Медицинский осмотр — не прихоть | Статьи | 123-Job.ru

Медицинский осмотр — не прихоть


21.03.2010

В целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний работники предприятий общественного питания в обязательном порядке должны проходить медицинский осмотр. За этим обязаны следить работодатели. Они же должны оплачивать (либо компенсировать) стоимость медицинского осмотра. Следовательно, в бухгалтерском учете возникнут соответствующие расходы, которые при соблюдении определенных условий можно учесть в целях налогообложения прибыли.
Если при отсутствии медицинского обследования сотрудники все-таки будут допущены до работы, организацию общественного питания и ее должностных лиц либо индивидуального предпринимателя, занимающегося бизнесом в области общепита, могут привлечь к административной ответственности. Как показывает арбитражная практика, квалификация данного нарушения — дело непростое.

Обязанности работника и работодателя

Итак, прохождение медосмотра работниками предприятий общественного питания — обязанность как самих работников, так и работодателей. С одной стороны, работники, в том числе будущие, обязаны пройти медосмотр, с другой — работодатель должен обеспечить его прохождение работниками.
Сотрудники организаций общественного питания проходят обязательные медицинские осмотры (обследования) с целью определения пригодности для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний (ст. 213 ТК РФ). Работа в организациях общественного питания включена в перечень работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), приведенный в приложении 2 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 16.08.2004 N 83. Обследование должно быть пройдено уже на этапе поступления на работу — это так называемый предварительный медосмотр. В последующем медицинские осмотры носят периодический характер. Частота их проведения определяется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с работодателем исходя из конкретной санитарно-гигиенической и эпидемиологической ситуации. Но есть два условия. Во-первых, медосмотры должны проводиться не реже одного раза в два года. Во-вторых, лица в возрасте до 21 года обязаны проходить их ежегодно. Кроме того, периодические обследования осуществляются досрочно в соответствии с медицинскими рекомендациями или по заключению Роспотребнадзора.
В Трудовом кодексе говорится о том, что предварительные медосмотры проходят работники. Таковыми признаются физические лица, вступившие в трудовые отношения с работодателем, то есть заключившие трудовой договор (ст. 19, 20 ТК РФ). Однако, как правило, работодатели требуют от будущих работников пройти медосмотр до заключения трудового договора. Гражданин М. посчитал, что такое требование нарушает его право на трудоустройство и обратился в Верховный суд. Арбитры указали, что ст. 20 ТК РФ определяет стороны трудовых отношений, их права и обязанности и не регулирует вопросы прохождения предварительных и периодических медицинских осмотров. Более того, оспариваемые нормативные положения не противоречат законодательству Российской Федерации, прав и законных интересов заявителя не нарушают, а наоборот направлены на недопущение причинения работнику вреда здоровью при его трудоустройстве на работу с вредными и (или) опасными производственными факторами (Определение от 12.02.2008 N КАС07-763).
В статье 11 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения*(1) перечислены обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Среди прочего они должны выполнять требования санитарного законодательства, в том числе санитарные правила (п. 3 ст. 39 указанного закона). О том, что предприятия общественного питания (а именно руководители) должны обеспечивать своевременное прохождение предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских обследований всеми работниками, сказано в п. 15.1 СП 2.3.6.1079-01*(2). Аналогичные требования содержатся и в ст. 212 ТК РФ. В ней приведены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда работников. Так, работодатель в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, должен организовать проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, причем за счет своих средств. При этом работодатель не вправе допускать к исполнению трудовых обязанностей работников, не прошедших медицинский осмотр. Об этом сказано не только в ст. 213 ТК РФ, но и в п. 23 Правил оказания услуг общественного питания*(3). В последнем документе уточняется, что без медосмотра работники не вправе оказывать услуги, связанные непосредственно с процессом производства продукции общественного питания и обслуживанием потребителей. Исходя из этого медосмотр должны проходить такие работники, как повара, официанты, уборщицы, кассиры, кладовщики. Подтверждение этому можно найти в п. 1 ст. 23 Закона о качестве и безопасности пищевых продуктов*(4), где сказано: медицинские осмотры проходят работники, занятые на работах, которые связаны с изготовлением и оборотом пищевых продуктов, оказанием услуг в сфере общественного питания и при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты работников с пищевыми продуктами.
Возникает вопрос: как быть с персоналом, который непосредственным образом не занимается оказанием услуг общепита, например с бухгалтерами? Должны ли они проходить медосмотр? Ответ утвердительный, если такие сотрудники более 50% своего рабочего времени проводят за компьютером (профессионально связаны с эксплуатацией ПЭВМ) (п. 13.1 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03*(5)). Более того, работа с ПЭВМ лиц, профессионально связанных с эксплуатацией ПЭВМ, включена в перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (пп. 4.2.3 п. 4 приложения 1 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 16.08.2004 N 83).
Что касается лиц моложе 18 лет, то прохождение ими медосмотра при приеме на работу обязательно в любом случае (ст. 69 ТК РФ).
Если сотрудники отказываются от прохождения медицинских осмотров, их не допускают к работе (отстраняют от работы) на основании п. 4 ст. 34 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Об этой обязанности работодателя сказано и в ст. 76 ТК РФ. Работник отстраняется от работы до тех пор, пока не пройдет медосмотр. В этот период заработная плата ему не начисляется. Отказ работника от прохождения медосмотра — повод для работодателя его уволить. В этом случае трудовой договор может быть расторгнут работодателем, если сотрудник уже имеет дисциплинарное взыскание (замечание или выговор за совершение дисциплинарного проступка — неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей) (п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).
Если работник не прошел медицинский осмотр не по своей вине, его также отстраняют от работы, но это время оплачивается как простой. Таким образом, согласно ст. 157 ТК РФ период отстранения от работы по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее 2/3 тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя. Если в непрохождении работником медицинского осмотра виноват работодатель, время отстранения от работы оплачивается в размере не менее 2/3 средней заработной платы работника.
Кстати, работодатель не только обеспечивает условия, необходимые для своевременного прохождения работниками медицинских осмотров (п. 3 ст. 34 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения), но и оплачивает их (ст. 213 ТК РФ). На время прохождения медосмотра за работниками сохраняются должность и средний заработок по месту работы (ст. 185 ТК РФ).

Этапы проведения медосмотра

Согласно п. 6 ст. 34 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения порядок проведения обязательных медицинских осмотров определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Данные полномочия возложены на Минздравсоцразвития (пп. 5.2.25 п. 5 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ*(6)), которое установило порядок проведения медосмотров в приложении 3 к Приказу от 16.08.2004 N 83.
Итак, предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников вправе проводить медицинские организации, имеющие соответствующую лицензию. Как правило, будущий работник обращается в медицинскую организацию самостоятельно, а работодатель впоследствии компенсирует ему затраты (если заключается трудовой договор). С целью создания условий прохождения работниками периодических обследований организации общественного питания чаще всего заключают с медицинскими организациями договор на проведение периодических медицинских осмотров. В этом случае работодатель определяет контингент и составляет поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам, с указанием конкретного места работы, согласовывает его с Роспотребнадзором и уже после этого направляет в медицинскую организацию, с которой заключен договор. В медицинскую организацию список должен быть направлен за два месяца до начала осмотра. В свою очередь, та на основании этого списка утверждает совместно с работодателем календарный план проведения медицинских осмотров (обследований).
Работник, явившийся в медицинскую организацию для прохождения обследования, должен представить:
— направление, выданное работодателем;
— паспорт или другой документ, его заменяющий;
— амбулаторную карту или выписку из нее с результатами периодических осмотров по месту предыдущих работ;
— решение врачебной психиатрической комиссии (в случаях, предусмотренных законодательством РФ).
Порядок оформления результатов предварительного и периодического медицинских осмотров одинаков и состоит в следующем:
1. Заключение медицинской комиссии*(7) и результаты медосмотра, а также выписка из амбулаторной карты работника вносятся в карту предварительных и периодических медицинских осмотров.
2. Медицинская организация обобщает результаты проведенных медицинских осмотров работников и составляет в четырех экземплярах заключительный акт, который в течение 30 дней должен быть представлен медицинской организацией работодателю, Роспотребнадзору и центру профпатологии.
3. Результаты проведенного медосмотра доводятся до сведения работника.
4. Если при проведении обследования возникли подозрения на наличие у работника профессионального заболевания, медицинская организация направляет его в центр профпатологии на экспертизу связи заболевания с профессией. В случае подтверждения подозрения центр профпатологии составляет медицинское заключение и в течение трех дней направляет соответствующее извещение в Роспотребнадзор, работодателю, страховщику и в медицинскую организацию, направившую работника, а сам работник направляется в медицинскую организацию по месту жительства, которая оформляет документы для представления на медико-социальную экспертизу.

Административная ответственность

Прием на работу сотрудника без прохождения обязательного предварительного медицинского осмотра, а также непроведение периодических обследований чреваты для работодателя привлечением к административной ответственности. Правда, могут возникнуть трудности с тем, по какой статье КоАП РФ следует квалифицировать данное нарушение. Как показывает сложившаяся арбитражная практика*(8), чаще всего к ответственности привлекают по ст. 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил, влечет предупреждение либо наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 500 до 1 000 руб., на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 руб.
Общество пыталось уйти от ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ, представив договоры, заключенные с медицинской организацией и предусматривающие в составе оказываемых услуг в том числе и медицинские обследования сотрудников общества, а также акты сдачи-приемки работ по этим договорам. Однако арбитры посчитали, что представленные документы не являются доказательством выполнения установленных требований в надлежащем порядке и объеме, поскольку не предусматривают конкретных графиков проведения медицинских осмотров и не определяют точные списки или численность подлежащих таким осмотрам работников (Постановление ФАС СЗО от 26.03.2007 N А56-26850/2006).
Однако есть еще ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ, в которой установлена ответственность за оказание населению услуг с нарушением санитарных правил. Штрафные санкции по данной статье намного выше, чем по ст. 6.3 КоАП РФ. Должностные лица и индивидуальные предприниматели рискуют потерять от 4 000 до 5 000 руб., а юридические лица — от 40 000 до 50 000 руб. О том, что за непрохождение (в том числе несвоевременное прохождение) работником медицинского осмотра могут привлечь к административной ответственности по ст. 14.4 КоАП РФ (ч. 2), также свидетельствует арбитражная практика (см, например, постановления ФАС СКО от 09.09.2008 N Ф08-5357/08-1941А, от 01.08.2007 N Ф08-4631/2007-1809А, от 21.02.2007 N Ф08-577/2006-239А, ФАС СЗО от 14.02.2008 N А56-26060/2007).
Кстати, одна из организаций общественного питания обратилась в суд с заявлением о переквалификации правонарушения (допуска к работе бармена при отсутствии в личной медицинской книжке сведений о своевременном прохождении медицинского осмотра). Суд первой инстанции удовлетворил заявление: в протоколе об административном правонарушении содержится неправильная квалификация административного правонарушения, поэтому у управления отсутствовали основания для привлечения общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Нарушение конкретных санитарных правил, норм и гигиенических нормативов образует состав правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 6.3 Кодекса. Однако в кассационной инстанции решение суда было отменено. Судьи ФАС СКО посчитали, что у управления имелись правовые основания для привлечения общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Постановление от 21.02.2007 N Ф08-577/2006-239А).
А вот судьи ФАС ПО признали правомерным привлечение к административной ответственности по ст. 6.6 КоАП РФ индивидуального предпринимателя (Постановление от 05.11.2008 N А49-3184/2008-125ОП/22). Во время проверки закусочной, принадлежащей предпринимателю, было выявлено, что реализация товаров осуществлялась барменом в отсутствие личной медицинской книжки. Кроме того, сам предприниматель занимался предпринимательской деятельностью, не пройдя медицинский осмотр. Статьей 6.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах) в виде штрафа от 2 000 до 3 000 руб. для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей и в 10 раз больше для юридических лиц. При этом штраф в отношении предпринимателей и организаций может быть заменен на административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья содержатся в СП 2.3.6.1079-01. Эти требования включают в себя в том числе санитарные требования к личной гигиене персонала организации, такие как прохождение обязательного медицинского осмотра, наличие личных медицинских книжек.
Кстати, судьи удовлетворят требование организации общественного питания о признании незаконным привлечения к административной ответственности, если проверка будет осуществлена в период приостановления ею своей деятельности. Пример — Постановление ФАС УО от 23.10.2007 N Ф09-8741/07-С1. Проверка была проведена в период приостановления обществом своей деятельности в связи с осуществлением ремонта в принадлежащем ему баре. В материалы дела не были представлены доказательства того, что на момент проверки велась деятельность по оказанию услуг общественного питания и в баре находились работники общества. В связи с этим арбитры отказали в привлечении общества к ответственности. Судьи обозначили: проверке может быть подвергнута фактически осуществляемая деятельность, в частности по оказанию услуг общественного питания, тогда как проведение проверки в период приостановления такой деятельности не соответствует целям и задачам контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и соблюдением санитарных правил.

Формируем расходы в целях налогообложения прибыли

Для организации общественного питания, находящейся на обычной системе налогообложения, важно включить затраты, возникшие в связи с проведением обязательных медицинских осмотров, в состав налоговых расходов. Это возможно при выполнении требований п. 1 ст. 252 НК РФ: расходы должны быть экономически оправданными, документально подтвержденными и произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При соблюдении этих условий расходы, связанные с прохождением работниками обязательных медицинских осмотров, можно включить в состав учитываемых в целях налогообложения прибыли прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ. Согласно данному подпункту налоговыми расходами признаются затраты на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ. В свою очередь, обеспечение безопасных условий и охраны труда осуществляется, в частности, за счет недопущения работодателем сотрудников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (ст. 212 ТК РФ).
Таким образом, расходы, связанные с проведением предварительных и обязательных периодических медицинских осмотров сотрудников предприятий общественного питания, включая бухгалтеров, работников управленческого персонала и других работников, профессионально занятых эксплуатацией ПЭВМ более 50% рабочего времени, можно учесть в целях налогообложения прибыли. С этим согласны и чиновники (см., например, письма Минфина РФ от 07.08.2007 N 03-03-06/1/543, от 02.02.2006 N 03-03-04/1/71, от 07.11.2005 N 03-03-04/1/340, УФНС по г. Москве от 16.08.2006 N 20-12/72394, от 04.08.2006 N 09-14/069136), и судьи (Постановление ФАС МО от 01.10.2008 N КА-А40/9241-08). Признаются налоговыми расходами и затраты, возникшие в связи с возмещением работникам организации общественного питания стоимости оплаченных ими за свой счет обязательных предварительных медицинских осмотров и оформления медицинских книжек при трудоустройстве на работу. Главное, чтобы работники представили подтверждающие документы (письма Минфина РФ от 21.11.2008 N 03-03-06/4/84, от 07.11.2005 N 03-03-04/1/340). Кстати, столичные налоговики посчитали, что расходы организации, связанные с предварительными медосмотрами физических лиц (до их приема на работу), можно учесть при определении налоговой базы по налогу на прибыль как расходы на подбор кадров на основании пп. 8 п. 1 ст. 264 НК РФ, но только в том случае, если эти граждане по результатам осмотра или по иным основаниям были приняты на работу (Письмо УФНС по г. Москве от 26.10.2005 N 20-12/77744). Организация общественного питания вправе не согласиться с позицией московских налоговиков, ведь законодательством предусмотрено, что работодатель должен оплачивать обязательные медицинские осмотры, в том числе предварительные (при приеме на работу). Однако в этом случае надо быть готовым к тому, что такую точку зрения придется, скорее всего, отстаивать в суде.
Расходы на проведение медосмотров работников, для которых они являются необязательными, признаются необоснованными и, как следствие, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль (письма УФНС по г. Москве от 16.08.2006 N 20-12/72394, от 04.08.2006 N 09-14/069136). Однако в штате организации общественного питания такие сотрудники, как правило, не числятся.

Надо ли удерживать НДФЛ?

Порядок определения налоговой базы по НДФЛ установлен ст. 210 НК РФ. Согласно п. 1 этой статьи в налоговую базу включаются все доходы налогоплательщика — физического лица (в данном случае работника организации общественного питания). При этом доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с гл. 23 НК РФ (ст. 41 НК РФ). Исходя из этого, как указал Минфин, оплата работодателем проведения медицинских осмотров работников и оформления медицинских книжек, обусловленных требованиями Трудового кодекса Российской Федерации, не может быть признана экономической выгодой (доходом) работников, поскольку указанная оплата необходима для обеспечения деятельности организации (Письмо от 21.11.2008 N 03-03-06/4/84). Это расход организации (Письмо УМНС по г. Москве от 07.10.2004 N 28-11/64374). Следовательно, при оплате организацией общественного питания обязательных медицинских осмотров работников и оформления медицинских книжек НДФЛ удерживать не надо.
Судьи ФАС СЗО, отклоняя требование налоговиков о включении в налоговую базу по НДФЛ сумм, выплаченных организацией как возмещение расходов на прохождение предварительного медицинского осмотра при приеме сотрудников на работу, вспомнили о ст. 217 НК РФ, где приведены доходы, не подлежащие обложению НДФЛ. На основании п. 3 указанной статьи не являются объектом обложения НДФЛ установленные в соответствии с действующим законодательством РФ компенсационные выплаты, связанные, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей. Учитывая установленную законодательством обязанность по прохождению первичного медицинского осмотра, а также обязанность работодателя за счет собственных средств обеспечить прохождение таких осмотров, соответствующие выплаты в пользу работников включению в налоговую базу по НДФЛ не подлежат (Постановление от 11.08.2006 N А56-31936/2005). К такому же выводу пришли судьи ФАС ЦО (Постановление от 15.12.2005 N А64-1991/05-10).
Что касается необязательных медицинских осмотров, то их стоимость не включается в налоговую базу по НДФЛ только в том случае, если выплаты произведены за счет средств, оставшихся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль, при наличии соответствующих лицензий у медицинских учреждений и документов, подтверждающих расходы. Такой вывод основан на п. 10 ст. 217 НК РФ (письма Минфина РФ от 02.02.2006 N 03-05-01-04/18, от 01.06.2005 N 03-05-01-04/170, от 05.03.2005 N 03-03-01-04/1/100).

Возникает ли налоговая база по ЕСН?

Объектом обложения ЕСН признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам (п. 1 ст. 236 НК РФ). Поскольку затраты работодателя на проведение обязательных медицинских осмотров сотрудников и оформление медицинских книжек являются производственными расходами организации, необходимыми для осуществления ее деятельности, и не зависят от положений трудовых договоров, заключаемых между работниками и работодателем, они не подлежат обложению ЕСН (Письмо Минфина РФ от 21.11.2008 N 03-03-06/4/84). Такого же мнения придерживается столичная налоговая служба (Письмо от 07.10.2004 N 28-11/64374).
Судьи ФАС ЦО пришли к выводу, что суммы, перечисленные обществом за периодические медицинские осмотры своих работников, не включаются в налоговую базу по ЕСН на основании пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ. Согласно этому подпункту не подлежат обложению ЕСН все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных в том числе с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей. Выплаты, возникшие при оплате медицинских осмотров, носят компенсационный характер и связаны с выполнением физическими лицами трудовых обязанностей (Постановление от 30.05.2003 N А54-225/03-С3). Аналогичные аргументы в свое время приводили и финансисты (см. Письмо от 05.03.2005 N 03-03-01-04/1/100).
При оплате работодателем необязательных медицинских обследований речи о начислении ЕСН не идет, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 236 НК РФ выплаты и вознаграждения, начисленные налогоплательщиком в пользу физических лиц — работников, не признаются объектом обложения ЕСН, если они:
— не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль в текущем отчетном (налоговом) периоде, у налогоплательщиков-организаций;
— не уменьшают налоговую базу по НДФЛ в текущем отчетном (налоговом) периоде у налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей.

Отражаем хозяйственные операции в бухгалтерском учете

Затраты, возникающие в связи с прохождением работниками, в том числе претендентами, медицинских осмотров, относятся к расходам по обычным видам деятельности (п. 5, 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации») и отражаются на счете 20 «Основное производство» или 44 «Расходы на продажу» (Инструкция по применению Плана счетов). Если сотрудники проходят медосмотр в медицинской организации, с которой предприятие общественного питания заключило соответствующий договор, согласно которому оплата оказанных услуг производится предприятием, для отражения на счетах бухгалтерского учета расчетов с этой организацией используется счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». В случае если оплата стоимости медицинских услуг осуществляется самим работником, работодатель возмещает ему произведенные расходы на основании представленных подтверждающих документов. В такой ситуации для отражения в бухгалтерском учете расчетов с работниками используется счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», который предназначен для обобщения информации обо всех видах расчетов с работниками организации, кроме расчетов по оплате труда и расчетов с подотчетными лицами. При этом организации общественного питания необходимо организовать по счету 73 аналитический учет по каждому работнику.

Пример.
ООО «Кафе «Сударь» заключило с медицинской организацией договор на проведение медицинских осмотров. В январе 2008 г. проведен периодический медицинский осмотр работников общества, стоимость которого составила 25 000 руб. В этом же месяце общество приняло на работу новых сотрудников, которые прошли предварительный медосмотр самостоятельно. ООО «Кафе «Сударь» компенсировало им затраты в размере 3 500 руб.
В феврале 2008 г. общество направило в медицинскую организацию для прохождения предварительных медосмотров претендентов на работу в кафе, которые по результатам обследований не были приняты на работу. Затраты по этим медосмотрам составили 2 300 руб., они не учитываются организацией в составе расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
В бухгалтерском учете ООО «Кафе «Сударь» будут отражены следующие проводки:

—————————————————————T————T————T————¬
¦ Содержание операции ¦ Дебет ¦ Кредит ¦Сумма, руб.¦
+—————————————————————+————+————+————+
¦ Январь 2008 г. ¦
+—————————————————————T————T————T————+
¦Отражены затраты по прохождению работниками кафе периодических¦ ¦ ¦ ¦
¦медицинских осмотров в медицинской организации ¦ 20, 44 ¦ 60 ¦ 25 000 ¦
+—————————————————————+————+————+————+
¦Оплачены услуги медицинской организации ¦ 60 ¦ 51 ¦ 25 000 ¦
+—————————————————————+————+————+————+
¦Отражены затраты по прохождению медосмотра работниками¦ ¦ ¦ ¦
¦самостоятельно ¦ 20, 44 ¦ 73 ¦ 3 500 ¦
+—————————————————————+————+————+————+
¦Компенсированы затраты работников ¦ 73 ¦ 50 ¦ 3 500 ¦
+—————————————————————+————+————+————+
¦ Февраль 2008 г. ¦
+—————————————————————T————T————T————+
¦Отражены затраты по прохождению медосмотров физическими¦ ¦ ¦ ¦
¦лицами, которые не были приняты на работу в кафе ¦ 20, 44 ¦ 60 ¦ 2 300 ¦
+—————————————————————+————+————+————+
¦Оплачены услуги медицинской организации ¦ 60 ¦ 51 ¦ 2 300 ¦
+—————————————————————+————+————+————+
¦Отражено постоянное налоговое обязательство* (2300 руб. х 24%)¦ 99 ¦ 68 ¦ 552 ¦
+—————————————————————+————+————+————+
¦* Поскольку затраты, возникшие в результате прохождения медицинских осмотров физическими лицами,¦
¦не являющимися работниками кафе, не учитываются в целях налогообложения прибыли, возникает¦
¦постоянная разница. В данном случае постоянная разница — это сумма расходов, формирующих¦
¦бухгалтерскую прибыль (убыток) отчетного периода и исключаемых из расчета налоговой базы по налогу¦
¦на прибыль как отчетного, так и последующих отчетных периодов (п. 4 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по¦
¦налогу на прибыль»). В связи с этим в бухгалтерском учете образуется постоянное налоговое¦
¦обязательство — сумма налога, которая приводит к увеличению налоговых платежей по налогу на¦
¦прибыль в отчетном периоде (п. 7 ПБУ 18/02). ¦
L—————————————————————————————————

А.Г. Снегирев

«Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение», N 1, январь 2009 г.

————————————————————————-
*(1) Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ.
*(2) Утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 06.11.2001.
*(3) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036.
*(4) Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ.
*(5) Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 N 118.
*(6) Утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 321.
*(7) Именно комиссия определяет виды и объемы необходимых исследований. Ее состав утверждается руководителем медицинской организации, осуществляющей медицинские осмотры. Председателем комиссии назначается врач-профпатолог или врач иной специальности, имеющий профессиональную подготовку по профпатологии, членами комиссии — специалисты, прошедшие в рамках своей специальности подготовку по профессиональной патологии.
*(8) См., например, постановления ФАС ЗСО от 15.11.2007 N Ф04-7898/2007(40114-А46-19), ФАС УО от 04.07.2007 N Ф09-5000/07-С1, ФАС СКО от 28.05.2007 N Ф08-2530/2007-1062А, от 16.04.2007 N Ф08-676/2007-273А, ФАС СЗО от 10.10.2006 N А05-5962/2006-26, ФАС ВВО от 15.09.2008 N А31-6181/2007-15, ФАС ВСО от 02.07.2007 N А33-1321/07-Ф02-3820/07.