О противоречии образовательного стандарта Федеральному закону «О бухгалтерском учете» | Статьи | 123-Job.ru

О противоречии образовательного стандарта Федеральному закону «О бухгалтерском учете»


21.03.2010

Рыночные преобразования в экономике России сопровождаются значительными изменениями системы бухгалтерского учета и отчетности, ее развитием в целях формирования информации о деятельности хозяйствующих субъектов, полезной для принятия экономических решений внешними и внутренними пользователями. Совершенствуются законодательные основы бухгалтерского учета, пересматриваются нормативные акты, регулирующие порядок учета отдельных видов имущества, обязательств и фактов хозяйственной деятельности. В 2004 г. принята Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу[1], направленная на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованным пользователям. Минфином России подготовлен и представлен для обсуждения проект закона «Об официальном бухгалтерском учете», призванный заменить действующий Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» [3].
Преобразования в системе бухгалтерского учета и отчетности требуют глубокого анализа и научного обоснования перспектив его развития в целях формирования полной и достоверной информации о деятельности хозяйствующего субъекта. Рассмотрим с этих позиций сложившуюся в последние годы тенденцию выделения из единого учетного процесса и автономного существования финансового, управленческого и налогового учета.
В соответствии с Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации бухгалтерский учет должен развиваться как часть единой системы учета и отчетности в РФ, которая включает также статистический и оперативно-технический учет. В ней подчеркнуто, что современный бухгалтерский учет представляет собой информационную базу, на основе которой хозяйствующие субъекты подготавливают бухгалтерскую отчетность, а информация, формируемая в бухгалтерском учете, используется для составления управленческой, налоговой, статистической отчетности, отчетности перед надзорными органами.
Проект закона «Об официальном бухгалтерском учете» [4] не содержит правовых норм, закрепляющих положения концепции о сохранении единства учетного процесса и придающих бухгалтерскому учету статус информационной базы для подготовки не только бухгалтерской, но и управленческой, налоговой, статистической и других видов отчетности. Включение в закон таких норм позволило бы преодолеть существующую в теории и на практике неопределенность, путаницу и противоречия в толковании видов учета и отчетности.
В названии проекта закона в отличие от действующего законодательного акта бухгалтерский учет назван «официальным», однако сущность этого вновь введенного термина не разъясняется. В статье 3 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» дано определение бухгалтерского учета без прилагательного «официальный». Более того, в тексте проекта закона термин «официальный» применительно к бухгалтерскому учету не используется, он отторгается самой логикой изложения сущности учетного процесса. Таким образом, налицо противоречие между названием проекта закона и его содержанием, которое должно быть устранено при доработке проекта законодательного акта.
Опасность в сохранении предложенного названия проекта закона заключена в произвольном толковании термина «официальный», вызывающего невольные ассоциации с возможностью параллельного ведения «неофициального» бухгалтерского учета. Такое название закона может служить косвенным оправданием существования на практике так называемой «двойной бухгалтерии» и восприниматься как индульгенция тем экономическим субъектам, которые скрывают доходы от налогообложения, используя «серые» зарплатные схемы, часть бизнеса которых находится «в тени».
В таких организациях наряду с официальным учетом, данные которого используются для подготовки и представления внешним пользователям бухгалтерской отчетности и налоговых расчетов, существует и неофициальный бухгалтерский учет, формирующий для руководителей и других внутренних пользователей достоверную информацию о реальном имущественном и финансовом положении хозяйствующего субъекта и результатах его деятельности. Чтобы не допустить возможности неоднозначного толкования закона и, как следствие, его пагубного влияния на состояние учета и качество формируемой учетной информации, следует исключить из предложенного названия проекта закона термин «официальный», оставив существующее название закона — «О бухгалтерском учете».
Действующий Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и проект нового законодательного акта не содержат положений о разделении бухгалтерского учета на подсистемы финансового и управленческого учета. В то же время в государственном образовательном стандарте высшего образования по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» финансовый и управленческий учет выделены в качестве самостоятельных учебных дисциплин со своими задачами, объектами и методами, составом и порядком формирования учетной и отчетной информации ее пользователями [5]. Таким образом, образовательный стандарт противоречит Федеральному закону «О бухгалтерском учете» и положениям Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации.
Чтобы ответить на вопрос о целесообразности раздельного изучения финансового и управленческого учета, рассмотрим предусмотренное образовательным стандартом содержание этих учебных дисциплин.
В рамках дисциплины «Финансовый учет» студенты изучают его законодательное и нормативное регулирование, порядок ведения учета отдельных видов активов, капитала и обязательств, доходов и расходов, финансовых результатов, основы бухгалтерской отчетности. По данным финансового учета формируется бухгалтерская (финансовая) отчетность, представляемая как внешним, так и внутренним пользователям.
Дисциплина «Управленческий учет» посвящена изучению системы учета и контроля издержек, их группировки по местам формирования затрат, центрам ответственности и объектам калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг), усвоению особенностей нормативного учета, а также учета затрат в системах «Стандарт-кост» и «Директ-кост», другим аспектам производственного учета. Формируемая управленческим учетом информация предназначена для внутренних пользователей, она используется управленческим персоналом организации для управления затратами, анализа издержек и обоснования решений по их снижению.
Таким образом, управленческий учет в образовательном стандарте отождествляется с учетом затрат на производство продукции (работ, услуг) и формированием информации для контроля издержек и включает лишь один, пусть и наиболее сложный из объектов бухгалтерского учета.
Из образовательного стандарта трудно понять, почему учет затрат на производство назван «управленческим учетом». Авторы ряда научных и учебных изданий связывают название этой дисциплины с формированием в системе управленческого учета информации о затратах, используемой руководителями организации и другими внутренними пользователями для обоснования управленческих решений по снижению себестоимости. Однако для управления затратами необходима не только информация производственного учета о себестоимости продукции (работ, услуг), но и данные о наличии и использовании различных видов имущества, о капитале и обязательствах, расчетах с персоналом по оплате труда и другие сведения, формирование которых отнесено в образовательном стандарте к компетенции финансового учета. Таким образом, название дисциплины «Управленческий учет» не соответствует ее содержанию и должно быть заменено, поскольку это несоответствие дезориентирует и запутывает не только студентов, но и авторов учебной и научной литературы.
Необходимость включения в образовательный стандарт учебной дисциплины, посвященной изучению наиболее сложного из объектов учетного процесса, связанного с учетом затрат и калькулированием себестоимости продукции (работ, услуг), не вызывает возражений. Более того, содержание этой дисциплины должно быть расширено. В действующем образовательном стандарте предусмотрено изучение только теоретических основ учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг). При этом требования к изучению особенностей производственного учета в различных видах экономической деятельности, отраслях промышленности и сферы услуг в стандарте отсутствуют. Вследствие этого студенты не получают глубоких и разносторонних знаний об этом важнейшем объекте учета и не смогут решать на практике задачи совершенствования учета затрат и усиления контроля за себестоимостью продукции (работ, услуг).
Для восполнения этого пробела в подготовке учетных кадров учебная дисциплина, посвященная производственному учету, должна включать изучение специфики учета затрат, связанной с особенностями выпускаемой продукции (выполняемых работ или оказываемых услуг), технологии и организации производства в различных видах экономической деятельности.
Проблемы, связанные с управленческим учетом, не ограничиваются противоречием между образовательным стандартом и нормативно-правовым регулированием бухгалтерского учета. В последние годы получила свое развитие тенденция расширительной трактовки этого вида учета в научной и даже учебной литературе. Многие учебные издания, называя управленческий учет подсистемой бухгалтерского учета, представляют его в качестве конгломерата целого ряда управленческих функций — планирования, учета, контроля, анализа хозяйственной деятельности организации, регулирования происходящих в ней процессов, обоснования инвестиционных и других управленческих решений.
Двойственная трактовка управленческого учета, с одной стороны, как подсистемы бухгалтерского учета, а с другой — как конгломерата управленческих функций влечет за собой целый ряд отрицательных последствий. При этом границы бухгалтерского учета размываются, различные его объекты противопоставляются друг другу, что не соответствует историческим традициям развития учета в России. К тому же осуществление управленческих функций, объединенных понятием «управленческий учет», требует специалистов не только по бухгалтерскому учету, но и по планированию, ценообразованию, маркетингу, инвестиционной деятельности и др. В работах по управленческому учету вопросы выполнения всего комплекса управленческих функций, координации усилий различных управленческих звеньев и специалистов не рассматриваются. И это не случайно, в противном случае работы по управленческому учету дублировали бы издания, посвященные процессам управления хозяйствующими субъектами.
Авторы изданий по управленческому учету игнорируют работы, посвященные контроллингу. Под контроллингом понимают такую концепцию управления организацией, которая предполагает соединение в единый комплекс процессов планирования, контроля и экономического анализа, координацию мер по достижению целей организации, формирование информационной базы, соответствующей поставленным целям. Система контроллинга отвечает объективной потребности совершенствования управления в условиях рыночной экономики с ее неопределенностью, нестабильностью цен, проблемами сбыта, возможностью банкротства, необходимостью постоянного совершенствования деятельности организации. Эффективное управление в этих условиях возможно лишь при условии интеграции управленческих функций, их нацеленности на решение поставленных перед хозяйствующим субъектом задач на стадии изучения рынка, составления перспективных, текущих и оперативных планов, организации их выполнения, в процессе учета, контроля и анализа достигнутых результатов, регулирования нежелательных отклонений от заданных параметров хозяйственной деятельности.
В работах, посвященных контроллингу, не ставится под сомнение единство бухгалтерского учета, не предусматривается его расчленение на подсистемы финансового и управленческого учета. Интеграция управленческих функций в системе контроллинга основана на создании единой информационной базы, включающей данные бухгалтерского учета наряду с плановой, нормативной, маркетинговой, финансовой и другой информацией, обеспечивающей любые потребности управленческих служб в достоверных и полных сведениях об управляемом объекте, необходимых для принятия эффективных управленческих решений.
В системе контроллинга учетная информация об имуществе (активах), капитале и обязательствах, фактах хозяйственной деятельности, доходах и расходах, получаемая на стадии первичного учета, регистрируется в бухгалтерских документах, систематизируется и обобщается в учетных регистрах на счетах синтетического и аналитического учета. Данные единого бухгалтерского учета, включаемые в информационную систему контроллинга наряду с другими видами информации, используются для формирования как бухгалтерской (финансовой) отчетности, предоставляемой внешним пользователям, так и для составления управленческой (внутренней) отчетности по запросам управленческого персонала организации [6].
Особое внимание в системе контроллинга уделяется информации о затратах на производство и себестоимости продукции (работ, услуг). Данные бухгалтерского учета о затратах на производство используются для составления как бухгалтерской, так и управленческой отчетности. При этом в бухгалтерской отчетности представляются обобщенные сведения синтетического учета о себестоимости проданных товаров, продукции (работ, услуг). В управленческой отчетности отражаются данные аналитического учета по местам возникновения затрат, видам продукции (работ, услуг), статьям себестоимости, видам материалов и формам оплаты труда, по нормам и отклонениям от норм; по центрам ответственности за отклонения; факторам и причинам отклонений.
Данные учета о затратах на производство отражаются в управленческой отчетности в сопоставлении с показателями планов, бюджетов, смет, норм и нормативов, что необходимо для контроля себестоимости продукции (работ, услуг) и обоснования управленческих решений по снижению затрат. В качестве источников аналитической информации выступают первичные документы, отчеты об использовании материальных и топливно-энергетических ресурсов, о расходах на оплату труда, регистры аналитического учета затрат, отчетные калькуляции себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг) и другие документы и регистры.
Таким образом, в системе контроллинга решена не только проблема интеграции управленческих функций, но и задача создания единой информационной базы, обеспечивающей любые потребности внутренних и внешних пользователей в полной и достоверной информации о деятельности хозяйствующего субъекта. При сопоставлении и сравнительном анализе идей и принципов контроллинга и управленческого учета становится очевидной необоснованность предложений о выделении управленческого учета в качестве самостоятельной подсистемы бухгалтерского учета. Попытки выделения из общего массива учетной информации данных о затратах на производство продукции (работ, услуг), их себестоимости, других сведений, необходимых для управления организаций, неизбежно приведут к разрушению единой системы бухгалтерского учета. Эта система настолько целостна и гармонична, что при изъятии из нее отдельных блоков система сплошного, непрерывного и взаимосвязанного отражения всех фактов хозяйственной деятельности, получивших документальное подтверждение и имеющих денежную оценку, перестанет существовать.
Неприемлемы также и предложения о включении в сферу управленческого учета лишь аналитического учета затрат на производство, который не может существовать обособленно от синтетического учета. Обеспечить достоверность данных аналитического учета, оторванного от синтетических счетов и исключенного из единой системы их регистрации, обобщения и контроля, невозможно, а это отрицательно скажется на достоверности учетной информации и на эффективности управленческих решений, основанных на недостоверной информации. Предложение об отделении аналитического учета затрат от их синтетического учета воспринимается как завуалированная попытка разрушения единой системы бухгалтерского учета путем изъятия из нее одного из основополагающих принципов — единства и взаимосвязи синтетического и аналитического учета.
В условиях автоматизации учетных процессов, открывающей безграничные возможности детализации данных бухгалтерского учета и удовлетворения любых потребностей внешних и внутренних пользователей в учетной информации, попытки обособления финансового и управленческого учета выглядят еще более абсурдными, чем в условиях ручного труда работников учета. При сохранении единой системы бухгалтерского учета отпадает необходимость в дублировании процессов обработки учетной информации и применении различных программных продуктов для автоматизации финансового и управленческого учета, появляется возможность создания единой автоматизированной системы учетной информации и формирования по данным бухгалтерского учета не только бухгалтерской, но и управленческой, налоговой и других видов отчетности.
В публикациях по управленческому учету процессу формирования управленческой (внутренней) отчетности внимание не уделяется, их авторы ограничиваются лишь ссылками на то, что управленческая отчетность формируется по данным управленческого учета. При этом процесс ее подготовки не рассматривается в качестве неотъемлемой и заключительной стадии учетного процесса. Система показателей управленческой отчетности в этих изданиях не представляется, связь отчетных показателей с учетными данными не прослеживается. Однако без четкого определения источников данных для получения каждого из показателей управленческой отчетности процесс ее создания не будет упорядочен, он останется стихийным, изолированным не только от бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных процессов, но и от процессов разработки планов, бюджетов, смет, норм, нормативов и контрольных точек.
Если проследить процесс формирования отчетной информации о любых объектах бухгалтерского учета, то станет очевидной возможность составления управленческой (внутренней) отчетности по данным единого бухгалтерского учета без выделения из него подсистемы так называемого управленческого учета. Так, анализ информации, необходимой для управления себестоимостью продукции (работ, услуг), подтвердил возможность получения всех полезных для управления учетных сведений по данным бухгалтерского учета затрат на производство [7].
В управленческой отчетности отражается широкий круг показателей о ресурсах, капитале и резервах организации, ее долгосрочных и краткосрочных обязательствах, хозяйственных процессах, доходах, расходах и результатах текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. В качестве источников информации управленческой отчетности выступают данные бухгалтерского, статистического и оперативно-технического учета, полученные в результате систематизации и обобщения первичной учетной информации в соответствии с задачами, требованиями и методологией каждого вида учета.
В качестве критериев для оценки выполнения планов, соблюдения норм и лимитов расхода ресурсов, нормативов загрузки мощностей, контроля результатов деятельности служит представляемая в управленческой отчетности плановая и нормативная информация. В состав плановой информации, представляемой в управленческой отчетности, включают показатели деятельности организации, предусмотренные в оперативном, годовом и перспективном планах. Нормативная информация содержит данные смет расхода ресурсов организации (бюджетов), нормы и лимиты их потребления, нормативы загрузки мощностей, другие сведения, характеризующие заданные параметры деятельности организации.
Для характеристики состояния товарных рынков, уровня конкуренции, места хозяйствующего субъекта на рынке товаров и услуг в управленческой отчетности отражают соответствующую маркетинговую информацию.
Управленческая отчетность может содержать также сведения о динамике курсов ценных бумаг и иностранных валют, об изменении процентных ставок по кредитам банка и другую финансовую информацию. При необходимости в отчетность включают техническую информацию о состоянии оборудования и его производительности, данные кадровой службы организации о квалификации работников, стаже работы, сведения отдела охраны труда о несчастных случаях на производстве, их причинах и другие полезные для обоснования управленческих решений данные.
Таким образом, составление управленческой отчетности — это многоплановая и сложная работа, связанная с получением, обработкой и представлением разнообразной информации, необходимой управленческому персоналу для прогнозирования, планирования, организации, контроля и регулирования деятельности хозяйствующего субъекта. Сложность процесса формирования управленческой отчетности связана также с тем, что она не может составляться по единым стандартам, а поэтому процесс ее создания не регулируется законодательными и нормативными актами. Состав и содержание отчетных показателей, форма и сроки их представления устанавливаются хозяйствующим субъектом самостоятельно и зависят от вида его экономической деятельности, организационно-правовой формы, стратегии и тактики управления, квалификации управленческого персонала и других специфических особенностей его деятельности.
Процесс создания управленческой отчетности более сложен, чем составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая формируется по единым правилам, установленным Федеральным законом «О бухгалтерском учете», положениями по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности, другими нормативными актами. Тем не менее действующий образовательный стандарт не содержит учебной дисциплины, посвященной управленческой отчетности, в то время как бухгалтерская (финансовая) отчетность изучается не только в рамках самостоятельной одноименной дисциплины, но и в учебных курсах «Теория бухгалтерского учета» и «Финансовый учет».
Содержанию и методике определения показателей бухгалтерской отчетности, проблемам ее трансформации в соответствии с требованиями международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) посвящены многочисленные научные и учебные издания. В то же время управленческой отчетности уделяется внимание лишь в работах по управленческому учету. Как правило, в одной из глав этих изданий даются характеристика управленческой отчетности, ее назначение, требования к отчетной информации, способы представления отчетных данных. При этом теоретические основы управленческой отчетности в полной мере не разработаны, многие проблемы ее создания не решены.
Для усвоения студентами основ управленческой отчетности, включающей широкий круг показателей деятельности хозяйствующего субъекта и оперирующей большим объемом плановой, учетной, маркетинговой, финансовой и другой информации, необходимо включить в образовательный стандарт подготовки экономистов по бухгалтерскому учету, анализу и аудиту дисциплину «Управленческая отчетность». Признание этой дисциплины в качестве самостоятельного учебного курса будет стимулировать исследования по проблемам управленческой отчетности и позволит ликвидировать пробелы в этой области экономических знаний. Разработка теоретических основ управленческой отчетности поможет выработать общие рекомендации о формировании системы отчетных показателей и информационной базы для их расчета, а это облегчит создание внутреннего положения по управленческой отчетности хозяйствующего субъекта и упорядочит процесс создания программных продуктов по автоматизации процессов ее составления.
Придание управленческой отчетности статуса самостоятельной области экономических знаний позволит устранить существующую подмену понятий, связанную с выделением из единого учетного процесса подсистем финансового и управленческого учета вместо формирования поданным единого бухгалтерского учета как бухгалтерской (финансовой), так и внутренней (управленческой) отчетности.
Логическим следствием предлагаемой трансформации образовательного стандарта явится исключение из него дисциплин «Финансовый учет» и «Управленческий учет». Процесс сбора, регистрации и обобщения информации об имуществе (активах), обязательствах, фактах хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта, его доходах, расходах и финансовых результатах должен изучаться в рамках единой учебной дисциплины — «Бухгалтерский учет» без выделения из нее каких-либо подсистем.
Теоретические положения о необходимости параллельного существования подсистем финансового и управленческого учета получили своеобразное практическое применение. В практике работы тех хозяйствующих субъектов, которые скрывают доходы от налогообложения, бухгалтерский учет как единая система отсутствует. Финансовый и управленческий учет в таких организациях оперируют разным объемом учетной информации. Бухгалтерская служба, получившая статус «управленческого учета», формирует для руководителей полную и достоверную информацию о реальном положении дел в организации, о фактически полученных доходах, реальных расходах и финансовых результатах. Финансовая бухгалтерия занята подготовкой и представлением внешним пользователям бухгалтерской и налоговой отчетности, отражающей лишь ту часть доходов и расходов, которая выведена «из тени».
К сожалению, в экономической литературе теоретические основы управленческого учета излагаются в отрыве от реальной действительности, а использование на практике положений о подсистемах финансового и управленческого учета для сокрытия получаемых доходов не обсуждается. Замалчивание в исследованиях по управленческому учету истинных причин его обособленного существования на практике в условиях, когда вся полезная для управления учетная информация может формироваться в рамках единого бухгалтерского учета, снижает значимость научных разработок. Более того, такие разработки могут восприниматься в качестве теоретической базы, подводимой под порочную практику учета, а это служит дополнительным аргументом в пользу отказа от укоренившихся в научной и учебной литературе трактовок подсистем финансового и управленческого учета.
Одной из серьезных проблем учета и отчетности в России является также существующая в настоящее время практика параллельного ведения хозяйствующими субъектами бухгалтерского и налогового учета доходов, расходов и финансовых результатов. Информация о доходах и расходах, учитываемых при налогообложении прибыли, формируется в налоговом учете в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса РФ [2]. В бухгалтерском учете доходы, расходы и финансовые результаты учитываются по правилам, установленным положениями по бухгалтерскому учету «Доходы организации», «Расходы организации», другими положениями. Отличие налогооблагаемой прибыли (убытка), исчисленной в соответствии с НК РФ, от бухгалтерской прибыли (убытка), рассчитанной по правилам бухгалтерского учета, выявляют и отражают в учете и отчетности в порядке, установленном Положением по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02.
Выделение из единого учетного процесса и автономное существование налогового учета является следствием многочисленных и не всегда оправданных различий в правилах учета доходов и расходов в системе бухгалтерского учета и при налогообложении прибыли. Вместо составления налоговых деклараций на основе данных бухгалтерского учета хозяйствующие субъекты вынуждены формировать информацию о доходах и расходах, учитываемых при налогообложении прибыли, в регистрах налогового учета, которые ведутся параллельно с регистрами бухгалтерского учета. Выделение налогового учета в качестве самостоятельного вида учета усложняет учетный процесс, отвлекает значительные силы работников учета на выполнение требований налогового законодательства. При этом в налоговом учете отсутствуют такие встроенные в систему бухгалтерского учета и надежные способы контроля достоверности учетной информации, как сверка данных аналитического и синтетического учета, балансовое обобщение и другие способы. Это создает дополнительные возможности для уклонения от уплаты налогов путем различных манипуляций с учетными данными о доходах и расходах и усложняет работу налоговых органов по проверке налоговых деклараций и контролю полноты уплаты налогов.
Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу определила в качестве главной задачи в области налоговой отчетности существенное приближение правил налогового учета к правилам бухгалтерского учета и составление налоговых деклараций на основе информации, формируемой в бухгалтерском учете, путем ее корректировки по правилам налогового законодательства.
В прошедшие после принятия концепции годы внесен ряд изменений в правила бухгалтерского учета, связанных с отказом от использования способа ЛИФО для оценки материально-производственных запасов, исключением из объектов бухгалтерского учета суммовых разниц, уточнением порядка представления в бухгалтерской отчетности прочих доходов и расходов (без их подразделения на операционные и внереализационные) и др. Продолжается пересмотр правовых норм, регулирующих порядок признания доходов и расходов при налогообложении прибыли. Однако все эти изменения проблему сближения правил бухгалтерского и налогового учета не решают, поскольку сохраняются существенные и не всегда оправданные различия в правилах формирования одной и той же информации для целей налогообложения и для ее отражения в учете и отчетности.
Таким образом, поставленная в Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ задача интеграции налогового и бухгалтерского учета не выполняется. Для ее решения необходима кропотливая работа по сближению правил признания доходов и расходов в бухгалтерском учете и при налогообложении прибыли и их унификации в тех многочисленных случаях, когда различия между этими правилами не принципиальны. Без проведения такой работы задача составления налоговой отчетности на основе данных бухгалтерского учета путем их корректировки по правилам налогового законодательства не может быть решена, упрощение учета и снижение затрат на формирование налоговой отчетности не будет достигнуто.
Ничего не сделано за прошедшие годы и для выполнения другой, поставленной в Концепции задачи, — составления управленческой отчетности по данным информации, формируемой в бухгалтерском учете. Для решения этих задач необходимо законодательное закрепление единства бухгалтерского учета и формирования по его данным бухгалтерской, налоговой, управленческой и других видов отчетности, форсирование научных исследований в этой области, привлечение к решению этих проблем широкого круга работников учета.
Сохранение единой информационной базы, создаваемой в системе бухгалтерского учета, обеспечит представление внешним и внутренним пользователям полных и достоверных сведений о деятельности хозяйствующего субъекта, позволит избежать дублирования учетных данных и сократить затраты на ведение учета и составление отчетности. Положительную роль в решении проблем сохранения единства бухгалтерского учета могут сыграть и представленные в статье предложения об изменении образовательного стандарта подготовки специалистов учетного профиля, пересмотре содержания учетных дисциплин.

Литература

1. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу: приказ Минфина России от 01.07.2004 N 180.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ.
3. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ.
4. Об официальном бухгалтерском учете: проект федерального закона.
5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования от 17.03.2000.
6. Дейли А., Штайгмайер Б. и др. Контроллер и контроллинг. — М.: Финансовая газета, 1997.
7. Юдина Л.Н. Управленческая отчетность организации // Экономический анализ: теория и практика. — 2007. — N 14.

Л.Н. Юдина,
кандидат экономических наук,
профессор кафедры бухгалтерского учета
Российского университета кооперации

«Все для бухгалтера», N 10, октябрь 2008 г.