Аттестация офицеров военно-учебных заведений в России | Статьи | 123-Job.ru

Аттестация офицеров военно-учебных заведений в России


21.03.2010

Основной целью аттестации является всесторонняя и объективная оценка военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, определение их соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования, кроме того, с помощью аттестации определяется предназначение граждан, пребывающих в запасе. В настоящий момент при внедрении в процесс прохождения военной службы понятия ротации аттестация приобретает новое значение. Если срок службы на конкретной воинской должности будет составлять, как правило, не более трех лет, то перемещаться по «карьерной лестнице» офицер станет довольно часто, при этом с возможной сменой военно-учетной специальности. Как известно, одной из основных задач аттестации является подбор военнослужащих для назначения на воинские должности, следовательно, процедура аттестации становится ключевой в процессе прохождения военной службы.
Институт аттестации имеет достаточно давнюю историю и берет начало с петровских времен, когда при производстве унтер-офицеров в офицеры, а также капитанов в штаб-офицеры была введена процедура баллотировки в чине. Начало централизованной аттестации офицеров российской армии было положено в 1906 г., когда приказом по военному ведомству N 701 было введено в действие Временное положение об аттестации капитанов (ротмистров, есаулов), штаб-офицеров и генералов строевых частей и о выборе кандидатов на некоторые должности. Отсутствие постоянного положения об аттестации допускало использование в воинских частях как единоличной, так и коллегиальной системы оценки деятельности офицеров. Примером проведения коллегиальной аттестации могут служить воспоминания российского офицера Б. Панаева о проведении в начале XX в. ежегодной аттестации в одном из полков российской армии. По его свидетельству, она осуществлялась в несколько этапов*(1).
На первом этапе в офицерском собрании офицеры получали тетради с отрывными аттестационными бланками, заполняя которые, они давали оценку своим сослуживцам по таким критериям, как: отношение к военной службе: любит службу, относится безразлично, относится пренебрежительно; отношение к обязанностям службы: с уважением, добросовестно, недобросовестно; отношение к начальникам: исполнителен, неисполнителен, заискивает; отношение к товарищам: всеми уважаем, хорошее, плохое; отношение к подчиненным офицерам: тактичное, нетактичное; отношение к подчиненным нижним чинам: умелое, неумелое, сердечное, пренебрежительное; отношение к своему слову: безукоризненное, легкомысленное, не держит слова; подготовка к командованию: подготовлен отлично, подготовлен, подготовлен недостаточно; отношение к военным наукам: интересуется ими, безучастен; отношение к аттестационному делу: добросовестное, небрежное; отношение к форме одежды: серьезное, легкомысленное; положительные качества: благороден, безупречно честен, трудолюбив, правдив, тактичен, вежлив, умен, не пьет, в карты не играет, к военной службе способен, здоровьем крепок; отрицательные качества: неблагороден, нечестен, лжив, ленив, нетактичен, невежлив, глуп, много пьет, много играет в карты, к военной службе не способен, здоровьем слаб; отношение к доброму имени полка: работает для полка, безучастен, вредит; желателен для полка или нет: желателен, безразличен, нежелателен.
На втором этапе выбиралась аттестационная комиссия, которая — третий этап — рассматривала аттестационные бланки, и председатель комиссии докладывал о результатах работы командиру полка. На четвертом этапе командир полка раздавал аттестационные бланки соответствующим офицерам для ознакомления, при необходимости офицеры могли дать пояснения. Затем — пятый этап — офицеры возвращали аттестационные бланки командиру полка, который делал свое заключение и передавал аттестационный пакет на хранение.
Кроме того, в соответствии с приказом по военному ведомству «Меры против потребления спиртных напитков в армии» от 22 мая 1914 г. N 309 в аттестацию каждого офицера стало обязательно вноситься «вполне определенное указание об отношении его к употреблению спиртных напитков». Если было замечено дурное влияние офицера в этом отношении на младших товарищей, то оно должно было отмечаться в аттестации. Офицеру, ведущему нетрезвый образ жизни, делалось в аттестационном порядке предупреждение о неполном служебном соответствии.
В настоящее время аттестация предусмотрена Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и подробно регламентируется Положением о порядке прохождения военной службы и приказом Министра обороны Российской Федерации «О порядке организации и проведения аттестации офицеров и прапорщиков (мичманов) Вооруженных Сил Российской Федерации» от 6 апреля 2002 г. N 100.
В настоящей статье мы попытаемся проанализировать, как проводилась аттестация в военных вузах Российской империи начала XX в. и как она проводится в настоящий момент.
20 октября 1907 г. приказом по военному ведомству N 543 были утверждены Правила аттестования чинов Пажеского Его Императорского Величества и кадетских корпусов и Вольской военной школы. Основные положения, зафиксированные в Правилах, были конкретизированы в Инструкции о порядке аттестования чинов ведомства Главного управления военно-учебных заведений (приказ по военному ведомству от 9 июля 1913 г. N 363).
4 апреля 1908 г. приказом по военному ведомству N 215 были введены Временные правила аттестования чинов, состоящих в военных академиях, Интендантском курсе, специальных и военных, а также юнкерских училищах, в соответствии с которыми был установлен следующий порядок аттестования офицеров и рассмотрения аттестаций.
В военных академиях: а) аттестации на начальников академий (Интендантского курса) составлялись: в Николаевской академии Генерального штаба — начальником Генерального штаба и представлялись в высшую аттестационную комиссию; в Михайловской артиллерийской, Николаевской инженерной и Александровской военно-юридической академиях, а также в Интендантском курсе — начальниками Главного артиллерийского, Главного инженерного, Главного военно-судного и Главного интендантского управлений и представлялись Военному министру на утверждение; в Императорской военно-медицинской академии — непосредственно Военным министром; б) аттестации на правителя дел, правителя канцелярии, инспектора классов, заведующего хозяйством, штаб-офицеров, заведующих обучающимися офицерами, и врача составлялись начальниками академий и утверждались соответствующими начальниками управлений по подчиненности академии (Интендантского курса); в) аттестации на остальных чинов академий составлялись соответствующими начальниками и утверждались начальником академии (Интендантского курса); г) аттестации на обучающихся в старшем и дополнительном классах академий (Интендантского курса) офицеров составлялись штаб-офицерами, заведующими этими офицерами, и рассматривались на совещаниях, соответствующих дивизионным, под председательством начальника академии (Интендантского курса) в составе: профессоров (преподавателей), по назначению начальника академии, правителя дел (инспектора классов, его помощника) и штаб-офицеров, заведующих обучающимися офицерами. На офицеров, зачисленных в младший класс, в академиях (Интендантском курсе) аттестации не составлялись, так как они находились в личном деле каждого поступающего офицера и составлялись его непосредственным начальством в войсках.
В специальных и военных училищах: а) аттестации на начальников училищ составлялись: в Михайловском и Константиновском артиллерийских училищах — начальником Михайловской артиллерийской академии и артиллерийских училищ и утверждались начальником Главного артиллерийского управления; в Военно-топографическом училище — начальником Военно-топографического управления и представлялись на утверждение начальнику Генерального штаба; в военных училищах применялись правила аттестования, установленные для Пажеского и кадетских корпусов, со следующими дополнениями: а) аттестации на тех начальников училищ, которые желали, имели право и признавались Главным начальником военно-учебных заведений заслуживающими зачисления в кандидаты на вышестоящие должности вне ведомства (начальников штабов, отдельных бригад, дивизий и др.), представлялись Военному министру вместе с заключениями окружных аттестационных совещаний об их пригодности к занятию соответствующих должностей вне ведомства; б) аттестации на батальонных, эскадронного и сотенного командиров составлялись начальниками училищ; в) аттестации на ротных командиров и инструкторов верховой езды составлялись батальонными командирами; г) аттестации на младших офицеров и лиц, исполняющих эти должности, составлялись ротными, эскадронными и сотенными командирами и рассматривались в совещаниях, соответствующих дивизионным.
Порядок аттестования офицеров военно-учебных заведений, подчиненных главным управлениям Военного министерства, первоначально определялся Временными правилами аттестования чинов, состоящих в главных управлениях Военного министерства, учреждениях, соответствующих главным управлениям, и военно-окружных управлениях (приказ по военному ведомству от 16 июля 1907 г. N 377).
Аттестационные совещания, на которых рассматривались аттестации офицеров военно-учебных заведений, создавались при главных управлениях и в подчиненных им учреждениях.
В Главном управлении военно-учебных заведений (ГУВУЗ) создавались: а) совещание, соответствующее дивизионному, под председательством помощника начальника ГУВУЗа в составе: правителя канцелярии, начальников отделений, заведующего судной частью, старшего бухгалтера, начальника архива, помощника директора Педагогического музея для обсуждения аттестаций подчиненных им чинов; б) совещание, соответствующее корпусному, под председательством помощника начальника ГУВУЗа в составе: директора Педагогического музея, инспектора строительной части и одного из генералов для поручений для обсуждения аттестаций на правителя канцелярии, начальников отделений, заведующего судной частью, старшего бухгалтера, начальника архива, помощника директора Педагогического музея, библиотекаря и экзекутора.
В военно-учебных заведениях, подведомственных ГУВУЗу, создавались совещания, соответствующие дивизионным: а) в Пажеском и в кадетских корпусах в составе: инспектора классов и ротных командиров; б) в военных училищах в составе: инспекторов классов, батальонного, эскадронного (сотенного) командиров и ротных командиров.
В Главном артиллерийском управлении аттестации на помощника начальника и штаб-офицеров Офицерской артиллерийской школы, а также на начальников, инспекторов классов, ротных командиров и начальника мастерских Технического и Пиротехнического училищ военного ведомства рассматривались на совещаниях, соответствующих корпусным, под председательством старшего из членов совещания в составе: начальников отделов, управляющего делами артиллерийского комитета, заведующих техническими артиллерийскими заведениями и артиллерийскими приемками, начальника Офицерской артиллерийской школы.
В военно-учебных заведениях, подведомственных Главному артиллерийскому управлению, создавались совещания, соответствующие дивизионным: а) в Михайловском и Константиновском артиллерийских училищах — под председательством их начальников в составе командиров батарей для рассмотрения аттестаций на старших офицеров батарей и капитанов; б) в Офицерской артиллерийской школе — под председательством помощника начальника школы в составе начальника полигона и командиров батарей для рассмотрения аттестаций на старших офицеров батарей и капитанов постоянного строевого состава школы.
Аттестование офицеров Генерального штаба, прикомандированных к военным училищам для преподавания военных наук, производилось начальниками училищ. Затем эти аттестации передавались на утверждение начальнику ГУВУЗа. Утвержденные аттестации доводились до сведения начальника Генерального штаба. Аналогичным образом проводилось составление и утверждение аттестаций на офицеров Генерального штаба, прикомандированных к офицерским школам.
В соответствии с Инструкцией о порядке аттестования чинов ведомства Главного управления военно-учебных заведений (приказ по военному ведомству от 9 июля 1913 г. N 363) аттестации составлялись: а) на всех начальников заведений начальником Главного управления военно-учебных заведений; б) на инспекторов классов, батальонных (ротных, где батальонные командиры не были предусмотрены), эскадронных и сотенных командиров военных училищ, ротных командиров Пажеского корпуса и кадетских корпусов, на инструкторов верховой езды и адъютантов Пажеского корпуса и военных училищ и на чинов хозяйственно-административной части — начальниками военно-учебных заведений; в) на ротных командиров в военных училищах — батальонными командирами; г) на заведующего пулеметной командой и на заведующего оружием в тех военных училищах, где по штату была положена должность батальонного командира, — батальонными командирами, в училищах: Николаевском и Елисаветградском кавалерийских и Иркутском военном — начальниками училищ, а в прочих кавалерийских и казачьих училищах — эскадронными и сотенными командирами; д) на офицеров-воспитателей Пажеского и кадетских корпусов, на младших офицеров Пажеского корпуса и военных училищ — ротными (эскадронными и сотенными) командирами; е) на помощников инспекторов классов, на преподавателей всех категорий, включая приватных и офицеров Генерального штаба, — инспектором классов.
В аттестационных совещаниях, создаваемых в Пажеском корпусе, в военных училищах и в кадетских корпусах, рассматривались аттестации на офицеров-воспитателей и младших офицеров по принадлежности. При этом, в аттестационных совещаниях Пажеского и кадетских корпусов председательствовал инспектор классов (даже если он и не был старшим в чине), а в военных училищах — инспектор классов или батальонный (эскадронный, сотенный) командир по старшинству в чине. В тех военных училищах, где по штату был положен лишь один ротный (эскадронный, сотенный) командир, аттестационные совещания не образовывались, а аттестации на офицеров представлялись сразу на утверждение начальнику военно-учебного заведения.
Аттестации, составленные единолично начальниками военно-учебных введений, считались окончательно утвержденными. На утверждение начальнику ГУВУЗа аттестации представлялись начальниками военно-учебных заведений в следующих случаях: а) при представлении аттестуемых к зачислению в кандидаты на высшие должности; б) на подлежащих предупреждению о неполном служебном соответствии или увольнению со службы; в) на лиц, по аттестациям которых имелись существенные разногласия между начальниками военно-учебных заведений и аттестовавшим начальником или аттестационным совещанием; г) на лиц, признанных подлежащими исключению из кандидатских списков; д) на инспекторов классов всех учебных заведений.
Аттестации на начальников военно-учебных заведений, состоящих в генеральских чинах, представлялись начальником ГУВУЗа на утверждение Военному министру состоящих в штаб-офицерских чинах, считались окончательно утвержденными.
Лица, прикомандированные к военно-учебным заведениям на испытание (например, в должности офицеров-воспитателей, младших офицеров, штатных преподавателей) или на определенные сроки (например, инструкторы верховой езды), в случае непризнания их соответствующими своему назначению по занимаемым в военно-учебных заведениях должностям, подлежали немедленному отчислению в свои части по представлению соответствующих начальников учебных заведений.
В настоящий момент в соответствии с п. 101 Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации*(2) к постоянному составу высшего военно-учебного заведения относится руководящий (начальники вузов, филиалов вузов; заместители, помощники начальников вузов, филиалов вузов; начальники факультетов; командиры батальонов курсантов; начальники отделов и служб), научно-педагогический (преподавательский состав и научные работники), инженерно-технический, административно-хозяйственный и инструкторский составы, командиры подразделений слушателей и курсантов, производственный и учебно-вспомогательный персонал, а также военнослужащие и гражданский персонал воинских частей, подразделений и служб обеспечения и обслуживания. Постоянный состав высшего военно-учебного заведения комплектуется военнослужащими и гражданским персоналом. Замещение должностей преподавательского состава и научных работников вуза офицерами, а также должностей преподавательского состава вуза гражданским персоналом проводится на конкурсной основе*(3). Прием на работу других лиц гражданского персонала вуза осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации в области образования. Должности преподавательского состава высшего военно-учебного заведения комплектуются военнослужащими и лицами гражданского персонала, имеющими высшее профессиональное образование, опыт служебной или научно-педагогической деятельности, а также, как правило, ученые степени (ученые звания). Освобождение преподавателей-офицеров, а также офицеров, организующих и принимающих участие в образовательном процессе, от занимаемых должностей в связи с перемещением по службе или с проведением организационно-штатных мероприятий производится, как правило, после окончания учебного года.
В соответствии с п. 1 Инструкции о порядке организации и проведения аттестации офицеров и прапорщиков (мичманов) Вооруженных Сил Российской Федерации*(4) офицеры и прапорщики, мичманы не менее чем за четыре месяца до истечения срока военной службы, но не реже чем через каждые пять лет прохождения военной службы, по окончании военных образовательных учреждений профессионального образования, адъюнктуры, военной докторантуры, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, при увольнении в запас или при заключении контракта аттестуются с составлением соответствующих аттестационных листов, в которых дается отзыв. При назначении аттестации всех военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, или отдельных их категорий также составляются аттестационные листы. Аттестации подлежат военнослужащие с составлением аттестационных листов, направляемые к новому месту военной службы в порядке плановой замены. Аттестационные листы не составляются при рассмотрении на аттестационных комиссиях вопросов о назначении военнослужащего на высшую воинскую должность, направлении на учебу, включении в резерв офицеров для выдвижения на высшие воинские должности и направления на учебу, представлении его к награждению государственной наградой Российской Федерации, присвоению ему воинского звания досрочно или на одну ступень выше занимаемой воинской должности.
Для проведения аттестации с составлением аттестационных листов в воинской части от отдельного батальона, ему равного и выше, военном комиссариате, организации Вооруженных Сил Российской Федерации ежегодно составляются списки военнослужащих, подлежащих аттестации, и график ее проведения, который утверждается командиром (начальником) воинской части до 1 августа года, предшествующего аттестации, и доводится до сведения каждого аттестуемого военнослужащего не позднее чем за месяц до начала аттестации под роспись.
Не позднее чем за две недели до проведения аттестации в аттестационную комиссию воинской части на подлежащего аттестации военнослужащего представляется аттестационный лист, содержащий отзыв. Отзыв на военнослужащего составляется его непосредственным (прямым) командиром (начальником) из числа офицеров и представляется по команде.
В тексте отзыва, излагаемом в произвольной форме, как правило, должны быть отражены следующие вопросы, характеризующие аттестуемого военнослужащего:
— уровень профессиональной подготовки, знание общевоинских уставов, наставлений, своих обязанностей по занимаемой воинской должности и их выполнение, готовность к выполнению обязанностей при переводе с мирного на военное и в военное время, совершенствование профессиональных знаний в системе командирской (профессионально-должностной) подготовки и самостоятельно, ученая степень и ученое звание, умение применять полученные знания на практике, область деятельности, в которой аттестуемый проявил наибольшие способности и достиг высоких результатов, наличие боевого опыта;
— личная дисциплинированность и исполнительность, требовательность к себе и подчиненным;
— организованность в работе, умение определить главное направление в обеспечении высокого уровня боевой и мобилизационной готовности, способность качественно выполнять поставленные задачи, проявлять инициативу, быстро ориентироваться и умело действовать в сложной обстановке;
— умение руководить, обучать и воспитывать подчиненный личный состав и сочетать высокую требовательность с заботой о нем;
— оценка состояния подразделения (воинской части, соединения, объединения), которым командует, или участка работы, за который отвечает аттестуемый (дисциплина, уровень укомплектованности, боевая и мобилизационная готовность, боевая подготовка, освоение военной техники и оружия, состояние вооружения, военной техники и материально-технических средств, состояние командирской (профессионально-должностной) подготовки, наличие резерва кандидатов для выдвижения на высшие должности, направления на учебу и работа с ними, качество работы с младшими офицерами и т.п.);
— способность критически оценивать свою деятельность, творчески подходить к делу, настойчивость в выполнении должностных обязанностей, авторитет в воинском коллективе, умение организовать обеспечение защиты государственных секретов, моральные и психологические качества;
— состояние здоровья в соответствии с медицинскими заключениями, работоспособность и физическая подготовка.
Кроме того, в соответствии с указаниями статс-секретаря — заместителя Министра обороны Российской Федерации от 20 января 2009 г. N 173/5/4/25085 в тексте отзыва аттестационных листов руководящего состава военного вуза дополнительно отражаются: личный вклад аттестуемого военнослужащего в организацию повседневной деятельности, а также результаты прохождения государственной аккредитации, личный вклад аттестуемого в обеспечение качества подготовки офицеров по результатам итоговых государственных аттестаций и отзывов выпускников из войск. В тексте отзыва аттестационных листов преподавательского состава обязательно отражаются: научный и педагогический стаж; виды учебных занятий и дисциплины, по которым проводит учебные занятия военнослужащий; ученая степень и ученое звание (по какой кафедре (специальности), год присвоения), соответствие темы диссертации и области научной деятельности профилю кафедры и преподаваемой дисциплине; средний балл обучения курсантов (слушателей) по преподаваемым учебным дисциплинам по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся; результативность руководства курсовыми работами (проектами) и выпускными квалификационными работами (количество обучающихся, средний балл защиты за последние пять лет); качество (средний балл) проведения учебных занятий по результатам контроля учебных занятий; участие в мероприятиях войск (учения, командно-штабные игры, испытания вооружения и военной техники и др.), степень реализации в образовательном процессе войскового опыта; наличие войскового опыта (с указанием воинской должности) до момента назначения на должности научно-преподавательского состава; личная стажировка в войсках и руководство стажировкой курсантов (слушателей), профессиональная переподготовка и повышение квалификации (в каком году и где); количество, наименование и объем изданных за последние три года учебников, учебных пособий, учебно-методических материалов для проведения учебных занятий (лекций, практических и групповых занятий, лабораторных работ и др.), в том числе и в соавторстве; участие в научно-исследовательской работе (количество НИР, монографий, изданных за последние три года, руководство научно-исследовательскими кружками), соответствие их тематики профилю научных исследований кафедры (научно-исследовательской лаборатории); руководство адъюнктами и соискателями ученой степени, в том числе количество защитившихся из них в срок; участие в работе по совершенствованию учебно-материальной базы, количество поданных и реализованных за последние три года рационализаторских предложений и заявок на получение патентов; наличие премий и грантов; состояние здоровья в соответствии с медицинскими заключениями и уровень физической подготовленности (по результатам сдачи контрольных занятий). В тексте отзыва аттестационных листов инженерно-технического и административно-хозяйственного составов должны отражаться личный вклад аттестуемого военнослужащего в создание и развитие учебно-материальной базы, поддержание ее состояния и эффективность использования в образовательном процессе, участие в рационализаторской и изобретательской работе и другие вопросы обеспечения качества образовательного процесса по участку работы аттестуемого. В отзывах на командиров подразделений, слушателей и курсантов должны отражаться: наличие войскового (боевого) опыта; умение руководить, обучать и воспитывать курсантов (слушателей) и сочетать высокую требовательность с заботой о них; качество работы по формированию командно-методических навыков и навыков воспитательной работы у курсантов; участие в общевойсковой подготовке курсантов первых курсов; качество проведения занятий по общевоенным дисциплинам; организация самостоятельной работы курсантов (слушателей); организация работы по устранению недостатков в подготовке курсантов (слушателей), выявленных при контроле учебных занятий, текущем и итоговом контроле и итоговой государственной аттестации выпускников; прохождение профессиональной переподготовки; повышение квалификации; прохождение войсковой стажировки; является ли соискателем ученой степени; оценка состояния подразделения курсантов (слушателей) или участка работы, за который отвечает аттестуемый (уровень укомплектованности, состояние воинской дисциплины, успеваемости, отчисление по недисциплинированности, неуспеваемости и другим причинам, а также другие вопросы состояния подчиненного подразделения).
К обсуждению аттестации слушателей, адъюнктов, докторантов высших военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с указаниями Министра обороны Российской Федерации от 4 февраля 2009 г. N 205/2/62 необходимо привлекать преподавателей по основным учебным дисциплинам, председателей военно-научных обществ (кружков), научных руководителей и консультантов. При составлении текста отзыва их аттестационных листов необходимо отражать качество выполнения военнослужащими (адъюнктами и докторантами) учебного плана и программ обучения, индивидуальных планов, успеваемость по учебным дисциплинам, результаты промежуточной аттестации, прохождение слушателями обучения по индивидуальному плану, область деятельности, в которой аттестуемый достиг наиболее высоких результатов, результативность (средний балл) выполнения курсовых работ (заданий) за период обучения, основных этапов выпускной квалификационной работы, участие в военно-научных обществах (кружках), наличие рационализаторских предложений, патентов, а также стипендий, премий и грантов по итогам обучения, участие в развитии учебно-материальной базы, участие в командно-штабных (тактико-специальных учениях, результативность прохождения слушателями войсковой стажировки, степень сформированности у слушателей командно-методических навыков и навыков воспитательной работы, наличие войскового (боевого) опыта до момента поступления в военно-учебное заведение. Особое внимание Министр обороны Российской Федерации потребовал обратить на физическую подготовку и состояние здоровья аттестуемых слушателей, адъюнктов и докторантов.
Таким образом, оценивая систему аттестации офицерских кадров в российской армии конца XIX — начала XX вв., мы видим, что:
а) при сохранении единоличия в составлении характеристик на них непосредственными начальниками все большее применение находили коллегиальные методы анализа деятельности офицеров, позволяющие повысить объективность аттестования и создающие условия для продвижения по службе наиболее подготовленных и добросовестных. В то же время в современной Российской армии коллективные начала в аттестовании не нашли достаточного применения, что, на наш взгляд, не в полной мере соответствует задачам реорганизации Вооруженных Сил Российской Федерации на основе мирового опыта. Поэтому мы считаем, что аттестационные комиссии должны быть представлены более широким составом членов офицерского коллектива. Это лишает нерадивого офицера надежды на покровительство командира. Расширенные полномочия могут быть возложены на офицерские собрания при аттестовании офицеров на вышестоящую должность, представлении к награждению государственными наградами и в других случаях;
б) перечень критериев, по которым аттестуются офицеры сегодня, значительно шире, чем был в начале XX в., однако упор в большей степени делается не на внутренний мир, идеалы и ценности, составляющие личностные качества офицеров, а на знания и умения в служебно-профессиональной деятельности, т.е. недооценивается влияние, которое оказывает глобальная информационная война на сознание военнослужащих, что особенно вредно в условиях продолжающейся оптимизации Вооруженных Сил Российской Федерации;
в) недооценивается проблема организации аттестуемыми офицерами борьбы со злоупотреблением спиртными напитками в среде подчиненных, как это правомерно предписывалось в приказе по военному ведомству «Меры против потребления спиртных напитков в армии» от 22 мая 1914 г. N 309.

В.А. Свиридов,
профессор кафедры общетеоретических правовых дисциплин
Центрального филиала ГОУ ВПО «Российская академия правосудия»
(г. Воронеж), доктор педагогических наук

А.Р. Полянин,
доцент Военного авиационного инженерного университета
(г. Воронеж), доцент

М.Н. Бакович,
старший преподаватель Военного авиационного
инженерного университета (г. Воронеж), подполковник юстиции

«Право в Вооруженных Силах», N 1, январь 2010 г.

————————————————————————-
*(1) Панаев Б. Офицерская аттестация. СПб. 1906. С. 2-15.
*(2) См. приказ Министра обороны Российской Федерации «Об утверждении Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации» от 12 марта 2003 г. N 80.
*(3) См. приказ Министра обороны Российской Федерации «О конкурсном замещении офицерами некоторых категорий воинских должностей» от 6 мая 2000 г. N 230.
*(4) См. приказ Министра обороны Российской Федерации «О порядке организации и проведения аттестации офицеров и прапорщиков (мичманов) Вооруженных Сил Российской Федерации» от 6 апреля 2002 года N 100.