Учет трудовых книжек, военных билетов и иных удостоверений личности | Статьи | 123-Job.ru

Учет трудовых книжек, военных билетов и иных удостоверений личности


21.03.2010

Трудовые книжки, военные билеты и иные удостоверения личности военнослужащего согласно нормативным документам бюджетного законодательства относятся к бланкам строгой отчетности. Их учет осуществляется в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина РФ от 30.12.2008 N 148н (далее — Инструкция N 148н), Приказом Минобороны РФ от 19.11.2007 N 500 «О мерах по выполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 719» (далее — Приказ Минобороны РФ N 500), а также Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» (далее — Положение). Рассмотрим порядок их учета, а также разберем наиболее часто возникающие вопросы у бухгалтеров бюджетных учреждений, связанные с этим.

Для начала стоит отметить, что представляют собой трудовая книжка, военный билет и иные удостоверения личности военнослужащего, и определить порядок их применения.

Воинский билет и иные удостоверения личности

В соответствии с Положением военный билет и удостоверение личности относятся в документам воинского учета. Несколько слов о системе воинского учета. Как определено п. 5 Положения, функционирование данной системы обеспечивают Минобороны, Федеральная миграционная служба, СВР, ФСБ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации.
Так, военные комиссариаты осуществляют персональный воинский учет граждан по месту их жительства или месту пребывания (на срок более трех месяцев). В поселениях (городских округах), где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет граждан по месту их жительства или месту пребывания (на срок более трех месяцев) осуществляют органы местного самоуправления. Воинский учет граждан по месту их работы осуществляют организации.
Как определено п. 48 Положения, установление перечня, формы документов, порядка их хранения, заполнения, выдачи и замены возложено на Минобороны. В настоящее время такими документами являются Приказ Минобороны РФ N 500 и Постановление Правительства РФ от 12.02.2003 N 91 «Об удостоверении личности военнослужащего Российской Федерации» (далее — Постановление Правительства РФ N 91). К иным удостоверениям личности относятся удостоверение личности военнослужащего РФ и временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета.
Документом, удостоверяющим личность и правовое положение военнослужащего РФ (офицера, прапорщика, мичмана), является удостоверение личности военнослужащего РФ. Для солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву или по контракту, документом, удостоверяющим личность, признается военный билет.
Форма военного билета (форма N 1) и иных удостоверений личности военнослужащего приведена в приложении 8 к Приказу Минобороны РФ N 500.
Согласно п. 1 приложения к форме N 1 военный билет является основным документом персонального воинского учета, удостоверяющим личность и правовое положение военнослужащего, а для гражданина, пребывающего в запасе, — его отношение к исполнению воинской обязанности. Военный билет оформляется и выдается гражданину РФ, не пребывающему в запасе и не проходившему военную службу:
— при призыве на военную службу, а также при поступлении на военную службу по контракту на должность солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана;
— при поступлении в военное образовательное учреждение профессионального образования;
— при зачислении в запас Вооруженных Сил в состав солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов.
Подтверждение информации об отнесении военных билетов к бланкам строгой отчетности дано в п. 34 приложения к форме N 1, приведенной в Приказе Минобороны РФ N 500. Определено, что они должны храниться в опечатанных хранилищах, исключающих доступ в них посторонних лиц и возможность хищения. Установлена персональная ответственность лиц за хранение этих документов. Такими лицами являются:
— в штабах военных округов (Балтийского флота) — по решению начальника штаба военного округа (Балтийского флота);
— в военных комиссариатах субъектов РФ — начальники четвертых отделов;
— в военных комиссариатах — военные комиссары.
Как определено п. 2 Постановления Правительства РФ N 91, удостоверение личности военнослужащего РФ выдается лицам из состава офицеров, прапорщиков и мичманов в индивидуальном порядке под роспись в документе по учету бланков удостоверения на период пребывания военнослужащего на военной службе. Бланк удостоверения личности военнослужащего РФ является документом строгой отчетности. Он содержит следующие сведения о военнослужащем: фамилию, имя, отчество, дату рождения, личный номер, присвоенные воинские звания и занимаемые воинские должности. Также в бланке удостоверения личности военнослужащего РФ предусматриваются графы, в которые вносятся сведения о разрешении ношения личного оружия, перерегистрации удостоверения, а также особые отметки (о прохождении дактилоскопической регистрации, группе крови и т.д.).
Временное удостоверение, выданное взамен военного билета, является одним из основных документов персонального воинского учета, удостоверяющим личность и правовое положение военнообязанного, а также его отношение к исполнению воинской обязанности. Оно оформляется и выдается гражданину РФ только в целях установления личности отдельных военнообязанных при отсутствии у них соответствующих документов для оформления и выдачи им военных билетов, при необходимости проверки и подтверждения подлинности предъявленных ими документов, а также для запроса и получения военных билетов, которые были сданы на хранение в военный комиссариат по прежнему месту их жительства. Срок действия временного удостоверении — один месяц. Однако военные комиссары могут продлить указанный срок действия на срок до одного месяца. При этом общая продолжительность не может быть более трех месяцев, в случае если соответствующие документы или сведения, необходимые для выдачи военного билета, в течение месячного срока не поступили. Записи во временном удостоверении делаются на основании подтверждающих документов (паспорта гражданина РФ, удостоверения личности военнослужащего, свидетельства о рождении, свидетельства об окончании образовательного учреждения и т.п.) или со слов гражданина. Подготовленное к выдаче временное удостоверение представляется военному комиссару или лицу, его замещающему, который после проверки полноты и правильности его оформления ставит в нем свою подпись и печать (п. 1, 3-5 приложения к форме N 1, приведенной в Приказе Минобороны РФ N 500).
Хранение временных удостоверений осуществляется в том же порядке, что и военных билетов.
Бланки военных билетов и удостоверений личности военнослужащего РФ, а также бланки извещений о зачислении на специальный воинский учет изготавливаются по заказам Минобороны, размещаемым в установленном законодательством РФ порядке.
В органах местного самоуправления первичный воинский учет осуществляется по представленным в п. 17 Положения документам первичного воинского учета, которые заполняются на основании военного билета (временного удостоверения, выданного взамен военного билета), — для военнообязанных.
В обязанности органов местного самоуправления, в частности, входят организация и обеспечение постановки граждан на воинский учет, в связи с чем данные органы:
— проверяют наличие и подлинность военных билетов (временных удостоверений, выданных взамен военных билетов) или удостоверений граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также подлинность записей в них, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных запаса — при наличии в военных билетах отметок об их вручении), отметок в документах воинского учета о снятии граждан с воинского учета по прежнему месту жительства, отметок в паспортах граждан РФ об отношении к воинской обязанности, жетонов с личными номерами Вооруженных Сил (для военнообязанных запаса — при наличии в военных билетах отметок об их вручении);
— заполняют карточки первичного учета на офицеров запаса; алфавитные карточки и учетные карточки на прапорщиков, мичманов, старшин, сержантов, солдат и матросов запаса (в двух экземплярах); учетные карты призывников. Заполнение указанных документов производится в соответствии с записями в военных билетах (временных удостоверениях, выданных взамен военных билетов) и удостоверениях призывников. При этом уточняются сведения о семейном положении, образовании, месте работы, должности, месте жительства или месте пребывания граждан и другие необходимые сведения, содержащиеся в документах граждан, принимаемых на воинский учет;
— представляют военные билеты (временные удостоверения, выданные взамен военных билетов), алфавитные и учетные карточки прапорщиков, мичманов, старшин, сержантов, солдат и матросов запаса, удостоверения граждан, подлежащих призыву на военную службу, учетные карты, а также паспорта граждан РФ с отсутствующими в них отметками об отношении к воинской обязанности в двухнедельный срок в военные комиссариаты для оформления постановки на воинский учет. Оповещают призывников о необходимости личной явки в соответствующий военный комиссариат для постановки на воинский учет. Кроме того, информируют военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета и мобилизационных предписаниях граждан исправлениях, неточностях, подделках и неполном количестве листов. В случае невозможности оформления постановки граждан на воинский учет на основании представленных ими документов воинского учета органы местного самоуправления оповещают граждан о необходимости личной явки в военные комиссариаты. При приеме от граждан документов воинского учета выдают расписки;
— делают отметки о постановке граждан на воинский учет в карточках регистрации или домовых книгах.
Воинский учет граждан в организациях осуществляется по личным карточкам работников (форма N Т-2, разд. 2 Альбома унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденного Постановлением Госкомстата России от 06.04.2001 N 26) и (или) личным карточкам государственных (муниципальных) служащих (форма N Т-2ГС (МС), разд. 2 указанного альбома), утвержденным в установленном порядке. Документами воинского учета, на основании которых ведется воинский учет и заполняются вышеприведенные личные карточки работников и служащих, являются:
— удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, — для призывников;
— военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) — для военнообязанных.
Одной из форм учета документов воинского учета является контроль за их сохранностью, поддержание содержащихся в них сведений в актуальном состоянии. С этой целью, как определено п. 32 Положения, работники организаций, осуществляющих воинский учет:
— направляют в 2-недельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) или увольнению (отчислению) их с работы (из образовательных учреждений). В случае необходимости, а для призывников в обязательном порядке, в целях постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания либо уточнения необходимых сведений, содержащихся в документах воинского учета, оповещают граждан о необходимости личной явки в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления;
— направляют в 2-недельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;
— представляют ежегодно, в сентябре, в соответствующие военные комиссариаты списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста, а до 1 ноября — списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году;
— сверяют не реже 1 раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан;
— сверяют не реже 1 раза в год в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации, сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления;
— вносят в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в 2-недельный срок сообщают об указанных изменениях в военные комиссариаты;
— оповещают граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов или органов местного самоуправления и обеспечивают им возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.

Трудовая книжка

В учреждениях силовых ведомств трудовая книжка заводится лицам, не отнесенным к военнослужащим. В частности, это может быть материально-обслуживающий персонал (водители, слесари, уборщицы и т.д.). Как определено ст. 66 ТК РФ, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются Постановлением Правительства РФ «О трудовых книжках» от 16.04.2003 N 225 (далее — Правила ведения и хранения трудовых книжек).
Оформление трудовой книжки работнику, принятому на работу впервые, осуществляется работодателем в присутствии работника не позднее недельного срока со дня приема на работу. Согласно п. 9 Правил ведения и хранения трудовых книжек в трудовую книжку вносятся следующие сведения о работнике:
— фамилия, имя, отчество, дата рождения (число, месяц, год) — на основании паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;
— образование, профессия, специальность — на основании документов об образовании, квалификации или наличии специальных знаний (при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки).
Стоит отметить, что все записи о выполняемой работе, переводе на другую постоянную работу, квалификации, увольнении, а также о награждении, произведенном работодателем, вносятся в трудовую книжку на основании соответствующего приказа (распоряжения) работодателя. Срок внесения таких записей при оформлении на работу — неделя, при увольнении — в день увольнения. Порядок заполнения трудовой книжки представлен в Постановлении Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек» (далее — Постановление Минтруда РФ N 69).
Трудовая книжка представляется гражданином в случае, если до поступления на работу он уже работал по трудовому договору. При заключении трудового договора впервые трудовую книжку оформляет работодатель. В бюджетных учреждениях оформлением трудовых книжек занимаются сотрудники отдела кадров.
В п. 21 Правил ведения и хранения трудовых книжек приведен перечень видов государственной службы, запись о которых подлежит внесению в трудовую книжку работника, а именно:
— о времени военной службы в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», а также о времени службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе МЧС, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах налоговой полиции, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах;
— о времени обучения на курсах и в школах по повышению квалификации, по переквалификации и подготовке кадров.
С целью учета трудовых книжек, а также бланков трудовой книжки и вкладыша в нее у работодателей ведутся:
— приходно-расходная книга по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее;
— книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них.
Формы книг утверждены Постановлением Минтруда РФ N 69.
В приходно-расходную книгу по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее вносятся сведения обо всех операциях, связанных с получением и расходованием бланков трудовой книжки и вкладыша в нее с указанием серии и номера каждого бланка.
В книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в них регистрируются все трудовые книжки, принятые от работников при поступлении на работу, а также трудовые книжки и вкладыши в них с указанием серии и номера, выданные работникам вновь.
Учитывая, что бланки трудовой книжки и вкладыша являются бланками строгой отчетности, они хранятся во всех бюджетных учреждениях как документы строгой отчетности и выдаются лицу, ответственному за ведение трудовых книжек, по его заявке. С целью сохранности бланков строгой отчетности по окончании каждого месяца лицо, ответственное за ведение трудовых книжек, обязано представить в бухгалтерию учреждения отчет о наличии бланков трудовой книжки и вкладыша в нее и о суммах, полученных за оформленные трудовые книжки и вкладыши в них, с приложением приходного ордера. Испорченные при заполнении бланки трудовой книжки и вкладыша в нее подлежат уничтожению с составлением соответствующего акта.

Бухгалтерский учет бланков строгой отчетности

Бланки строгой отчетности, находящиеся на хранении и выдаваемые под отчет, учитываются на забалансовом счете 03 «Бланки строгой отчетности» по стоимости один рубль за один бланк.
Отражение в учете поступления бланков (при их приобретении) производится на основании документов поставщика — накладных, актов выполненных работ (на изготовление бланков) — по дебету счета 302 09 830 «Уменьшение кредиторской задолженности расчетов с поставщиками и подрядчиками по прочим услугам» с одновременным указанием их поступления по дебету забалансового счета 03 «Бланки строгой отчетности».
Израсходованные и испорченные бланки строгой отчетности списывают по Акту о списании бланков строгой отчетности (ф. 0504816), который подписывается членами комиссии и утверждается руководителем бюджетного учреждения.
Ежемесячно формируется Журнал по прочим операциям по счету 03 «Бланки строгой отчетности», который подшивается вместе с первичными документами, подтверждающими движение бланков строгой отчетности.
Порядок учета и хранения бланков строгой отчетности целесообразно прописать в учетной политике учреждения.

Пример.
Таможенное управление по субъекту РФ приобрело 30 трудовых книжек по цене 120 руб. за штуку на общую сумму 3 600 руб. Вновь принятому работнику выдана трудовая книжка. Денежные средства за нее внесены работником в кассу учреждения, а затем сданы на лицевой счет по учету бюджетных средств и перечислены в доход бюджета.
В бухгалтерском учете будут отражены следующие проводки:

—————————————T————-T————T————¬
¦ Содержание операции ¦ Дебет ¦ Кредит ¦Сумма, руб. ¦
+—————————————+————-+————+————+
¦Приобретены вкладыши в трудовые книжки¦1 401 01 226 ¦1 302 09 730¦ 3600 ¦
+—————————————+————-+————+————+
¦Оплачены трудовые книжки поставщику ¦1 302 09 830 ¦1 304 05 226¦ 3600 ¦
+—————————————+————-+————+————+
¦Начислена задолженность перед бюджетом¦1 205 10 560 ¦1 303 05 730¦ 120 ¦
¦за реализацию трудовой книжки ¦ ¦ ¦ ¦
+—————————————+————-+————+————+
¦Денежные средства поступили в кассу ¦1 201 04 510 ¦1 205 10 660¦ 120 ¦
¦учреждения ¦ ¦ ¦ ¦
+—————————————+————-+————+————+
¦Указанные денежные средства выбыли ¦1 210 03 560 ¦1 201 04 610¦ 120 ¦
¦из кассы ¦ ¦ ¦ ¦
+—————————————+————-+————+————+
¦Денежные средства отражены на лицевом ¦1 304 05 226 ¦1 210 03 660¦ 120 ¦
¦счете учреждения ¦ ¦ ¦ ¦
+—————————————+————-+————+————+
¦Денежные средства учреждения ¦1 303 05 830 ¦1 304 05 226¦ 120 ¦
¦перечислены в доход федерального ¦ ¦ ¦ ¦
¦бюджета ¦ ¦ ¦ ¦
L—————————————+————-+————+————-

Ответственность за нарушение порядка ведения, учета, хранения и выдачи бланков строгой отчетности

Законодательство РФ предусматривает ответственность за нарушение установленного порядка ведения, учета, хранения и выдачи бланков строгой отчетности. Так, согласно п. 45 Правил ведения и хранения трудовых книжек ответственность за организацию работы по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек и вкладышей в них возлагается на работодателя. Приказом работодателя назначается уполномоченное лицо, которое несет ответственность за ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек. За нарушение порядка ведения, учета, хранения и выдачи трудовых книжек должностные лица несут ответственность, установленную ст. 5.27 КоАП РФ, а именно — наложение административного штрафа в размере от 1000 до 5000 руб., на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Повторное нарушение влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
Неправильные или не соответствующие законодательству формулировки причины увольнения работника могут привести к судебным разбирательствам.
Так, ФАС МО в Постановлении от 07.02.2007 N КА-А40/130-07 рассмотрена кассационная жалоба Государственной инспекции труда на решение арбитражных судов первой инстанции об отмене постановления о привлечении организации к административной ответственности.
Проверив правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, ФАС МО не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, сотрудником Государственной инспекции труда при проведении проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, были выявлены нарушения трудового законодательства, а именно: в нарушение требований ст. 66 ТК РФ и п. 12 Правил ведения и хранения трудовых книжек сотрудники организации не ознакомлены с записями в их трудовых книжках о выполняемой работе, переводе, увольнении под расписку в личных карточках формы N Т-2. В нарушение п. 6 ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается реже, чем каждые полмесяца. В правилах внутреннего трудового распорядка, заключаемых трудовых договорах не установлены дни выплаты заработной платы.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая и отменяя постановление Государственной инспекции труда суды обоснованно исходили из того, что был нарушен порядок привлечения к административной ответственности, который носит существенный характер.
Как достоверно установил суд, в нарушение требований ст. 29.7 КоАП РФ постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено должностным лицом, которое не рассматривало дело об административном правонарушении.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод, что допущенные государственным органом процессуальные нарушения не могут быть устранены и являются существенными, так как препятствуют всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела об административном правонарушении.
В соответствии с требованиями п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» подобные нарушения процессуальных требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении также являются основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
Однако суды не во всех случаях встают на сторону проверяемого. Так, ФАС МО в Постановлении от 13.12.2006 N КА-А40/12174-06 рассмотрена кассационная жалоба организации на решение арбитражного суда о правомерности привлечения ее к административной ответственности.
Проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, ФАС МО не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, при проведении Государственной инспекцией труда проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, в организации были выявлены нарушения трудового законодательства. Исходя из материалов дела были установлены и доказаны следующие нарушения: в нарушение п. 41 Правил ведения и хранения трудовых книжек книга учета движения трудовых книжек не пронумерована, не прошнурована, не заверена подписью руководителя организации и не скреплена сургучной печатью или опломбирована (нарушение ст. 87, п. 3 ст. 68 ТК РФ).
При рассмотрении дела суд также установил, что в протоколе об административном правонарушении отсутствуют указания на то, в отношении каких именно работников заявитель допустил названные выше нарушения трудового законодательства, что является нарушением ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ и п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, в соответствии с которыми в протоколе и постановлении об административном правонарушении должны быть перечислены все обстоятельства, установленные при производстве по делу об административном правонарушении, а также пропуск срока для привлечения к ответственности, в связи с чем суды приняли доводы общества.
В соответствии с ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ для привлечения к административной ответственности по данной норме достаточно наличия в действиях заявителя любого нарушения требований трудового законодательства, установленного и подтвержденного материалами дела об административном правонарушении.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в действиях заявителя имели место нарушения требований п. 41 Правил ведения и хранения трудовых книжек, ст. 87 ТК РФ, п. 3 ст. 68 ТК РФ.
Суды сделали обоснованный вывод о доказанности административным органом наличия в действиях заявителя вмененного состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
Что же касается довода кассационной жалобы о пропуске ответчиком срока привлечения к административной ответственности, предусмотренного ст. 4.5 КоАП РФ, то он признается несостоятельным, поскольку данное административное правонарушение относится к длящимся правонарушениям.
Таким образом, судебные акты были оставлены без изменений, а работодателям следует сделать вывод, что нарушения установленных правил ведения трудовых книжек, а следовательно, и иных видов документации на предприятии могут быть отнесены к длящимся правонарушениям, что дает уполномоченным органам возможность привлечь к ответственности в течение двух месяцев с момента обнаружения таких нарушений.

А. Беляев,
редактор журнала «Бюджетные организации: акты
и комментарии для бухгалтеров»

«Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение», N 4, апрель 2009 г.