Действующая нормативная база в сфере связи и массовых коммуникаций | Статьи | 123-Job.ru

Действующая нормативная база в сфере связи и массовых коммуникаций


21.03.2010

Нормативная база в сфере связи и массовых коммуникаций является фундаментом правового регулирования. Законодательство не стоит на месте, периодически вносятся поправки и уточнения по спорным вопросам. Для того чтобы бухгалтеру проще было отслеживать изменения, мы решили обобщить и структурировать всю имеющуюся информацию правового регулирования в данной статье.

Базис правового «коммуникационного» регулирования

Модель российского законодательства представлена многими нормативными актами. Финансовый работник, обладающий юридическим образованием, без труда выделит в нем основополагающие документы: главный закон государства (Конституция РФ), положения которого не должен нарушать ни один нормативный акт, и обладающие почти таким же статусом кодексы (Гражданский, Налоговый, Трудовой, Об административных правонарушениях и т.д.), регулирующие правоотношения в различных областях экономики. Очевидно, что все правовые вопросы в объеме нескольких десятков кодексов урегулировать невозможно, в то же время это можно сделать с помощью законов и подзаконных актов.
Для сферы связи и массовых коммуникаций основополагающим является Закон о связи. Отношения, касающиеся деятельности в области связи, регулируются также нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. Об этом сказано в п. 2 ст. 4 Закона о связи.
Кроме названного закона, операторы связи руководствуются другими правовыми актам такого же уровня, но из других областей правоотношений. Например, Законом об электронно-цифровой подписи*(1), Законом о рекламе*(2), Законом о персональных данных*(3), Законом о защите прав потребителей*(4) и рядом других. Во исполнение перечисленных законов также приняты подзаконные нормативные акты, уточняющие требования того или иного закона. К таким документам относятся нормативные акты Правительства РФ, финансового и налогового ведомства, региональных и местных органов власти. Разобраться во всем многообразии нормативной базы непросто, но мы попробуем это сделать с позиции финансового работника. Для этого условно разделим законодательство, имеющее отношение к услугам связи, на несколько разделов по сферам применения, а начнем с нормативной базы отраслевого «коммуникационного» законодательства.

Отраслевое законодательство в сфере связи

Бухгалтер не ошибется, если в поиске нужного отраслевого нормативного акта откроет Закон о связи. Он регулирует основные вопросы в этой сфере деятельности, в частности:
1) основы деятельности в области связи:
— правовое положение сооружений и средств связи;
— правовое положение объектов и линий связи;
2) классификацию сетей связи и их предназначение;
3) присоединение сетей электросвязи и их взаимодействие;
4) государственное регулирование в области связи:
— распределение радиочастотного спектра и использование радиочастотного спектра;
— выделение ресурса нумерации;
— регулирование тарифов на различные услуги связи;
5) лицензирование деятельности в области оказания услуг связи;
6) порядок оказания различных услуг связи;
7) универсальное обслуживание;
8) защиту прав пользователей услугами связи;
9) управление сетями связи в чрезвычайных ситуациях;
10) международное сотрудничество в сфере массовых коммуникаций.
Отношения в области связи, не урегулированные Законом о связи, регулируются другими федеральными законами и иными правовыми актами РФ в области связи. Выделим в таблице подзаконные нормативные акты, принятые во исполнение норм Закона о связи.

————————————————T————————————————-¬
¦ Регулируемые подзаконными нормативными актами ¦ Нормативные акты ¦
¦ вопросы ¦ ¦
+————————————————+————————————————-+
¦ Сети операторов связи ¦
+————————————————T————————————————-+
¦Правила подготовки и использования ресурсов ¦Постановление Правительства РФ от 22.02.2006 N ¦
¦единой сети электросвязи ¦103 ¦
+————————————————+————————————————-+
¦Требования к построению сети связи общего ¦Приказ Мининформсвязи РФ от 08.08.2005 N 97 ¦
¦пользования ¦ ¦
+————————————————+————————————————-+
¦Требования по защите сетей связи от ¦Приказ Мининформсвязи РФ от 09.01.2008 N 1 ¦
¦несанкционированного доступа ¦ ¦
+————————————————+————————————————-+
¦Требования к сетям связи при оказании услуг ¦Приказ Мининформсвязи РФ от 06.12.2005 N 137 ¦
¦универсального обслуживания ¦ ¦
+————————————————+————————————————-+
¦ Оказание услуг связи ¦
+————————————————T————————————————-+
¦Правила оказания услуг местной, внутризоновой, ¦Постановление Правительства РФ от 18.05.2005 N ¦
¦междугородной и международной связи ¦310 ¦
+————————————————+————————————————-+
¦Правила оказания услуг телеграфной связи ¦Постановление Правительства РФ от 15.04.2005 N ¦
¦ ¦222 ¦
+————————————————+————————————————-+
¦Правила оказания телематических услуг ¦Постановление Правительства РФ от 10.09.2007 N ¦
¦ ¦575 ¦
+————————————————+————————————————-+
¦Правила оказания услуг по передаче данных ¦Постановление Правительства РФ от 23.01.2006 N 32¦
+————————————————+————————————————-+
¦Правила оказания услуг связи проводного вещания¦Постановление Правительства РФ от 06.06.2005 N ¦
¦ ¦353 ¦
+————————————————+————————————————-+
¦Правила оказания услуг подвижной связи ¦Постановление Правительства РФ от 25.05.2005 N ¦
¦ ¦328 ¦
+————————————————+————————————————-+
¦Правила оказания услуг для целей телевизионного¦Постановление Правительства РФ от 22.12.2006 N ¦
¦вещания и радиовещания ¦785 ¦
+————————————————+————————————————-+
¦ Присоединение сетей связи ¦
+————————————————T————————————————-+
¦Правила присоединения сетей электросвязи и их ¦Постановление Правительства РФ от 28.03.2005 N ¦
¦взаимодействия ¦161 ¦
+————————————————+————————————————-+
¦Регулирование цен на услуги присоединения и по ¦Постановление Правительства РФ от 19.10.2005 N ¦
¦пропуску трафика ¦627 ¦
+————————————————+————————————————-+
¦ Государственное регулирование ¦
+————————————————T————————————————-+
¦Порядок осуществления надзора за деятельностью ¦Постановление Правительства РФ от 02.03.2005 N ¦
¦в области связи ¦110 ¦
+————————————————+————————————————-+
¦Правила распределения и использования ресурса ¦Постановление Правительства РФ от 13.07.2004 N ¦
¦нумерации ¦350 ¦
+————————————————+————————————————-+
¦Положение о государственном регулировании ¦Постановление Правительства РФ от 24.10.2005 N ¦
¦тарифов на услуги общедоступной электросвязи ¦637 ¦
+————————————————+————————————————-+
¦Тарифы на услуги операторов связи ¦Приказы ФСТ РФ во исполнение норм Закона о связи ¦
+————————————————+————————————————-+
¦ Лицензирование и сертификация ¦
+————————————————T————————————————-+
¦Услуги связи, вносимые в лицензии и ¦Постановление Правительства РФ от 18.02.2005 N 87¦
¦лицензионные условия ¦ ¦
+————————————————+————————————————-+
¦Правила проведения торгов на получение лицензии¦Постановление Правительства РФ от 12.01.2006 N 8 ¦
+————————————————+————————————————-+
¦Сертификация средств связи ¦Постановление Правительства РФ от 25.06.2009 N ¦
¦ ¦532 ¦
+————————————————+————————————————-+
¦Экспертиза системного проекта ¦Постановление Правительства РФ от 19.08.2009 N ¦
¦ ¦674 ¦
+————————————————+————————————————-+
¦Требования к системному проекту связи ¦Приказ Мининформсвязи РФ от 13.02.2008 N 18 ¦
+————————————————+————————————————-+
¦Значения монтированной емкости сетей ¦Приказ Мининформсвязи РФ от 13.02.2008 N 19 ¦
¦электросвязи, обязывающие к регистрации ¦ ¦
+————————————————+————————————————-+
¦Правила регулирования тарифов на универсальные ¦Постановление Правительства РФ от 21.04.2005 N ¦
¦услуги связи ¦242 ¦
+————————————————+————————————————-+
¦ Универсальное обслуживание ¦
+————————————————T————————————————-+
¦Правила оказания универсальных услуг ¦Постановление Правительства РФ от 21.04.2005 N ¦
¦ ¦241 ¦
+————————————————+————————————————-+
¦Технические требования к оказанию универсальных¦Приказ Мининформсвязи РФ от 06.12.2005 N 137 ¦
¦услуг ¦ ¦
+————————————————+————————————————-+
¦Конкурс на оказание универсальных услуг ¦Постановление Правительства РФ от 22.04.2005 N ¦
¦ ¦248 ¦
+————————————————+————————————————-+
¦Резерв универсального обслуживания ¦Постановление Правительства РФ от 21.04.2005 N ¦
¦ ¦243 ¦
+————————————————+————————————————-+
¦Правила возмещения убытков оператору ¦Постановление Правительства РФ от 21.04.2005 N ¦
¦ ¦246 ¦
L————————————————+—————————————————

Напоминаем, в таблице приведены далеко не все, а лишь наиболее востребованные документы в сфере связи, которые имеют отношение к финансово-хозяйственной деятельности предприятий связи. Остались за кадром многочисленные нормативные акты технической направленности и иные документы, которые мало интересуют финансовых работников. При этом не нужно забывать о нормативных актах других сфер деятельности, которые так или иначе затрагивают бизнес компаний связи. Например, лицензирование.
Для многих компаний определяющим в этом вопросе является Закон о лицензировании*(5), но на организации в сфере связи его нормы не распространяются в силу прямого указания. Операторам нужно руководствоваться Законом о связи, в котором лицензированию посвящена отдельная глава, и рядом нормативных актов, принятых во исполнение установленных специальных норм в сфере связи. Обратимся к другим отраслям.

Законодательство о рекламе

Законодательство о рекламе для коммуникационных компаний, как и для большинства других организаций, представлено Законом о рекламе. В нем есть одна статья, имеющая отношение к операторам связи. В статье 18 прописаны требования, предъявляемые к распространяемой по сетям электросвязи рекламе. Требований не так уж и много, но они существенные: начиная с того, что не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и автоматического дозванивания (автоматической рассылки), и заканчивая предварительным согласием абонента или адресата на получение рекламы в сетях телефонной, факсимильной, подвижной радио-телефонной связи. При справочном телефонном обслуживании реклама может предоставляться только после сообщения справки, запрашиваемой абонентом.
Соблюдение законодательства о рекламе контролирует антимонопольный орган, который руководствуется Административным регламентом *(6) при рассмотрении дел, возбуждаемых по признакам нарушения законодательства о рекламе. Документ в большей степени имеет отношение к ревизорам, но и для операторов связи в нем есть небезынтересные разделы, в том числе раздел, касающийся порядка обжалования действий (бездействий) и решений антимонопольного органа. Данная информация может оказаться полезной для защиты прав и интересов компании связи, если она необоснованно привлечена к ответственности за нарушение рекламного законодательства.

Бухгалтерская «отраслевая» нормативная база

В вопросе ведения бухгалтерского учета всех операторов условно можно разбить на две категории: на тех, кто ведет раздельный отраслевой учет, и на тех, кто этого не делает. Начнем с первой категории и напомним, кто к ней относится.
К данной категории относятся операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, компании, являющиеся субъектами естественной монополии в области связи, и операторы, занимающиеся оказанием универсальных услуг. На них возложена обязанность по ведению так называемого отраслевого учета. Его главной задачей является сбор информации и составление отчетов о доходах и расходах раздельно по осуществляемым видам деятельности, оказываемым услугам связи и используемым для оказания услуг частям сети электросвязи. Цель: проконтролировать затраты операторов связи, которые оказывают услуги абонентам по регулируемым ценам.
Отраслевой раздельный учет регламентируют два нормативных акта. Подход и главные принципы определены в Порядке ведения операторами связи раздельного учета доходов и расходов (приведен в приложении к Приказу Мининформсвязи РФ от 02.05.2006 N 54). Практические рекомендации по ведению такого учета содержатся в другом документе — в Методических рекомендациях по ведению операторами связи раздельного учета доходов и расходов (приведены в приложении к Приказу Мининформсвязи РФ от 21.03.2006 N 33). В данные документы не один раз за время их действия вносились уточняющие изменения, связанные с поправками в законодательстве о связи, но в целом правила ведения учета остаются неизменными по настоящее время.
Вторую категорию операторов составляют компании, которые не вошли в вышерассмотренный список операторов и не ведут раздельный отраслевой учет. Такие компании, а их большинство, в ведении учета руководствуются общими нормативными актами — Законом о бухгалтерском учете, Положением по бухгалтерскому учету*(7), действующими ПБУ, которые не так давно были обновлены финансовым ведомством. При этом обновление бухгалтерской нормативной базы продолжается, на сайте финансового ведомства размещен ряд проектов, которые выложены для широкого обсуждения. Среди них бухгалтерский стандарт, регулирующий вопросы исправления ошибок, формы бухгалтерской отчетности, которые могут заменить действующие бланки, и еще ряд интересных документов. Но мы пока не останавливаемся на них подробно, так как практика показывает, что, к сожалению, а может быть и к счастью, Минфин в последнее время не торопится с претворением в жизнь всех своих начинаний и законодательных инициатив в области бухгалтерского учета.

Действующее налоговое законодательство

Не секрет, что большинство операторов связи уплачивают налоги в рамках традиционной системы налогообложения, куда входят налог на прибыль, НДС, налог на имущество, «зарплатные» налоги и взносы (НДФЛ, взносы в ПФР, ФСС, ФФОМС, ТФОМС), транспортный и земельный налоги (при наличии объектов налогообложения). Порядок взимания перечисленных налогов установлен нормами Налогового кодекса применительно ко всем налогоплательщикам. То есть большинство норм и правил являются общими, однако применяются они по-разному при производстве продукции, продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг. Деятельность большинства компаний связи в основном касается оказания услуг, что накладывает свой отпечаток на расчет отдельных налогов. Кроме этого, в Налоговом кодексе есть ряд норм, имеющих отношение только к операторам связи.
Например, в гл. 21 «НДС» НК РФ предусмотрено, что при оказании услуг международной связи не учитываются при определении налоговой базы суммы, полученные организациями связи от реализации указанных услуг иностранным покупателям (ст. 154 НК РФ). Данное положение согласуется с Регламентом*(8), который имеет силу международного договора РФ и приоритет над нормами национальных правовых актов. В пункте 6.1.3 Регламента сказано, что если в соответствии с национальным законодательством какой-либо страны предусматривается налог на взимание таксы (НДС) за международные службы электросвязи, то этим налогом облагаются только те услуги электросвязи, которые оплачиваются клиентами этой страны. НДС предусмотрен российским законодательством, поэтому он должен взиматься на территории РФ. К сожалению, это единственная льгота для операторов связи по расчетам с бюджетом по НДС.
В главе 25 «Налог на прибыль» НК РФ есть несколько норм, касающихся операторов и оказываемых ими услуг. В части доходов в пп. 28 п. 1 ст. 251 НК РФ есть упоминание, что не увеличивают налогооблагаемую прибыль суммы, полученные операторами универсального обслуживания из резерва универсального обслуживания в соответствии с законодательством в области связи. Есть и обратная норма, позволяющая учесть в прочих расходах, связанных с производством и реализацией, отчисления операторов в резерв универсального обслуживания (пп. 46 п. 1 ст. 264 НК РФ). Таким образом, для операторов универсального обслуживания поступления из резерва являются необлагаемыми доходами, а для тех операторов, кто производит отчисления в резерв универсального обслуживания, это оправданные и обоснованные при налогообложении расходы.
Напомним еще об одном пункте, который разрешает учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, затраты на услуги связи (пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ). Это можно сделать и организациям, применяющим «упрощенку» (пп. 18 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Несложно догадаться, что в обоих случаях речь идет об абонентах и клиентах, выступающих в роли потребителей услуг операторов связи. Могут ли операторы, выступающие в роли исполнителей услуг, воспользоваться данными нормами для того, чтобы учесть расходы на оплату услуг своих партнеров? По мнению автора, это сделать проблематично, так как расходы на услуги связи самих операторов (например, оплата услуг присоединения и пропуска трафика) являются не прочими, а основными расходами, связанными с ведением основного вида деятельности. В налогообложении подобных затрат следует исходить из норм налогового учета прямых расходов, непосредственно связанных с оказанием услуг связи. В подпункте 25 п. 1 ст. 264 НК РФ речь идет о прочих расходах, связанных с производством и реализацией (косвенных расходах), поэтому не всегда данная норма применима операторами связи. Аналогичный вывод можно сделать в отношении «упрощенцев», занимающихся оказанием услуг связи в качестве основной деятельности. Они тоже не всегда имеют право воспользоваться пп. 18 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, разрешающим учесть в составе расходов оплату услуг связи, однако для целей расчета налога нет деления расходов на прямые и косвенные, главное, чтобы осуществленные затраты попадали в список разрешенных для «упрощенцев» затрат (ст. 346.16 НК РФ).
В главе 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ установлена плата за отдельные действия уполномоченных органов, связанные с оказанием услуг связи, в частности:
— за лицензирование, включая плату за рассмотрение заявления, предоставление и переоформление лицензии (пп. 71 ст. 333.33 НК РФ);
— за получение ресурса нумерации (пп. 81 ст. 333.33 НК РФ);
— за регистрацию декларации о соответствии требованиям средств связи и услуг связи (пп. 82 ст. 333.33 НК РФ).
Есть упоминание о средствах связи даже в гл. 23 НК РФ, регулирующей расчеты с бюджетом физических лиц (работников организаций связи). К облагаемым доходам относятся доходы, полученные от использования линий оптико-волоконной и (или) беспроводной связи, иных средств связи, включая компьютерные сети на территории РФ. Однако, как применить эту норму на практике, в налоговом законодательстве не поясняется. Доходы от использования средств связи в основном получают организации, предприниматели. Частные лица в таком качестве выступают достаточно редко.

Грядущие перемены налогового законодательства

В информационно-правовых базах можно найти небезынтересный для налогоплательщиков документ — Основные направления налоговой политики на 2010-2012 годы, который одобрен Правительством РФ 25.05.2009. Несмотря на то, что данный документ не является нормативным правовым актом, он представляет собой основание для внесения изменений в налоговое законодательство. В нем одна часть посвящена анализу уже вступивших в 2008-2009 годах антикризисных поправок, а другая — готовящимся мерам налоговой политики на предстоящую перспективу (2010-2012 годы). Уделим внимание тому, что может ожидать операторов-налогоплательщиков.
По данному налогу в ближайшие годы планируется пересмотреть подходы к классификации основных средств на амортизационные группы и определению норм амортизации для этих групп. Дело в том, что в настоящее время состав амортизационных групп зиждится на сроке службы того или иного объекта основных средств. Определение сроков службы отдельных активов является непростой задачей. Ведь для начисления амортизации важны не только физические сроки службы объектов основных средств, но и иные факторы, которые оказывают влияние на начисление амортизации, в частности темпы развития технологий, заставляющие обновлять основные средства до истечения срока их службы. Правительство РФ вынуждено постоянно менять состав амортизационных групп, что делается как для снижения уровня налоговой нагрузки, так и для учета изменившейся ситуации в той или иной отрасли. В результате постоянных поправок сроки полезного использования объектов основных средств перестали быть обоснованными, что нарушает один из принципов признания расходов в целях налогообложения. Финансовое ведомство планирует проработать данный вопрос, только пока не ясно, как именно будет пересмотрен подход к определению норм амортизации ОС.
Следующий шаг: финансовое ведомство предлагает дополнить отдельные виды расходов, которые уменьшат налогооблагаемую прибыль. Среди них затраты, связанные с созданием и эксплуатацией объектов благоустройства (парковки, охрана), расходы на приобретение униформы для персонала. Операторы связи, которые имеют обслуживающие хозяйства, могут надеяться на уточнение порядка налогообложения прибыли по таким хозяйствам. Дело в том, что пока нет четкой формулировки понятия «обслуживающие хозяйства», также требуют уточнения критерии признания убытков таких хозяйств налогоплательщика. Операторам связи, занимающимся продажей товаров (телефонов), следует иметь в виду, что налоговые расходы могут быть дополнены потерями, связанными с хранением товаров. Для этих целей предполагается установить общий предельный размер товарных потерь (в частности, потерь от порчи, боя, лома товаров, потери товарного вида), а потери по конкретным товарным группам будут приниматься в пределах, утверждаемых Правительством РФ.
По налогу на добавленную стоимость есть идеи внести изменения в порядок оформления счетов-фактур. В целях снижения бюрократических проволочек будет рассмотрен вопрос о внесении изменений в отношении незначительных нарушений правил заполнения счета-фактуры. Указанные изменения должны определить, при незаполнении или неверном заполнении каких показателей счет-фактура может быть признан несоответствующим требованиям. Может быть решен вопрос о возможности оформления счетов-фактур с отрицательными показателями (кредит-счетов) с целью урегулирования порядка применения налоговых вычетов (при расчетах с использованием условных единиц), что было актуально ранее для операторов подвижной радиосвязи. Продолжает активно обсуждаться тема внедрения электронных счетов-фактур в рамках электронного документооборота, в котором задействуются телекоммуникационные каналы связи.
По налогу на доходы физических лиц финансовое ведомство наметило упростить налоговую декларацию и разработать более доступную и понятную инструкцию по ее заполнению. В настоящий момент в гл. 23 НК РФ предельные размеры суточных, не облагаемых НДФЛ, установлены фиксированной величиной. Для того чтобы указанные предельные размеры соответствовали текущей экономической ситуации, планируется индексировать суточные исходя из прогнозируемого значения инфляции, а также курса рубля к основным мировым валютам. Немаловажно, что в ближайшей перспективе будет продолжена работа по уточнению перечня доходов работников и физических лиц, освобождаемых от налогообложения. Правда, какие именно доходы физических лиц будут освобождены от налогообложения, в финансовом ведомстве пока не поясняют.
Единый налог на недвижимость, возможно, заменит в будущем земельный налог и налог на имущество физических лиц. Однако для этого должна быть проведена большая работа по регулированию порядка расчета кадастровой стоимости объектов недвижимости, порядка проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.

М.А. Потехина,
эксперт журнала «Услуги связи:
бухгалтерский учет и налогообложение»

«Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение», N 1, январь-февраль 2010 г.

————————————————————————-
*(1) Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ.
*(2) Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ.
*(3) Федеральный закон от 27.06.2006 N 152-ФЗ.
*(4) Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1.
*(5) Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ.
*(6) Утвержден Приказом ФАС РФ от 28.12.2007 N 453.
*(7) Утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н.
*(8) Принят Всемирной административной конференцией по телефонии и телеграфии в г. Мельбурне 09.12.1988.