Новая система оплаты труда в учреждениях спорта | Статьи | 123-Job.ru

Новая система оплаты труда в учреждениях спорта


21.03.2010

С 1 декабря 2008 года принято решение об отмене для работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей Единой тарифной сетки оплаты труда и о переходе на новые системы оплаты труда (НСОТ). Новая система оплаты труда вводится с учетом особенностей труда работников в различных сферах бюджетной деятельности (отказ от уравниловки), теперь зарплата будет зависеть от объема выполняемой работы, уровня образования, квалификации, профессиональных обязанностей работника и других факторов. Рассмотрим, какие шаги предприняты в этом направлении для учреждений физической культуры и спорта на федеральном и региональном уровне, в чем отличие новой системы от прежней.

Какие документы регулируют установление новой зарплаты?

Федеральные учреждения

Прежде всего, Правительство РФ издало Постановление N 583*(1), в котором прописаны основные моменты перехода на новую систему оплаты труда.
1. Федеральные государственные органы осуществляют введение новых систем оплаты труда в отношении работников этих органов и подведомственных им учреждений. В свою очередь, руководители учреждений — главные распорядители средств федерального бюджета — в отношении работников этих учреждений (п. 2 Постановления N 583).
2. Заработная плата работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с новыми системами оплаты труда, не должна быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации (п. 3 Постановления N 583).
3. Согласно п. 6 Постановления N 583 Минздравсоцразвития утверждены:
— профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам с учетом предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, согласованных с соответствующими профсоюзами;
— Рекомендации по разработке федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений (Приказ от 14.08.2008 N 425н);
— Рекомендации по заключению трудового договора с работником федерального бюджетного учреждения и его примерной форме (Приказ от 14.08.2008 N 424н);
— Методические рекомендации по разработке федеральными государственными органами условий оплаты труда для работающих в них и в их территориальных органах работников (Приказ от 27.08.2008 N 450н).
4. В соответствии с п. 7 Постановления N 583 федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета по согласованию с Минздравсоцразвития утверждены:
— перечни основного персонала по видам экономической деятельности для определения размеров должностных окладов руководителей соответствующих учреждений;
— примерные положения об оплате труда работников соответствующих учреждений по видам экономической деятельности с учетом рекомендаций, утвержденных Минздравсоцразвития.
5. Во исполнение п. 9 Постановления N 583 федеральные государственные органы по согласованию с Минздравсоцразвития должны были утвердить до 15 сентября 2008 года условия оплаты труда работающих в них и в их территориальных органах работников (включая размеры окладов (тарифных ставок), а также порядок и условия выплат компенсационного характера и порядок, условия и размеры выплат стимулирующего характера в соответствии с перечнями видов выплат компенсационного и стимулирующего характера), вводимые с 1 декабря 2008 года.
Исходя из перечисленных положений Постановления N 583, можно сделать вывод, что отличие новой системы оплаты труда заключается в том, что она строится по ведомственному принципу, то есть каждое ведомство разрабатывает примерное положение об оплате труда для своих подведомственных учреждений. Далее каждое учреждение должно создать собственное положение об оплате труда, согласовав его с профсоюзом.
Другое отличие — заработная плата будет состоять из трех частей:
— оклада, устанавливаемого по уровню профессиональной классификационной группы;
— компенсационных выплат;
— стимулирующих выплат.

Новые системы оплаты труда на региональном и местном уровне

Все перечисленные нормативные акты разработаны и утверждены для федеральных бюджетных учреждений. А как быть учреждениям, финансируемым из других бюджетов бюджетной системы РФ (местные, региональные)? В целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы были разработаны Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2009 год*(2) (далее — Рекомендации). Рассмотрим их основные положения, касающиеся регионального и местного уровня.
Прежде всего, это единые принципы формирования новых систем оплаты труда для всех бюджетов, которые включают в себя (п. 4 Рекомендаций):
а) верховенство Конституции РФ, федеральных законов и общепризнанных принципов и норм международного права на всей территории РФ.
Размеры и условия оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, не могут быть ниже и хуже размеров и условий оплаты труда, предусмотренных ТК РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ и решениями органов местного самоуправления;
б) установление государственными и муниципальными учреждениями систем оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, доплат и надбавок стимулирующего характера и премирования в коллективных договорах, соглашениях и локальных нормативных актах в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
в) обеспечение зависимости заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимальным размером;
г) обеспечение работодателем равной оплаты за труд равной ценности при установлении размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также недопущение какой бы то ни было дискриминации — различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работников;
д) обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы работников учреждений бюджетной сферы и других гарантий по оплате труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются (п. 6 Рекомендаций):
б) в государственных учреждениях субъектов РФ — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;
в) в муниципальных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
При разработке нормативных правовых актов по вопросам оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы регионального и муниципального подчинения органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления наряду с применением принципов формирования систем оплаты труда, а также норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права, рекомендуется использовать порядок формирования систем оплаты труда, предусмотренный для федеральных государственных учреждений (п. 18 Рекомендаций).
Таким образом, при установлении НСОТ бюджетникам субъекты РФ вправе учитывать и федеральное, и региональное законодательство.

НСОТ для учреждений спорта

Как видим, документов, регулирующих введение новых систем оплаты труда, в настоящее время разработано немало. Но нас интересуют, прежде всего, нормативные акты, относящиеся к учреждениям физической культуры. Таких всего несколько:
1) Профессиональные квалификационные группы должностей работников физической культуры и спорта, утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.05.2008 N 225н;
2) Приказ Минспорттуризма РФ от 27.04.2009 N 249 «Об утверждении перечней должностей работников, относимых к основному персоналу, для расчета средней заработной платы и определения размеров должностных окладов руководителей подведомственных учреждений по видам экономической деятельности». Например, по виду экономической деятельности «Образование» указанный перечень включает в себя следующие должности:
— профессор;
— доцент;
— старший преподаватель;
— преподаватель;
— руководитель физического воспитания;
— старший методист;
— старший воспитатель;
— старший инструктор-методист;
— старший тренер-преподаватель;
— воспитатель;
— методист;
— педагог-психолог;
— инструктор-методист;
— тренер-преподаватель;
3) Приказ Росспорта от 23.09.2008 N 516 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений Федерального агентства по физической культуре и спорту». Так как Росспорт упразднен и его функции и полномочия переданы Минспорттуризму*(3), последний пока только разработал проект Примерного положения об оплате труда работников федеральных бюджетных образовательных учреждений, подведомственных ему.
Кроме того, некоторые учреждения спорта, входящие в систему дополнительного образования детей, по ведомственной принадлежности относятся к Минобрнауки. Для них указанное министерство разработало Рекомендации по использованию новой системы оплаты труда педагогов дополнительного образования, направленной на повышение качества работы управленческих и педагогических кадров системы дополнительного образования детей, направленные Письмом от 25.03.2009 N 06-296.

НСОТ не установлены. Как быть?

Для федеральных бюджетных учреждений срок установления новых систем оплаты труда — 1 декабря 2008 года. Что же касается местных и региональных законодателей, то им было предоставлено право выбора срока введения НСОТ. Некоторые регионы, в связи с финансовым кризисом, установили дату перехода на НСОТ 1 апреля 2009 года.
Так, в Нижегородской области и г. Нижнем Новгороде с 1 апреля 2009 года вступили в силу постановления администрации г. Н. Новгорода от 31.10.2008 N 5206 «Об утверждении Положения об оплате труда работников муниципальных бюджетных учреждений физкультурно-спортивной сферы города Нижнего Новгорода», Правительства Нижегородской области от 15.10.2008 N 465 «Об оплате труда работников государственных бюджетных учреждений физической культуры и спорта Нижегородской области».
Таким образом, федеральные учреждения, подведомственные Минспорттуризму, обязаны руководствоваться его нормативными документами по установлению НСОТ. Учреждения спорта, финансируемые из других бюджетов, должны ждать указаний от своих вышестоящих органов исполнительной власти, уполномоченных регулировать их деятельность.
Возникает вопрос: как до этого времени начислять работникам зарплату, какие документы использовать при разработке положения об оплате труда? В частности, многие спортивные школы интересует оплата труда тренеров-преподавателей, так как они являются одними из главных работников таких учреждений. Напомним, что до разработки и введения НСОТ порядок исчисления заработной платы тренерам-преподавателям по спорту был регламентирован:
— Приказом КФК РФ от 22.01.1993 N 13 «О введении новых условий оплаты труда работников физической культуры и спорта» (далее — Постановление N 13);
— Постановлением Госкомспорта СССР от 20.05.1991 N 6/4а-13 «О совершенствовании организации заработной платы работников ведущих профессий учреждений организаций физической культуры и спорта» (далее — Постановление 6/4а-13);
— Постановлением Госкомспорта СССР и ЦК ДОСААФ СССР от 05.08.1990 N 9/4а-22 «О совершенствовании организации заработной платы, введении новых условий оплаты труда, ставок и окладов работников физической культуры и спорта, окладов тренеров и стипендий спортсменов-инструкторов сборных команд СССР, ведомств и физкультурно-спортивных организаций» (далее — Постановление N 9/4а-22).
Кроме того, письмами Росспорта от 12.12.2006 N СК-02-10/3685 и Минобрнауки РФ от 29.09.2006 N 06-1479 были направлены Методические рекомендации по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации (далее — Методические рекомендации).
По мнению автора, до утверждения НСОТ на региональном уровне учреждения при разработке положений об оплате труда вправе использовать указанные документы, так как в настоящее время нет официального документа, их отменяющего.
Исключение составляет Постановление Минтруда РФ от 22.01.1993 N 8 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников физической культуры и спорта Российской Федерации». С 1 декабря 2008 года оно утратило силу в связи с изданием Приказа Минздравсоцразвития РФ от 24.11.2008 N 665 «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Министерства труда и занятости населения Российской Федерации, Министерства труда Российской Федерации, Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства здравоохранения РСФСР, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, Министерства социальной защиты населения Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации».
В настоящее время нового нормативного акта, устанавливающего квалификационные характеристики по должностям работников физической культуры и спорта, не принято.
По мнению автора, работодатель при отсутствии установленных требований может самостоятельно разработать квалификационные характеристики и должностные обязанности на основе положений ТК РФ, норм, утвержденных общероссийскими спортивными федерациями, правил соответствующих видов спорта.

Оплата труда тренеров по-старому

Судя по вопросам, которые поступают в адрес нашей редакции, не все субъекты РФ перешли на НСОТ, поэтому бухгалтеров интересуют вопросы, связанные с расчетом заработной платы тренерам-преподавателям по старой системе.
Есть два метода расчета заработной платы тренеров-преподавателей по спорту (п. 3 приложения 3 к Постановлению N 13):
— за количество часов учебно-преподавательской работы;
— за количество занимающихся.
Решение о применении определенного метода принимается руководителем и утверждается в учетной политике учреждения.
Нормативы оплаты труда тренеров за количество часов учебно-преподавательской работы. Наполняемость учебных групп, режим учебно-преподавательской работы для учебных групп и отдельных спортсменов-учащихся определяются школой исходя из уровня подготовленности занимающихся и периодизации процесса подготовки.
Норматив оплаты труда тренеров в спортивно-оздоровительных группах повышается на 0,5% от тарифной ставки (оклада) за каждые два года обучения спортсменов-учащихся.
Нормативы количества часов учебно-преподавательской работы, отведенных для подготовки учебных групп (далее — режимы учебно-преподавательской работы), и наполняемость учебных групп устанавливаются в размерах, указанных в п. 3 приложения 7 к Постановлению N 6/4а-13.

——————————T————-T——————-T————————¬
¦ Уровень и этапы подготовки ¦Продолжитель-¦ Режим ¦ Наполняемость учебных ¦
¦ занимающихся ¦ ность ¦учебно-преподавате-¦ групп ¦
¦ ¦ обучения ¦ льской работы с +————————+
¦ ¦ ¦ учебными группами ¦ Группы видов спорта * ¦
¦ ¦ ¦ (часов в неделю) +——T——-T———+
¦ ¦ ¦ ¦ I ¦ II ¦ III ¦
+——————————+————-+——————-+——+——-+———+
¦ Подготовка спортсменов-учащихся в спортивных школах ¦
+——————————T————-T——————-T——T——-T———+
¦Высшего спортивного¦ Весь период ¦ 32 ¦ 3 ¦ 6 ¦ 4 ¦
¦мастерства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+——————————+————-+——————-+——+——-+———+
¦Спортивного совершенствования¦ 1 ¦ 24 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 6 ¦
¦ +————-+——————-+——+——-+———+
¦ ¦ 2 ¦ 26 ¦ 4 ¦ 6 ¦ 5 ¦
¦ +————-+——————-+——+——-+———+
¦ ¦ Свыше 2 лет ¦ 28 ¦ 4 ¦ 6 ¦ 5 ¦
+——————————+————-+——————-+——+——-+———+
¦Учебно-тренировочный ¦ 1 ¦ 12 ¦ 8 ¦ 12 ¦ 10 ¦
¦ +————-+——————-+——+——-+———+
¦ ¦ 2 ¦ 14 ¦ 8 ¦ 12 ¦ 10 ¦
¦ +————-+——————-+——+——-+———+
¦ ¦ 3 ¦ 18 ¦ 6 ¦ 12 ¦ 8 ¦
¦ +————-+——————-+——+——-+———+
¦ ¦ Свыше 3 лет ¦ 20 ¦ 6 ¦ 12 ¦ 8 ¦
+——————————+————-+——————-+——+——-+———+
¦Начальной подготовки ¦ 1 ¦ 6 ¦ 16 ¦ 20 ¦ 18 ¦
¦ +————-+——————-+——+——-+———+
¦ ¦ Свыше года ¦ 8 ¦ 14 ¦ 18 ¦ 16 ¦
+——————————+————-+——————-+——+——-+———+
¦Спортивно-оздоровительный ¦ Весь период ¦ 6 ¦ 16 ¦ 20 ¦ 18 ¦
+——————————+————-+——————-+——+——-+———+
¦* Классификация видов спорта: ¦
¦I группа: акробатика, биатлон, бобслей, гимнастика спортивная, гимнастика¦
¦художественная, горнолыжный спорт, лыжное двоеборье, конный спорт, легкоатлетические¦
¦десятиборье, семиборье, прыжки с шестом, парусный спорт, прыжки в воду, прыжки на¦
¦батуте, прыжки на лыжах с трамплина, санный спорт, синхронное плавание, скалолазание,¦
¦стрельба из лука, стрельба стендовая, стрельба пулевая, современное пятиборье, фигурное¦
¦катание, фристайл, фехтование, велоспорт (трек, шоссе), воднолыжный спорт,¦
¦автомобильный, мотоциклетный, водно-моторный, подводный, самолетный, вертолетный,¦
¦парашютный, планерный, дельтапланерный виды спорта; ¦
¦II группа: командные игровые виды спорта; ¦
¦III группа: все остальные, не вошедшие в I и II группы, в том числе¦
¦спортивно-технические и национальные (п. 4 приложения 7 к Постановлению N 6/4а-13, п. 1¦
¦приложения 18 к Постановлению N 9/4а-22). ¦
L——————————————————————————————

Следует заметить, что в Методических рекомендациях к первой группе видов спорта отнесены все олимпийские виды спорта (дисциплины), ко второй группе — олимпийские игровые виды спорта, а также неолимпийские виды спорта, получившие признание Международного олимпийского комитета (имеющие соответствующую классификацию во Всероссийском реестре видов спорта (ВРВС)*(4)), к третьей группе — все другие виды спорта (дисциплины), включенные во Всероссийский реестр видов спорта.
В связи с этим у бухгалтеров возник вопрос: к какой группе спорта принадлежат конькобежный спорт, бокс, лыжные гонки?
Заметим, что постановления N 6/4а-13, 9/4а-22 были утверждены еще в начале 90-х годов (1990 и 1991), Всероссийский реестр видов спорта разработан в 2004 году, Методические рекомендации направлены учреждениям в декабре 2006 года. Следует предположить, что разработчики последнего документа учли введение в действие такого важного документа в области спорта, как ВРВС. Таким образом, было бы правильнее руководствоваться классификацией, указанной в Методических рекомендациях, и отнести конькобежный спорт, бокс, лыжные гонки к первой группе спорта.
Другой вопрос читателей связан с наполняемостью учебных групп. Какими нормативами по наполняемости групп руководствоваться? В Постановлении N 6/4а-13 они приведены по каждой группе видов спорта конкретно, а в Методических рекомендациях определяются с учетом техники безопасности в соответствии с образовательной программой.
Отвечая на данный вопрос, следует обратить внимание на то, что в Методических рекомендациях в таблице 2 указаны примерные параметры нормативов по наполняемости учебных групп в максимальном объеме учебно-тренировочной нагрузки.

———————-T————T—————T—————T——————-¬
¦ ¦ Период ¦ Минимальная ¦ Максимальный ¦Максимальный объем ¦
¦ Уровень и этапы ¦ обучения ¦наполняемость ¦количественный ¦учебно-тренировоч- ¦
¦ подготовки ¦ (лет) ¦ групп (чел.) ¦ состав группы ¦ ной нагрузки ¦
¦ ¦ ¦ ¦ (чел.) ¦ (ч./нед.) ¦
+———————+————+—————+—————+——————-+
¦Спортивно-оздоровите-¦Весь период ¦ 15 ¦ 30 ¦ До 6 ¦
¦льный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+———————+————+—————+—————+——————-+
¦Начальной подготовки ¦ Первый год ¦ 15 ¦ 30 ¦ 6 ¦
¦ +————+—————+—————+——————-+
¦ ¦ Второй год ¦ 12 ¦ 24 ¦ 9 ¦
¦ +————+—————+—————+——————-+
¦ ¦ Третий год ¦ 12 ¦ 24 ¦ 9 ¦
+———————+————+—————+—————+——————-+
¦Учебно-тренировочный ¦ Первый год ¦ 10 ¦ 20 ¦ 14 ¦
¦ +————+—————+—————+——————-+
¦ ¦ Второй год ¦ ¦ 16 ¦ 16 ¦
¦ +————+ +—————+——————-+
¦ ¦ Третий год ¦ ¦ 16 ¦ 16 ¦
¦ +————+ +—————+——————-+
¦ ¦ Четвертый ¦Устанавливают-¦ 16 ¦ 18 ¦
¦ ¦ год ¦ся учреждением¦ ¦ ¦
¦ +————+ +—————+——————-+
¦ ¦ Пятый год ¦ ¦ 16 ¦ 20 ¦
+———————+————+ +—————+——————-+
¦Спортивного ¦ До года ¦ ¦ 14 ¦ 24 ¦
¦совершенствования +————+ +—————+——————-+
¦ ¦ Свыше года ¦ ¦ 12 ¦ 28 ¦
+———————+————+ +—————+——————-+
¦Высшего спортивного¦Весь период ¦ ¦ 8 ¦ 32 ¦
¦мастерства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L———————+————+—————+—————+———————

По мнению автора, в Постановлении N 6/4а-13 нормативы разработаны, прежде всего, для начисления заработной платы, а в Методических рекомендациях — для организации учебно-тренировочного процесса.
В плавании, синхронном плавании, прыжках в воду, водном поло наполняемость групп начальной подготовки составляет 15 человек. В фигурном катании для спортивных и танцевальных пар на этапе спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства — 4 человека. При наличии в составе учебной группы члена или стажера сборной России количество часов в неделю данной группы может быть увеличено до 36.
Для тренировки спортсменов по отдельным видам спорта, включенным в I группу, например по фигурному катанию, кроме основного тренера, могут привлекаться тренеры по смежным видам спорта и преподаватели хореографии. Размеры оплаты их труда определяются с учетом требований учебной программы и не должны превышать 50% установленного норматива для основного тренера.
Учебно-преподавательская нагрузка среди тренеров распределяется исходя из количества часов по учебному плану, обеспеченности тренерско-преподавательскими кадрами и других условий учебного процесса.
Согласно п. 7 приложения 8 к Постановлению N 6/4а-13, п. 5 приложения 19 к Постановлению N 9/4а-22 при оплате труда тренеров спортивных школ по нормативам за количество часов учебно-преподавательской работы исчисление заработной платы производится путем умножения ставки заработной платы с учетом надбавок на установленное им количество часов учебно-преподавательской работы в неделю (месяц) и деления полученного произведения на норму часов в неделю — 24 академических часа, в месяц — 101,6 (средняя норма часов в месяц).
Почасовая оплата за тренерско-преподавательскую работу производится за часы, данные в порядке замещения отсутствовавших по болезни или другим причинам тренеров (п. 8 приложения 8 к Постановлению N 6/4а-13).
Размер почасовой оплаты данного работника определяется путем деления его месячной ставки заработной платы с учетом надбавок на 101,6 (среднюю норму часов в месяц).

Пример 1.
Работник провел 18 часов учебно-тренировочных занятий в порядке замещения. При тарификации ему установлена месячная ставка заработной платы в размере 4 000 руб.
Его заработок за часы составит 708,66 руб. ((4 000 руб. х 18 час.) : 101,6).
Нормативы оплаты труда тренеров за одного занимающегося (в процентах от ставки заработной платы в месяц). В соответствии с п. 6 приложения 8 к Постановлению N 6/4а-13, п. 6 приложения 18 к Постановлению N 9-4а-22 при оплате труда тренеров за учебно-преподавательскую работу по нормативам за одного занимающегося исчисление заработной платы производится путем умножения месячной ставки заработной платы с учетом надбавок на норматив оплаты его туда (в процентах от ставки заработной платы в месяц) и число занимающихся.
Нормативы оплаты труда тренеров за одного занимающегося (в процентах от ставки заработной платы в месяц) устанавливаются в следующих размерах (п. 2. приложения 7 к Постановлению N 6/4а-13, п. 1 приложения 18 к Постановлению N 9-4а-22):

————————-T————————T————————-¬
¦ Уровень и этапы ¦ Период обучения ¦ Размеры нормативов в ¦
¦подготовки занимающихся ¦ ¦ процентах от ставки ¦
¦ ¦ ¦ зарплаты на одного ¦
¦ ¦ ¦ занимающегося ¦
¦ ¦ +————————-+
¦ ¦ ¦ Группы видов спорта ¦
¦ ¦ +———T——-T———+
¦ ¦ ¦ I ¦ II ¦ III ¦
+————————+————————+———+——-+———+
¦ 1. Подготовка спортсменов в составе сборных команд России ¦
+————————T————————T———T——-T———+
¦Основной ¦ весь период ¦ до 150 ¦до 150 ¦ до 150 ¦
+————————+————————+———+——-+———+
¦Стажеры ¦ весь период ¦ до 75 ¦ до 75 ¦ до 75 ¦
+————————+————————+———+——-+———+
¦Резервный ¦ весь период ¦ до 50 ¦ до 50 ¦ до 50 ¦
+————————+————————+———+——-+———+
¦ 2. Подготовка спортсменов-учащихся в спортивных школах ¦
+————————T————————T———T——-T———+
¦Высшего спортивного¦ весь период ¦ 40 ¦ 25 ¦ 35 ¦
¦мастерства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+————————+————————+———+——-+———+
¦Спортивного ¦ до года ¦ 20 ¦ 10 ¦ 15 ¦
¦совершенствования +————————+———+——-+———+
¦ ¦ свыше года ¦ 30 ¦ 15 ¦ 25 ¦
+————————+————————+———+——-+———+
¦Учебно-тренировочный ¦ до двух лет ¦ 8 ¦ 4 ¦ 5 ¦
¦ +————————+———+——-+———+
¦ ¦ свыше двух лет ¦ 14 ¦ 6 ¦ 10 ¦
+————————+————————+———+——-+———+
¦Начальной подготовки ¦ до года ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦
¦ +————————+———+——-+———+
¦ ¦ свыше года ¦ 3 ¦ 2,5 ¦ 2,5 ¦
+————————+————————+———+——-+———+
¦Спортивно-оздоровитель- ¦в возрасте от 12 до 17 ¦ 2,5 ¦ 2,5 ¦ 2,5 ¦
¦ной ¦ лет ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +————————+———+——-+———+
¦ ¦ в возрасте до 12 и ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦
¦ ¦ старше 17 лет ¦ ¦ ¦ ¦
L————————+————————+———+——-+———

Пример 2.
Тренер-преподаватель по акробатике принят на работу на 0,5 ставки (2 500 руб.). Он осуществляет подготовку 5 человек на этапе учебно-тренировочном свыше двух лет, 7 человек на этапе начальной подготовки свыше года, 3 человек на этапе спортивного совершенствования до года.
Его заработок в месяц составит 3 775 руб. ((2 500 руб. х (5 чел. х 14% + 7 чел. х 3% + 3 чел. х 20%)) : 100%).
В соответствии с п. 9 Постановления N 13 тренерам устанавливаются надбавки к тарифным ставкам:
— 10% — за наличие почетных званий «Отличник физической культуры» и «За заслуги в развитии физической культуры и спорта»;
— 15% — за работу в специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва, специализированных детско-юношеских спортивно-технических школах, школах высшего спортивного мастерства, училищах олимпийского резерва, а также за работу со спортсменами, зачисленными на этапы подготовки спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства;
— 15-20% — за работу с инвалидами и лицами с недостатками в физическом или умственном развитии.
В заключение можно сделать вывод, что существующая нормативная база по заработной плате работников физической культуры, безусловно, устарела, у бухгалтеров в связи с этим возникают проблемы и вопросы, появление которых лишний раз доказывает необходимость изменения подходов к оценке труда тренеров-преподавателей и других работников в области спорта.

О. Заболонкова,
редактор журнала «Учреждения физической культуры и спорта:
бухгалтерский учет и налогообложение»

«Учреждения физической культуры и спорта: б