Особенности регулирования труда сотрудников органов внутренних дел | Статьи | 123-Job.ru

Особенности регулирования труда сотрудников органов внутренних дел


21.03.2010

Статья посвящена вопросам, касающимся методов правового регулирования служебно-трудовых отношений с участием сотрудников органов внутренних дел. Данная служба является специфическим видом трудовой деятельности, и поэтому автор рассматривает регулирование трудовых отношений работников органов внутренних дел нормами различных отраслей права.

Служба в органах внутренних дел
как разновидность государственной службы

Служба в органах внутренних дел (правоохранительных органах) является особой разновидностью государственной службы Российской Федерации. И в этой связи отметим, что Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» выделяет три главных вида государственной службы:*(1)
1) государственная гражданская служба — это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральный государственных органов, государственных органов субъектов Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Федерации. Общей правовой основой организации и функционирования данного вида государственной («чиновничьей») службы является Федеральный закон РФ от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон N 79-ФЗ);
2) государственная военная служба — профессиональная служебная деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, войсках Специальных формирований и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам, кстати, присваиваются воинские звания. Общей правовой основой в данном случае выступает Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (с изм. от 01.01.2008) «О воинской обязанности и воинской службе»;
3) правоохранительная служба — профессиональная служебная деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Такой категории служащих присваиваются специальные звания и классные чины. В настоящее время некоторым видам правоохранительной службы посвящено несколько специальных федеральных законов и подзаконных актов.
Таким образом, с учетом указанной классификации, сотрудников органов внутренних дел следует отнести к категории милитаризованных государственных служащих, проходящих службу в системе государственных органов исполнительной власти, на должностях правоохранительной службы. При этом необходимо подчеркнуть, что сотрудники органов внутренних дел по своему правовому положению не являются военнослужащими и имеют особый правовой статус.
Как известно, различные структуры органов внутренних дел по горизонтали и вертикали входят в систему Министерства внутренних дел РФ, положение о котором утверждено Указом Президента РФ от 19.07.2004 N 927 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации».
В системе и структуре органов внутренних дел создана и функционирует российская милиция, правовой статус которой определен Законом РФ от 18.04.1991 N 1026-1 (ред. от 02.10.2007) «О милиции» (далее — Закон о милиции).
В контексте нашей статьи следует отметить, что термин «государственная служба в органах внутренних дел» употребляется крайне редко. Как правило, применяется традиционно словосочетание «служба в органах внутренних дел», хотя в преамбуле Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утв. постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 N 4202-1 (далее — Положение о службе), оговаривается, что настоящее Положение регулирует порядок и условия государственной службы сотрудниками органов внутренних дел.
При этом следует подчеркнуть, что такая служба является специфическим видом трудовой деятельности и заключается в следующем.
Во-первых, отношения государственной службы в органах внутренних дел, в которые вступают сотрудники МВД РФ, неоднородны по субъектному составу, основаниям возникновения, содержанию, юридической природе и являются предметом правового регулирования различных отраслей права.
Во-вторых, первичными отношениями, предопределяющими возможность вступления сотрудников органов внутренних дел в публично-правовые (государственно-служебные) отношения с внешней средой, служат внутренние отношения с государством в лице соответствующих органов внутренних дел и их должностных лиц.
В-третьих, юридической базой существования как внешних, так и внутренних государственно-служебных отношений являются служебно-трудовые отношения, которые складываются между сотрудниками и соответствующими органами внутренних дел по поводу условий их службы.
В-четвертых, несмотря на то, что служебно-трудовые и внутренние государственно-служебные отношения совпадают во времени, одновременно возникают, функционируют и прекращаются, они представляют собой самостоятельные виды правовых отношений.
В-пятых, поскольку служебно-трудовые отношения в органах внутренних дел по всем критериям подпадают под понятие отношений наемного труда, есть все основания относить их не только к сфере действия, но и к предмету трудового права.
В-шестых, помимо служебно-трудовых отношений сотрудники органов внутренних дел могут стать участниками непосредственно связанных с ними отношений, в частности, по материальной ответственности за причиненный ущерб и по разрешению споров, правовое регулирование которых выходит за пределы сферы действия административного права и относится к предмету трудового и гражданско-процессуального законодательства.

Правовое регулирование служебно-трудовых отношений
в органах внутренних дел

Сотрудники органов внутренних дел по своему правовому положению отличаются как от гражданских государственных служащих, так и от военнослужащих. Правовое регулирование их труда в силу объективных причин имеет определенные особенности.
С одной стороны, в качестве должностных лиц, наделенных властными полномочиями по реализации функций и задач государства в правоохранительной сфере, они выступают участниками как внешних, так и внутренних государственно-служебных отношений, которые регулируются нормами административного, уголовно-процессуального и других отраслей публичного права, обретая характер государственно-служебных правоотношений.
Метод правового регулирования государственно-служебных отношений достаточно ясен. Необходимо упомянуть лишь одну специфическую черту этих отношений, которая заключается в том, что их участники, как правило, наделены различными по объему и направленности государственно-властными полномочиями. Эта специфика находит отражение в соответствующих нормативных правовых актах, регулирующих профессиональную служебную деятельность сотрудников органов внутренних дел: федеральных законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, приказах, положениях, наставлениях, инструкциях, правилах и иных нормативных правовых актах МВД РФ.
С другой стороны, в качестве граждан, реализующих свое право на труд в виде государственной службы в системе МВД РФ, сотрудники органов внутренних дел становятся участниками специфических служебно-трудовых отношений по поводу применения их способностей к труду, его условий и охраны, которые по всем признакам подпадают под понятие отношений наемного труда. В результате регулирования нормами права служебно-трудовые отношения лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел обретают форму служебно-трудовых правоотношений.
Утверждение о том, что трудовое право не распространяется на сотрудников органов внутренних дел, поскольку они проходят службу на основе норм административного права, является в настоящее время доминирующим среди представителей науки административного права.
В связи с этим уместно заметить, что разнообразие мнений о правовом регулировании служебно-трудовых отношений в органах внутренних дел в немалой степени обусловлено историей их становления и дальнейшего развития. Так, в «Положении о службе рабоче-крестьянской милиции», утв. декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 28.09.1925*(2), оговаривалось, что на лиц рядового и начальствующего состава милиции, как и на лиц наемного труда, распространяется КЗоТ РСФСР 1922 г. и изданные в его развитие постановления за отдельными изъятиями.
Сотрудники органов внутренних дел становятся участниками специфических служебно-трудовых отношений по поводу применения их способностей к труду, его условий и охраны, которые по всем признакам подпадают под понятие отношений наемного труда.
Впоследствии этот республиканский акт был отменен в связи с изданием Общесоюзного положения о рабоче-крестьянской милиции*(3).
Общесоюзным положением было установлено, что на работников оперативно-строевого и административно-хозяйственного состава милиции общее законодательство о труде не распространяется, а условия и порядок их приема на службу, прохождения службы и увольнения регулируются уставами о службе в рабоче-крестьянской милиции (п. 27), издание которых возлагалось на начальников главных управлений милиции НКВД союзных республик. Однако эти уставы ни в одной союзной республике изданы не были.
Вместе с тем примечание N 10 к ст. 1 КЗоТ РСФСР 1922 г., которое появилось в 1933 г., предусматривало, что условия труда работников рабоче-крестьянской милиции и исправительно-трудовых учреждений регулируются специальными законами (Положением о рабоче-крестьянской милиции и Уставом службы в исправительно-трудовых учреждениях). В этой связи в комментариях к законодательству о труде оговаривалось, что примечания N 1-10 к ст. 1 КЗоТ РСФСР указывают те категории рабочих и служащих, для которых специальными постановлениями установлены те или иные особенности или изъятия в сравнении с общим законодательством о труде рабочих и служащих.
Позднее в комментариях к ст. 1 КЗоТ РСФСР 1971 г.*(4) подчеркивалось, что трудовое законодательство не распространяется на военнослужащих, работников милиции, военизированной охраны некоторых министерств и ведомств, а условия их труда регламентируются нормами административного законодательства.
В комментариях к КЗоТ РФ, появившихся после вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», вновь был провозглашен тезис о широкой сфере действия трудового законодательства. В них, в частности, отмечалось, что в условиях перехода к рыночной экономике КЗоТ призван регулировать трудовые отношения всех лиц, работающих по найму.
Ответ на вопрос, являются ли служебно-трудовые отношения в органах внутренних дел отношениями найма в юридическом смысле, до сих пор остается дискуссионным, хотя переход к комплектованию кадров на контрактной основе служит аргументом в пользу такой позиции.
Примечательно, что ни в одном действующем нормативном правовом акте трудовое законодательство не указывается в качестве правовой основы службы в органах внутренних дел.
Вместе с тем не секрет, что юридическая практика постоянно заставляет искать ответ на вопрос, из принципов какой отрасли права следует исходить и какие нормативно-правовые акты надлежит применять при рассмотрении споров, вытекающих из служебно-трудовых отношений сотрудников органов внутренних дел.
Действительно, формально в перечне нормативных правовых актов, составляющих правовую основу службы в органах внутренних дел, трудовое законодательство не упоминается. Однако нельзя не заметить, что в специальных административно-правовых актах, регулирующих вопросы прохождения службы (Закон о милиции, Положение о службе, ведомственных приказах и инструкциях), содержится множество норм, имеющих трудоправовую природу.
Их можно разделить на две группы.
При этом в первую группу могут быть включены нормы, которые либо воспроизводят общие нормы трудового права, либо отсылают к соответствующим нормам трудового законодательства, либо их действие на сотрудников органов внутренних дел презюмируется.
Так, к общим нормам трудового права относятся следующие нормы, которые также распространяются и на стажеров:
на время испытательного срока действия законодательства РФ о труде (ч. 3 ст. 12 Положения о службе);
об установлении для сотрудников органов внутренних дел, исполняющих служебные обязанности во вредных условиях, сокращенного рабочего дня (ч. 2 ст. 44 Положения о службе);
о праве сотрудников органов внутренних дел на объединение в профессиональные союзы (ассоциации) в целях защиты своих профессиональных, социально-экономических и иных прав и интересов (ст. 55 Положения о службе).
В качестве примеров отсылочных норм можно указать нормы:
о распространении на сотрудников органов внутренних дел установленной законодательством о труде продолжительности рабочего времени (ч. 2 ст. 20 Закона о милиции, ч. 1 ст. 44 Положения о службе);
о предоставлении сотрудникам органов внутренних дел компенсации за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни, а также за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени в порядке, установленном законодательством о труде (ч. 3 ст. 22 Закона о милиции, ч. 4 ст. 44 Положения о службе);
о предоставлении сотрудникам, обучающимся в учебных заведениях по заочной или вечерней форме, льгот, установленных действующим законодательством (ч. 1 ст. 54 вышеуказанного Положения о службе);
о предоставлении беременным — женщинам и матерям из числа сотрудников органов внутренних дел, а также отцам — сотрудникам, воспитывающим детей без матери, всех прав и льгот, установленных действующим законодательством (ч. 2 ст. 54 Положения о службе).
К первой группе следует также отнести общие нормы трудового законодательства, действие которых на служебно-трудовые отношения сотрудников органов внутренних дел презюмируется.
Во вторую группу уместно объединить нормы, которые устанавливают особенности правового регулирования служебно-трудовых отношений сотрудников органов внутренних дел по сравнению с трудовым законодательством, обусловленные задачами, возложенными на органы внутренних дел, формами и методами их реализации, специальными требованиями, предъявляемыми к сотрудникам органов внутренних дел.
Поэтому по характеру правовых предписаний эти нормы можно разделить на три разновидности.
Во-первых, нормы, устанавливающие для сотрудников органов внутренних дел дополнительные льготы по сравнению с аналогичными общими нормами трудового права, а именно:
предоставление очередного ежегодного отпуска продолжительностью 30 календарных дней, а сотрудникам, проходящим службу в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями — 45 календарных дней (ст. 46 Положения о службе);
возможность предоставления при наличии уважительных причин краткосрочных отпусков продолжительностью до 10 дней с сохранением денежного содержания, которые не засчитываются в счет очередного ежегодного отпуска (ст. 47 Положения о службе);
предоставление дополнительного ежегодного оплачиваемого отпуска за стаж службы в органах внутренних дел (ст. 51 Положения о службе);
предоставление дополнительного ежегодного отпуска за особый характер службы продолжительностью до 10 календарных дней для восстановления профессиональной работоспособности сотрудников, служба которых связана с повышенными физическими и нервными нагрузками (ст. 51 Положения о службе) и другие.
Во-вторых, нормы, содержащие изъятия из тех гарантий, которые установлены общими нормами трудового права для большинства работников, в частности:
о запрещении сотрудникам органов внутренних дел, состоящим между собой в близком родстве или свойстве, проходить службу в одном и том же органе внутренних дел, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому (ч. 2 ст. 9 Положения о службе);
о запрещении заниматься предпринимательской деятельностью, а также работать по совместительству на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности, не входящих в систему МВД РФ, за исключением творческой, научной и преподавательской деятельности (ч. 8 ст. 20 Закона о милиции, ч. 2 ст. 9 Положениям о службе);
о запрещении профессиональным союзам (ассоциациям) сотрудников вмешиваться в деятельность органов внутренних дел по выполнению возложенных на них задач и обязанностей и проводить забастовки личного состава (ч. 2 ст. 56 Положения о службе).
В-третьих, нормы, предусматривающие особые условия службы, характерные только для сотрудников органов внутренних дел, в том числе устанавливающие специальные требования и повышенную ответственность, например:
возрастные ограничения при приеме на службу в органы внутренних дел (ст. 19 Закона о милиции, ст. 8 Положения о службе);
запрещение приема на службу в органы внутренних дел граждан РФ, имевших или имеющих судимость (ч. 2 ст. 19 Закона о милиции, ч. 1 ст. 9 Положения о службе);
виды взысканий за нарушение служебной дисциплины, помимо предусмотренных ст. 192 ТК РФ*(5) такие как: строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в должности, снижение в специальном звании на одну ступень, лишение нагрудного знака (ч. 1 ст. 38 Положения о службе).
Проведенный анализ показывает, что трудовое право оказывает существенное влияние на содержание служебно-трудовых правоотношений в органах внутренних дел. Причем на сотрудников органов внутренних дел распространяются не только общие принципы правового регулирования труда, закрепленные Конституцией РФ и ТК РФ, но и конкретные правовые нормы, относящиеся к таким институтам отрасли трудового права, как рабочее время и время отдыха, оплата труда, гарантии и компенсации, охрана труда и другие.
Кстати, в отличие от военнослужащих действующий ТК РФ не перечисляет сотрудников органов внутренних дел в числе тех лиц, на которых не распространяется трудовое законодательство (ст. 11 ТК РФ), хотя и с оговоркой, что в этот перечень могут быть включены другие лица, если это установлено федеральным законом.

Влияние трудового права на содержание служебно-трудовых отношений

Очевидно, что существующие высказывания об отрицании роли трудового права в механизме правового регулирования отношений службы в органах внутренних дел не выдерживают критики.
Однако наличие административно-правовых элементов в регламентации труда (службы) сотрудников органов внутренних дел не является основанием для выведения служебно-трудовых отношений с их участием из сферы действия трудового права.
В качестве дополнительного доказательства этого утверждения целесообразно обратиться к рассмотрению особенностей метода правового регулирования служебно-трудовых отношений в органах внутренних дел.
При характеристике метода правового регулирования может быть применен подход, в основе которого лежит анализ его черт (признаков), известных из общей теории права, таких как:
1) порядок возникновения, изменения и прекращения правоотношений (юридические факты);
2) общее юридическое положение участников правоотношений (правосубъектность);
3) характер установления прав и обязанностей (нормотворчество);
4) средства, обеспечивающие исполнение обязанностей (санкции).
По этим направлениям можно рассмотреть основные черты метода, используемого при регулировании служебно-трудовых отношений в органах внутренних дел.
В основе возникновения служебно-трудовых отношений с участием сотрудников органов внутренних дел лежит договор, о чем убедительно свидетельствует контрактная система комплектования кадров. Как известно, договорный характер установления правоотношений атрибутивен методу трудового права.
Следующая черта метода — общий правовой статус участников правоотношений — имеет важное значение при разграничении отраслей права.
Так, трудовому праву присуще сочетание начал равенства сторон с их определенной зависимостью и подчинением в процессе труда, а административному праву — отношения власти-подчинения. Как отмечалось в литературе по трудовому праву, указанное подчинение субъектов трудовых правоотношений вытекает из природы совместного коллективного труда, порождается его разделением, а потому составляет элемент производственного, а не административного управления.
Тем не менее в научных работах по данной тематике обращалось внимание на противоречивость этой конструкции, несмотря на оговорку о том, что отношения равенства характерны для сторон на момент вступления в трудовые отношения и выхода из них (по крайней мере, для работника), а отношения власти-подчинения свойственны самому процессу коллективного труда, поскольку субъектный состав этих отношений не совпадает. Отношения равенства возникают между работником и предприятием, а отношения субординации — между администрацией и работником.
Служебно-трудовым отношениям с участием сотрудников органов внутренних дел также свойственно юридическое равенство сторон на стадии вступления в эти отношения и их прекращения, что отражает их трудоправовую сущность. Отношения власти-подчинения, обусловленные необходимостью управления совместным трудом, в данном случае выходят за рамки обычного трудового отношения и представляют собой элемент внутренних государственно-служебных отношений, правовое регулирование которых присуще административному праву.
Третья черта метода правового регулирования — особенности установления прав и обязанностей субъектов правоотношений также характеризуются наличием трудоправовых и административно-правовых элементов.
Коллективно-договорное регулирование условий службы в органах внутренних дел не применяется, оставляя место для преимущественного государственно-нормативного регулирования при минимуме индивидуально-договорного.
Однако сотрудники органов внутренних дел не принимают участия в разработке нормативных правовых актов, регулирующих условия их службы, в том числе локального уровня, не заключают коллективных договоров и соглашений. Более того, предложения профессиональных союзов (ассоциаций) сотрудников органов внутренних дел по вопросам служебной деятельности органов внутренних дел носят рекомендательный характер (ст. 56 Положения о службе).
Поэтому можно говорить о том, что коллективно-договорное регулирование условий службы в органах внутренних дел не применяется, оставляя место для преимущественного государственно-нормативного регулирования при минимуме индивидуально-договорного.
Наконец, четвертая черта метода — характер правовых средств, обеспечивающих должное поведение субъектов служебно-трудовых отношений и способов защиты их прав.

Ответственность сотрудников органов внутренних дел

Как известно, к санкциям, применяемым за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него обязанностей, а также причиненный ущерб в результате виновного противоправного поведения, в трудовом праве относятся меры дисциплинарной и материальной ответственности, а к правовым средствам, стимулирующим добросовестное исполнение обязанностей, — меры поощрения.
Так, в качестве поощрений за успехи в служебной деятельности помимо видов поощрений, перечисленных ст. 191 ТК РФ (объявление благодарности, выдача денежной премии, награждение ценным подарком, почетной грамотой), ст. 36 Положения о службе в органах внутренних дел предусматривает:
награждение нагрудным знаком; награждение именным оружием; досрочное присвоение очередного специального звания;
присвоение специального звания на одну ступень выше звания, предусмотренного по занимаемой штатной должности;
награждение почетным знаком «Заслуженный сотрудник МВД Российской Федерации» и другие.
Поскольку применение перечисленных мер поощрения, как правило, выходит за пределы прав руководителей органов внутренних дел, в которых проходят службу награждаемые сотрудники, то их награждение производится по ходатайству вышестоящими в порядке подчиненности должностными лицами, то есть в административно-правовом порядке (ст. 40 Положения о службе).
Дисциплинарная ответственность сотрудников органов внутренних дел носит специальный характер, что проявляется в предусмотренном перечне дисциплинарных взысканий, порядке их применения, обжалования и снятия.
Правовое регулирование материальной ответственности сотрудников органов внутренних дел за ущерб, причиненный ими государству в лице соответствующего органа внутренних дел при исполнении служебно-трудовых обязанностей, из-за отсутствия в настоящее время специального нормативного акта осложнено пробелом в позитивном праве. Дело в том, что со дня вступления в силу Федерального закона от 12.07.1999 N 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» утратило свое действие на территории РФ Положение о материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государству, утвержденное указом Президиума Верховного Совета СССР от 13.01.1984.
В связи с этим утратили силу и основанные на этом указе подзаконные нормативные акты, в том числе приказ МВД СССР от 05.04.1984 N 70, которым была утверждена Инструкция о порядке возмещения военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел материального ущерба, причиненного государству.
Действие Федерального закона от 12.07.1999 N 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» распространяется согласно п. 2 ст. 1 на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту в Вооруженных Силах РФ, а также в других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба.
Поскольку служба в органах внутренних дел военной службой не является, можно сделать вывод о том, что законодатель не распространяет действие названного Федерального закона на рядовой и начальствующий состав органов внутренних дел.
Следует также отметить, что Закон N 79-ФЗ не устанавливает каких-либо особенностей при привлечении государственных служащих к материальной ответственности за причиненный ими ущерб соответствующему государственному органу и определении ее пределов по сравнению с ТК РФ*(6).
С учетом этих обстоятельств есть все основания распространять нормы трудового законодательства, регулирующего материальную ответственность работников, по аналогии закона, на сотрудников органов внутренних дел.
Поэтому на сегодняшний день к сотрудникам органов внутренних дел применимы нормы трудового законодательства, предусматривающие общие положения о материальной ответственности сторон трудового договора (гл. 37 ТК РФ), а также устанавливающие материальную ответственность как работника перед работодателем (гл. 39 ТК РФ), так и работодателя перед работником (гл. 38 ТК РФ).

Судебная защита прав сотрудников

Защита субъективных прав сотрудников органов внутренних дел, составляющих содержание служебно-трудовых правоотношений, осуществляется в двух формах: судебной и внесудебной.
К первому виду относится защита в Конституционном Суде РФ и судах общей юрисдикции; ко второму — административно-правовая, то есть обращение за защитой своих прав последовательно к вышестоящим начальникам вплоть до Министра внутренних дел РФ. Причем в одном из исследований было высказано предложение об отнесении к внесудебным формам также общественно-правовой защиты и самозащиты для лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Однако в отличие от обычных работников право на самозащиту у сотрудников органов внутренних дел ограничено законом.
Вместе с тем право сотрудников органов внутренних дел на судебную защиту (ст. 27 Закона о милиции) гарантировано Конституцией РФ (ст. 46), как и признание права на индивидуальные трудовые споры, с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения (ст. 37 Конституции РФ).
При этом вид возникающих процессуальных правоотношений зависит от органа, рассматривающего спор, а не от спора. Так, когда спор разрешает вышестоящий начальник, то возникают административно-процессуальные правоотношения, урегулированные нормами административного права, а когда спор рассматривается в суде, то возникают гражданско-процессуальные правоотношения, урегулированные нормами гражданского процессуального права.
Поскольку в гражданском процессуальном праве нет специальных норм, регулирующих рассмотрение служебно-трудовых споров с участием сотрудников органов внутренних дел, применяются общие процессуальные нормы о рассмотрении трудовых споров.
Как известно, разрешая спор по существу, суды руководствуются нормами материального права. В связи с этим особенностью рассмотрения судами споров по искам сотрудников органов внутренних дел является то, что во внимание должны приниматься не только нормативные правовые акты, регулирующие порядок и условия прохождения службы в органах внутренних дел, но и Закон N 79-ФЗ, и Трудовой кодекс РФ.
Например, на практике нередко возникает вопрос, нормы какого из этих федеральных законов надлежит применять в случае увольнения сотрудника органов внутренних дел по сокращению штатов при ликвидации или реорганизации органа внутренних дел*(7).
Принимая во внимание, что фактически сотрудники органов внутренних дел являются государственными служащими, а Закон N 79-ФЗ предоставляет более льготный порядок выплаты среднего заработка при увольнении по сокращению штатов, чем ТК РФ, этот порядок следует распространять и на сотрудников органов внутренних дел.
Кроме того, поскольку ни Закон о милиции, ни Положение о службе не предусматривают создание в органах внутренних дел комиссий по трудовым спорам, те споры, которые могли бы быть рассмотрены с соблюдением досудебного порядка их урегулирования, например, о компенсации за сверхурочную работу и работу в выходные и нерабочие праздничные дни, также рассматриваются непосредственно в суде.
Таким образом, правовое регулирование служебно-трудовых и непосредственно связанных с ними отношений в органах внутренних дел носит комплексный характер, поскольку осуществляется нормами административного законодательства о службе в системе МВД России, законодательства о государственной службе, трудового и гражданско-процессуального законодательства.

А. Анисимов,
к.ю.н., доцент, профессор кафедры
гражданско-правовых дисциплин
Московского института мировой экономики и международных отношений

«Кадровик. Трудовое право для кадровика», N 11, ноябрь 2008 г.

————————————————————————-
*(1) О видах службы и служащих по действующему законодательству см.: Манюхин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации. — М., 1997; Конин Н.М. Административное право России. — М., 2007. С. 101-113.
*(2) Положение о службе рабоче-крестьянской милиции. Утверждено декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 28.09.1925 // Собрание узаконений РСФСР. 1925. N 8. Ст. 539.
*(3) Общесоюзное положение о рабоче-крестьянской милиции, утв. постановлением СНК СССР от 25.05.1931 N 390.
*(4) Кодекс законов о труде РСФСР от 09.12.1971 г.
*(5) Анисимов Л.Н., Анисимов А.Л. Трудовые отношения и внутренний трудовой распорядок. — М., 2005. С. 265-318; Дубровин А.В. Дисциплинарная ответственность работника // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2008. N 9; Дзарасов М.Э. Основания привлечения работника к дисциплинарной ответственности // Справочник кадровика. 2003. N 12.
*(6) Анисимов Л.Н. Анисимов А.Л. Материальная ответственность сторон трудового договора. — М., 2006; Полетаев Ю.Н. Материальная ответственность работников // Справочник кадровика. 2004. N 10. С. 16-24.
*(7) Скачкова Г.С. Увольнение со службы сотрудников органов внутренних дел // Справочник кадровика. 2003. N 12. С. 21-26.