Квалифицированные рабочие кадры для инновационной экономики: в чем проблема и как ее решать | Статьи | 123-Job.ru

Квалифицированные рабочие кадры для инновационной экономики: в чем проблема и как ее решать


21.03.2010

Переход экономики страны и отдельных регионов от сырьевой модели к инновационной невозможны без повышения конкурентоспособности отечественной промышленности, инфраструктуры отраслей, социальной сферы. Для решения этих задач требуется значительная трансформация существующего подхода к подготовке кадрового потенциала для различных секторов экономики, и не в последнюю очередь это касается именно квалифицированных рабочих.
В России кризис рабочих профессий: сантехникам и дояркам в среднем за 50 лет, а молодой смены им нет. До последнего времени социологи говорили о крайне негативном отношении общества к учебе в училищах. Действительно, зачем менять корочку о высшем образовании на диплом техникума, если так легко поступить в вуз? Исключением из правила стали училища при крупных промышленных холдингах — учеба там дает конкретные гарантии трудоустройства. Меняется ли ситуация?

Рабочие специальности по-прежнему в почете?

Несмотря на глобальные перемены, произошедшие в стране за последние годы, рабочие специальности не утратили своей привлекательности в глазах россиян. По результатам опроса, проведенного Исследовательским центром портала SuperJob.ru в 2009 г. среди представителей экономически активного населения страны, подавляющее большинство наших сограждан (75%) убеждены, что «квалифицированные рабочие кадры всегда в почете». Актуальность рабочих специальностей проверена временем: печальный опыт 1998 года и нынешний кризис показывают, что прежде других под сокращение попадает непроизводственный персонал, тогда как с квалифицированными рабочими кадрами предприятия расставаться не спешат.
Чаще остальных мнения о непрестижности рабочих специальностей придерживаются россияне старше 40 лет (24%), тогда как среди наших юных сограждан таких совсем немного (7%). Затруднились с ответом 10% опрошенных. Однако и среди них немало тех, кто считает, что квалифицированные специалисты требуются везде.
Любопытно, что среди самих рабочих, рассуждавших о престижности своей профессии, число респондентов, ответивших на поставленный вопрос утвердительно, несколько меньше, чем в целом по стране, — 63%. В востребованности и авторитетности своей специальности чаще остальных уверены рабочие, занятые в сфере строительства и ремонта, обслуживания автомобилей, электроники, нефтегазового комплекса. Представители этих профессий называют свою работу «творческой, требующей самоотдачи, смекалки и изобретательности», «не только престижной, но и элитной».
Основным мерилом престижности опрошенные считают невысокую оплату труда рабочих, которую они называют «недостойной». Респонденты указывают на то, что труд рабочих нередко бывает недооцененным, а условия труда не соответствуют времени. Рабочих (в т.ч. высококвалифицированных) сейчас вообще не считают за людей. В этом духе наша молодежь воспитывается родителями и СМИ.
Дефицит рабочих рук очевиден не только для самих рабочих, но и для властей. Правительство идет на радикальные меры и выдвигает предложение о сокращении числа вузов в стране. Как выяснилось, идею министра образования Андрея Фурсенко поддерживают 57% россиян. Респондентам, однозначно одобряющим предполагаемую реформу (29%), близки идеи повышения качества обучения, элитарности вузовского образования. Одним из основных аргументов «за» является и слишком большое количество специалистов на фоне острой нехватки рабочих рук.
Участники исследования, выбравшие вариант «скорее положительно» (28%), наряд у с преимуществами реформы отмечают и ее недостатки: «Высшее образование теперь смогут получить только очень обеспеченные люди, а для простых смертных обучение в институтах станет недоступным».
Стоит отметить, что число сторонников реформы растет с увеличением возраста респондентов. Среди молодежи до 20 лет преобразования полностью поддерживают 16%, среди 30-40-летних — 30%, а среди россиян старше 50 лет — 43%.
Очевидно, что руководству нашей страны придется тщательно продумать предполагаемые преобразования, уделить значительное внимание возрождению престижа рабочих специальностей среди молодежи. Один из интересных способов решения этой проблемы предлагают сами россияне. По их мнению, государственная программа поддержки техникумов и профессиональных училищ должна активно использовать СМИ и киноиндустрию: необходимо снимать социальную рекламу, сериалы и фильмы, формирующие положительный образ современного рабочего человека. Естественно, немаловажен и уровень оплаты.

Пойти в токари или в юристы? Сколько платят рабочим…

Исследовательский центр портала SuperJob изучил предложения работодателей для 25 рабочих специальностей. Список выбранных профессий основан на информации, представленной в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. Учтены профессии в различных сферах деятельности. В ходе исследования было выяснено, что рабочие специальности, в соответствии с оплатой, можно разделить на несколько групп, в зависимости от сложности, опасности и ответственности выполняемой работы. Внутригрупповое деление по зарплатным диапазонам основывается как на уровне квалификационного разряда, так и на опыте работы. Зарплатному коридору, как правило, соответствует 4-6 разряд и/или 1-3-летний опыт работы. Разница между оплатой разрядов составляет, по предварительным данным, 2-5 тыс. руб.
Самым широким зарплатным диапазоном характеризуются специальности машиниста и механика: в зависимости от возможностей компании-работодателя, трудового стажа, знаний и умений работника, его заработок может достигать от 15 000 до 100 000 руб., и это максимальная зарплата, зафиксированная для рабочих профессий. От 20 000 до 80 000 руб. получают в столице автомаляры и токари, от 18 000 до 80 000 руб. — фрезеровщики. Начинающие каменщики/плиточники зарабатывают в Москве 20 000 руб., профессионалы — 65 000 руб. Зарплатный диапазон для специальности «крановщик» находится в пределах 22 000-60 000 руб. От 20 000 до 60 000 руб. в месяц получают московские сварщики, от 18 000 до 60 000 руб. — печатники. Минимальная зарплата столичных сантехников и автомехаников составляет 15 000 руб., максимальная — 60 000 руб. До 55 000 руб. зарабатывают в Москве лаборанты и слесари, однако начинать свой трудовой путь в этих профессиях придется с зарплаты в 10 000 и 15 000 руб. соответственно. Монтажники и наладчики оборудования зарабатывают в столице от 20 000 до 50 000 руб. в месяц, маляры/штукатуры — от 17 000 до 50 000 руб. Зарплата московских столяров/плотников, поваров и нянь составляет 15 000-50 000 руб. Электрики получают от 14 000 до 50 000 руб. в месяц, трактористы и пекари/кондитеры — от 12 000 до 50 000 руб. Комплектовщики/сборщики без опыта работы могут рассчитывать на зарплату в 15 000 руб., их более опытные коллег и — до 45 000 руб. в месяц.
Президент портала Superjob.ru Алексей Захаров говорит, что сейчас молодой слесарь часто получает в 2 раза больше молодого юриста. Соответственно, на одно вакантное место автослесаря в столице приходится 5 претендентов, на одну вакансию наладчика различного оборудования, сборщика или комплектовщика притязает около 4 человек. В среднем по 3 соискателя претендует на одну вакансию столяра, плотника, автомаляра, повара, сварщика, крановщика, парикмахера, пекаря, маляра или штукатура. На одно рабочее место механика, машиниста, каменщика/плиточника, монтажника, сантехника, печатника, токаря, электрика, тракториста и слесаря приходится примерно по 2 соискателя. Равновесие рыночного спроса и предложения зафиксировано лишь для позиции «фрезеровщик» — на одну открытую вакансию по этой специальности претендует только один соискатель. Но это, кончено, еще не означает, что рыночные механизмы разрешили все проблемы и дефицита квалифицированных рабочих кадров нет.

Необходима современная система профтехобразования

Внедрение новых технологий невозможно без подготовки квалифицированных рабочих кадров. К такому мнению пришли члены комитета Совета Федерации по образованию и науке, проведя парламентские слушания на тему «Создание эффективной системы начального и среднего профессионального образования в Российской Федерации: законодательный аспект».
Как заявил председатель комитета СФ по науке и образованию Хусейн Чеченов, «ситуация с профессиональным образованием внушает тревогу, а иногда просто вызывает возмущение». «Дефицит рабочих кадров, квалифицированных специалистов рабочих и инженерных специальностей таков, что есть основания ставить вопрос об угрозе национальной безопасности. Ведь никакой инновационный прорыв, переход экономики на прогрессивные инновационные рельсы невозможен без квалифицированных рабочих рук. Квалифицированные рабочие кадры — это фундамент любых инноваций», — подчеркнул сенатор.
Основным препятствием для развития и модернизации системы профтехобразования сегодня, по мнению Чеченова, является нерешенность вопросов финансирования учреждений начального и среднего профессионального образования. В статусе этих учебных заведений и механизмах финансирования наблюдается разнобой, и учреждения, где работа налажена грамотно и творчески, являются скорее исключениями, чем правилом. Промышленные предприятия, которые самостоятельно занимаются подготовкой кадров для своего производства, делают это на свой страх и риск. Между тем необходима четко сформулированная государственная программа модернизации профобразования.
Участники слушаний сформулировали главные направления работы в развитии профтехобразования:
разработать федеральные государственные образовательные стандарты для начального и среднего профессионального образования;
провести реструктуризацию сети учреждений системы начального и среднего профобразования;
разработать новые подходы к обучению, социально-бытовому обеспечению и дальнейшему трудоустройству учащихся учреждений начального и среднего профобразования;
повысить заинтересованность предприятий в развитии профтехобразования за счет налоговых льгот — для тех, кто вкладывает средства в обучение и развитие материально-технической базы образовательных учреждений.
Сенаторы рекомендовали Правительству РФ разработать стратегию развития системы начального и среднего профессионального образования в рамках государственной программы «Образование как основа инновационной экономики (2009-2012 гг.)».

Государственный заказ на подготовку рабочих кадров

Концепцией модернизации российского образования на 2006-2010 гг., Приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации, Комплексом межведомственных мероприятий по развитию начального и среднего профессионального образования на период до 2010 года определены стратегические цели развития профессионального образования, включая формирование эффективных механизмов трансляции государственного (социального) заказа системе профессионального образования.
Горизонт прогнозирования кадровых потребностей социально-экономического развития территорий — не менее 5-7 лет, т.к. формируемые на основе его результатов планы приема в учреждения профессионального образования определяют структуру выпуска соответствующих специалистов: через 2-3 года — профессиональные училища и лицеи, 3-4 года — техникумы и колледжи, 5-6 — вузы. Оценка рынка труда, включающая его анализ и прогноз, является основой для определения объемов и профессионально-квалификационной структуры подготовки рабочих кадров и специалистов, предполагает оценку экономической ситуации региона; оценку состояния занятости населения и дефицита рабочей силы; отбор предприятий, функционирующих на территории конкретного региона для изучения их кадровой политики.
При оценке демографической ситуации в регионе предполагается анализ информации о качественном и количественном составе различных категорий населения, планирующих получить образовательные услуги в учреждениях профессионального образования. К их числу относятся выпускники общеобразовательных учреждений; безработные граждане, стоящие на учете в органах по труду и занятости населения, включая молодежь и взрослое население; лица, нуждающиеся в социальной защите средствами профессионального образования или профессиональной подготовки — инвалиды, лица с ограниченными возможностями здоровья, мигранты, беженцы и т.д.
Оценка возможностей учреждений профессионального образования по оказанию профессиональных образовательных услуг осуществляется как на муниципальном, так и региональном уровнях. На муниципальном уровне оцениваются возможности конкретного образовательного учреждения в части наличия свободных ученических мест, материально-технической базы, кадрового потенциала, нормативно-правовой основы и т.д. для подготовки кадров определенной профессионально-квалификационной структуры. На региональном уровне — через инвентаризацию функционирующих образовательных учреждений определяются возможности региональной системы профессионального образования в оказании населению образовательных услуг.
Весь комплекс работ по оценке рынка труда и демографии региона, оценке образовательных потребностей населения, а также возможностей образовательных учреждений профессионального образования по оказанию образовательных услуг обеспечивает следующий примерный порядок организации формирования государственного заказа на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов:
1. На муниципальном уровне — взаимодействие через систему прямых договоров образовательных учреждений, работодателей (их объединений), районных (городских) органов по труду и занятости населения по определению объемов и профилей подготовки квалифицированных рабочих и специалистов, согласованных с администрацией района (города). В частности:
— руководители учреждений профессионального образования на основе данных статистического наблюдения и научного анализа, прогнозных данных, содержащихся в программах социально-экономического развития соответствующего субъекта РФ, информации от предприятий и организаций различных форм собственности, объединений работодателей о их потребностях в трудовых ресурсах, а также с учетом сведений от органов труда и занятости населения, центров профориентации и психологической поддержки населения о востребованности профессий и специальностей на рынке труда, в том числе, востребованных различными категориями населения, составляют совместно с местными органами по труду и занятости населения, районной администрацией проект государственного заказа (проект контрольных цифр приема) на подготовку рабочих кадров и специалистов;
— проект государственного заказа (проект контрольных цифр приема) на подготовку кадров, согласованный с руководством местных органов по труду и занятости населения, направляется в областной орган управления образованием.
2. Уровень субъекта РФ предусматривает взаимодействие органов управления образованием, органов по труду и занятости населения, работодателей, их объединений (в том числе на основе соответствующих соглашений), администрации субъекта Российской Федерации при формировании и согласовании объемов и профилей подготовки кадров с учетом региональных особенностей рынка труда и планируемых показателей приема в учреждения профессионального образования, утвержденные администрацией районов (городов). В частности:
— органы управления образованием обобщают проект государственного заказа на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов, корректируют его с учетом рекомендаций территориальных органов по труду и занятости населения, объединений работодателей, профсоюзов;
— согласованный проект государственного заказа на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов в учреждениях профессионального образования утверждается на уровне администрации субъекта РФ.

Как регионы решают проблему рабочих кадров

В различных регионах РФ активизировалась работа по обеспечению предприятий квалифицированными рабочими кадрами. Приоритетным направлением работы стало развитие системы социального партнерства в подготовке рабочих, специалистов и их трудоустройстве, формирование новой системы отношений между учреждениями профобразования и организациями, союзами работодателей, органами исполнительной власти и местного самоуправления.
В Москве в последние годы сложилась практика приглашения иностранных рабочих, однако их квалификация не всегда отвечает высоким московским требованиям. Правительство Москвы создало при Комплексе городского хозяйства государственно-общественный координационный совет по подготовке квалифицированных рабочих кадров. Одним из важнейших направлений работы координационного совета является создание мотивации для прихода молодежи в профессиональные колледжи. При этом используются возможности СМИ, наглядной агитации, проводятся профориентирование в школах, беседы со школьниками и родительские собрания, экскурсии на предприятия, создается единый сайт, где потенциальные учащиеся колледжей смогут получить исчерпывающую информацию о будущей профессии, возможностях обучения, социальных гарантиях и выплатах во время учебы.
В настоящее время кадры для системы городского хозяйства готовят 14 учебных заведений, которые закреплены за своими предприятиями. Благодаря консолидированному подходу к профессиональному обучению начала складываться система, при которой предприятие определяет потребность в тех или иных специалистах, а затем заключает с соответствующим колледжем договор. Молодые люди получают востребованную специальность и гарантированное трудоустройство на предприятии.
В 2009 г. начала работать программа формирования в колледжах целевых групп, выпускники которых будут работать на предприятиях Комплекса городского хозяйства. Как показали социологические данные, наиболее востребованы на московских предприятиях 43 профессии, среди которых такие, как автомеханик, садовник, слесарь по изготовлению деталей и узлов вентиляции, рабочие лифтового хозяйства и др. На основе этих данных и с учетом предполагаемого развития предприятий был сформирован городской заказ на 772 человека. В его выполнении задействованы 11 колледжей и 14 предприятий. Руководители предприятий Комплекса городского хозяйства провели более 80 семинаров по профориентированию в школах Москвы. В колледжах регулярно проходят дни открытых дверей, а преподаватели и представители предприятий проводят в школах родительские собрания, посвященные выбору профессии.

Пример
Успешный пример подготовки кадров «для себя» демонстрирует МГУП «Мосводоканал», где действует программа подготовки рабочих кадров по основным профессиям на период до 2015 г. Предприятие наладило взаимовыгодное сотрудничество с колледжами и вузами Москвы. В начале 90-х гг. прошлого века, когда повсеместно была упразднена система распределения на работу после окончания учебных заведений, Мосводоканал взял подготовку квалифицированных рабочих и специалистов в свои руки. С 2001 г. Мосводоканал активно сотрудничает с Политехническим колледжем N 19, который готовит для предприятия рабочих по профессиям: слесарь аварийно-восстановительных работ (АВР), слесарь-ремонтник, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования и др. Специалисты предприятия совместно с преподавателями колледжа разработали учебные программы для подготовки персонала. Мосводоканал оборудовал классы по обучению слесарей АВР и два учебных класса — слесарей КИПиА, электромонтеров по ремонту и обслуживанию электрооборудования. Для проведения производственной практики учащихся привлекаются мастера производственного обучения из числа высококвалифицированных рабочих и специалистов. После окончания учебы Мосводоканал трудоустраивает выпускников колледжа на подготовленные для них рабочие места.
Мосводоканал имеет отраслевое учебное заведение — Учебно-курсовой комбинат предприятия, где готовит кадры «для себя». В настоящее время комбинат имеет статус Учебного центра, увеличился перечень профессий, направлений и курсов; появились новые учебно-производственные мастерские, лаборатории, учебно-тренировочные полигоны и стенды. Основные направления деятельности Учебного центра — обучение рабочим профессиям, включая практические занятия на учебно-тренировочных полигонах, организацию курсов и семинаров для рабочих и специалистов по заявкам подразделений предприятия. Ежегодно профессиональное обучение здесь проходят от 6 до 8 тыс. человек по 150 профессиям, специальностям, курсам и направлениям.

* * *

В Карелии система подготовки высококвалифицированных рабочих кадров включает 38 образовательных учреждений среднего и начального профессионального образования. С учетом потребности в кадрах экономики и социальной сферы создаются многоуровневые, многопрофильные учреждения профессионального образования. Так, «Профессиональный лицей N 1» и «Профессиональное училище N 19» преобразованы в «Индустриальный колледж», который специализируется на подготовке кадров для таких предприятий, как «Петрозаводскмаш», «Онежский тракторный завод», «Судостроительный завод «Авангард», «Онежский судостроительный завод», «ПетроДок» по программам «Сварочное производство: техник», «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий». Для подготовки квалифицированных кадров для агропромышленного комплекса путем слияния Сортавальского сельскохозяйственного и Сортавальского торгово-экономического техникумов создан Сортавальский колледж.
В Министерстве образования республики уверены, что подготовить высококвалифицированные рабочие кадры можно только при взаимодействии с работодателем, который определяет уровень профессиональной компетенции специалиста. Примером такого взаимодействия является сотрудничество петрозаводского Колледжа железнодорожного транспорта с Октябрьской железной дорогой, сегежского Северного колледжа с градообразующим предприятием ОАО «Сегежский ЦБК», кондопожского профессионального училища N 15 с Кондопожским ЦБК, питкярантского профессионального училища N 20 с ОАО ЦЗ «Питкяранта».
Внедрение инновационных образовательных программ — еще один путь подготовки высококвалифицированных кадров для экономики республики. Для развития социального партнерства с работодателями в 2008 г. был проведен конкурс инновационных программ подготовки высокотехнологичных кадров, а два образовательных учреждения при финансовой поддержке карельского правительства приняли участие во Всероссийском конкурсе образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, где петрозаводский Технологический лицей был признан победителем. На базе Технологического лицея создается Республиканский учебно-производственный центр современных строительных технологий.
Задача трудоустройства выпускников профессиональных образовательных учреждений решается Министерством образования совестно с Министерством труда и занятости Карелии. Оба министерства планируют в этом году трудоустроить до 90% выпускников — это больше чем в прошлом бескризисном году.
В Ростовской области действует региональный заказ на подготовку квалифицированных рабочих кадров за счет бюджета Ростовской области по программам начального профессионального образования. За счет средств областной казны с 2007 г. готовятся работники по наиболее востребованным рынком труда специальностям. Губернаторская квота коснулась специалистов в таких сферах деятельности, как металлообработка, горнодобывающая промышленность, производство черных металлов, деревообрабатывающее производство, легкая промышленность, общественное питание, сельское хозяйство и ряда других. Больше всего будет подготовлено сварщиков (1625 человек), поваров (1480), автослесарей (845), продавцов (690), трактористов (645). Всего же по региональному заказу в текущем году рынок труда пополнит около 14 тыс. молодых специалистов рабочих профессий.
Целевая программа подготовки квалифицированных рабочих кадров для различных отраслей экономики в период 2008-2012 гг. реализуется в Алтайском крае. Программа предполагает работу в следующих направлениях:
1. Разработка регламента формирования краевого заказа на подготовку квалифицированных рабочих кадров для различных отраслей экономики края путем формирования отраслевых заказов. Отраслевые заказы должны стать условием участия работодателей в модернизации начального профессионального образования и опережающего удовлетворения их потребностей в квалифицированных рабочих кадрах.
2. Создание условий, обеспечивающих управление формированием квалификационных требований и процедурами оценивания соответствия подготовки выпускников этим требованиям. На начальном этапе реализации программы созданы отраслевые координационные советы, разрабатываются нормативные и методические документы по организации производственного обучения на учебных участках предприятий с предоставлением мест практики на современной технике и оборудовании.
3. Модернизация образовательных программ, учебно-лабораторной и социально-бытовой базы краевых государственных образовательных учреждений начального профессионального образования.
4. Создание условий для трудоустройства, адаптации и дальнейшего профессионального роста выпускников, в том числе: создание условий для формирования с участием работодателей механизмов поддержки молодых рабочих — выпускников краевых государственных образовательных учреждений начального профессионального образования и их закреплению на рабочих местах; создание условий для формирования организационных структур в составе краевых государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, выполняющих маркетинговые функции.
5. Совершенствование профориентационной работы, в том числе: мониторинг социально-психологических и профессиональных намерений молодежи и анализ факторов, влияющих на их формирование; внедрение методов профессиональной диагностики в школах края, совершенствование технологий информационного обеспечения, активное использование возможностей средств массовой информации; развитие системы пропаганды рабочих профессий, востребованных в Алтайском крае, использование потенциала работодателей в этом вопросе.
В Саратовской области в рамках целевой программы «Содействие занятости населения и развитие кадрового потенциала Саратовской области на 2009-2011 гг.» действует подпрограмма «Формирование эффективной системы подготовки рабочих кадров и специалистов для экономики Саратовской области». Главная цель новой программы подготовки рабочих кадров — создание условий для обеспечения соответствия образовательных результатов областной системы НПО и СПО требованиям регионального рынка труда. Одно из основных направлений программы — создание и оснащение современным оборудованием отраслевых ресурсных центров и базовых учреждений НПО и СПО. Планируется, что к 2011 г. в области будут работать 7 базовых учреждений НПО и СПО и 8 ресурсных центров НПО. Еще 16 учреждений НПО смогут в рамках сетевого взаимодействия использовать базу этих ресурсных центров и базовых учреждений. Таким образом, современные технологии и оборудование будут использоваться в учебном процессе в 70% учреждений профессионального образования области. На финансирование подпрограммы планируется направить более 350 млн руб., в т.ч. 273 млн. руб. из областного бюджета.
Колледжи и техникумы совместно с промышленными предприятиями Волгоградской области составили долгосрочный план потребности в высококвалифицированных работниках по базовым специальностям. С его помощью средние специальные учебные заведения будут готовить специалистов для конкретных производств. В нынешнем году состоялся первый выпуск слушателей пилотного проекта целевой подготовки рабочих по специальности «Металлургия цветных металлов», открытой в Волгоградском государственном колледже управления и новых технологий по заказу местного алюминиевого завода. Студентам колледжа, обучающимся по указанной специальности, предоставляется возможность проходить производственную практику непосредственно в цехах (для этого заводу пришлось даже получить образовательную лицензию). После окончания колледжа выпускников ждут на заводе. В течение трех лет они не имеют права уходить от работодателя, инвестировавшего деньги в их образование. На договорной основе колледж управления и новых технологий сотрудничает еще с десятком волгоградских промпредприятий, в основном машиностроительных.
Устав от «миграции инженеров и мастеров с седыми висками», собственники предприятий Волгоградской области начали вкладываться в систему среднего профессионального образования. К счастью, в регионе она сохранилась в дееспособном виде — работают 14 колледжей федерального и 29 регионального подчинения, где обучается 50 тыс. студентов по 53 специальностям. В процесс обновления связей между школой и производством активно включились местные власти, выступая посредником в решении сложных, как правило, финансовых вопросов.
В Нижегородской области также реализуется целевая программа подготовки квалифицированных рабочих кадров для различных отраслей экономики в период в 2007 по 2010 гг. Происходят серьезные изменения во взаимоотношениях между работодателями и учреждениями профессионального образования в вопросах подготовки квалифицированных кадров, о чем свидетельствует активное участие работодателей в разработке инновационных программ в образовательных учреждениях и софинансировании внедрения этих программ. Впервые в истории профессионального образования Нижегородской области образованы ресурсные центры по подготовке квалифицированных рабочих по отраслевым направлениям: радиоэлектроника, машиностроение, созданные на условиях государственного и частного партнерства не одним «базовым» предприятием, а группой предприятий — лидеров данных отраслей.
За время действия Программы возросло целевое финансирование учреждений начального и среднего профессионального образования со стороны работодателей. Средства направляются на модернизацию материально-технической базы образовательных учреждений, укрепление оснащенности учебных помещений, на современное информационное сопровождение учебного процесса.
Реализация целевой Программы подготовила основу для участия государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Нижегородской области, внедряющих инновационные образовательные программы для осуществления государственной поддержки подготовки рабочих кадров для высокотехнологичных производств, в приоритетном национальном проекте «Образование». В 2009 г. во всероссийском конкурсе в рамках приоритетного национального проекта «Образование» по направлению «О государственной поддержке в 2009 г. подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы» приняли участие и стали победителями: государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональный лицей N 21», государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Сормовский механический техникум», федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Перевозский строительный колледж».
Работа, проводимая министерством образования Нижегородской области по участию государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в приоритетном национальном проекте «Образование», будет продолжена и в 2010 г. На выполнение мероприятий Программы запланировано 609 тыс. руб. на учреждение стипендии губернатора Нижегородской области для лучших учащихся учреждений профессионального образования, осуществляющих подготовку рабочих кадров.
В Омске создан Сибирский ресурсный центр металлообработки. Это современная учебная база, отвечающая высоким мировым стандартам подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств машиностроения. Здесь есть информационно-методический центр, оснащенный компьютерным оборудованием, два учебно-производственных участка, где установлены современные станки с числовым программным управлением, два класса симуляторов станков. Ежегодно ресурсный центр будет готовить до 150 высококлассных специалистов по металлообработке для предприятий Омской области и регионов Сибирского федерального округа. Сибирский ресурсный центр металлообработки создан при поддержке Правительства Омской области в рамках реализации нацпроекта «Образование». В 2008 г. училище, на базе которого создан центр, стало победителем федерального конкурса, представив на него инновационный проект «Система подготовки рабочих кадров для высокотехнологичных производств машиностроения». Из федерального бюджета на создание центра было выделено 30 млн. руб., еще 21,5 млн. руб. направлено из бюджета Омской области. На эти средства закуплено и установлено новейшее высокотехнологичное компьютерное и станочное оборудование, программное обеспечение ведущих мировых производителей. Создание ресурсного центра металлообработки позволит развивать в регионе систему подготовки кадров для производства на основе принципа непреры