Иностранные граждане в качестве персонала АУ и АНО | Статьи | 123-Job.ru

Иностранные граждане в качестве персонала АУ и АНО


21.03.2010

Зачастую автономные некоммерческие организации и автономные учреждения принимают на работу иностранных граждан, например, на должность дворника — выходца из бывшей союзной республики, а на должность преподавателя музыки — известного мэтра из дальнего зарубежья. Миграционное законодательство коренным образом поменялось в 2007 году и продолжает меняться в настоящее время. Огромные штрафные санкции вынуждают АУ и АНО внимательно относиться к выполнению всех необходимых процедур при найме иностранного гражданина на работу. Что это за процедуры, рассказано в настоящей статье.

Заботимся заранее

Все государства регулируют численность иностранной рабочей силы. Россия не является исключением из этого правила. Правительство РФ ежегодно определяет потребность в привлечении в РФ иностранных работников (п. 1 ст. 18.1 Закона об иностранцах*(1). На 2009 год потребность в иностранных работниках для РФ установлена Постановлением Правительства РФ от 07.11.2008 N 834 в количестве около 4 млн человек. Именно столько разрешений на работу иностранным гражданам можно было выдать в 2009 году (Постановление Правительства РФ от 07.11.2008 N 835). Кроме того, Правительство РФ наделено правом ежегодно устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами в различных отраслях экономики. Так, Постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 N 1099 на 2009 год установлена допустимая доля иностранных работников, используемых в прочей деятельности в области спорта (код по ОКВЭД 92.62), в размере 25% общей численности работников.
Порядок определения исполнительными органами государственной власти субъектов РФ потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление ими трудовой деятельности в РФ установлен Постановлением Правительства РФ от 22.12.2006 N 783. Под квотами понимаются квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности и квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу.
С целью определения такой потребности работодатель, у которого возникает необходимость в привлечении иностранной рабочей силы, должен в срок до 1 мая представить заявку для предстоящего года в уполномоченные органы субъекта РФ. Форма заявки работодателей и порядок ее заполнения утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.09.2007 N 603. Представленные заявки обобщают, направляют на рассмотрение соответствующих органов и в месячный срок со дня принятия положительного решения межведомственной комиссией (в десятидневный срок со дня принятия решения об отклонении полностью или частично) информируют работодателей о результатах рассмотрения заявок (п. 19, 20 Постановления Правительства РФ N 783).
Отклонить или уменьшить заявку работодателя межведомственная комиссия может в том случае, если:
— потребность в кадрах реально удовлетворить за счет граждан РФ (в том числе путем их подготовки, переподготовки, переезда из других субъектов РФ);
— у работодателя имеются неустраненные нарушения порядка привлечения и использования иностранных работников, трудового законодательства, допущенные в прошлых периодах, и непогашенная задолженность по оплате труда за период, превышающий три месяца;
— отсутствует возможность обеспечения иностранных работников жильем.
Может случиться так, что потребность в иностранных работниках в текущем году увеличилась (уменьшилась) по сравнению с количеством, указанным в заявке, либо заявка не подавалась, а такая необходимость возникла только в текущем году. В этом случае до 1 мая года, на который квоты утверждены, можно обратиться в уполномоченный орган субъекта РФ с заявлением об увеличении размера потребности в привлечении иностранных работников и размера квот. Представление и рассмотрение заявлений, принятие межведомственными комиссиями решений по ним, а также обжалование этих решений осуществляются в том же порядке, что и при подаче заявки. Заметим, неподача такой заявки приведет к тому, что работодателю откажут в выдаче заключения о целесообразности привлечения иностранных работников (п. 60.1, 62 Административного регламента*(2)).

Разрешение на привлечение и использование иностранных работников

Порядок действий работодателя зависит от того, в каком режиме прибывает иностранец в нашу страну: визовом или безвизовом. В большинстве бывших союзных республик у нас действует безвизовый режим (кроме Грузии, Туркмении, Эстонии, Латвии, Литвы*(3)).
Согласно п. 4 ст. 13 Закона об иностранцах работодатели имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии соответствующего разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Заметим, получать его нужно только в отношении работников, прибывающих в порядке получения визы (п. 9 ст. 13.1 Закона об иностранцах). В свою очередь, иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Правда, есть категории иностранных граждан, на которых не распространяется данное требование, они перечислены в п. 4 ст. 13 Закона об иностранцах. В этом перечне числятся иностранные граждане, приглашенные в РФ в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, занимающихся преподаванием в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях) (пп. 8).
Обратим внимание на два момента, касающиеся преподавателей. Во-первых, зачастую работодатели делают ошибочные выводы о том, что на преподавателей не нужно оформлять не только разрешение на работу, но и разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Вместе с тем такая ошибка грозит санкциями, установленными ч. 2 ст. 18.15 КоАП РФ. Должностные лица могут быть оштрафованы на сумму от 25 000 до 50 000 руб., юридические — от 250 000 до 800 000 руб. В отношении юридических лиц штраф может быть заменен на административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Случаи привлечения образовательных учреждений к ответственности уже есть, это подтверждает арбитражная практика (см., например, постановления ФАС ПО от 14.05.2009 N А12-16339/2008, от 07.10.2008 N А65-6224/08 *(4), N А65-6365/2008-СА3-32 *(5)). Судьи обращают внимание на следующий момент. Согласно п. 8 ст. 18 Закона об иностранцах работодатель, пригласивший иностранного гражданина в РФ в целях осуществления трудовой деятельности либо заключивший с ним в РФ новый трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязан иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников, если иное не предусмотрено настоящим законом. Однако Законом об иностранцах иное не предусмотрено.
Во-вторых, возможно, в скором времени Государственная дума РФ рассмотрит Законопроект N 201473-5, согласно которому от получения разрешения на работу будут освобождены только преподаватели, приглашенные в РФ по международным программам двустороннего и многостороннего обмена педагогическими и научными работниками. Необходимость таких изменений объясняется тем, что периодически фиксируются случаи распространения иностранными преподавателями экстремистской идеологии, разжигания национальной и религиозной вражды в студенческой среде и других действий, противоречащих интересам национальной безопасности.
За получением разрешения на привлечение и использование иностранных работников АУ (АНО) должно обратиться в Федеральную миграционную службу. Порядок его выдачи регулируется Правилами выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в РФ*(6) (далее — Правила) и Административным регламентом.
Ранее (до 25.07.2008), прежде чем обратиться за получением разрешения на привлечение и использование иностранных работников, нужно было получить в службе занятости населения заключение о целесообразности привлечения иностранных работников. В настоящее время запрос о выдаче такого документа направляет в службу занятости сама миграционная служба (п. 54 Административного регламента). Если из службы занятости придет отказ на его выдачу, работодатель не получит разрешение на привлечение и использование иностранных работников (п. 3 ст. 18 Закона об иностранцах).
АУ или АНО, выступающие в роли работодателя, должен представить в орган миграционной службы непосредственно или заказным письмом заявление по форме, утверждаемой Приказом ФМС РФ от 25.12.2006 N 369, к которому согласно п. 6 Правил прилагаются:
— копия свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ;
— копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации;
— проект трудового договора или другие документы, подтверждающие предварительную договоренность с иностранными гражданами о намерении и об условиях их привлечения;
— документ об уплате государственной пошлины (на основании пп. 12 п. 1 ст. 333.28 НК РФ ее размер составляет 3 000 руб. за каждого иностранца).
Документы, составленные на иностранном языке, нуждаются в нотариально заверенном переводе. Если представляются копии документов без предъявления подлинников, их также нужно нотариально заверить. Рассмотрение и принятие по ним решения производится в течение 30 дней со дня их подачи (45 дней — если проводилась их экспертиза). В течение 10 дней со дня принятия решения разрешение на привлечение и использование иностранных работников высылается работодателю по почте или может быть выдано лицу, уполномоченному работодателем. Мотивированный отказ в выдаче данного документа должен быть направлен в течение пяти дней после принятия такого решения. Использовать иностранных работников работодатель может только по профессиям и в субъекте РФ, которые указаны в этом разрешении.
После прохождения данного этапа процедуру по оформлению «визового» работника АУ и АНО могут считать выполненной на 80%.

Приглашаем работника!

Разрешение на привлечение и использование иностранных работников получено. Теперь АУ (АНО) должно направить в территориальный орган миграционной службы по месту регистрации ходатайство о выдаче приглашения. Такое приглашение оформляется в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.10.2007 N 655, административным регламентом, утвержденным Приказом ФМС РФ от 06.06.2008 N 142. Кроме этих двух документов, необходимо представить документы, перечисленные в п. 45 Административного регламента.
Приглашение оформляется не позднее 30 дней с момента представления документов. При этом нужно помнить, что предложение выдадут в пределах квоты*(7). Необходимо также обратить внимание на то, что, если работодатель обращается за приглашением в миграционную службу впервые, в этом органе необходимо встать на учет, предоставив для этого заявление, копии документа о регистрации юридического лица, о постановке его на учет в налоговом органе и копию разрешения на привлечение и использование иностранных работников. При этом работодателю выдадут учетную карточку, которая предъявляется при получении приглашения на иностранного работника.
В пункте 14 правил, утвержденных Приказом ФМС РФ N 142, перечислены случаи, при которых приглашение на иностранного работника оформляться не будет (например, если гражданин в период своего предыдущего пребывания в РФ подвергался административному выдворению за пределы РФ). При отказе в выдаче приглашения в течение 10 дней со дня принятия решения приглашающей стороне направляется письменное уведомление с указанием оснований отказа.
Отметим еще один важный момент. Обязательным условием для получения временно пребывающим иностранным гражданином*(8) разрешения на работу является перечисление работодателем на специально открываемый миграционной службой счет средств, необходимых для обеспечения выезда работника из РФ соответствующим видом транспорта (п. 5, 7 ст. 18 Закона об иностранцах). После выезда работника данные средства возвращаются работодателю.

Встречаем иностранного работника и провожаем

Работодатель обязан до начала трудовой деятельности иностранного работника на территории РФ передать ему под роспись оформленное на него разрешение на работу. Иностранный гражданин, прибывший в РФ в порядке, требующем получения визы и получивший разрешение на работу, трудиться может только в том субъекте, который указан в данном разрешении (п. 36, 40 Правил).

Миграционный учет

Получением приглашения и разрешением на работу для иностранного работника обязанности АУ (АНО) — работодателя не заканчиваются. Согласно пп. 3 п. 8 ст. 18 Закона об иностранцах, если он обеспечивает работнику место пребывания, работодатель обязан представить документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина в РФ*(9). Обязанность уведомить о прибытии иностранцев, остановившихся в гостинице, лежит на ее администрации. Если работодатель не выступает принимающей стороной (например, таковой является гостиница), рекомендуем при приеме на работу проверить документы иностранного работника, в том числе наличие отрывного бланка уведомления о прибытии. «Поверив работнику на слово», работодатель рискует быть оштрафованным на огромную сумму, если вдруг окажется, что иностранный гражданин не прошел «миграционную» регистрацию.
Миграционный учет иностранных граждан осуществляется в соответствии с Законом о миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ*(10) (далее — Закон о миграционном учете) и принятыми в соответствии с ним Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ*(11) (далее — Правила миграционного учета). Согласно пп. 2 п. 2 ст. 20 указанного закона временно проживающий или временно пребывающий в РФ иностранный гражданин подлежит учету по месту пребывания по истечении трех рабочих дней со дня прибытия в место пребывания. Местом пребывания признается жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых он подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим федеральным законом (пп. 4 п. 1 ст. 2 Закона о миграционном учете).
Иностранный гражданин предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность (признаваемый в РФ в этом качестве), и миграционную карту. В силу п. 7 ст. 2 Закона о миграционном учете принимающей стороной, на которую возложена обязанность по уведомлению территориального органа управления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, является работодатель или гражданин РФ, постоянно проживающие в РФ иностранный гражданин или лицо без гражданства, у которых иностранный гражданин проживает либо работает.
Принимающая сторона в течение трех дней направляет в миграционную службу уведомление о прибытии иностранного гражданина и передает иностранному работнику отрывную часть уведомления о прибытии. В случае отправки уведомления почтовым отправлением размер платы за услуги по пересылке письма с объявленной ценностью составляет 118 руб. (Постановление Правительства РФ от 15.01.2007 N 10). Форма уведомления утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9.
Также необходимо помнить, что при убытии иностранного работника из места пребывания АУ (АНО) — работодатель должно забрать у него отрывную часть уведомления о прибытии (находилась у работника). Эту часть уведомления в течение двух дней после убытия иностранца нужно представить в ФМС (непосредственно или почтовым отправлением) с указанием в ней даты убытия работника (п. 39 Правил миграционного учета). Причем отправить следует не копию, а именно оригинал, иначе работодателю грозит наказание, установленное ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ (Постановление ФАС МО от 03.08.2009 N КА-А40/7030-09).
Нарушение работодателем, выступающим в качестве принимающей стороны, обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета является административно наказуемым деянием по ст. 18.9 КоАП РФ (ч. 4). Должностные лица могут быть оштрафованы на сумму от 40 000 до 50 000 руб., юридические лица — в 10 раз больше (причем ответственность наступает в отношении каждого иностранного гражданина). Примеры — постановления ФАС ЗСО от 24.09.2009 N Ф04-5885/2009(20429-А27-32), Десятого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2009 N А41-7614/09.
Более того, арбитражная практика показывает, что, если работодатель хочет избежать штрафных санкций, он должен контролировать все выезды своего иностранного работника (в том числе временные). Поясним на конкретном деле. Предприятие было оштрафовано на 400 000 руб. в соответствии ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ за невыполнение порядка миграционного учета иностранного работника: работница выезжала в нерабочее время на Украину и не извещала об этом работодателя. Работодатель считал, что сотрудница вправе использовать свободное от работы время по своему усмотрению, а он не обязан контролировать выезды работника в нерабочее время. По его мнению, выезд иностранного гражданина на выходные за пределы территории РФ не является основанием для снятия его с миграционного учета в соответствии со ст. 23 Закона о миграционном учете. Однако ФАС СКО (Постановление от 13.10.2008 N Ф08-6109/2008*(12)) работодателя не поддержал, указав, что снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания в силу пп. 1 п. 1 ст. 23 Закона о миграционном учете осуществляется в случае убытия иностранного гражданина из места пребывания. При этом судьи отметили следующее. Постановлением Правительства РФ от 17.02.2007 N 97 в соответствии с п. 6 ст. 13 Закона об иностранцах определены случаи, когда выезд иностранца из места пребывания не считается убытием, предусмотренным пп. 1 п. 1 ст. 23 Закона о миграционном учете. К таким случаям относятся служебные командировки и ситуации, когда постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором. Иные случаи, когда выезд иностранного гражданина из места пребывания не считается убытием, не установлены.
К счастью, не все арбитры поддерживают миграционную службу. Арбитры ФАС СЗО в Постановлении от 16.04.2009 N А56-32922/2008 признали незаконным постановление миграционной службы о привлечении предпринимателя как принимающей иностранного гражданина стороны к ответственности по ст. 18.9 КоАП РФ за несообщение в установленный срок сведений о выезде иностранного гражданина, поскольку трудовой договор, на основании которого иностранная гражданка была поставлена на учет в миграционной службе, расторгнут не был, выезд в период действия указанного разрешения имел временный характер. Судьи посчитали, что обязанность информировать органы миграционного учета о фактах въезда либо выезда из РФ иностранного гражданина в соответствии со ст. 8 Закона о миграционном учете возложена на пограничные органы. На принимающую сторону такой обязанности не возложено.

Сообщение для налогового органа

Согласно пп. 4 п. 8 ст. 18 Закона об иностранцах работодатель обязан уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранного работника в течение десяти дней со дня подачи ходатайства о выдаче ему приглашения либо:
— прибытия к месту работы или месту пребывания;
— получения им разрешения на работу;
— заключения с ним в РФ нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);
— приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников;
— приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя;
— аннулирования разрешения на работу иностранному работнику.
Примерная форма уведомления о привлечении и использовании иностранной рабочей силы содержится в Письме ФНС РФ от 24.08.2007 N ГИ-6-04/676@.
Федеральная налоговая служба Письмом от 22.10.2008 N ШС-6-3/751 направила нижестоящим службам для использования в работе Письмо ФМС РФ от 20.12.2007 N МС-1/9-25552, в котором разъясняется, что исходя из пп. 4 п. 8 ст. 18 Закона об иностранцах, работодатель обязан уведомлять налоговый орган при наступлении хотя бы одного из перечисленных в указанном подпункте оснований, но в отношении каждого из привлекаемых к осуществлению трудовой деятельности в РФ иностранных граждан. Причем уведомить налоговый орган при наступлении хотя бы одного из указанных оснований необходимо и в том случае, если иностранный гражданин приступил к работе по трудовому соглашению на безвозмездной основе (Письмо УФНС по г. Москве от 12.09.2008 N 28-10/086918).

Общаемся со службой занятости

Согласно п. 13 Правил работодатель, получивший разрешение на привлечение и использование иностранных работников и заключивший с ними трудовые (гражданско-правовые) договоры, обязан в месячный срок направить сведения:
— в службу занятости в соответствующем субъекте РФ по форме, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ N 670, ФМС РФ N 421 от 26.10.2007;
— в государственную инспекцию труда по соответствующему субъекту РФ по форме, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.10.2008 N 610н.
На этом заострил внимание и Роструд (см. Письмо от 03.07.2009 N 1935-6-1).

Дополнительные обязанности АУ (АНО) — работодателя

В соответствии с пп. 7, 8 п. 8 ст. 18 Закона об иностранцах работодатель обязан направлять в миграционную службу информацию о нарушении иностранным работником условий трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), о досрочном расторжении таких договоров, о самовольном оставлении работником места работы или места пребывания.
Учтите, неуведомление миграционной службы, службы занятости, налогового органа влечет наложение штрафа на должностных лиц — от 35 000 до 50 000 руб., на юридических лиц — от 400 000 до 800 000 руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ).
АУ и АНО должны знать еще об одном моменте. Работодатель в силу пп. 5, 6 п. 8 ст. 18 Закона об иностранцах обязан содействовать выезду работника из РФ по истечении срока заключенного с ним договора, оплачивать расходы, связанные с выдворением работника за пределы РФ, принятого с нарушением установленного порядка. Если организация или иностранный работник будут нарушать требования законодательства, Федеральная миграционная служба имеет право приостановить действие выданных документов либо аннулировать их (п. 9, 11, 12 ст. 18 Закона об иностранцах).

Работник прибыл в РФ в безвизовом режиме

Принять на работу такого работника гораздо проще. В этом случае не нужно заключение о целесообразности привлечения иностранных работников, разрешение на их привлечение и использование. Не оформляется и приглашение на въезд иностранного работника в РФ. Единственное, у «безвизового» работника должно быть разрешение на работу*(13). Разрешение на работу выдается в пределах квоты, и работодателю, испытывающему потребность в иностранной рабочей силе, важно принимать участие в квотировании в соответствии с правилами, установленными Постановлением Правительства РФ от 22.12.2006 N 783. Порядок выдачи разрешения на работу «безвизовым» иностранцам регламентирован гл. 4 Правил. Согласно п. 55 Правил «безвизовый» иностранный гражданин имеет право работать только в том субъекте РФ, который указан в разрешении на работу. При этом он обязан в течение 30 дней после получения разрешения, выданного на срок более 90 суток, представить в миграционную службу документы об отсутствии у него заболеваний, аналогичных тем, которые представляют «визовые» работники.
Разрешение на работу иностранный гражданин может получить в Федеральной миграционной службе (или ее территориальном органе) лично, через организацию, в которой собирается трудиться, или через своего представителя (п. 1, 2 ст. 13.1 Закона об иностранцах). Заметим, согласно п. 1 ст. 5 Закона об иностранцах срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в безвизовом режиме, не может превышать 90 суток, за исключением случаев, предусмотренных данным законом. Таким исключением является заключение трудового (гражданско-правового) договора. В этом случае срок временного пребывания продлевается на срок действия такого договора, но не более чем на год (п. 5 ст. 5 Закона об иностранцах).
В связи с этим в Приказе ФМС РФ от 26.02.2009 N 36 установлено: разрешение на работу иностранным гражданам, не заключившим договор, выдается на срок не более 90 суток. В случае их трудоустройства и представления в территориальный орган ФМС заключенного договора разрешение продлевается на срок действия этого договора, но не более чем на год, исчисляемый со дня въезда гражданина в РФ. При этом повторно разрешение выдается уже без учета квоты. За выдачу разрешения нужно будет еще раз уплатить государственную пошлину. Обосновывается данный приказ целью предотвращения незаконной трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, поскольку ранее миграционная служба выдавала разрешения на работу на срок до года. Кассационная коллегия ВС РФ (Определение от 18.08.2009 N КАС09-366) признала данный приказ не противоречащим Закону об иностранцах.
Работодателям, желающим «помочь» безвизовым работникам избежать похода в миграционную службу дважды и двойного расхода (заключить договор заранее), нужно учитывать, что это может привести к нарушению законодательства и, соответственно, штрафным санкциям. Объясним почему. Согласно п. 9 ст. 13.1 Закона об иностранцах работодатели вправе привлекать и использовать для трудовой деятельности «безвизовых» работников, имеющих разрешение на работу, с обязательным уведомлением о таких привлечениях и использовании территориального органа миграционной службы, службы занятости в соответствующем субъекте РФ. Форма и правила подачи этого уведомления утверждены Постановлением Правительства РФ от 18.03.2008 N 183. Согласно п. 2 правил, утвержденных указанным постановлением, работодатель, заключивший трудовой (гражданско-правовой) договор с «безвизовым» гражданином, имеющим разрешение на работу, обязан уведомить об этом соответствующие органы в срок, не превышающий трех рабочих дней*(14) с даты заключения договора. В форме уведомления предусмотрено указание серии и номера разрешения на работу, а также срока его действия. Иначе говоря, при заключении договора разрешение на работу у «безвизового» работника уже должно быть. А само заключение договора означает возникновение трудовых отношений.
В соответствии со ст. 16 ТК РФ трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим кодексом. Причем, даже если трудовой договор был оформлен ненадлежащим образом, но работник фактически допущен к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя, трудовые отношения между работником и работодателем считаются возникшими. Таким образом, заключение в установленной форме трудового договора (соглашения) с иностранным работником является формально-юридическим допуском указанного работника к выполнению работ на условиях, установленных им (Решение арбитражного суда Нижегородской обл. от 01.11.2008 N А43-17917/2008-10-280*(15)).
Более того, согласно ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина без разрешения на работу, если оно требуется в соответствии с законодательством, — административно наказуемое деяние. Должностное лицо может быть оштрафовано на сумму от 25 000 до 50 000 руб., юридическое лицо — от 250 000 до 800 000 руб. Вместо штрафа деятельность юридического лица может быть приостановлена на срок до 90 суток. В соответствии с примечанием к ст. 18.15 КоАП РФ под привлечением к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства. При этом ответственность за незаконное привлечение иностранца к работе наступает в отношении каждого иностранного гражданина.
Обратим внимание на следующий момент. Действующее законодательство не обязывает работодателей уведомлять налоговый орган о приеме на работу «безвизовых» иностранцев. Однако с целью исключения претензий рекомендуем уведомить данный контролирующий орган, тем более что есть примеры судебной практики, когда работодателей наказывали за это. В Постановлении ФАС СЗО от 28.08.2008 N А42-5585/2007 суд со ссылкой на пп. 4 п. 8 ст. 18 Закона об иностранцах и ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ сделал вывод, что предпринимателя обоснованно оштрафовали на 400 000 руб. за неуведомление налогового органа о привлечении к трудовой деятельности гражданина Армении. Как мы помним, граждане данной страны в соответствии с Письмом МИД РФ от 27.09.2006 N 32253/19 въезжают на территорию РФ в безвизовом режиме. Статья 18 Закона об иностранцах, на которую сослались судьи, регламентирует вопрос приглашения на въезд в РФ иностранного гражданина в целях осуществления трудовой деятельности. Приглашения оформляются только для «визовых» работников. Однако данное обстоятельство не помешало привлечь работодателя к ответственности.
Аналогичный вывод относительно того, что из содержания пп. 4 п. 8 ст. 18 Закона об иностранцах следует, что обязанность по уведомлению налогового органа о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина возложена на работодателя независимо от того, в визовом или безвизовом порядке прибыл работник в РФ, содержится в Обзоре законодательства и судебной практики ВС РФ за второй квартал 2009 года*(16). Учитывая значительность штрафных санкций, лучше не рисковать и уведомить налоговый орган о привлечении и использовании иностранной рабочей силы в течение десяти дней при возникновении оснований, перечисленных в пп. 4 п. 8 ст. 18 Закона об иностранцах по форме, содержащейся в Письме ФНС РФ от 24.08.2007 N ГИ-6-04/676@.

Н.В. Лебедева,
эксперт журнала «Автономные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение»

«Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение», N 11, ноябрь 2009 г.

————————————————————————
*(1) Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».
*(2) Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими переданные полномочия РФ в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, утв. Приказом ФМС РФ N 1, Минздравсоцразвития РФ N 4, Минтранса РФ N 1, Госкомрыболовства РФ N 2 от 11.01.2008.
*(3) Письмо МИД РФ от 27.09.2006 N 32253/19.
*(4) Определением ВАС РФ от 18.02.2009 N 1079/09 в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора было отказано.
*(5) Определением ВАС РФ от 18.02.2009 N 944/09 в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора было отказано.
*(6) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 N 681.
*(7) Постановлением Правительства РФ от 07.11.2008 N 836 на 2009 год квота на выдачу приглашений на въезд в РФ иностранных граждан в целях осуществления трудовой деятельности утверждена в количестве 1 250 769 человек.
*(8) Временно пребывающим иностранным гражданином является лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем ее получения, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание (ст. 2 Закона об иностранцах).
*(9) Этот порядок касается как «визового» работника, так и прибывшего в порядке, не требующем получения визы.
*(10) Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ.
*(11) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9.
*(12) Определением ВАС РФ от 27.11.2008 N 14883/08 в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора было отказано.
*(13) Так, ФМС отметила: привлечение к осуществлению трудовой деятельности на территории РФ граждан Республики Беларусь осуществляется на общих основаниях без применения закрепленного в законодательстве РФ порядка привлечения и использования иностранной рабочей силы (Письмо от 20.12.2007 N МС-1/9-25552).
*(14) До 29.03.2008 в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.12.2006 N 798 этот срок составлял 10 дней.
*(15) Постановлением ФАС ВВО от 16.02.2009 N А43-17917/2008-10-280 данное решение оставлено без изменения.
*(16) Утвержден Постановлением Президиума ВС РФ от 16.09.2009.