Введение новых систем оплаты труда | Статьи | 123-Job.ru

Введение новых систем оплаты труда


21.03.2010

Согласно Постановлению Правительства РФ N 583*(1) учреждения образования с 1 декабря 2008 года должны производить оплату труда работников по новому, так как они переводятся на новые системы оплаты труда (НСОТ). В данной статье приведены основные документы, которые используются федеральными государственными образовательными учреждениями для введения новых систем оплаты труда.

Введение НСОТ вызвано прежде всего тем, что Единая тарифная сетка (ЕТС), на основе которой ранее производилась оплата труда, не учитывала всех особенностей деятельности бюджетных учреждений. Специалисты, работающие в различных отраслях и имеющие разный уровень квалификации, получали одинаковую заработную плату, которая также не зависела от качества их работы. Это не способствовало стимулированию качественного и результативного труда.
Принципиальное отличие НСОТ от оплаты труда на основе ЕТС состоит в том, что ею предусмотрено разделение работников по видам экономической деятельности. Широкие полномочия передаются руководителям бюджетных учреждений по вопросам распределения фонда оплаты труда и найма тех специалистов, которые нужны в настоящий момент, определения необходимого количества сотрудников для исполнения задач, стоящих перед учреждением.
В целях реализации Постановления N 583 Минздравсоцразвития утверждены профессиональные квалификационные группы, перечень выплат стимулирующего и компенсационного характера и разъяснения о порядке их установления, рекомендации по разработке федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников учреждений.
В свою очередь, федеральными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета утверждены примерные положения об оплате труда работников по видам экономической деятельности и перечни основного персонала по видам экономической деятельности для определения размеров должностных окладов руководителей соответствующих учреждений.
Несмотря на то что главными распорядителями средств федерального бюджета утверждены положения об оплате труда, в каждом учреждении будет разработано свое положение и введена своя система оплаты труда, со своими подходами к оценке труда работников и структуре штатного расписания, установлению окладов.

Профессиональные квалификационные группы

Приказом Минздравсоцразвития РФ N 525*(2) установлено, что все должности, применяемые в бюджетной сфере, должны быть сгруппированы в профессионально-квалификационные группы. В свою очередь, внутри каждой группы должности могут быть сгруппированы по квалификационным уровням в зависимости от сложности выполняемых работ. Критерии отнесения должностей к профессионально-квалификационным группам приведены в данном приказе. Основным признаком таких критериев является образовательный уровень будущего работника.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2008 N 216н утверждены профессиональные квалификационные группы должностей работников образования, согласно которым должности работников учебно-вспомогательного персонала подразделены на два уровня. К первому относятся такие должности, как вожатый, помощник воспитателя, секретарь учебной части. Второй уровень, в свою очередь, подразделен на первый и второй квалификационные уровни. К первому относятся дежурный по режиму, младший воспитатель, ко второму — диспетчер образовательного учреждения, старший дежурный по режиму.
Профессиональная квалификационная группа должностей педагогических работников состоит из четырех квалификационных уровней.
К первому уровню относятся инструкторы по труду, физической культуре, музыкальные руководители, старшие вожатые.
Во второй квалификационный уровень включены инструктор-методист, концертмейстер, педагог дополнительного образования, педагог-организатор, социальный педагог, тренер-преподаватель.
К третьему уровню отнесены воспитатели, мастера производственного обучения, методисты, педагоги-психологи, старшие инструкторы-методисты, старшие педагоги дополнительного образования и старшие тренеры-преподаватели.
Четвертый квалификационный уровень включает преподавателей (за исключением должностей преподавателей, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу), преподавателей-организаторов основ безопасности жизнедеятельности, руководителей физического воспитания, старших воспитателей, старших методистов, тьюторов (за исключением тьюторов, занятых в сфере высшего и дополнительного профессионального образования), учителей, учителей-дефектологов, учителей-логопедов (логопедов).
Профессиональная квалификационная группа должностей руководителей структурных подразделений имеет три квалификационных уровня.
В первый квалификационный уровень включен заведующий (начальник) структурным подразделением: кабинетом, лабораторией, отделом, отделением, сектором, учебно-консультационным пунктом, учебной (учебно-производственной) мастерской и другими структурными подразделениями, реализующими общеобразовательную программу дополнительного образования детей (за исключением должностей руководителей структурных подразделений, отнесенных ко второму квалификационному уровню).
Второй квалификационный уровень объединяет следующие должности: заведующий (начальник) обособленным структурным подразделением, реализующим общеобразовательную программу и образовательную программу дополнительного образования детей, начальник (заведующий, директор, руководитель, управляющий): кабинета, лаборатории, отдела, отделения, сектора, учебно-консультационного пункта, учебной (учебно-производственной) мастерской, учебного хозяйства и других структурных подразделений образовательного учреждения (подразделения) начального и среднего профессионального образования (за исключением должностей руководителей структурных подразделений, отнесенных к третьему квалификационному уровню), старший мастер образовательного учреждения (подразделения) начального и (или) среднего профессионального образования.
В третий квалификационный уровень включен начальник (заведующий, директор, руководитель, управляющий) обособленного структурного подразделения образовательного учреждения (подразделения) начального и среднего профессионального образования.
Для учреждений высшего и дополнительного профессионального образования Приказом Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2008 N 217н утверждены иные профессиональные квалификационные группы должностей работников. Например, профессиональные квалификационные группы должностей работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала подразделены на три квалификационных уровня:
— к первому отнесены: диспетчер факультета, специалист по учебно-методической работе, учебный мастер;
— ко второму: специалист по учебно-методической работе II категории, старший диспетчер факультета, учебный мастер II категории;
— к третьему: специалист по учебно-методической работе I категории, тьютор, учебный мастер I категории.
Должности профессорско-преподавательского состава и руководителей структурных подразделений разделены на шесть квалификационных уровней. Например, в первый квалификационный уровень включены должности профессорско-преподавательского состава — ассистент и преподаватель, а также должности руководителей структурных подразделений — начальник (директор, заведующий, руководитель): кабинета, лаборатории, отдела, отделения, питомника, подготовительных курсов (отделения), студенческого бюро, учебного вивария, учебной (учебно-производственной) мастерской, учебной станции (базы) и других подразделений (кроме должностей руководителей структурных подразделений, отнесенных к 2-м квалификационным уровням), помощник проректора, помощник ректора, руководитель (заведующий) учебной (производственной, учебно-производственной) практики, ученый секретарь совета факультета (института).
Поскольку список должностей, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу и руководителям структурных подразделений, довольно обширный, не будем перечислять все из них.
Кроме того, приказами Минздравсоцразвития РФ от 29.05.2008 N 247н и 248н утверждены профессиональные квалификационные группы общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих и профессиональные квалификационные группы общеотраслевых профессий рабочих.

Стимулирующие выплаты

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 N 818 утвержден Перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснение о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях.
Этот перечень небольшой, он включает следующие виды стимулирующих выплат: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, выплаты за качество выполняемых работ, выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет, премиальные выплаты по итогам работы.

Компенсационные выплаты

Кроме перечня выплат стимулирующего характера Минздравсоцразвития Приказом от 29.12.2007 N 822 утвердил также Перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснение о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях. В него включены:
— выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
— выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями (районный коэффициент, за пустынность, высокогорный коэффициент, «северные» надбавки);
— выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей) (а также за расширение зоны обслуживания и за работу вместо временно отсутствующего работника), при сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных (например, за работу с детьми, имеющими отклонения в физическом развитии));
— надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.

Рекомендации по разработке примерных положений об оплате труда

Во исполнение Постановления N 583 изданы Рекомендации по разработке федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.08.2008 N 425н.
Цель данных рекомендаций — оказание практической помощи при разработке примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений. В рекомендациях приведены структура и содержание таких положений. Например, они должны содержать следующие главы: общие положения, порядок и условия оплаты труда, условия оплаты труда руководителя, его заместителей, главного бухгалтера, другие вопросы оплаты труда или заключительные положения.
В главе, посвященной основным условиям оплаты труда, следует предусмотреть порядок применения и размеры минимальных окладов (ставок) работников, повышающих коэффициентов к окладу по занимаемым должностям. Минимальные размеры окладов (ставок) работников по соответствующим профессиональным квалификационным группам рекомендовано устанавливать с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления деятельности, и не ниже действующих на период введения новых систем оплаты труда тарифных ставок (окладов), установленных на основе ЕТС. После чего на основании расчетов по объемам имеющегося бюджетного финансирования может быть произведена их корректировка в сторону повышения.
Размеры повышающих коэффициентов к минимальным окладам по профессиональным квалификационным группам рекомендовано рассчитывать на основе дифференциации типовых должностей, включаемых в штатное расписание, соответствующих уставным целям учреждений и содержащихся в определенных разделах Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Повышающий коэффициент к минимальному окладу (ставке) по соответствующим профессиональным квалификационным группам может быть установлен работнику с учетом уровня его профессиональной подготовки, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач, стажа работы в учреждении и других факторов.
В отношении компенсационных выплат указано, что конкретные размеры коэффициентов, процентных надбавок и условия их применения определяются согласно законодательству РФ. Данные выплаты, установленные в процентном выражении, применяются к минимальному окладу (ставке) по соответствующим профессиональным квалификационным группам (без учета повышающих коэффициентов).
В подраздел «Стимулирующие выплаты» следует включать перечень (конкретные наименования) стимулирующих выплат и их размеры, которые рекомендовано устанавливать в процентном отношении к минимальным окладам (ставкам) по соответствующим профессиональным квалификационным группам.

Документы, разработанные Рособразованием
для введения новых систем оплаты труда

Перечислим основные нормативные акты, утвержденные Рособразованием для использования их подведомственными федеральными государственными образовательными учреждениями при введении новых систем оплаты труда.
1. Приказом Рособразования от 05.09.2008 N 1169 утверждено, в частности, Примерное положение об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений по виду экономической деятельности «Образование».
На основании примерного положения в каждом учреждении разрабатывается свое положение, в котором определяется порядок формирования фонда оплаты труда работников за счет средств федерального бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством РФ, установления размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням, а также выплат компенсационного и стимулирующего характера.
2. Письмом Рособразования от 28.08.2008 N 1686/12-6 «О новой системе оплаты труда» для подведомственных образовательных учреждений каждого уровня образования разработаны перечни показателей стимулирования и эффективности их работы. Например, для выплат стимулирующего характера профессорско-преподавательскому составу высших учебных заведений предусмотрены следующие показатели.

———————————T——————————————————————¬
¦ Выплата стимулирующего ¦ Показатели ¦
¦ характера ¦ ¦
+———————————+——————————————————————+
¦Заинтересованность и высокие¦Использование инновационных технологий в сфере развития¦
¦результаты работы, за качество¦образования и науки в образовательном учреждении; ¦
¦выполняемых работ, премиальные¦использование новейших образовательных и информационных¦
¦выплаты по итогам работы ¦технологий в учебном процессе; ¦
¦ ¦ведение активной методической работы по формированию учебных¦
¦ ¦планов; ¦
¦ ¦разработка новых образовательных программ, связанных с внедрением¦
¦ ¦новых направлений и специальностей; ¦
¦ ¦наличие учебников и учебно-методических пособий и разработок,¦
¦ ¦созданных преподавателями образовательного учреждения; ¦
¦ ¦качество преподавания предмета на основе рейтинговой оценки¦
¦ ¦службы качества образовательного учреждения; ¦
¦ ¦качество подготовки студентов, слушателей и обучающихся в¦
¦ ¦образовательном учреждении; ¦
¦ ¦качество работы преподавательского коллектива кафедр вуза на¦
¦ ¦основе рейтинговой оценки службы качества образовательного¦
¦ ¦учреждения; ¦
¦ ¦подготовка студентов и учащихся, завоевавших призовые места в¦
¦ ¦международных, общероссийских и других не менее значимых¦
¦ ¦конкурсах и олимпиадах; ¦
¦ ¦подготовка студентов из числа стипендиатов Правительства РФ или¦
¦ ¦Президента РФ; ¦
¦ ¦высокий профессионализм и качество выполняемой работы ¦
+———————————+——————————————————————+
¦За стаж непрерывной работы,¦Не предусматривается ¦
¦выслугу лет ¦ ¦
L———————————+——————————————————————

Показателями стимулирования основного персонала федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, в частности, являются следующие показатели.

—————————T————————————————————————¬
¦ Выплата стимулирующего ¦ Показатели ¦
¦ характера ¦ ¦
+—————————+————————————————————————+
¦За интенсивность и высокие¦Участие во внедрении инновационной образовательной программы в¦
¦результаты работы ¦образовательном учреждении в рамках приоритетного национального проекта¦
¦ ¦»Образование»; ¦
¦ ¦участие в создании и функционировании экспериментальной площадки,¦
¦ ¦ресурсного центра на базе образовательного учреждения; ¦
¦ ¦участие в выполнении контрольных цифр приема в образовательное¦
¦ ¦учреждение; участие в реализации программ непрерывного¦
¦ ¦профессионального образования; ¦
¦ ¦подготовка победителей (призеров) всероссийских (региональных)¦
¦ ¦олимпиад, смотров, конкурсов и др.; ¦
¦ ¦выполнение дополнительной работы по другой профессии (должности) или¦
¦ ¦исполнение обязанностей временно отсутствующего работника ¦
+—————————+————————————————————————+
¦За качество выполняемых¦Не менее 5% от общего числа обучающихся, получивших положительные¦
¦работ ¦оценки при прохождении промежуточной аттестации за курс обучения; ¦
¦ ¦превышение плановой наполняемости в группах (подгруппах); ¦
¦ ¦не более 10% от общего числа обучающихся, отчисленных до окончания¦
¦ ¦срока обучения по неуважительной причине; ¦
¦ ¦создание учебно-методических комплексов, учебно-программной¦
¦ ¦документации, учебных пособий, электронных учебников, имеющих¦
¦ ¦положительные рецензии; ¦
¦ ¦руководство курсовыми и дипломными работами (проектами), получившими¦
¦ ¦реальные практические результаты; ¦
¦ ¦использование современных образовательных технологий (в том числе¦
¦ ¦инновационных, информационных) и оборудования, новых форм организации¦
¦ ¦учебного процесса ¦
+—————————+————————————————————————+
¦За стаж непрерывной¦Ежемесячная надбавка к должностному окладу: ¦
¦работы, выслугу лет ¦а) при стаже от 5 до 10 лет — на 10%; ¦
¦ ¦б) при стаже от 10 до 15 лет — на 15%; ¦
¦ ¦в) при стаже от 15 до 20 лет — на 20%; ¦
¦ ¦г) при стаже свыше 20 лет — на 30% ¦
+—————————+————————————————————————+
¦Премиальные выплаты по¦Не менее 75% от общего числа выпускников, получивших положительные¦
¦итогам работы ¦оценки при прохождении итоговой аттестации; ¦
¦ ¦не менее 25% от общего получивших повышенные разряды; ¦
¦ ¦не менее 50% от общего числа выпускников, трудоустроенных по полученной¦
¦ ¦профессии; ¦
¦ ¦участие в развитии предпринимательской и иной приносящей доход¦
¦ ¦деятельности; ¦
¦ ¦организация и проведение среди обучающихся различных¦
¦ ¦культурно-массовых, спортивных и других мероприятий; ¦
¦ ¦участие в развитии научно-технического творчества обучающихся ¦
L—————————+————————————————————————

Приведем примерные показатели стимулирования основного персонала подведомственных Федеральному агентству по образованию федеральных государственных образовательных учреждений, реализующих основные программы общего образования.

—————————T————————————————————————¬
¦ Выплата стимулирующего ¦ Показатели ¦
¦ характера ¦ ¦
+—————————+————————————————————————+
¦За интенсивность и высокие¦За условия труда, отклоняющиеся от нормальных: ¦
¦результаты работы ¦ ¦
¦ ¦за заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими,¦
¦ ¦интернатами при школе; ¦
¦ ¦за выполнение обязанностей классного руководителя; ¦
¦ ¦за проверку письменных ¦
¦ ¦работ; ¦
¦ ¦за проведение работы по дополнительным образовательным программам; ¦
¦ ¦за организацию профессиональной ориентации; ¦
+—————————+————————————————————————+
¦ ¦за выполнение дополнительной работы по другой профессии (должности) или¦
¦ ¦исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без¦
¦ ¦освобождения от своей основной работы; ¦
¦ ¦за каждый час работы в ночное время (оплачивается в повышенном размере¦
¦ ¦по сравнению с работой в нормальных условиях); ¦
¦ ¦в случае привлечения работника к работе в установленный ему графиком¦
¦ ¦выходной день или нерабочий праздничный день (работа оплачивается не¦
¦ ¦менее чем в двойном размере); ¦
¦ ¦за переработку рабочего времени воспитателей, помощников воспитателей,¦
¦ ¦младших воспитателей вследствие неявки сменяющего работника; ¦
¦ ¦за работу в детских оздоровительных лагерях; ¦
¦ ¦за руководство школьными методическими объединениями (предметными¦
¦ ¦комиссиями); ¦
¦ ¦за выполнение обязанностей, связанных с организацией горячего питания,¦
¦ ¦медицинского обслуживания, обеспечения мягким инвентарем, подвоза¦
¦ ¦обучающихся в школу; ¦
¦ ¦за руководство ученическим самоуправлением, детскими общественными¦
¦ ¦организациями ¦
+—————————+————————————————————————+
¦За качество выполняемых¦За подготовку победителей и призеров олимпиад, творческих конкурсов,¦
¦работ ¦спортивных соревнований, проводимых на школьном, муниципальном,¦
¦ ¦региональном, федеральном, международном уровнях ¦
+—————————+————————————————————————+
¦За стаж непрерывной¦Увеличение размера заработной платы: ¦
¦работы, выслугу лет ¦- при педагогическом стаже от 3 до 5 лет — на 10%; ¦
¦ ¦- при стаже от 6 до 10 лет — на 15%; ¦
¦ ¦- при стаже от 11 до 15 лет — на 20%; ¦
¦ ¦- при стаже от 16 до 20 лет — на 25%; ¦
¦ ¦- при стаже свыше 20 лет — на 30% ¦
+—————————+————————————————————————+
¦Премиальные выплаты по¦За достижение высоких результатов в конкретном деятельности ¦
¦итогам работы ¦ ¦
L—————————+————————————————————————

Согласно Постановлению N 583 главные распорядители средств федерального бюджета вправе централизовать до 5% лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на оплату труда работников бюджетных учреждений.
Использование централизованных лимитов бюджетных обязательств осуществляется учреждением с учетом исполнения им целевых показателей эффективности работы.
Также Письмом Рособразования N 1686/12-6 утверждены критерии оценки эффективности работы высших учебных заведений, структур послевузовского профессионального образования, научно-исследовательских подразделений и подразделений дополнительного профессионального образования.

————————-T————————————————————————-¬
¦ Показатели ¦ Критерии ¦
+————————+————————————————————————-+
¦Качество подготовки ¦Эффективность внутривузовской системы обеспечения качества образования; ¦
¦ ¦уровень организации научно-исследовательской работы студентов ¦
+————————+————————————————————————-+
¦Содержание и уровень¦Соответствие учебных планов и программ учебных дисциплин требованиям¦
¦подготовки ¦государственных образовательных стандартов по уровню и содержанию ¦
+————————+————————————————————————-+
¦Качество подготовки ¦Уровень требований, предъявляемых к абитуриентам; ¦
¦ ¦соответствие качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям¦
¦ ¦государственных образовательных стандартов; ¦
¦ ¦эффективность внутривузовской системы обеспечения качества образования; ¦
¦ ¦уровень организации научно-исследовательской работы студентов; ¦
¦ ¦востребованность выпускников ¦
+————————+————————————————————————-+
¦Реализация программ¦Наличие внутривузовского положения о ППО ¦
¦послевузовского профес-+————————————————————————-+
¦сионального образования ¦Количество отраслей наук, по которым осуществляется подготовка¦
¦(ППО) ¦аспирантов, докторантов ¦
¦ +————————————————————————-+
¦ ¦Количество специальностей, по которым осуществляется подготовка¦
¦ ¦аспирантов, докторантов ¦
¦ +————————————————————————-+
¦ ¦Количество обучающихся за счет средств федерального бюджета аспирантов,¦
¦ ¦докторантов ¦
¦ +————————————————————————-+
¦ ¦Количество обучающихся за счет юридических и физических лиц аспирантов,¦
¦ ¦докторантов ¦
¦ +————————————————————————-+
¦ ¦Количество обучаемых граждан иностранных государств — аспирантов,¦
¦ ¦докторантов ¦
¦ +————————————————————————-+
¦ ¦Доля защитившихся в срок аспирантов, докторантов ¦
¦ +————————————————————————-+
¦ ¦Количество обучаемых, выбывших до конца срока обучения аспирантов,¦
¦ ¦докторантов ¦
L————————+—————————————————————————

Эффективность работы подведомственных федеральных образовательных учреждений среднего профессионального образования оценивают, в частности, по следующим критериям.

—————————T————————————————————————¬
¦ Показатели ¦ Критерии ¦
+————————-+————————————————————————+
¦Соответствие деятельности¦Наличие и качество уставных и иных документов (устав, учредительный¦
¦о