков для¦4. Знакомство нового сотрудника с¦офис (МП). ¦
¦прохода в офис (МП). ¦коллегами. Экскурсия по офису (МП).¦3. Вручение трудового договора. ¦
¦3. Вручение трудового¦5. Ознакомление с рабочим местом¦4. Вручение Папки новичка. ¦
¦договора. ¦(МП/Н/Р). ¦5. Знакомство нового сотрудника с¦
¦4. Вручение Папки новичка.¦6. Информирование сотрудников о¦коллегами. Экскурсия по офису (МП). ¦
¦5. Знакомство нового¦новичке (МП). ¦6. Ознакомление с рабочим местом¦
¦сотрудника с коллегами.¦7. Первая адаптационная беседа¦(МП/Н/Р). ¦
¦Экскурсия по офису (МП). ¦(МП). ¦7. Информирование сотрудников о¦
¦6. Ознакомление с рабочим¦8. Допуск в базы данных, создание¦новичке (МП). ¦
¦местом (МП/ Н/Р). ¦паролей, электронного адреса (Р/¦8. Первая адаптационная беседа (МП).¦
¦7. Информирование¦МП). ¦9. Допуск в базы данных, создание¦
¦сотрудников о новичке¦9. Беседа с руководителем и/или¦паролей, электронного адреса (Р/МП).¦
¦(МП). ¦наставником. Разъяснение Плана¦10. Беседа с руководителем и/или¦
¦8. Первая адаптационная¦вхождения в должность (Р/Н). ¦наставником. Разъяснение Плана¦
¦беседа (МП). ¦ ¦вхождения в должность (Р/Н). ¦
¦9. Беседа с руководителем¦ ¦ ¦
¦и/или наставником.¦ ¦ ¦
¦Разъяснение Плана¦ ¦ ¦
¦вхождения в должность¦ ¦ ¦
¦(Р/Н). ¦ ¦ ¦
+—————————+————————————+————————————+
¦ Ознакомительный: первая неделя работы ¦
+—————————T————————————T————————————+
¦1. Участие в Курсе о¦1. Участие в Курсе о компании (МП).¦1. Участие в Курсе о компании (МП). ¦
¦компании (МП). ¦2. Оценка по результатам недельной¦2. Знакомство с функциональными¦
¦2. Оценка по результатам¦работы. Отчет сотрудника (Р). ¦руководителями других подразделений¦
¦недельной работы. Отчет¦3. Адаптационная беседа (МП). ¦(Р). ¦
¦сотрудника (Р). ¦ ¦3. Оценка по результатам недельной¦
¦3. Адаптационная беседа¦ ¦работы. Отчет сотрудника (Р). ¦
¦(МП). ¦ ¦4. Адаптационная беседа (МП). ¦
+—————————+————————————+————————————+
¦ Вхождение в должность: три месяца ¦
+—————————T————————————T————————————+
¦1. Мониторинг исполнения¦1. Мониторинг исполнения Плана¦1. Мониторинг исполнения Плана¦
¦Плана вхождения в¦вхождения в должность (один раз в¦вхождения в должность (один раз в¦
¦должность (один раз в¦месяц) (МП). ¦месяц) (МП). ¦
¦месяц) (МП). ¦2. Адаптационная беседа (один раз в¦2. Адаптационная беседа (один раз в¦
¦2. Адаптационная беседа¦месяц) (МП). ¦месяц) (МП). ¦
¦(один раз в месяц) (МП). ¦ ¦ ¦
+—————————+————————————+————————————+
¦ Оценочный: за две недели до конца испытательного срока ¦
+—————————T————————————T————————————+
¦1. Напоминание¦1. Напоминание руководителю (за две¦1. Напоминание руководителю (за две¦
¦руководителю (за две¦недели до конца испытательного¦недели до конца испытательного¦
¦недели до конца¦срока) (МП). ¦срока) (МП). ¦
¦испытательного срока)¦2. Наставник/руководитель передает¦2. Наставник/руководитель передает в¦
¦(МП). ¦в службу персонала план вхождения в¦службу персонала план вхождения в¦
¦2. Наставник/руководитель¦должность с пометками об¦должность с пометками об исполнении,¦
¦передает в службу¦исполнении, дает оценку качеств¦дает оценку качеств работника,¦
¦персонала план вхождения в¦работника, заключение о результатах¦заключение о результатах испытания¦
¦должность с пометками об¦испытания работника (Н). ¦работника (Н). ¦
¦исполнении, дает оценку¦ ¦ ¦
¦качеств работника,¦ ¦ ¦
¦заключение о результатах¦ ¦ ¦
¦испытания работника (Н). ¦ ¦ ¦
+—————————+————————————+————————————+
¦ Заключительный: за три дня до конца испытательного срока ¦
+—————————T————————————T————————————+
¦1. Подведение итогов (Р,¦1. Подведение итогов (Р, Н). ¦1. Подведение итогов (Р, Н). ¦
¦Н). ¦2. Обсуждение результатов Плана¦2. Обсуждение результатов Плана¦
¦2. Обсуждение результатов¦вхождения нового работника в¦вхождения нового работника в¦
¦Плана вхождения нового¦должность (Р, Н, МП). ¦должность (Р, Н, МП). ¦
¦работника в должность (Р,¦3. Уточнение ключевых задач на год,¦3. Уточнение ключевых задач на год,¦
¦Н, МП). ¦определение индивидуального плана¦определение индивидуального плана¦
¦3. Разработка Плана¦развития работника (Р, МП). ¦развития работника (Р, МП). ¦
¦повышения квалификации¦4. Адаптационная беседа (МП). ¦4. Адаптационная беседа (МП). ¦
¦работника (Р, МП). ¦ ¦ ¦
¦4. Адаптационная беседа¦ ¦ ¦
¦(МП). ¦ ¦ ¦
+—————————+————————————+————————————+
¦Условные обозначения: Р — руководитель, Н — наставник, МП — менеджер по персоналу. ¦
L—————————————————————————————————-

На основе проведенного аудита существующей системы адаптации и, учитывая вышеуказанные параметры системы адаптации, была разработана следующая Матрица адаптации для компании «1С: Бухучет и Торговля» (табл. 2).

Рабочее место

Данные этапы адаптации будут включать в себя следующие мероприятия, представленные ниже.
1. Подготовка рабочего места сотрудника. На рабочем месте не должно быть никаких вещей, принадлежавших предыдущему сотруднику. Рабочее место должно быть полностью оборудовано необходимыми инструментами (компьютер, набор канцелярских принадлежностей), необходимых новому работнику для выполнения сотрудником поставленных задач. Для реализации этих задач формируется карта создания рабочего места сотрудника (примерная форма 1).

Введение в должность

План введения в должность нового сотрудника (примерная форма 2) составляется с целью более детального ознакомления со спецификой деятельности компании, с должностью и спецификой предстоящей работы, приобретения конкретных навыков, специфичных для данной должности. План рассчитан на весь испытательный срок. Он составляется совместно руководителем с менеджером по персоналу и отделом обучения. В первый день работы доводится до сведения сотрудника непосредственным руководителем под подпись. Этот этап предполагает полное вхождение нового сотрудника в должность, т.е. полное освоение своих должностных обязанностей, хорошая ориентация в компании, ее деятельности и структуре.

Примерная форма 1

Карта создания рабочего места сотрудника

Ф.И.О. сотрудника: ______________________________________________________________
1. Должность:____________________________________________________________________
2. Подразделение: _______________________________________________________________
3. ФИО непосредственного руководителя: __________________________________________
Должность руководителя:__________________________________________________________
4. Дата выхода сотрудника: «__» __________ 20__г.
5. Рабочее место сотрудника:_____________________________________________________
6.1. Определение и обеспечение рабочего места необходимыми предметами
(ответственный за исполнение — руководитель структурного подразделения):
_________________________________________________________________________________
— рабочее место сотрудника:______________________________________________________
— офисная мебель:________________________________________________________________
— канцелярские принадлежности:___________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Рабочее место определено и обеспечено.
Рабочее место не определено и не обеспечено. Указать причины:
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Подпись ответственного:___________________ (________________)
6.2. Обеспечение рабочего места средствами коммуникации (ответственный за
исполнение — сотрудник Технического отдела):
_________________________________________________________________________________
— стационарный компьютер или ноутбук (нужное — подчеркнуть);
— регистрация нового сотрудника в домене:________________________________________
— установление дополнительных программ (если необходимо, то каких именно):
_________________________________________________________________________________
— телефонный аппарат:
— внутренний номер: _____________________________________________________________
Рабочее место обеспечено.
Рабочее место не обеспечено. Указать причины: ___________________________________
_________________________________________________________________________________

Подпись ответственного: ________________ (______________________)

Примерная форма 2

План введения в должность нового сотрудника

Ф.И.О. сотрудника, проходящего испытательный срок: ______________________________
_________________________________________________________________________________

Подразделение: __________________________________________________________________
Должность сотрудника ____________________________________________________________
Период испытательного срока с ________________ до ________________

Рабочее место подготовлено: —¬ Да —¬ Нет
L— L—
Ф.И.О. наставника
Должность наставника
1. Задачи на период испытательного срока сотрудника
(заполняется наставником совместно с новым сотрудником в начале испытательного
срока)

—————————————T———T———T————-¬
¦ Задачи ¦Планируе-¦Фактичес-¦ Итоги 1 ¦
¦ ¦ мый ¦ кий ¦ месяца. ¦
¦ ¦ срок ¦ срок ¦ Отметка о ¦
¦ ¦выполне- ¦выполне- ¦ выполнении ¦
¦ ¦ ния ¦ ния ¦ (в%) ¦
+—————————————+———+———+————-+
¦1. Изучение пакета документов,¦ ¦ ¦ ¦
¦регламентирующих работу сотрудников¦ ¦ ¦ ¦
¦компании: ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.1. Обязательные документы: ¦ ¦ ¦ ¦
¦Памятка первого рабочего дня, от¦ ¦ ¦ ¦
¦системного администратора. ¦ ¦ ¦ ¦
¦Правила внутреннего трудового¦ ¦ ¦ ¦
¦распорядка. ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.2. Документы, регламентирующие¦ ¦ ¦ ¦
¦работу сотрудника: ¦ ¦ ¦ ¦
¦Должностная инструкция сотрудника. ¦ ¦ ¦ ¦
+—————————————+———+———+————-+
¦2. Изучение работы корпоративных¦ ¦ ¦ ¦
¦компьютерных программ и программных¦ ¦ ¦ ¦
¦продуктов, используемых в¦ ¦ ¦ ¦
¦подразделении: ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.1. Обязательные: ¦ ¦ ¦ ¦
¦Юнион. ¦ ¦ ¦ ¦
¦Интернет, ICQ. ¦ ¦ ¦ ¦
¦Outlook. ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.2. Другие. ¦ ¦ ¦ ¦
+—————————————+———+———+————-+
¦3. Ознакомление с папкой нового¦ ¦ ¦ ¦
¦сотрудника ¦ ¦ ¦ ¦
+—————————————+———+———+————-+
¦4. Сотрудники подразделения, с¦ ¦ ¦ ¦
¦которыми новый сотрудник будет¦ ¦ ¦ ¦
¦взаимодействовать при выполнении своих¦ ¦ ¦ ¦
¦должностных обязанностей: ¦ ¦ ¦ ¦
+—————————————+———+———+————-+
¦5. Посещение «Курса о Компании» ¦ ¦ ¦ ¦
+—————————————+———+———+————-+
¦6. Задачи на испытательный срок¦ ¦ ¦ ¦
¦(заполняются индивидуально для каждой¦ ¦ ¦ ¦
¦должности) ¦ ¦ ¦ ¦
L—————————————+———+———+—————

2. Оценка сотрудника, заканчивающего испытательный срок (заполняется куратором в
конце испытательного срока).
Для оценки сотрудника проставьте баллы напротив каждой компетенции в приведенной
ниже таблице по шкале от 0 до 3:
0 — отсутствие компетенции;
1 — компетенция проявляется слабо;
2 — компетенция проявляется в полной мере;
3 — кандидат в полной мере обладает компетенцией, способен транслировать
компетенцию другим.

———————-T—————————————————————T——¬
¦ Компетенции ¦ Описание компетенций ¦Оценка¦
¦ ¦ ¦(0-3) ¦
+———————+—————————————————————+——+
¦1. Корпоративность ¦Сознательное принятие корпоративных правил, норм и ценностей;¦ ¦
¦ ¦сознательный отказ от действий, наносящих какой-либо ущерб¦ ¦
¦ ¦Компании и ведущих к утрате доверия с ее стороны. Чувство¦ ¦
¦ ¦принадлежности Компании. ¦ ¦
+———————+—————————————————————+——+
¦2. Профессиональная¦Способность личности принимать обоснованные решения в сфере¦ ¦
¦ответственность ¦своей профессиональной деятельности, проявлять настойчивость и¦ ¦
¦ ¦прикладывать волевые усилия для достижения требуемого¦ ¦
¦ ¦результата; готовность отвечать за результаты и последствия¦ ¦
¦ ¦деятельности принятых решений. ¦ ¦
+———————+—————————————————————+——+
¦3. Развитие ¦Осознанное стремление к получению новых знаний, умений и¦ ¦
¦ ¦опыта, любопытство, заинтересованность в использовании новых¦ ¦
¦ ¦возможностей в профессиональной деятельности. Способность¦ ¦
¦ ¦воспринимать другие ценности. ¦ ¦
+———————+—————————————————————+——+
¦4. Работа в команде ¦Понимание значимости совместной деятельности, стремление к¦ ¦
¦ ¦совместному достижению командных целей, ориентация на¦ ¦
¦ ¦сотрудничество, взаимоподдержка и взаимовыручка. ¦ ¦
+———————+—————————————————————+——+
¦5. Энергетический¦Высокая энергетика, активность и способность к переключению с¦ ¦
¦потенциал ¦одного вида деятельности на другой, оптимизм, высокая¦ ¦
¦ ¦работоспособность, ее независимость от актуального¦ ¦
¦ ¦функционального состояния (настроения, самочувствия). ¦ ¦
+———————+—————————————————————+——+
¦6. Коммуникативная¦Умение правильно оценивать и понимать поведение людей,¦ ¦
¦компетентность ¦устанавливать эффективные взаимоотношения; умение слушать,¦ ¦
¦ ¦аргументировано и убедительно преподносить свою позицию.¦ ¦
¦ ¦Взаимодействовать на доверительной основе с учетом своих¦ ¦
¦ ¦интересов и интересов партнера. ¦ ¦
+———————+—————————————————————+——+
¦7. Целеустремленность¦Способность сотрудника четко формулировать цели и задачи¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности, ставить их себе и подчиненным,¦ ¦
¦ ¦а также добиваться ожидаемого результата, не останавливаясь¦ ¦
¦ ¦перед трудностями. Способность оценивать работу по конечному¦ ¦
¦ ¦результату, а не по количеству затраченных усилий. ¦ ¦
+———————+—————————————————————+——+
¦8. Коммерческий¦Ориентация на клиента, способность распознавать его¦ ¦
¦подход (для¦потребности; стремление к максимальному удовлетворению этих¦ ¦
¦сотрудников отдела¦потребностей при соблюдении интересов Компании. ¦ ¦
¦продаж) ¦ ¦ ¦
+———————+————