Профиль успеха: критерии профессионализма творческих работников телевидения | Статьи | 123-Job.ru

Профиль успеха: критерии профессионализма творческих работников телевидения


21.03.2010

В отличие от российского британское ТВ достаточно консервативно. Поэтому нововведение там возникает не тогда, когда оно становится возможным, а потому что оно стало необходимым. Любой центральный канал типа BBC или ITN обеспечивает высокое качество всех (!) своих программ, к которому наше ТВ ни с точки зрения содержания, ни с точки зрения формы даже не приблизилось. Хотя у российского ТВ тоже есть удачи. Воспользуюсь метафорой. На британском ТВ вы получаете толстый ровный слой шоколада, а на российском — редкие островки шоколада на бескрайних просторах чего-то несъедобного. Британский телеканал идет на эксперимент, если у него есть гениальная идея, средства для ее реализации и высокопрофессиональные кадры.

Подготовка кадров и повышение их профессионализма

В связи с той ситуацией, которая сложилась в нашей стране с подготовкой и повышением квалификации творческих кадров ТВ, необходимо иметь и развитую систему высшего специального образования, и высококачественную систему повышения квалификации. В последние годы в стране появилось немало разного рода школ, курсов, частных и муниципальных учебных заведений, каждое из которых исповедует собственное понимание качества обучения и образования. При отсутствии единых требований к творческим специалистам, при отсутствии какой-либо качественной учебной литературы и педагогических кадров, при отсутствии стандартов образования для новых профессий и старения действующих имеет место дискредитация телевизионного образования и размывание требований к профессионализму.
В профессии телевизионного ведущего большое значение имеет сама личность, выступающая в роли информатора или комментатора. Очень важно понять, что эта личность несет в себе — созидание или разрушение, и последствия ее профессиональной деятельности. В коллективном телевизионном творчестве очень важно, чтобы все его участники разделяли основные ценности, цели, придерживались общих принципов работы.

Телеведущий как личность

Способность перевоплощаться из создателя в организатора творческого процесса — необходимое качество тележурналиста, оно неизменно присутствует в списке обязательных профессиональных качеств во всех пособиях по тележурналистике. Принято считать, что, кроме физических данных — хорошей внешности, приятного голоса и правильного произношения, журналисту нужны: широкое образование, знание жизни и людей; ум и находчивость; чувство юмора; терпение; воображение; энтузиазм; скромность, основанная на вере в себя; способность работать в коллективе». Авторы исследований*(1) единодушны в том, что большинство этих качеств — суть самой личности: либо они есть, либо их нет. Однако и то, что дано природой, необходимо развивать в течение всей профессиональной журналистской жизни.
Кроме собственного публичного образа, телеведущий транслирует и образ компании, в которой работает. Телевидение настолько мощный медиум, что его образ зависит только от него самого, а не от имиджа, создаваемого другими СМИ.
Умение чувствовать настроение общества и выступать в унисон с ним — необходимая составляющая профессионализма на телевидении*(2). Для телевизионного ведущего очень важно соответствовать времени.
Телевизионному ведущему должны быть присущи такие черты, как трудоспособность, самодисциплина, готовность отказаться от многих вещей и внутренняя жилка, которая сможет помочь пережить все трудности и барьеры профессии, а успех приходит тогда, когда все вышеперечисленное успешно гармонирует, и он всего лишь укрепляет в правильности выбранного пути. Зритель включает телевизор, чтобы видеть ведущего доброжелательным, бодрым, всегда с отличным настроением.
Профессионализм телевизионного ведущего проявляется в умении привлечь внимание к информации, которую он сообщает. Делать это можно многими методами, начиная от внешней привлекательности, умело подобранной аналитики и заканчивая лексикой и манерой подачи материала. Самым важным при этом останется соблюдение этических норм как в языке, так и в манере вести программу. «Соблюдение этических норм в языке — часть профессионализма современного журналиста»*(3).

Компетенции телевизионного журналиста

Приступая к составлению компетенций телевизионного журналиста, я пришла к выводу, что нет абсолютно четкого списка качеств, которые необходимы для эффективной и успешной деятельности.
Каждый журналист рано или поздно определяет для себя некие рамки профессиональных возможностей, то есть старается делать то, что лучше удается. Важно понимать, что перечень даже из 10 качеств приведет к тому, будет потерян фокус. Все хорошие качества сотруднику нужны, но не все находятся в фокусе. В этой статье важным для меня было сконцентрироваться на ключевых качествах, которыми обладают успешные телевизионные журналисты. Далее этим качествам необходимо было присвоить вес в баллах по 5-балльной шкале. Ведь не для всех качеств даже в фокусе, скорее всего, требуется одинаковая степень проявления. Например, блестящий мастер комментария на международные темы, где продумана каждая фраза, может оказаться беспомощным, взявшись вести телемост, где требуются молниеносная реакция и способность к остроумной импровизации. И наоборот, хорошо работающий в уличных репортажах, в общении с собеседниками на поле или на стадионе репортер часто не выдерживает студийного монолога, крупный план угнетает его, за столом, в кресле, он выглядит неестественно, неорганично.
Описывая профессиональные и личностные качества, я стремилась определить, в каких поведенческих примерах эти качества проявляются. На каждое качество я находила несколько примеров из телевизионной практики. Например, описывая инициативность, я использовала такие поведенческие примеры, как: «Ставит перед собой задачи, не дожидаясь указаний руководства» и/или «Стремится участвовать в новых телевизионных проектах, рассматривая их как возможность приобретения новых знаний и навыков». В дальнейшем, проводя оценку оцениваемым журналистам, я задавалась вопросом: в какой степени проявляется утверждение о проявлении в поведении, например, Владимира Познера, Александра Невзорова, Светланы Сорокиной, «стремится участвовать в новых проектах».
Разные исследователи по-разному определяют термин «компетенция», в зависимости от того, какой подход они используют. В целом они придерживаются той точки зрения, что этот термин определяет нечто, что должен уметь делать человек, чтобы успешно справиться со своими профессиональными обязанностями.
Традиционно под компетенцией понимают знания, навыки, способности. Может возникнуть вопрос: когда речь идет о коммуникации, то это навык или способность? К этому вопросу мы вернемся чуть ниже. Иными словами, вышеперечисленные термины призваны описывать положительные стороны человека, определяющие эффективность его работы, и в то же время они помогают определить должностные требования к человеку, претендующему посвятить себя телевизионной журналистике. Под компетенцией мы будем понимать совокупность факторов, включающую способности, личностные качества, знания, умения и навыки, необходимые сотруднику для успешного выполнения своей работы.

Критерии оценки профессионализма

При определении профессиональных и личностных компетенций телевизионного журналиста и требований к профессии важно исходить из их эффективности в достижении результата.
Между «компетенцией» и «компетентностью» есть различие. «Коммуникативная» компетенция предполагает умение донести информацию ясно, точно, в убедительной манере. А коммуникативная «компетентность» включает в себя умение грамотно писать. Разумеется, эти понятия могут пересекаться, но, по существу, компетентность имеет отношение только к уровню конкретных задач.
Владение в достаточном объеме специальными (профессиональными) знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного выполнения журналистами своих должностных обязанностей, а также способность применения этих знаний на практике входит в понятие «компетенция». Иными словами, компетенции специалиста — способности и личностные качества, которые необходимы специалистам для успешного выполнения своей работы.
«Компетенция — это кластер индивидуальных характеристик, определяющих качество выполнения работы. Компетенция фокусируется на том, что именно делают люди, а также на тех аспектах поведения, которые можно наблюдать непосредственно. Компетенции — это факторы, обеспечивающие выдающуюся эффективность работы. Соответственно, большинство компетенций включают в себя ряд основополагающих знаний, навыков, способностей. Более того, когда все ключевые для конкретной работы (или работ) компетенции определены, они формируют «модель компетенций», по которой можно оценивать работников»*(4).
Для успешного выполнения телевизионным журналистом своих обязанностей он должен обладать следующими ключевыми компетенциями: креативность, владение словом, коммуникабельность, работа с информацией, эрудиция, знание аудитории, организованность. Компетенций журналиста можно перечислить значительно больше, но без тех, что перечислены выше, состояться в профессии телевизионного журналиста сложно.
В данной работе мы проанализируем 6 ключевых компетенций телевизионного журналиста.

Уровни развития компетенций.
Содержательная характеристика

С — базовый уровень
Необходимый и достаточный уровень для специалиста. Базовый уровень дает представление о том, какое именно поведение и какие именно способности предполагаются данной компетенцией. Базовый уровень является хорошим уровнем. Если работник по развитию своих компетенций находится на уровне 3, то это означает, что он владеет требующимися навыками. Для профессионала, специалиста уровень 3 является оптимальным — он необходим и достаточен для эффективной работы.

D — компетенция недостаточно развита
Нормальный уровень — требуется и возможно развитие. Данный уровень предполагает, что работник частично проявляет навыки, входящие в состав компетенции. Он пытается, стремится проявлять нужные навыки, понимает их необходимость, но у него это не всегда получается. Если специалист по развитию своих компетенций соответствует уровню 2 — это нормально, это предполагает, что он должен развиваться.

Е — компетенция неразвита
Неудовлетворительный уровень — развитие обязательно, но затруднено. Данный уровень предполагает, что работник не владеет необходимыми навыками и не пытается их применять. Уровень 1 является неудовлетворительным, поскольку сотрудник не только не проявляет навыков, но и не понимает их важности и не стремится их развивать.

В — сильный уровень развития компетенций
Требуется только для руководящего звена. Данный уровень требуется только для руководителей среднего звена. Он предполагает особо высокий уровень развития навыков. Сотрудник владеет сложными навыками, способен активно влиять на происходящее, проявлять соответствующие навыки в ситуациях повышенной сложности. Данный уровень предусматривает способность человека заранее предвидеть и предотвращать негативные события.

Компетенция «Коммуникативные навыки»

————————————T—————————————————————¬
¦А Лидерский уровень развития ¦В дополнение к уровням В и С: ¦
¦ ¦Умеет управлять ситуацией, правильно ставит вопросы, умеет¦
¦ ¦выстраивать каналы информации, владеет техниками публичного¦
¦ ¦выступления (ораторского мастерства), умеет представить своих¦
¦ ¦коллег (техники PR) ¦
+————————————+—————————————————————+
¦В Сильный уровень развития ¦В дополнение к уровню С: ¦
¦ ¦Умеет перевоплощаться в зависимости от статуса, разрабатывает¦
¦ ¦коммуникативные стандарты, проводит обучение, помогает¦
¦ ¦коллегам подбирать аргументы, устанавливать контакты ¦
+————————————+—————————————————————+
¦С Базовый уровень развития ¦Владеет грамотной речью, умеет слушать и слышать, умеет¦
¦ ¦подобрать правильные аргументы, обладает поведенческой¦
¦ ¦гибкостью, подстраивается под собеседника, владеет искусством¦
¦ ¦самопрезентации (умение расположить к себе собеседника,¦
¦ ¦вызвать доверие, интерес), легко входит в контакт с¦
¦ ¦аудиторией, владеет техниками завоевания аудитории, высокий¦
¦ ¦самоконтроль ¦
+————————————+—————————————————————+
¦D Компетенция недостаточно развита ¦Не всегда умеет понять потребности аудитории, в конфликтных¦
¦ ¦ситуациях выходит из себя ¦
+————————————+—————————————————————+
¦Е Компетенция не развита ¦Неграмотная речь, не умеет слушать, не может донести идею до¦
¦ ¦собеседника ¦
L————————————+—————————————————————

Компетенция «Знание аудитории»

————————————T—————————————————————¬
¦А Лидерский уровень развития ¦В дополнение к уровням В и С: ¦
¦ ¦Создает нормы общения с аудиторией, задает стандарты¦
¦ ¦телевизионного вещания и бизнес-процессов. Вносит предложения¦
¦ ¦по изменению техник и процесса создания программ, привлекает к¦
¦ ¦этому внимание руководства, сам пытается устранять недостатки¦
¦ ¦в работе над программой, ведения телевизионных программ ¦
+————————————+—————————————————————+
¦В Сильный уровень развития ¦В дополнение к уровню С: ¦
¦ ¦Может выступать наставником, помочь советом, к нему обращаются¦
¦ ¦за советом, инициативный (в сложной ситуации берет инициативу¦
¦ ¦на себя), решает проблемы ¦
+————————————+—————————————————————+
¦С Базовый уровень развития ¦Хорошо устанавливает контакт с аудиторией, умеет расположить¦
¦ ¦зрителя к себе, внимателен, выясняет потребности и запросы¦
¦ ¦аудитории, коммуникабельный, с уважением относится к зрителю,¦
¦ ¦ненавязчив, эмоционально спокоен, доброжелателен, инициативен;¦
¦ ¦нацелен на результат, предлагает варианты решений сложных¦
¦ ¦ситуаций, старается решить проблему; старается понять позицию¦
¦ ¦своей аудитории, ищет компромисс ¦
+————————————+—————————————————————+
¦D Компетенция недостаточно развита ¦Не всегда умеет понять потребности аудитории, в конфликтных¦
¦ ¦ситуациях выходит из себя. Не со всеми может устанавливать¦
¦ ¦контакт, может быть навязчивым, пытается найти выход из¦
¦ ¦сложной ситуации, но не всегда может ¦
+————————————+—————————————————————+
¦Е Компетенция не развита ¦Неграмотная речь, не умеет слушать, не может донести идею до¦
¦ ¦собеседника ¦
L————————————+—————————————————————

Компетенция «Креативность»

————————————T—————————————————————¬
¦А Лидерский уровень развития ¦В дополнение к уровням В и С: ¦
¦ ¦Создает стандарты и нормы творческого подхода к созданию¦
¦ ¦телевизионного продукта, новое видение проблемы, умение¦
¦ ¦прогнозировать развитие ситуаций (ситуационное лидерство),¦
¦ ¦высокий уровень мастерства, организует творческий процесс ¦
+————————————+—————————————————————+
¦В Сильный уровень развития ¦В дополнение к уровню С: ¦
¦ ¦Оригинальность мышления, высокая эмоциональная компетентность ¦
+————————————+—————————————————————+
¦С Базовый уровень развития ¦Богатое воображение, умеет домыслить «картинку», найти выход¦
¦ ¦из сложной ситуации, может предложить несколько вариантов¦
¦ ¦решений, ко всему имеет нестандартный подход ¦
+————————————+—————————————————————+
¦D Компетенция недостаточно развита ¦Пытается мыслить творчески, использовать в работе метафоры,¦
¦ ¦отходит от стандартов, штампов ¦
+————————————+—————————————————————+
¦Е Компетенция не развита ¦Прямолинейное мышление: «что вижу — о том пою», слабое¦
¦ ¦воображение, ограниченный словарный запас ¦
L————————————+—————————————————————

Компетенция «Планирование»

————————————T—————————————————————¬
¦А Лидерский уровень развития ¦В дополнение к уровням В и С: ¦
¦ ¦Владеет навыками стратегического планирования в условиях¦
¦ ¦неопределенности, умеет выделять информацию из бизнес-среды,¦
¦ ¦обобщать и структурировать информацию на более высоком уровне.¦
¦ ¦Задает стандарты внутри организации (планирование,¦
¦ ¦бюджетирование, структурирование, информирование, обратная¦
¦ ¦связь, продвижение, планирование карьеры сотрудников, обучение¦
¦ ¦и развитие сотрудников) ¦
+————————————+—————————————————————+
¦В Сильный уровень развития ¦В дополнение к уровню С: ¦
¦ ¦Умеет планировать не только свою деятельность, но и подчи-¦
¦ ¦ненных, владеет методиками планирования своей деятельности и¦
¦ ¦составляет бюджеты ¦
+————————————+—————————————————————+
¦С Базовый уровень развития ¦Умеет расставлять приоритеты, учитывает риски, сроки, изучает¦
¦ ¦оперативную информацию, четко понимает собственные цели и¦
¦ ¦выстраивает задачи, соблюдает сроки планирования ¦
+————————————+—————————————————————+
¦D Компетенция недостаточно развита ¦Упускает важную информацию, допускает погрешности, иногда¦
¦ ¦неправильно расставляет приоритеты, не умеет работать с¦
¦ ¦большим объемом информации, расставлять приоритеты, учитывать¦
¦ ¦работу смежных подразделений ¦
+————————————+—————————————————————+
¦Е Компетенция не развита ¦Не умеет планировать время, расставлять приоритеты при¦
¦ ¦подготовке телевизионного продукта ¦
L————————————+—————————————————————

Компетенция «Эрудиция»

————————————T—————————————————————¬
¦А Лидерский уровень развития ¦В дополнение к уровням В и С: ¦
¦ ¦Обладает феноменальной памятью, энциклопедическими знаниями,¦
¦ ¦развитым логическим мышлением, создает нормы и стандарты¦
¦ ¦творческой деятельности, управления процессами ¦
+————————————+—————————————————————+
¦В Сильный уровень развития ¦В дополнение к уровню С: ¦
¦ ¦Умеет глубоко проникать в тему, ставит правильно вопросы,¦
¦ ¦свободно ориентируется в источниках информации, исследует¦
¦ ¦различные ресурсы (человеческие, информационные и т.д.),¦
¦ ¦постоянно повышает свой уровень знаний, расширяет кругозор ¦
+————————————+—————————————————————+
¦С Базовый уровень развития ¦Высокий уровень интеллекта, широкий кругозор, умение добывать¦
¦ ¦и структурировать информацию, обладает систематическим¦
¦ ¦мышлением ¦
+————————————+—————————————————————+
¦D Компетенция недостаточно развита ¦Мало читает, общается, мало интересуется новой информацией,¦
¦ ¦пытается компенсировать отсутствие информации за счет слухов,¦
¦ ¦сплетен и других непроверенных источников, пытается расширять¦
¦ ¦свой кругозор ¦
+————————————+—————————————————————+
¦Е Компетенция не развита ¦Низкий уровень интеллекта, скромный запас знаний в объеме¦
¦ ¦школьной программы, не стремится к саморазвитию и повышению¦
¦ ¦своего уровня знаний ¦
L————————————+—————————————————————

А — лидерский уровень развития компетенций
Требуется только для высшего менеджмента. Данный уровень развития компетенций необходим только для руководителей, которые по своим должностным обязанностям могут принимать стратегические решения. Лидерский уровень развития компетенций обозначает, что руководитель не только сам проявляет необходимые навыки, но и создает возможность для других сотрудников развивать данную компетенцию. Руководитель, обладающий 5-м уровнем развития компетенции, организует специальные мероприятия, задает нормы, правила, процедуры, которые способствуют проявлению данных компетенций.
Выбор компетенций осуществляется на основе анализа стратегического плана компании и основных барьеров, которые существуют на пути их реализации. Оптимальный выбор — 5-6 компетенций. Если компания уже имеет корпоративную модель компетенций, то выбор может осуществляться из корпоративного списка. Если выбраны стратегические компетенции, но не определены уровни развития — собственно развитие невозможно, поскольку нет инструмента для проведения дифференцированной оценки, определения целей развития, отслеживания, насколько развитие успешно. Описание уровней развития компетенций — сложная методическая работа. Не каждая позиция требует одинакового уровня развития компетенций.
При этом оцениваться будут только стратегические, что позволяет всей организации иметь единый фокус развития. Практика показывает, что изменения в поведении людей есть только тогда, когда воздействие системно организовано. Сотрудники должны знать, что через полгода или год оценка их компетенций будет повторена. Это стимулирует усилия по развитию.
Сегодня модели компетенций имеют большинство западных телекомпаний. Чаще всего они разрабатываются специальными отделами в штаб-квартире организации. Общая концепция модели непосредственно базируется на стратегическом видении первых лиц компании. Эта информация (включающая перечень и описание ключевых компетенций на данном этапе развития компании) является сугубо конфиденциальной: зная принятую модель компетенций, конкуренты могут получить развернутую картину жизни компании, судить о ее сильных и проблемных сторонах, ключевых приоритетах и т.д. Часто разработка модели компетенций сопряжена с приходом в компанию новых сильных лидеров, которые понимают, что бизнес-прорыв невозможен без соответствующего изменения людей.
Для успешного выполнения телевизионным журналистом своих обязанностей он должен обладать следующими ключевыми компетенциями: креативность, владение словом, коммуникабельность, работа с информацией, эрудиция, знание аудитории, организованность. Компетенций журналиста можно перечислить значительно больше, но без тех, что перечислены выше, состояться в профессии телевизионного журналиста сложно.

Литература

1. Васильева Л.А. Делаем новости. М., 2003.
2. Информация. Дипломатия. Психология. М., 2002.
3. Миллс Роджер. Компетенции. М., 2004.
4. Копылова Р.Д. Кинематограф плюс телевидение. М., 1977.
5. Копылова Р.Д. Контакт. М., 1974.
6. Кузнецов М., Цыкунов И. Как позволить другим делать по-вашему (речевые и поведенческие стратегии журналиста). М., 2001.
7. Кузнецов Г.В. ТВ-журналист: критерии профессионализма. М.: «РИП-холдинг», 2004.
8. Любимов А. Мастерство коммуникации. М., 2002.
9. Майстер Дэвид. Истинный профессионализм. М.: «Альпина Бизнес Букс», 2004.
10. Опалев А.В. Умение обращаться с людьми. М., 1996.
11. Паркинсон Марк. Использование психологии в бизнесе: Практическое руководство для менеджеров. М.: HIPPO, 2003.
12. Рамперсад Хьюберт. Общее управление качеством: личностные и организационные изменения. М., 2005.
13. Уиддет Стив, Сара Холлифорд. Руководство по компетенциям. М.: HIPPO, 2003.
14. Холден Филипп. Квинтэссенция, или Менеджмент для менеджеров. М., 2003.
15. Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика. М., 2003.

И.П. Смирнова,
Старший преподаватель, ГУ-ВШЭ

«Управление персоналом», N 4, февраль 2008 г.

————————————————————————-
*(1). Уиддет Стив, Холлифорд Сара. Руководство по компетенциям. М.: HIPPO, 2003; Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика. М., 2003; Майстер Дэвид. Истинный профессионализм. М.: «Альпина Бизнес Букс», 2004.
*(2). Кузнецов Г.В. ТВ-журналист: критерии профессионализма. М.: «РИП-холдинг», 2004.
*(3). Н.С. Лопухина. Конференции. Семинары. Дискуссии // Журналистика и культура русской речи. 2005. N 3. с. 30.
*(4). Марк Паркинсон. Использование психологии в бизнесе: Практическое руководство для менеджеров. М.: HIPPO, 2003. с. 22.