По «маршруту» движения документов | Статьи | 123-Job.ru

По «маршруту» движения документов


21.03.2010

В любой коммерческой деятельности, в том числе при осуществлении перевозок, организациям и предпринимателям не обойтись без оформления документов по тем или иным хозяйственным операциям. У каждого перевозчика свой подход к оформлению «первички». Известно, что вопросам организации документооборота иногда уделяют мало внимания, а порой совсем отказываются от оформления документов. Это может практиковаться небольшими перевозчиками — индивидуальными предпринимателя, которые не ведут бухгалтерского учета. Однако документы могут понадобиться не только для учета, но и для целей налогообложения, не обойтись без них и при осуществлении грузоперевозок.
Перевозчики, которые представляют интересы компании, не освобождены от ведения учета, одним из требований которого является документальное оформление всех хозяйственных операций. Это обязывает транспортную организацию не только правильно, но и своевременно составлять первичные документы, на основании которых делаются записи в бухгалтерском учете. Количество таких документов зависит от масштаба осуществления грузо- и пассажирских перевозок. Для того чтобы упорядочить документы, нужно организовать их движение, то есть составить такой график, который позволял бы обеспечить своевременное получение бухгалтерской службой первичных документов, их учет и хранение.
Все эти меры принимаются для достижения конечного результата — создания системы внутреннего документооборота компании. Каковы ее общие принципы? В чем особенности движения документов у грузо- и пассажирских перевозчиков? Как составить график «транспортного» документооборота, исключив лишнюю бумажной волокиту? Ответы на эти вопросы заинтересуют не только транспортные организации, но и перевозчиков-предпринимателей.

Общие рекомендации

На необходимость разработки документооборота в любой организации указано в Законе о бухгалтерском учете*(1), Положении об учетной политике*(2), а также в Положении о документах и документообороте в бухгалтерском учете (далее — Положение*(3)). Из названного перечня документов только в последнем даны рекомендации по правилам документооборота. Однако он разработан задолго до реформирования бухгалтерского учета, поэтому применяется в части, не противоречащей действующему законодательству. Транспортные компании могут руководствоваться его отдельными положениями при разработке правил своего документооборота.
О чем говорится в Положении? Прежде всего, в нем даны указания по составлению и обработке первичных учетных документов, но эти рекомендации устарели по сравнению с требованиями, предъявляемыми к первичным документам Законом о бухгалтерском учете, поэтому при оформлении «первички» следует руководствоваться более поздним нормативным актом. Однако в нем нет прямого требования об обязательной проверке документов, поступающих в бухгалтерию. Документы проверяются как по форме (полноте и правильности оформления документов, заполнения реквизитов), так и по содержанию (законности документированных операций, логической увязке указанных в них показателей) (п. 2.17 Положения).
В остальном требования к первичным документам неизменны. Они составляются на типовых бланках, а при их отсутствии — по самостоятельно разработанным формам с указанием всех обязательных реквизитов. Оформить документ следует в момент совершения операции, и если это не представляется возможным — по ее окончании. Полным и правильным оформлением первичных документов пренебрегать не стоит, так как они подтверждают данные бухгалтерского учета и составляемой финансовой отчетности.
Следующим элементом документооборота являются учетные регистры. Их формы, порядок оформления и обработки в условиях автоматизированного учета определяются организацией самостоятельно таким образом, чтобы информацию можно было систематизировать для составления бухгалтерской отчетности.
Движение первичных документов в учете регламентируется графиком, устанавливающим рациональный документооборот, когда число подразделений и исполнителей оптимально для соответствующих первичных документов. Последние, в свою очередь, не должны задерживаться в ответственных за них структурных подразделениях компании.
График может быть оформлен в виде схемы или таблицы с указанием этапов — оформление, проверка и обработка документов подразделениями и их сотрудниками. В нем также должны быть установлены сроки движения документов. Для того чтобы ознакомить с графиком документооборота каждого работника, делаются отдельные выписки, в которых перечисляются «подведомственные» работнику документы, сроки и адреса их представления. В выписке перечисляются документы, относящиеся к сфере деятельности исполнителя, сроки их представления и подразделения компании, в которые они представляются. Ответственность за соблюдение графика несут все участвующие в нем сотрудники, а контроль осуществляет главный бухгалтер.
В заключение в Положении описан порядок хранения «первички» и учетных регистров. Они должны храниться в архиве в течение установленных для определенных категорий документов сроков. Из вышесказанного можно сделать вывод, что система документооборота включает:
— первичные документы;
— учетные регистры, бухгалтерскую и налоговую отчетность;
— график документооборота и порядок хранения первичных документов.
В Положении даны общие рекомендации по разработке документооборота организации. На их основе рассмотрим особенности движения документов на транспортном предприятии. Начнем с документов по учету отраслевых операций, связанных с перевозками.

О «перевозочных» документах

Для учета работы на автомобильном транспорте статистическим ведомством разработаны унифицированные формы, которые применяются автотранспортными организациями (Постановление Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78). Отраслевых бланков не так много: семь различных форм путевых листов, журнал учета их движения (форма N 8) и товарно-транспортная накладная (ТТН, форма 1-Т). Отраслевым ведомством не забыты и индивидуальные предприниматели — перевозчики, эксплуатирующие ТС на правах собственности, аренды, осуществляющие транспортную деятельность на коммерческой основе, а также в производственных целях (Приказ Минтранса РФ от 30.06.2000 N 68). Для них типовых бланков путевых листов всего три — для грузовых, легковых автомобилей и автобусов. Учитываются они предпринимателем также в отдельном журнале. Оформлять путевые листы предпринимателя обязывают не правила бухгалтерского учета, а нормативные акты, регулирующие автомобильные перевозки и безопасность дорожного движения. Отсутствие путевого листа судьи квалифицируют как нарушение лицензионных требований, за что ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность (Постановление ФАС ДВО от 09.02.2005 N Ф03-А51/04-2/4001).
Мнение уполномоченных органов об обязательном использовании типовых бланков путевых листов, высказанное ранее в письмах Минфина РФ от 07.04.2006 N 03-03-04/1/327, от 16.03.2006 N 03-03-04/2/77, не изменилось. Специализированные и автотранспортные организации применяют их в обязательном порядке, на что указано столичными налоговиками в Письме от 14.11.2006 N 20-12/100253. Такого же мнения они придерживаются в отношении индивидуальных предпринимателей, оказывающих транспортные услуги (Письмо от 24.01.2007 N 18-12/3/05912@). Самостоятельную форму путевого листа могут разработать только организации, которые не относятся к транспортным. Единственное, что необходимо учесть при их составлении, — наличие в них всех обязательных реквизитов первичного документа, предусмотренных Законом бухгалтерском учете.
Информации, указываемой в путевом листе, достаточно для подтверждения произведенных расходов на приобретение израсходованного топлива, начисления заработной платы водителям, работающим по повременным (сдельным) расценкам. Он также может являться основанием для расчетов при осуществлении пассажирских перевозок. Но если организация или предприниматель осуществляют грузоперевозки, то понадобятся ли перевозчику помимо путевого листа другие документы?

Особенности грузоперевозок

Основным транспортным документом, по которому производятся приемка груза, его перевозка и сдача грузополучателю, является ТТН. Об этом говорится в Уставе автомобильного транспорта*(4) и Общих правилах перевозки грузов автомобильным транспортом (далее — Правила перевозки грузов)*(5). Данный документ составляется грузоотправителем, а перевозчик вправе принять от него предварительный заказ на перевозку грузов, бланк которого приведен в приложении 1 к разделу 2 Правил перевозки грузов.
Заметим, грузоотправитель (заказчик) не вправе требовать от водителя приемки груза по каким-либо иным документам, кроме ТТН. Например, по документам, определяющим взаимоотношения поставщика и покупателя (сертификаты, удостоверения, свидетельства, товарные накладные). То же самое касается и грузополучателя, которому водитель предъявляет ТТН для внесения отметок о времени прибытия и убытия автомобиля, после чего передает остальные сопроводительные документы от грузоотправителя. Сделанные выводы о необходимости оформления ТТН в полной мере справедливы к перевозкам грузов товарного характера.
Перевозка грузов нетоварного характера оформляется актом замера или взвешивания. Они составляются грузоотправителем, который один экземпляр оставляет себе для учета объема выполняемых перевозок, а два других передает перевозчику как основание для расчетов и учета транспортной работы.
Наряду с ТТН и актом замера (взвешивания) Правила перевозки грузов допускают оформление перевозок в течение смены талонами на каждую отдельную поездку. Он может заменять ТТН или акты замера (взвешивания), которые оформляются на последнюю поездку от одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя. Но вряд ли можно считать талон документом на перевозимый груз, который водитель должен иметь при себе и передавать для проверки по требованию сотрудников ГИБДД (п. 2.1.1 Правил дорожного движения*(6)). Объясняется это просто — перевозка груза по талонам на отдельную поездку не освобождает грузополучателя от оформления ТТН или акта замера (взвешивания). Чтобы не нарушать Правила дорожного движения перевозчику нужно проверить наличие указанных документов на перевозимый груз на каждую поездку.
При перевозке грузов не исключены разногласия не только с сотрудниками ГИБДД, но и между транспортным предприятием и грузополучателем (грузоотправителем). Тогда они фиксируются в отдельном акте, рекомендуемая форма которого приведена в приложении к разделу 10 Правил перевозки грузов. Сам по себе акт не является документом, подтверждающим совершение хозяйственной операции. В нем указываются лишь обстоятельства, которые могут служить основанием для привлечения сторон к материальной ответственности при нарушении условий договора перевозки. К акту разногласий прилагаются сопроводительные и транспортные документы, после чего одна из сторон договора может выставить претензию о порче или повреждении грузов, несоответствии данных документов фактически перевозимым материальным ценностям или о представлении автомобилей, не отвечающих требованиям к перевозке отдельных видов грузов.
Для окончательного расчета за грузоперевозки автопредприятие выписывает заказчику счет — основание для оплаты оказанных транспортных услуг, к которому прилагаются перевозочные документы: ТТН, акты замера или взвешивания, путевые листы ТС. Этот список можно дополнить актом приемки-передачи услуг. Он в большей мере необходим заказчику-грузоотправителю (грузополучателю) для подтверждения расходов на оплату транспортных услуг для целей налогообложения. Дата подписания акта определяет момент признания расходов по услугам производственного характера у плательщиков налога на прибыль, учитывающих доходы и расходы по методу начисления (п. 2 ст. 272 НК РФ). Грузоперевозчик может признать налогооблагаемую выручку на основании первичных и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы. Для этого подойдет ТТН, во втором разделе которой рассчитываются стоимость услуг по перевозке грузов, погрузочные и разгрузочные работы. К тому же данный документ относится к числу первичных, поэтому им можно воспользоваться и для отражения операций в бухгалтерском учете, но это не исключает оформления акта приемки-передачи услуг по усмотрению сторон договора грузоперевозок.
В отношении пассажирских перевозок перечень отраслевых документов по учету доходов и расходов несколько иной.

Нюансы пассажирских перевозок

Для транспортных организаций и индивидуальных предпринимателей основным документом по учету работы ТС, используемого для перевозки пассажиров, является путевой лист. В нем диспетчером (механиком) указываются все сведения об автобусе, расходе топлива и задании водителям, которым на основании путевого листа начисляется заработная плата. В путевом листе указываются автобусы (форма N 6), используемые транспортной организацией, отражаются данные не только о произведенных расходах (по норме, фактически), но и полученных доходах. Определить фактическую выручку можно по реализованным пассажирам билетам, но, к сожалению, в Правилах перевозок пассажиров и багажа*(7) не дано практических рекомендаций по учету билетов. В такой ситуации перевозчик должен самостоятельно решить, в каком документе отражать реализацию билетов пассажирам. Например, если билеты продаются кондукторами, то выдача им билетов и их последующая сдача в конце смены может быть оформлена актом, данные которого указываются в ведомости. В ней отмечаются номера билетов в рулоне на начало и на конец рейса, а на основании этих данных определяется итог проданных билетов — выручка за смену. Если акт и ведомость по учету билетов не отвечают требованиям, предъявляемым к «первичке», то сведения о полученных доходах указываются в путевом листе, являющимся первичным документом по учету доходов и расходов перевозчика.
Приведенный вариант по организации документооборота в части доходов пассажирских перевозок лишь один из возможных. С учетом специфики своей деятельности перевозчики могут дополнить или, наоборот, сократить перечень документов, составляемых по учету доходов (расходов).
Учет транспортных компаний не ограничивается только отражением перевозок и связанных с ними денежных операций. Составляя график документооборота, необходимо обратить внимание и на «первичку» по учету ТС, кадровых, «зарплатных» и иных документов.

Документы по учету автотранспортных средств

Данные документы следует выбрать из перечня форм по учету объектов основных средств (ОС)*(8), не забыв при этом установить сроки составления документов. От этого во многом зависят своевременность отражения в бухгалтерском учете ввода в эксплуатацию ОС, начисление по ним амортизационных отчислений и, как следствие, налоговые обязательства по налогу на имущество.
При списании ТС организации следует воспользоваться отдельным актом (форма N ОС-4а). В нем указываются сведения о техническом состоянии и стоимости ТС на дату его списания. В краткой характеристике перечисляются идентификационные данные техпаспорта, двигателя, шасси, грузоподъемности и другие характеристики автомобиля. К акту может прилагаться документ, подтверждающий снятие автомобиля с учета в регистрирующих органах ГИБДД.
На ТС достаточно узлов и агрегатов, которые могут быть оприходованы и в дальнейшем использованы, даже несмотря на то, что они с «пробегом». Но следует учесть, что при установке таких запчастей на автомобиль, он не должен создавать угрозу безопасности дорожного движения. В акте о списании ТС указываются сведения о демонтированных деталях и узлах, а также о затратах, связанных со списанием автомобиля. Данные о результатах списания ТС вносятся в инвентарную карточку учета объектов (форма N ОС-6).
В отношении иных объектов следует обратить внимание на выбор форм «первички», которой оформляется поступление имущества, стоимость которого от 10 до 20 тыс. руб. (например, недорогостоящая оргтехника). Такие объекты с прошлого года в бухгалтерском учете, согласно п. 5 ПБУ 6/01*(9), организация вправе учитывать в составе материально-производственных запасов (МПЗ) независимо от срока эксплуатации. Для их отражения в бухгалтерском учете можно использовать формы по учету МПЗ (в частности, приходный ордер по форме N М-4 *(10)). Однако организация может поступить иначе. На товаросопроводительных документах (накладной, ТТН), удостоверяющих количество и качество поступивших МПЗ, поставить штамп при оприходовании товаров, что подтверждает соответствие принятых товаров данным, указанным в сопроводительных документах. Если штамп содержит реквизиты приходного ордера, то, следуя Методическим указаниям *(11), организация-покупатель может оприходовать товары только на основании товаросопроводительных документов без составления приходного ордера на поступившие материальные ценности, что позволяет снизить объем документооборота.

Документы по кадрам и зарплате

По учету и расчетам с персоналом Госкомстатом утверждено достаточно типовых бланков*(12), однако форму трудового договора организации следует разработать самостоятельно, указав в нем сведения и обязательные условия, установленные ст. 57 ТК РФ. Это относится и к коллективному договору, содержание и структура которого определяются заключающими его сторонами (ст. 41 ТК РФ).
С учетом специфики своей деятельности организация может доработать рекомендуемые типовые формы документов, например, добавить дополнительные реквизиты. Это допускается Порядком применения унифицированных форм первичной учетной документации*(13). Однако упрощать госкомстатовские формы, удаляя из них «ненужные» реквизиты, не допускается. В этом случае организация может разработать собственные формы с указанием в них минимума обязательных реквизитов, закрепив их применение в приложении к учетной политике.

Иные виды деятельности

Организация помимо перевозок может осуществлять прочие виды деятельности, например, оказывать услуги по ремонту автомобилей физических и юридических лиц. В отношении последних при осуществлении наличных расчетов бланка строгой отчетности, выписываемого населению, недостаточно, организации понадобится кассовый аппарат. Его применение обязывает организацию наряду с документами главной кассы составлять формы, которые утверждены Госкомстатом для операционной кассы (например, Книга кассира-операциониста (форма N КМ-4)*(14)). Выбирать из кассовых документов только «нужные» не стоит, так как все они необходимы для надлежащего оформления кассовых операций. Также вряд ли имеет смысл включать кассовые документы в график документооборота, поскольку порядок и сроки их оформления и движения в кассе компании и в бухгалтерии регламентированы Порядком ведения кассовых операций в РФ*(15).

Учетные регистры

Самая распространенная форма учета в большинстве коммерческих организаций — журнально-ордерная форма счетоводства. Она применяется не один десяток лет, и на ее основе разработаны различные прикладные бухгалтерские программы, в которых учетные регистры формируются в электронном виде с возможностью последующей печати на бумаге.
Организации, которые являются субъектами малого предпринимательства, могут сократить перечень учетных регистров до минимума, установленного законодательством (п. 3 ст. 4 Закона о бухгалтерском учете, Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства*(16)). Выбранный порядок учета (по сокращенному или полному варианту), а также состав бухгалтерских регистров организация должна отразить в учетной политике, которая является руководящим документом в целях применения норм и правил бухгалтерского законодательства.
Применяемая в транспортной компании технология обработки учетной информации формирует показатели в первую очередь для подготовки отчетности. В то же время система применяемых регистров может использоваться как «фундамент» для постановки управленческого учета.
Транспортные организации не освобождены от уплаты налога на прибыль, поэтому следует сказать несколько слов о налоговом учете, который обязывает вести гл. 25 НК РФ. Источником информации для налоговых регистров, являющихся частью системы налогового учета, будут либо сама «первичка», либо данные бухгалтерского учета (ст. 313 НК РФ). Последний вариант предпочтительнее — при расчете «прибыльного» налога бухгалтер может воспользоваться учетными данными, корректируя их отдельными аналитическими справками. Такой вариант не противоречит налоговому законодательству. Если организация занимается перевозками на «вмененке», ее задача упрощается — ей достаточно систематизировать информацию в бухгалтерском учете.
После выбора «первички» и разработки учетных регистров можно перейти непосредственно к графику документооборота.

График документооборота

В графике целесообразно выделить основные направления движения документов в организации: создание (передача), проверка (обработка), хранение. По осуществляемым хозяйственным операциям следует назначить лиц, ответственных за представление документов в установленные сроки.
График лучше оформить распоряжением руководителя как приложение к приказу об учетной политике. С ним следует ознакомить под расписку всех должностных лиц, ответственных за составление и представление тех или иных документов. График документооборота может быть в виде схемы или таблицы, одна из форм которых приведена в Положении.
Преимущество схемы перед таблицей состоит в том, что в ней можно указать не только документы и ответственных за их составление лиц, но и движение «первички» как в целом по организации, так и по ее отдельным структурным подразделениям. Однако составить график в виде схемы сложнее, чем в форме таблицы, поэтому бухгалтеру предстоит выбрать, какому варианту отдать предпочтение. Приведем в качестве примера часть (выписку) графика документооборота транспортной организации, оформленного таблицей.

————-T—————————T—————————-T—————————-¬
¦Наименование¦ Составление документа ¦ Обработка документа ¦ Передача в архив ¦
¦ +————T—————+—————T————-+—————T————-+
¦ ¦Ответствен-¦Срок исполне-¦Ответственное ¦Срок обработ-¦Ответственное ¦Срок передачи¦
¦ ¦ное лицо ¦ния ¦лицо ¦ки ¦лицо ¦ ¦
+————+————+—————+—————+————-+—————+————-+
¦Путевые лис-¦Диспетчер ¦На период рей-¦Бухгалтер ¦Ежедневно ¦Бухгалтер ¦По истечении¦
¦ты ¦(механик, ¦са (ежедневно)¦ ¦ ¦ ¦отчетного пе-¦
¦ ¦водитель) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦риода ¦
+————+————+—————+—————+————-+—————+————-+
¦Журнал учета¦Диспетчер ¦Ежедневно ¦Бухгалтер ¦Ежедневно ¦Бухгалтер ¦По истечении¦
¦путевых лис-¦(механик, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦года ¦
¦тов ¦водитель) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+————+————+—————+—————+————-+—————+————-+
¦Товарно -¦Грузоотпра-¦На поездку ¦Бухгалтер ¦Ежедневно ¦Бухгалтер ¦По истечении ¦
¦транспортные¦витель ¦ ¦ ¦ ¦ ¦отчетного пе-¦
¦накладные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦риода ¦
L————+————+—————+—————+————-+—————+—————

График документооборота должен соблюдаться всеми лицами, ответственными за составление и обработку документов. Штрафные санкции за его нарушение лучше указать не в приложении к учетной политике, а в положении об оплате труда или премировании. Но это крайняя мера — с работниками можно договориться о своевременном представлении документов, а с ответственными сотрудниками — обойтись и без «штрафного» распоряжения. Для большей уверенности бухгалтера в том, что его не подведут, целесообразно предусмотреть обязанности по соблюдению графика документооборота и сбору документов в должностных инструкциях работников.
Нельзя забывать и о конфиденциальности информации, содержащейся в отдельных бумагах, поэтому следует принять меры по ограничению доступа к ним и защите от несанкционированного использования. В этих целях документы следует хранить не более срока, в течение которого они могут понадобиться, а затем их следует сдать в архив на хранение.

Сохранность документов — на контроль

Транспортная организация обязана не только оформлять документально каждую хозяйственную операцию, но и обеспечить сохранность таких документов. Данное требование установлено Закон о бухгалтерском учете. Сроки устанавливаются по правилам организации архивного дела, но они не могут быть менее пяти лет. Данным сроком ограничивается хранение квартальных бухгалтерских отчетов, утвержденного плана счетов, учетных регистров, оборотных ведомостей и первичных документов по учету операций с ОС, расчетов с подотчетными лицами и контрагентами, кассовых и банковских документов. Этот список можно дополнить документами по учету работы на автомобильном транспорте, так как они также фиксируют факт совершения хозяйственной операции и являются основанием для бухгалтерских записей.
Пятилетний срок хранения установлен в Перечне типовых управленческих документов*(17), составляемых и обрабатываемых в процессе предпринимательской деятельности. Из него можно узнать точные сроки хранения других используемых организацией документов.
Срок хранения документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, на год меньше, чем срок хранения бухгалтерской «первички», и составляет четыре года (пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ). Указывать сроки хранения в отдельном распорядительном документе нет необходимости, так как они определены на законодательном уровне. В системе документооборота следует предусмотреть другие сроки, в пределах которых документы передаются в архив организации, а также порядок их хранения.
О системе документооборота, которая позволяет контролировать движение «первички», можно говорить только тогда, когда разработаны и утверждены в приложении к учетной политике все ее элементы. Поэтому транспортным организациям нужно уделить внимание не только графику документооборота, но и контролю его соблюдения, правильного составления первичных документов, учетных регистров и финансовой отчетности.

С.В. Булаев

«Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение», N 3, май-июнь 2007 г.

————————————————————————-
*(1) Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
*(2) Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утв. Приказом Минфина РФ 09.12.1998 N 60н.
*(3) Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утв. МФ СССР от 29.07.1983 N 105.
*(4) Устав автомобильного транспорта РСФСР, утв. Постановлением СМ РСФСР от 08.01.1969 N 12.
*(5) Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утв. Минавтотрансом РСФСР от 30.07.1971.
*(6) Правила дорожного движения, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090.
*(7) Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР, утв. Приказом Минавтотранса РСФСР от 24.12.1987 N 176.
*(8) Постановление Госкомстата РФ от 21.01.2003 N 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств».
*(9) Положение по ведению бухгалтерского учета «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утв. Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н.
*(10) Перечень форм первичной учетной документации по учету материалов, утв. Постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 N 71а.
*(11) Методические указания по учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 N 119н.
*(12) Постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».
*(13) Порядок применения унифицированных форм первичной учетной документации, утв. Постановлением Госкомстата РФ от 24.03.1999 N 20.
*(14) Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин утв. Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132.
*(15) Письмо ЦБ РФ от 04.10.1993 N 18 «Об утверждении «Порядка ведения кассовых операций в РФ».
*(16) Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утв. Приказом Минфина РФ от 21.12.1998 N 64н.
*(17) Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утв. Росархивом от 06.10.2000.